1. Анализ работы лаборатории «Профессиональная карьера школьника» в 2012-2013 учебном году
1. Анализ работы лаборатории
«Профессиональная карьера школьника»
в 2012-2013 учебном году
Программой развития школы было предусмотрено создание лаборатории «Профессиональная карьера школьника».
Работа лаборатории направлена на изучение и решение проблемы недостаточности овладения школьников системой знаний, необходимых для выстраивания реалистичных жизненных планов, отсутствия в их соснании целостной научной картины окружающего социального мира, что мешает успешной адаптации в обществе после окончания школы.
Целью деятельности лаборатории является изучение формирования личности обучающегося, способной к самоопределению, самообучению, склонной к предпринимательству, конкурентоспособной на рынке труда на основе интеграции усилий участников образовательного процесса.
Работа лаборатории направлена на выполнение следующих социо-психолого-педагогических условий:
1) действие системы специальной психолого-педагогической, медицинской поддержки всех категорий обучающихся, которая способствует самоопределению в различных сферах на основе развития общей образованности и профессиональной готовности;
2) организация научно-методической работы по адаптации педагогических технологий самоопределения, программ общеобразовательных, профильных дисциплин, элективных курсов;
3) формирование у обучающихся активной жизненной позиции в освоении: функциональной грамотности, рынка труда, профессионального становления; адаптации на будущем рабочем месте;
4) реализация витагенного опыта ощущения себя активной, самостоятельной, предприимчивой личностью, испытание чувства уважения к трудолюбивым, честным, ответственным профессионалам;
5) реализация подпроектов взаимодействия школы с социальными институтами: органами власти, вузами, наукой, культурой, бизнесом, общественными организациями;
6) максимальное воздействие на поднятие престижа у обучающихся наиболее востребованных в регионе профессий через овладение старшеклассниками первичными технологиями диагностики регионального рынка труда и коррекции путей построения профессиональной карьеры с учётом результатов проведённого анализа.
7) успешное поступление и обучение по профилям в вузы, ссузы, профессиональные лицеи, ПТУ, на работу.
Выполнение данных условийосуществляется на базе «Кабинета профессиональной карьеры», работа которого осуществлялась в соответствии с Положением о кабинете профессиональной ориентации в образовательных учреждениях Старооскольского округа.
Кабинет оснащен необходимыми информационными учебно-методическими материалами, имеются документация по организации профориентационной работы с учащимися, учебно-наглядные пособия, банк данных кабинета. На базе кабинета работает «Электронный банк данных склонностей и увлечений обучающихся».
КПК является одной из ресурсных услуг в условиях сетевого взаимодействия по профессиональной подготовке для учащихся школы-партнера №36.
В «Кабинете профессиональной карьеры» в течении всего года обучающимся оказывалась психолого-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении. С помощью программ «Эфектон-студио» компьютерной диагностики с разделами: «Профориентация», «Одаренность» и «Интеллект» осуществлялась индивидуально-личностная диагностика. Велась индивидуальная работа по формированию профессиональных предпочтений и информационной культуры, разрабатывались рекомендации.
В прошедшем году работа кабинета велась в режиме эксперимента по теме «Организационно-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения старшеклассников», цель котороговыявить организационно-педагогические условия обеспечивающие повышение у выпускников общеобразовательных учреждений уровня осознанности в выборе направления профессионального образования.
В опытно-экспериментальную работу было вовлечено 8 педагогов и 79 обучающихся (9 «Б», 10 «Г», 11 «Г» классы).
Проведено самообследование внутришкольной системы профориентационной работы через участие в муниципальном, а затем в областном смотре-конкурсе кабинетов профориентации, цель которого- выявить и обобщить передовой опыт по созданию условий для профессионального самоопределения обучающихся в образовательных учреждениях области (Победитель в номинации «Кабинет профориентации» Агапова С.В., заведующая мастерской; Крутова М.С., заведующая кабинетом профессиональной карьеры, Май, 2012 год).
Педагоги МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» приняли участие в мероприятиях регионального уровней: Агапова С.В..заведующая мастерской «День инноватики» 29 марта 2013 года выступила с докладом «Создание условий для самоопределения школьников». По результатам «Дня инноватики» выпущен сборник конференции. Педагог-психолог Лаврентьева Т.А. в рамках конкурса «Школа года» представляла работу Кабинета профессиональной карьеры в форме занятия с обучающимися.
Агапова С.В. и Лаврентьева Т.А. 25.04.2013. приняли участие в Практико-ориентированном семинаре для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе образовательных учреждений Старооскольского городского округа «Управление инновационными процессами в образовательном учреждении как основа выполнения стратегических задач школы» с профориентационным занятием «Выбор направления будущей профессиональной подготовки». В практико-ориентированном семинаре для резерва руководящих кадров образовательных учреждений Старооскольского городского округа в рамках курсов повышения квалификации с докладом «Роль ресурсного центра профессиональной подготовки в реализации программы развития школы» выступила Агапова С.В. , 9.02.2013
Во исполнение приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 28 апреля 2013 г. №1461 «О проведении Недели профориентации в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования», приказа Управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области «О проведении Недели профориентации в общеобразовательных учреждениях Старооскольского городского округа»в целях модернизации системы профессионального образования, а также популяризации разнообразных форм профориентационной работы с обучающимися общеобразовательного учреждения были посещены следующие профориентационные мероприятия: «Встреча с выпускниками общеобразовательных учреждений с целью ознакомления с профессиями «Старооскольского агротехнологического техникума», Выступление инженерно-педагогического состава ОГБОУ СПО «Старооскольский техникум технологий и дизайна», Экскурсия в музей и Книжную выставку «Горжусь своей профессией» Старооскольского геологоразведочного техникума, участие в Беседе-дискуссии «Мир глазами геолога» ФГОУ СПО «Старооскольский геологоразведочный техникум им. И.И.Малышева», участие в мероприятии «Приглашаем в Старооскольский медицинский колледж», ОГАОУ СПО «Старооскольский индустриальный техникум» Спортивные соревнования «Сильный, ловкий, смелый», экскурсионное посещение музея ООАУ СПО «Старооскольского медицинского колледжа», Выступление агитбригады «Все в твоих руках» ГБОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж», посещение профориентационного мероприятия «День открытых дверей» в образовательных учреждениях города.
Результатом опытно-экспериментальной работы являетсяопределение организационно-педагогических условий обеспечивающие повышение у выпускников общеобразовательных учреждений уровня осознанности в выборе направления профессионального образования.
Проведённая диагностика сформированности у старшеклассников первичных навыков профессионального самоопределения показывает, что у 73% обучающихся профессиональные склонности сформированы, у 27% опрошенных профессиональные склонности выражены слабо.
У обучающихся наиболее выраженные внутренние индивидуально значимые мотивы выбора профессии.
По плану работы «Кабинета профессиональной карьеры» в течение года проведено 22 экскурсии в учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования города. На базе школы неоднократно были организованы встречи с ведущими учеными и преподавателями городских высших и средне-специальных учебных заведений, осуществлялись встречи с металлургами ОЭМК, встречи с представителями учебных заведений города, встреча со студентами НИТУ МИСиС,приглашались агитбригады. В апреле обучающиеся 9,11 классов посетили «Ярмарку учебных мест для выпускников школ» в городском центре занятости населения. В течении года проводились индивидуальные и групповые консультации по вопросам самоопределения.
Работала лекторская группа обучающихся 11 «В» класса с выступлениями перед учащимися школы с темами: «Учебные заведения города Старый Оскол», «Профессии ОЭМК», «Ресурсный центр профессиональной подготовки», «Новые профессии», «Профессия, с которой знакомит предмет», «Профессии, которые мы выбираем», «Многообразие профессий», «Профессия учителя», «Все работы хороши». Традиционно в апреле проводилось профориентационное занятие для обучающихся 9-х классов «Выбор направления профессиональной подготовки». Мероприятия профориентационной направленности, такие как: Профориентационная практикоориентированная конферненция; в целях ориентации выпускников школы на получение педагогической профессии работал клуб «Презентация личности».
На протяжении всего года в «Кабинете профессиональной карьеры» проводились уроки профориентации. Среди учащихся 1-7-х классов проведены классные часы с привлечением родителей, специалистов различных областей труда. Во всех 8-ых классах проведены занятия по профориентации с использованием приёмов диагностики и коррекции на тему «Мои профессиональные намерения». (Лаврентьева Т.А.)
Осуществлялась деятельность по организации обучения учащихся 11 классов по договорной основе на условиях целевой контрактной подготовки.
Одним из отделов лаборатории «Профессиональная карьера школьника» является «Ресурсный центр по профессиональной подготовке старшеклассников», который занимается решением проблемы социальной защищенности и занятости на рынке труда выпускников, через овладением обучающимися основами рабочих профессий. Профессиональная подготовка является одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики.
Работа Ресурсного центра профессиональной подготовки в 2012-2013 учебном году осуществлялась в соответствии с действующими нормативными документами определяющих работу по профессиональной подготовке старшеклассников и планом работы Ресурсного центра на учебный год. Образовательная деятельность осуществляется на основании Переченя профессий, определенных Письмом Министерства образования, и лицензии, выданной Управлением образования и науки Белгородской области. Профессиональная подготовка учащихся осуществляется на начальные тарифные разряды по профессии в рамках обозначенного в Перечне профессий минимального количества учебных часов.
Школа реализует программы профессиональной подготовки по специальностям: «водитель автомобиля категории «В», «курьер», «машинистка, работающая с иностранным текстом», «швея», «демонстратор одежды», «декоратор витрин», «оператор ЭВ и ВМ».
Кадровое обеспечение образовательного процесса – 16 педагогов. Базовое образование учителей и мастеров производственного обучения соответствует преподаваемым дисциплинам.
Для работы ресурсного центра в школе имеется соответствующая материально-техническая база, позволяющая выполнять в полном объёме практическую часть программы профессиональной подготовки.
В 2012-2013 учебном году профессиональной подготовкой по двум специальностям из 242 обучающихся 10-11 классов охвачены 242, что составляет 100% от общего числа старшеклассников.
Для прохождения учащимися производственной практики заключены договоры: по профессии «Машинистка, работающая с иностранным текстом» с ОАО «ОЭМК» (Протокольное управление. Отдел переводов) ; по профессии «Декоратор витрин» с рекламным агентством ЗАО "Арт-Мастер"и рекламным агентством ООО "ОСКОЛ ИМИДЖ".
Цели, поставленные преподавателями при подготовке и проведении уроков достигнуты, о чём говорят результаты квалификационных экзаменов. Квалификационные экзамены учащиеся 11-х классов сдали по семи специальностям: «водитель автомобиля категории «В», «курьер», «машинистка, работающая с иностранным текстом», «швея», «демонстратор одежды», «декоратор витрин», «оператор электронно вычислительных и вычислительных машин».
Наименование профессии |
Количество обучающихся (в разрезе школ) |
Допущенных к сдаче квалификационного экзамена |
% качества знаний по итогам квалификационного экзамена |
Успевае-мость по итогам квалификационного экзамена |
Получили квалифиационные свидетельства |
Швея |
МАОУ «СОШ №24 с УИОП»- 15 |
15 |
100% |
100% |
100% |
Машинистка, работающая с иностранным текстом |
МАОУ «СОШ №24 с УИОП»- 15 |
15 |
93,3% |
100% |
100% |
Декоратор витрин |
МАОУ «СОШ №24 с УИОП»- 33 |
33 |
100% |
100% |
100% |
Оператор электронно вычислительных и вычислительных машин |
МАОУ «СОШ №24 с УИОП»- 27 |
27 |
100% |
100% |
100% |
Курьер |
МАОУ «СОШ №24 с УИОП»- 19 МБОУ «СОШ №11 с УИОП»- 9 МБОУ «Лицей №3»- 24 МБОУ «СОШ №5 с УИОП»- 36 |
88 |
100% |
100% |
100% |
Демонстратор одежды |
МАОУ «СОШ №24 с УИОП»- 22 |
22 |
100% |
100% |
100% |
Водитель автомобиля категории В |
МАОУ «СОШ №24 с УИОП»- 125 |
125 |
96,8% |
100% |
100% |
Высокий результат отчетного года по сдаче квалификационных экзаменов говорит об ответственном отношении преподавателей Ресурсного центра и самих учащихся к профессиональной подготовке.
Одним из направлений деятельности ресурсного центра является сетевое взаимодействие между школами. В Ресурсном центре нашей школы в 2012/2013 учебном году осваивали курс профессиональной подготовки обучающиеся четырех школ города: МБОУ «СОШ №11 с УИОП», МБОУ «Лицей №3», МБОУ «СОШ №5 с УИОП».
Профессиональная подготовка старшеклассников является составной частью образовательного процесса, создаются все условия для её качественной реализации.
При осуществлении реализации Программы развития проведено диагностическое исследование с учащимися 9-х классов, цель которого изучение сформированности компетентности в сфере социально-трудовой деятельности, а так же определение готовности обучающихся к выбору образовательной траектории и самоопределению, что позволяет проследить работу кабинета профессиональной карьеры. Результаты следующие:
1. Сформированность компетентности в сфере социально-трудовой деятельности. В 2011/2012 уч. году полную сформированность имели 49%, а к концу 2012/13 учебного года результаты возросли до 54 %.
2. Готовность обучающихся к выбору образовательной траектории и самоопределению. В 2011/2013 уч. году удельный вес составил 48%, а к концу 2012/2013 учебного года процент повысился до 56%.
Вывод: работа лаборатории «Профессиональная карьера школьника» дает положительные результаты:
1) увеличилось количество обучающихся, определившихся в сфере социально-трудовой деятельности;
2) увеличился процент готовности обучающихся к выбору образовательной траектории и самоопределению;
3) благодаря мероприятиям все больше учителей принимают участие в работе Кабинета профессиональной карьеры.