Система работы школы с одаренными детьми
Г.В. Кононова, З.Г. Багрова, МАОУ «СОШ №24 с УИОП»
Основное направление работы школы — развитие творческих способностей одарённых и перспективных детей в рамках реализации школьной программы «Одаренные дети».Выявление одаренных детей происходит через участие школьников в работе детских творческих объединений, кружков, клубов, научных обществ и результативности участия в интеллектуальных конкурсах. Диагностику школьников проводит педагог-психолог общеобразовательного учреждения. Существенно дополняют результаты диагностики характеристики, составляемые на ученика учителями и родителями по заранее разработанным вопросам, требующим односложных ответов.
В МАОУ «СОШ №24 с УИОП» работа с одаренными детьми начинается на первой ступени обучения, в рамках детской организации через игру-путешествие по океану «Одаренность» на корабле «Начальная школа» с участием органов ученического самоуправления.
Исходя из сферы интересов младших школьников, творческими группами учителей начальных классов разработаны 5 направлений:
• Страна «Спортландия» с заливом «Сильные, смелые, ловкие» (физкультура, спорт);
• Бухта «Хочу все знать» (математика и техника);
• «Мыс Отчизны» (природа);
• Остров «Веселая кругосветка» (художественная сфера: танцы, песни, рисунки, поделки, презентации, проекты);
• Порт «Интеллектуал» (гуманитарная сфера: русский язык, литература, православная культура, иностранный язык, история).
На второй ступени работа с одаренными детьми происходит через участие школьников во всероссийском интеллектуально-творческом марафоне «Эрудит». Школьный этап интеллектуального марафона «Эрудит» проводится ежегодно. Участниками марафона являются обучающиеся 5 – 8 классов, которые соревнуются в знаниях по 10 предметам.
На третьей ступени обучения одаренные школьники продолжают свое развитие в Школьном научном обществе «Земляне», участвуют в исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах и конференциях разных уровней. Научное общество обучающихся координирует деятельность учителей и учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью, наиболее эффективно использует потенциальные возможности каждого, обмениваться опытом как внутри образовательной системы, так и с профессионалами из других сфер деятельности. Осуществляет взаимодействие школа – вуз. Работа НОО осуществляется по четырём направлениям:
1. Естественнонаучное
2. Инженерно-техническое
3. Гуманитарное
4. Художественно-эстетическое
Каждое направление деятельности предполагает работу секций по интересам школьников.
Традиционно школа сотрудничает с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Ежегодно для членов ШНО «Земляне» проводят консультации по методикам проведения исследований, рецензируют работы специалисты музеев, роспотребнадзора. педагоги ДЭБЦ, преподаватели вузов, ученые, доктора наук и профессора СТИ НИТУ МИСИС, БГУ, обучающиеся учатся в очно-заочных школах МИФИ, БГУ.
Творческой группой учителей, по работе с одаренными детьми разработан спецкурс «Введение в научное исследование». Этот блок формирует научный аппарат, который определяет весь ход дальнейшего исследования в рамках общеобразовательного учреждения. Для обучающихся 8-10 классов реализуется, элективный Курс «Живая инновация», разработанный педагогами нашей школы.
Исследовательскую работу в нанолаборатории с членами ШНО «Земляне» инженерно-технической секции проводят ученые Старооскольского городского округа.
Для реализации работы с одаренными детьми разработаны следующие локальные акты:
· приказ о создании школьного научного общества «Земляне»;
· положение о школьном научном обществе;
· положение о награждении победителей и призёров интеллектуальных, художественно-эстетических и спортивных конкурсов, конференций, олимпиад;
· положение о проектной деятельности школьников;
· положение об исследовательской деятельности обучающихся;
· договор № 004 от 28 октября 2010 года «Об осуществлении представительства» между Общероссийской общественной организацией «Интеграция» и МОУ «СОШ №24 с УИОП
· положение о региональном детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;
· положение о региональном открытом конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в ХХIвеке»;
В 2010 году между НС «Интеграция» и МАОУ «СОШ №24 с УИОП» был подписан договор об осуществлении представительства. Общеобразовательное учреждение стало Координационным центром НС «Интеграция» по Белгородской области.
Одной из новых форм деятельности НОО является организация и проведение региональных конференций для обучающихся 9 – 11 классов Белгородской области «Меня оценят в 21 веке», для обучающихся 1-8 классов «Первые шаги в науке». Только в этом учебном году в региональных конференциях участвовали 451 обучающийся из 19 районов Белгородской области, 96 общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Традиционно, в рамках реализации программы проводятся практикоориентированная конференция «Моя будущая профессия», «Марафон», «Ученик года», «Класс года». В течение года школьники МАОУ «СОШ №24 с УИОП» приняли участие в 86 муниципальных, 33 региональных, 42 Всероссийских, 17 Международных интеллектуальных конкурсах и 5 интеллектуальных программах: НС «Интеграция», МАН «Интеллект будущего» (г. Обнинск), «Шаг в будущее» (г. Москва), «Открытие», (г. Ярославль), «Я — исследователь».
Учителями информатики 24 школы созданы электронные сборники тезисов научно-исследовательских и творческих работ обучающихся Белгородской.
Для повышения мотивации участия школьников в конкурсах, конференциях, олимпиадах традиционно, ежемесячно, проходит торжественное награждение победителей и призёров в зале Триумфа, где расположена Доска Почета «Созвездие талантов». В каждом классе существует уголок достижений учащихся. Информация о победителях и призёрах помещается на сайт школы, в газету школы, ежегодно для родителей одаренных обучающихся проходит родительское собрание «Парад достижений», а в конце года для одаренных школьников и родителей - торжественное вручение дипломов «Интеллект 2013» общественными деятелями, депутатами, выдающими людьми Старооскольского городского округа. У каждого школьника есть личное и электронное портфолио.
Победители в различных номинациях и в общем конкурсе зачисляются в банк данных одаренных школьников и занимаются по индивидуальной программе.
Для каждого одаренного школьника существует свой индивидуальный план работы, который может изменяться и дополняться в течение года.Он включает теоретический раздел, отработку практических навыков, исследовательскую деятельность и участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях. В плане указывается вид мероприятия, форма проведения, сроки выполнения и прогнозируется результат.
Важным показателем эффективности индивидуализации обучения являются результаты участия школьников в предметных олимпиадах и конференциях. Два обучающихся МАОУ "СОШ №24 с УИОП" стали призерами заключительного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и географии, семь победителей и призёров регионального этапа олимпиады, тридцать четыре школьника стали победителями и призёрами очных всероссийских конференций.
Успехи обучающихся и педагогов являются залогом успешности общеобразовательного учреждения в целом.