РЕКОМЕНДАЦИИ к ОПИСАНИЮ УРОКОВ

Формат описания уроков и занятий

IРекомендации к описанию урока по курсу «Окружающий мир», выстроенного в логике деятельностного подхода

Прим.:  урок может разрабатывать один учитель, но гораздо лучше, если в такую работу будет включена группа педагогов.

1. Напишите определение деятельностного подхода, на который вы ориентируетесь при разработке своих уроков.

2. Проведите с коллегами обсуждение 2-3 материалов, выложенных на странице лаборатории «Естествознание в начальной школе»

3. В соответствии с обозначенным вами пониманием деятельностного подхода разработайте, проведите и опишите урок на материале курса «Окружающий мир».

4. Разместите описание урока на странице лаборатории «Естествознание в начальной школе» в разделе «Прикрепленные материалы».

Описание урока должно начинаться с определения деятельностного подхода.

Фотографии работающих школьников, фотографии детских рисунков, моделей и т.д.  – приветствуются.

 

При оформлении своих публикаций заголовок на странице лаборатории (раздел «Прикрепленные материалы») просим писать в следующем формате:

– Год-Месяц. Название урока (Программа), класс, ФИО учителя, школа, город.

– Фото-материалы желательно не размещать в тексте описания урока, а присоединять отдельными файлами, в формате .jpg.

 

Обратите, пожалуйста, особое внимание на следующие моменты:

1. Предположим, что вы в своем определении того, что такое деятельностный подход, пишете следующее:

«Деятельностный  подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях».

Это значит, что все принципиальные моменты данного определения должны быть реализованы в ходе работы детей друг с другом  и учителем и представлены в описании урока.

2. Принципиально важно понимать и помнить, что организация самостоятельной (точнее, коллективно-распределенной) работы детей в начальной школе наиболее эффективна в группах.

3. В рамках деятельностного подхода учитель создает открытые учебные ситуации.  При описании такой работы принципиально важно показать, как дети реально решали предложенную задачу, и в чем учитель помогал детям. Это нужно для того, чтобы у нас, в итоге, появились описания детских стратегий решения познавательной задачи. Зная эти стратегии, мы понимаем, как лучше формулировать учебные ситуации открытого типа, как лучше организовывать работу детей в группах для решения поставленной задачи.

 

IIРекомендации к описанию занятия по курсу «Загадки природы»

Прим.: разработку, проведение и описание занятий по курсу «Загадки природы» мы рекомендуем  делать педагогам, участвовавшим в стажировках или прошедшим дистанционные курсы повышения квалификации «Загадки природы: деятельностные формы образования в начальной школе на материале естествознания».

В курсе «Загадки природы» принцип деятельностного подхода реализуется через создание педагогом ситуаций, которые могут быть охарактеризованы как «собственное дело детей».

Обратите внимание: не «задание», не «дело», а «собственное дело».

Это самое общее имя учебных ситуаций, где может быть оформлена детская ученическая субъектность.

Организационной формой этих ситуаций является ситуация познавательного диалога детей друг с другом и педагогом.

 

В описании занятия обязательно должны быть представлены детские реплики (детские вопросы, ответы и др.). Важно представить детские реплики именно так, как они звучали, и не редактировать их. Особенно интересны спонтанно возникающие детские разговоры друг с другом по поводу темы урока.

Фотографии:  работа детей в группах, выставки детских рисунков, общий ландшафтный рисунок на доске, работа детей у доски и т.д., оформленные, например, в виде фотоотчета – приветствуются.

 

Большая часть  учебных ситуаций должна предполагать групповые формы работы. По поводу большинства учебных ситуаций можно утверждать, что в ходе работы у школьников было «собственное дело».

Важны ваши комментарии к отдельным фрагментам занятия (чем удивили дети, что оказалось неожиданным, интересным и полезным на будущее и т.д.).

В конце описания – короткий комментарий по поводу прошедшего занятия в свободной форме. 

Алексей Юшков