Реализация программы региональной инновационной площадки как один из факторов формирования личности
Реализация программы региональной инновационной площадки как один из факторов формирования личности
Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. Особо значимой в условиях модернизации школьного образования является задача обеспечения качества образования, развития учащихся, удовлетворения в полной мере индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся старших классов. Гуманизация, дифференциация и демократизация образования сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой.
Одним из положений президентской программы «Наша новая школа» является работа с одаренными детьми. Выявление одаренного обучающегося на ранней ступени обучения и сопровождение его деятельности и развития до выпускного класса.
В рамках освоения образовательной программы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей среде. При этом у него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним. Присущий выпускнику школы социальный оптимизм базируется на универсальной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию. Модель выпускника
Выпускникшколы должен обладать высоким уровнем образованности, свойствами духовного, психического, физического, социального развития, личностными (человеческими) качествами.
В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания. Школа-лаборатория развития человеческого потенциала современного учащегося.
В Программе развития школы представления о выпускнике определяются необходимостью такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. С этой целью в школе создаются лаборатории совместного действия педагога, учащегося и родителя, выступающие в роли механизмов сопровождения образовательного процесса в целом.
Концепция воспитательной системы школы строится с учетом основных позиций стратегии развития воспитания подрастающего поколения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании", Федеральной программой развития образования, Национальной доктриной образования в РФ, которые определяют создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся и конструирование ими собственного образовательного маршрута.
Новое мыследеятельностное содержание образования требует использования широкого спектра технологий обучения: развивающего обучения, технологии уровневой дифференциации, модульно-блочной технологии, исследовательской и проектной технологий, технологии коммуникационного обучения, интерактивного обучения, дебатов, игр, дистанционной формы. В этом направленииработает лаборатория«Интеграция и погружение», деятельность которой направлена на повышение возможностей школы по реализации индивидуальныхобразовательных потребностей обучающихся на основе вариативного содержания образования и технологического подхода к его реализации.Создание условий для самореализации личности через организацию разнообразной деятельности, успешной учебной деятельности в соответствии с психофизиологическими особенностями личности.
В течение многих лет педагогический процесс в школе ориентирован на подготовку успешной личности. Основное направление работы школы — развитие творческих способностей одарённых и перспективных детей в рамках реализации программы «Одаренные дети».В образовательном учреждении разработана система диагностики школьников, включающая пакет методик: «Карта интересов» и «Карта одаренности», результаты психологических тестов по методике Савенкова А. И., книга «Одаренный ребенок в массовой школе» (А. И. Савенков. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2001.-208с).Выявление одаренных детей происходит через участие школьников в работе детских творческих объединений, кружков, клубов, научных обществ и результативности участия в интеллектуальных конкурсах. Проводится изучение отношения родителей к данной проблеме, изучение возможностей школы для создания условий в обучении одаренных школьников.
Существенно дополняют результаты диагностики характеристики, составляемые на ученика учителями и родителями по заранее разработанным вопросам, требующим односложных ответов.
Выявление одаренных детей начинается на первой ступени обучения, через школьную игру «Путешествие по океану "Одаренность"», на второй ступени – через всероссийский интеллектуально-творческий марафон «Эрудит», на третьем этапе – школьное научное общество «Земляне». По результатам диагностики и участия в интеллектуальных конкурсах создается банк данных «Одаренные дети».
В каникулярное время в школе организуются профильные отряды на базе профильных классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов. Осуществляется взаимодействие школа – вуз. Ежегодно для членов ШНО «Земляне» проводят консультации преподаватели, ученые, доктора наук и профессора по методикам проведения исследования. Колчанов А.Ф. – методика изучения фитоценозов (БГУ); Спаринская И.А. – проведение исследований в области экологии (Миссис), Старшеклассники проходят курсовую и предметную подготовку в Белгородском государственном университете, Старооскольском технологическом институте (филиал), ФГОУ ВПО «Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов», Воронежском государственном университете, обучаются в заочных школах МИФИ, МГУ, БГУ. Курс «Живая инновация» для обучающихся 8-10 классов читает старший преподаватель СТИ НИТУ МИСиС Ачкасов В.А., исследовательскую работу в нанолаборатории с членами ШНО «Земляне», секция инженерно-техническая проводит Доронин Олег Николаевич.
С одаренными детьми применяются методики проектной и исследовательской деятельности Шамовой, Давыденко, Поллат. Личностно-ориентированные технологии обучения Селевко.
Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является научное общество учащихся. В каждом из образовательных учреждений сложилась своя система по выявлению и организации работы одаренных детей. Во многих школах работают НОУ. Современные требования к исследовательским работам все более высокого уровня, поэтому необходимо объединить усилия руководителей НОО для организации и проведения экспериментов, исследований, а главное отбору работ на региональный и Всероссийский уровень. Можно решить данную проблему путём привлечения специалистов-предметников по направлениям исследований, педагогов ДЭБЦ, преподавателей вузов, специалистов музеев, роспортебнадзора. Ученых необходимо привлекать для рецензирования исследовательских работ, оказания помощи в методике проведения исследования, для проведения консультаций по каждой конкретной работе. Необходимо использовать опыт коллег, учителям, работающим с одаренными детьми. Именно поэтому в 2010 году было принято решение о создании региональной инновационной площадки «Муниципальное научное общество учащихся как оптимальная форма работы по повышению интеллектуального уровня одаренных детей».
Основанием для создания муниципального научного общества учащихся на базе МАОУ «СОШ №24 с УИОП» послужили следующие факторы: наличие квалифицированных педагогических кадров, современная материально-техническая база. В распоряжении педагогов и учащихся находятся современные образовательные инструменты и технологии. Интернет - технологии позволяют получить консультации учителей, обменяться информацией в режиме реального времени, не выходя из школы или дома. На сайтах образовательных учреждений школьники могут получить методическую помощь, прочитать лекцию, ответить на вопросы тестов, проверить себя в интеллектуальных конкурсах, поучаствовать в проектной и исследовательской деятельности.
МНОО - добровольное творческое объединение обучающейся молодежи и подростков, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях науки, развивать свой интеллект, творческий потенциал, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, практической и опытнической деятельности под руководством педагогических работников и других специалистов на базе школы или (по договоренности) на базе других учреждений и предприятий.
Цель – создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования детей (научное общество учащихся) и распространение опыта работы в общеобразовательные учреждения Старооскольского городского округа
Задачи:
● повышение организационно-методической культуры педагогов за счет включения их в систему работы муниципального научного общества учащихся;
· создание организационных и психолого - педагогических условий для развития и обучения одаренных детей;
· разработка и реализация мероприятий муниципального научного общества учащихся по организации и осуществлению работы с одаренными детьми;
· объединение усилий педагогов школ Старооскольского городского округа по формированию устойчивых интеллектуальных навыков у обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.
Муниципальное научное общество обучающихся позволяет координировать деятельность учителей и учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью, наиболее эффективно использовать потенциальные возможности каждого, обмениваться опытом как внутри образовательной системы, так и с профессионалами из других сфер деятельности. Осуществлять взаимодействие школа – вуз, организовывать консультации с учеными, докторами наук и профессорами, проводить круглые столы, предоставлять методики проведения исследования.Создание муниципального научного общества даёт возможности использовать материально-техническую базу других образовательных учреждений. При подготовке к исследовательской деятельности использовалась микролаборатория ДЭБЦ. При выполнении практической части работы - живой уголок и растения ДЭБЦ, оборудование роспотребнадзора применялось для изучения экологии воздуха и водоемов Старого Оскола, лаборатории институтов - для исследовательской деятельности в секции «Промышленная эколгия»
Работа НОО осуществляется по четырём направлениям:
1. Естественнонаучное
2. Инженерно-техническое
3. Гуманитарное
4. Художественно-эстетическое
Каждое направление деятельности предполагает работу секций по интересам школьников.
В состав МНОО входят обучающиеся всех ступеней обучения.
Для реализации инновационного проекта были разработаны следующие локальные акты:
· приказ о создании муниципального объединения руководителей школьных научных обществ обучающихся;
· положение о награждении победителей и призёров - членов МНОО, отличившихся в исследовательской деятельности;
· положение о региональном детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;
· положение о региональном открытом конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в ХХI веке»;
· договор № 004 от 28 октября 2010 года «Об осуществлении представительства» между Общероссийской общественной организацией «Интеграция» и МОУ «СОШ №24 с УИОП
Реализуются мероприятия в рамках МНООпо организации и осуществлению работы с одаренными детьми. Исследовательской работе школьников, их участию в научных секциях ШНО предшествует обязательный спецкурс «Введение в научное исследование» Этот блок является наиважнейшим в ходе организации всей исследовательской работы, поскольку формулируемый научный аппарат становится тем «нервом», который определяет весь ход дальнейшего исследования. Таким образом, исходя из актуальности и значимости научно-исследовательской деятельности учащихся современной образовательной среды возможна организация системы работы по созданию условий этой деятельности в рамках общеобразовательного учреждения. Эта система обеспечивает качественную подготовку выпускников, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, компетентных в вопросах формулировки и применения научного аппарата исследования. Кроме того, важным итогом такого рода деятельности школы является формирование исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом. Это становится возможным не только во время организации исследовательской деятельности как таковой. Сущность методологии научного творчества определяется особенностями научного изучения как основной формы научной работы, раскрываются основные категории, термины, общеучебные понятия, на основе которых выстраивается научно-исследовательская деятельность.
Одной из новых форм деятельности МНОО является организация и проведение региональных конференций для обучающихся 9 – 11 классов Белгородской области «Меня оценят в 21 веке» и для обучающихся 1-8 классов «Первые шаги в науке». В 2012 — 2013 учебном году на базе МАОУ «СОШ №24 с УИОП» были организованы региональные конференции «Меня оценят в 21 веке» (20.09.2012) (196 человек) из 17 районов области. 14.03.13 состоялся региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»для обучающихся 1-8 классов (255 человек). В конкурсе участвовали школьники Iи IIступеней обучения из 19 районов Белгородской области, 96 общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Традиционно, в рамках реализации программы проводятся практикоориентированная конференция «Моя будущая профессия», марафон знаний «Эрудит», региональные конкурсы детских научно-исследовательских работ. Члены МНОО вовлечены в активную интеллектуальную деятельность. В течение года школьники Старооскольского городского округа участвовали в 86 муниципальных, 33 региональных, 42 Всероссийских, 17 Международных интеллектуальных конкурсах и 5 интеллектуальных программах, включающих по 5-7 конкурсов и конференций, НС «Интеграция», «Интеллектуально-творческий потенциал России» (г. Обнинск), «Шаг в будущее» (г. Москва), «Открытие», (г. Ярославль), «Я — исследователь»,
Созданы электронные сборники научно-исследовательских и творческих работ обучающихся Белгородской области, СД-диски, содержащие работы участников региональных конференций «Меня оценят в 21 веке» (22.09.2011, 20.09.2012) и «Первые шаги в науке» (14.03.2012)., Созданы электронные сборники тезисов исследовательских работ одаренных школьников муниципальной конференции "Открытие", «Юные исследователи окружающей среды», буклеты о достижениях талантливой молодёжи школы.
На заседании руководителей научных обществ обучающихся спроектирована деятельность муниципального научного общества и намечены пути дальнейшего развития. Вовлечение в работу МНОО педагогов Старооскольского городского округа способствует повышению квалификации, увеличивает число участников педагогических конкурсов данного направления, увеличивает число педагогов, работающих с одаренными детьми. Благодаря обмену опытом, обучающим семинарам, улучшается качество выявления и сопровождения одаренных детей. Сотрудничество с вузами, использование современной материально-технической базы повышает уровень исследовательских работ.
Благодаря деятельности муниципального научного общества обучающихся у всех детей Старооскольского городского округа появятся равные стартовые возможности для проведения исследований.
Муниципальное объединение руководителей школьных научных обществ, а также муниципальное научное общество обучающихся активно работает. Опыт работы по данной теме распространяется на всех уровнях. Проведены семинары, мастер-классы, круглые столы, педагогические площадки. Опыт представлен в печатных и электронных сборниках. Проведено ежегодное рейтингование результатов исследовательской деятельности членов МНОО, организовано награждение абсолютных победителей и руководителей обучающихся на уровне Старооскольского городского округа. Проведённая диагностика показывает:
1. Увеличение количества победителей и призеров интеллектуальных конкурсов, олимпиад, научно – исследовательских конференций Всероссийского и регионального уровня на 81%.
2. Увеличилось число научных обществ общеобразовательных учреждений Старооскольского городского округа на 24 объединения.
3. Возросло количество педагогов Старооскольского городского округа, вовлеченных в работу с одаренными детьми (МНОО) на 58%.
Научный подход к выявлению одаренных детей позволяет своевременно начать развивать их способности в нужном направлении, а, следовательно, эффективно решать задачи обучения, добиваясь более высоких результатов.
Достижение модели «выпускник школы» – в идеальном приближении личность духовно, физически здоровая, социально активная, способная управлять своими потребностями и мышлением возможна не только в работе детских объединений, но и формировании индивидуальной траектории развития. Ученикам предоставляется право выбора той или иной программы в зависимости от интересов и возможностей.
Победители в различных номинациях и в общем конкурсе зачисляются в банк данных одаренных школьников и занимаются по индивидуальной программе. Первым необходимым условием выявления одаренного обучающегося является работа с узкими специалистами: психологами, социальными педагогами, школьными врачами для выявления интересов, способностей, развития коммуникативных навыков и реального состояния здоровья учащегося.
Для каждого одаренного школьника существует свой индивидуальный план работы, который может изменяться и дополняться в течение года.Она включает теоретический раздел, отработку практических навыков, исследовательскую деятельность и участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях. В плане указывается вид мероприятия, форма проведения, сроки выполнения и прогнозируется результат.
Проектирование индивидуальных планов работы с одаренными детьми особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственногопостроения своего жизненного пути и принятия самостоятельных решений, потребность в целенаправленной образовательной деятельности, учатся осознанно строить свои жизненные и профессиональные планы.Для реализации последнего была:
1.Спланирована работа педагогов по повышению компетентности в данных вопросах в виде обучающих семинаров, методических дней.
2. Совершенствованы индивидуальные планы работы по подготовке одаренных школьников в соответствии с современными образовательными требованиями.
3. Расширилась сеть участия школьников в олимпиадах и конкурсах всех уровней.
4. Увеличилось число обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью.
Важным показателем эффективности индивидуализации обучения являются результаты участия школьников в предметных олимпиадах и конференциях. Два обучающихся МАОУ "СОШ №24 с УИОП" стали призерами заключительного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и географии, семь победителей и призёров регионального этапа олимпиады, тридцать четыре школьника стали победителями и призёрами очных всероссийских конференций. Во второй части семинара вы увидите экспресс-анализ реализации индивидуальных траекторий обучающихся.
В образовательном учреждении сформировалась новая образовательная система, направленная на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Успехи обучающихся и педагогов являются залогом успешности общеобразовательного учреждения в целом.