Лаборатория "Экология и безопасность в техносфере" - каникулярная школа 2013

Отчёт

о проведении профильной смены членов лаборатории «Экология и безопасность в техносфере» каникулярной школы Школьной лиги РОСНАНО МБОУ СОШ № 58 г. Пензы

на базе ООО «Здравница» Пензенской области с. Воскресеновки ДОЛ «Берёзка»

03-23 июля 2013

 

Согласно программе дополнительного образования по направлению «Экология и безопасность в техносфере» в МБОУ СОШ № 58 г. Пензы, в летний период, совместно ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» и ООО «Здравница», организована лаборатория под открытым небом в детском оздоровительном лагере «Берёзка» для детей и подростков Пензенской области. Работа лаборатории осуществлялась в следующих направлениях:

  • безопасность жизнедеятельности;
  • экологические основы охраны окружающей среды;
  • рециклинг отходов;
  • энергосбережение и ресурсосбережение.

Целью занятий являлось формирование у ребенка экологического сознания, представления о неразрывном единстве деятельности человека с требованиями безопасности и защищенности, выработка активной гуманистической позиции по отношению к природе, стремление к здоровому образу жизни в экологически чистой среде.

План работы с одарёнными школьниками состоял из следующих этапов:

1 Подготовительный этап:

1.1 Формирование концепции экологической смены ДОЛ «Берёзка»;

1.2 Постановка цели и задач сопроводительных курсов лаборатории эколого-направленной работы с одарённой молодежью по возрастам: «Умники и умницы» (младший возраст), «Мир вокруг нас» (средний возраст), «Экология и безопасность в техносфере» (старший возраст);

1.3 Подготовка тематических занятий с детьми и подростками.

2 Этап формирования эколого-ориентированной  группы детей и молодёжи «Друзья природы»:

2.1 Проектирование экологической тропы ДОЛ «Берёзка» с пунктами остановок («станциями») отражающими характер современных экологических проблем окружающей среды;

2.2 Проведение экскурсий по экологической тропе с отрядами ДОЛ «Берёзка». Тематика экскурсий: беседа об окружающем нас мире, взаимосвязи живых организмов в нём, о влиянии внешней среды на человека и о воздействии человека на окружающую среду;

2.3 Опрос и выявление детей и подростков проявляющих интерес к экологическим проблемам для записи в группу «Друзья природы».

3 Организация и проведение занятий в группе Друзья природы»:

.

 

3.1 Занятия по изучению характера взаимодействия организмов с окружающей средой. Современные представления о гомеостазе.

3.2  Из чего состоит окружающий мир? Занятия по изучению влияния человека на формирование окружающей среды и особого значения природной среды;

3.3 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы в поверхностные водные источники, загрязнение почвы. Занятия о причинах, последствиях, способах снижения вредного воздействия;

3.4 Занятия по изучению действия электромагнитных излучений на биосистемы, способам уменьшения воздействия на организм высокочастотных излучений бытовой техники и мобильных телефонов;

3.5 Занятия по проблеме образования отходов производства и потребления, методам утилизации отходов и их рециклинга.

4 Программа для изобретателей и рационализаторов  «У природы нет плохой погоды»:

4.1 Выявление и подготовка инициативной группой «Друзья природы» образов факторов среды воздействующих  на биосистемы и окружающую среду, и оформление идеи их представления;

4.2 Реализация представлений воздействия образов окружающей среды отрядами ДОЛ «Берёзка» в виде рисунков, макетов, поделок, костюмов, номеров художественной самодеятельности и др.;

4.3 Проведение экологического праздника «Люблю берёзку Русскую» с демонстрацией отрядами экологического мировоззрения.

5 Подведение итогов экологической смены в ДОЛ «Берёзка»:

5.1 Формирование фотоотчёта о работе группы «Друзья природы» и занятиях с детьми;

5.2 Подведение итогов и награждение дипломами, грамотами и сертификатами наиболее отличившихся членов и участников группы «Друзья природы»;

5.3 Подведение итогов экологического праздника «Люблю берёзку Русскую», награждение отличившихся детей, коллективов, отрядов.


 

 

 

 

 

 

 

Объектами изучения лаборатории под открытым небом служили биоценозы, экосистемы, биосистемы расположенные на территории и прилегающие к ДОЛ «Берёзка»: луговое сообщество, река Пенза, лесной массив. Исследования проводились на предмет выявления взаимоотношений организмов с окружающей средой, наблюдения сукцессии видов, мониторинга состояния окружающей среды, выявления факторов среды влияющих на формирование экосистемы. Проводимые наблюдения и работа лаборатории под открытым небом являлась промежуточным этапом программы дополнительного образования по направлению «Экология и безопасность в техносфере». Обобщение материалов и полученных данных предусмотрено на занятиях лаборатории в течение учебного года в рамках программы «ОДАРМОЛ» Ассоциации строительных ВУЗов России на базе ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» и МБОУ СОШ №58 г. Пензы.

 

  К.б.н., руководитель лаборатории

«Экология и безопасность в техносфере»,

помощник проректора по НР ПГУАС,

эксперт в области объектов хранения

и переработки растительного сырья,

доц. каф. «Инженерная экология» ПГУАС                                      П.В. Москалец