Можно ли повысить эффективность обучения?

Пнд, 14/03/2011 - 17:10 — Валерий Гальетов

 

Во времена госпожи Простаковой считалось, что научить читать можно лишь недоросля - ребенка лет 14-16. Почему так? Потому, была отсталой технология учения.

В 1990 году я познакомился с Николаем Александровичем Зайцевым, выпускником Ленинградского педагогического института.  И изобретателем новой системы обучения детей 3-4 лет чтению и счету.

Что сделал Н.Зайцев? Говоря языком ТРИЗ, он разрешил противоречие: ребенок должен двигаться для того, чтобы развиваться, и не должен двигаться для обучения. Зайцев разрешил противоречие в пользу ребенка: Да, должен двигаться и играть, двигаться и учиться.

 

В традиционной педагогике наглядность связывается с глаголом "глядеть". Зайцев использовал кинестетическую память тела ребенка как неоценимый в этом возрасте ресурс для педагога. Кубики для обучения чтению ребенок воспринимает через цвет, объем, разное звучание, различные вибрации, ощущаемые рукой.

Второй принцип: идти от конкретно-образного к словесно-логическому, то есть вместо введения абстракций в начале обучения Зайцев использовал ощущения, поскольку они более богаты, а абстракция - бедна, скупа. Традиционные методики торопятся ввести термины: гласные-согласные, звонкие-глухие, буквы-звуки. Из ребенка готовят ученого-лингвиста, вопреки желанию родителей и его самого.

Третий принцип - "учиться играя", "без звериной серьезности". Пособия Зайцева для ребенка это элемент среды, с которым он САМ может выстроить свою игру, манипулятивную или ролевую, так, как именно он хочет и может.

На трех своих детях я проверил: да, действительно, система Н.Зайцева работает. Если ребенку показать таблицу складов и пропеть ее несколько раз, если показать как складывать кубики, дети обучаются читать и писать кубиками.

Так что ответ на поставленный вопрос положительный. Да, если поставить интересы детей выше опасений и страхов взрослых, можно реально сократить сроки обучения.