1. «E-learning - новая философия образования»
6
Вход
Ознакомьтесь с презентацией Елены Николаевны Соболевой, директора департамента образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), представленной в рамках лекции в Академии Нанограда-2012
Задание:
Внимательно изучить прикреплённые материалы.
Сформулировать одно (можно больше) из положений новой философии образования. Высказать их в комментариях . Размер: от 300 до 1500 знаков (можно использовать изображения)
Трудозатраты учащихся и зачетные единицы:
6 часов / 4 зачетные единицы
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Елены Соболевой E-learning.pdf | 5.56 МБ |
Азбуки старая и новая.pdf | 712.89 КБ |
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Уважаемые слушатели, жду Ваших положений Новой философии образования.
Состоятельность Новой философии образования продиктована реальной экономической ситуацией, характеризующейся быстрым развитием информационных технологий. Современный ученик приобретает значительное количество черт, отличающих его от ученика традионной формы обучения, т.е. без применения гаджетов и девайсов. Современный ученик способен выполнять несколько функций одновременно (как это он делает на уроке!) и задача педагога заключается в использовании этих возможностей для обучения. Современное образование объективно исключает линеарное развитие образования. Развитие, как мы видим не теряет своих диалектических черт, оно становится все более углубленным и масштабным одновременно. Одно из положений любой философии "Я здесь и теперь" становится отчетливым: ребенок, сидящий за компьютером со своей личной историей и президент со своей, т.е. всеобщей историей. Налицо диалектика единичного и общего, а также частного и всеобщего. Однако, помимо преимуществ современной философии образования, имеются и недостатки. Ребенок, обучающийся дистанционно обречен на социальную драму одиночества общения посредством социальных сетей. Для неокрепшей психики в социальном отношении индивида дистанционное обучение может сыграть роковую роль. Более того, науке неизвестно влияние различных гаджетов и девайсов на мозг ребенка.
Гульмира Канаткалиевна, интересный текст Вы здесь привели.
Уточняющий вопрос: современное состояние "ученик+его гаджет" больше затрудняет обраовательный процесс или даёт ему больше возможностей? Ваше личное мнение?
Как Вы понимаете Андрей Григорьевич, не может быть однозначного ответа на многозначные вопросы. Гаджет добавляет очень много возможностей как для ученика, так и для учителя, но в то же время есть опасность его использования не по назначению. Вводить цензуру по всей стране - глупость, а вот воспитание отношения к Интернет-среде - дело стоящее и нужное. Здесь вопрос стыкуется с моралью и нравственностью, царящей в данном обществе (государстве). Собственно говоря, далее чем "ушел" И.Кант с категорическим императивом, мы уже не продвинемся, да и не нужно этого делать.
В качестве некоторых положений новой философии образования можно предложить следующие.
Во-первых, это доступность – обучаться можно где угодно и когда угодно, соответственно, участники процесса образования – обучаемые и обучающие – получают возможность работать в более комфортных условиях. Как следствие, это возможности работать в своем темпе и обращаться к учебным материалам столько, сколько необходимо. Электронные формы образования, в том числе, и школьного, могут решить проблемы доступности для учащихся из различных населенных пунктов к материалам (лекциям, семинарским занятиям) более квалифицированных педагогов. Ученик / студент будет менее привязан к материальной базе своего образовательного учреждения.
Во-вторых, это активная форма обучения: «от учения посредством слушания к учению посредством делания» с возможностью развития практических умений за счет выполнения виртуальных экспериментов на реалистичных аналогах научного и производственного оборудования. Здесь важным моментом является возможность использования самого современного экспериментального оборудования, что тесно связано с обсуждением в первом пункте.
В-третьих, что представляется важным как для мегаполисов, так и для удаленных районов страны – это решение или, по крайне мере, ослабление остроты транспортных проблем…
Согласна с Вами, Виталий Алексеевич, в том, что решается вопрос доступности в широком смысле и в более узком, - транспортная проблема. Однако в Вашем первом пункте сохраняется зависимость от работы интернет-сети. Не на всей территории РФ интерент-связь бесперебойна и устойчива.
Ученик все больше времени проводит за ПК, у него нарушается осанка, ухудшается зрение и развиваются пр. заболевания. Не может же быть виртуальных уроков физкультуры! И не может быть замены лабораториям по биологии, физике и химии. Видеоурок - это суррогат, он не может обеспечить идеального погружения в исследования, например, в микроскоп. Дистанционное обучение подходит для детей с ограниченными возможностями. Но, если ребенок здоров, то, я, считаю, должен ходить в школу и учиться в классе. Дистанционное обучение может быть добавлено, но заменить реальное обучение оно не способно. Более того, осмелюсь утверждать, что погоня за "нужными" предметами, дабы ребенок приобрел "нужную профессию", просто убивает всякое творческое начало в ребенке. А как же детство?
Ваш второй пункт, простите пожалуйста, мне не очень понятен: " «от учения посредством слушания к учению посредством делания» с возможностью color:windowtext;mso-ansi-language:RU;mso-bidi-font-weight:bold">развития практических умений за счет выполнения виртуальных экспериментов на реалистичных аналогах научного и производственного оборудования RU">".Что значит "современное экспериментальное оборудование"? Цифровое оборудование "Архимед" по физике или химии? Тогда таким оборудованием надо снабдить ученика и самое главное, научить его этим пользоваться. Поясните пожалуйста, если Вам не сложно.
Уважаемая Гульмира Канаткалиевна, тема очень обширна и, конечно, концепция E-learning не лишена минусов. Однако, по крайне мере, на мой взгляд присутствуют и существенные плюсы. По поводу устойчивой и быстрой связи - согласен. По поводу здоровья школьников - эта проблема существует достаточно давно и она не связана непосредственно только с компьютерными технологиями. Кроме того, речь шла, в основном, о физике, но не о физкультуре. Вероятно, с развитием E-learning будет развиваться и соответствующая нормативно-правовая база, в которой, вероятно, будут описаны и допустимые нагрузки для школьников. Действительно, заменить реальный лабораторный эксперимент виртуальным (очень) непросто. Однако представляется, что в отдельных случаях выполнение виртуальной лабораторной работы с аналогами современных приборов может принести больше пользы, чем использование давно устаревшего оборудования. Это утверждение подкрепляется тем, что степень оснащенности лабораторий в различных российских школах отличается не менее сильно, чем скорость интернет-связи, а реальное оборудование стоит достаточно дорого.
Соглашусь с Вами, что проблема глубока и обширна. Чем более острые вопросы мы поднимаем, тем более обнаруживаются их "плюсы" и "минусы". Мне кажется, если не будет здоровья, то и учеба не нужна. Более того, Вы понимаете, что пока будет создана нормативно-правовая база, мы (учителя и ученики) столкнемся со множеством проблем. И нет ничего худшего, чем превращение системы образования в некий функционал, в "нужность для будущей профессии", в услугу. Потому, что одновременно происходит и девольвация профессии Учителя, преподавателя и соответственно отношение к ней со стороны различных слоев общества. Я попытаюсь изложить эти мысли более стройно в презентации.
За последнее время современные школы значительно продвинулись в использовании современных технологий и интернет ресурсов в своей работе. Поэтому дистанционное обучение становится всё более востребованным. Индивидуальный подход, разные по своей сути и содержанию формы обучения, возможность обучаться в любое время и любом месте—всё это в значительной мере повышает качество образования и делает его доступным для широкого круга людей, в том числе для людей с ограниченными возможностями (по здоровью, людей находящихся в местах лишения свободы, проживающих в труднодоступных регионах). Дистанционное обучение открывает безграничные перспективы для углубления знаний, повышения квалификации людям с уже отработанными навыками обучения, с высокой степенью самореализации и дисциплины. Для обучения и воспитания детей необходима организация учебного процесса, контроль со стороны взрослого педагога и родителя. Научить учиться, помочь учащемуся реализовать себя не в виртуальном мире, а в реальном, считаю невозможным только путём дистанционного образования.
Нарастающие потоки новой информации таят в себе определенную опасность в том смысле, что новая, интересная и актуальная информация весьма привлекательна для преподавателя как учебный материал, но стремление все время «быть на гребне информационной волны» без тщательного соотнесения нового с традиционным материалом порождает ухудшение взаимосвязей между элементами знания, нарушение его системности и целостности.
Следуя поэту Эллиоту, где же мудрость, утраченная в знаниях, и где же знания, утраченные в информации. Льюис Кэрролл писал в «Алисе в стране чудес»: Если вы не знаете, куда идти, ни одна из дорог не приведет вас туда, или, другими словами, если вы не способны рассуждать, информация вам ни к чему.
Возможно, именно информационная культура должна способствовать преодолению этой опасности и тогда должна рассматриваться как одно из важных направлений новой философии образования.
Многие принципы E-learning уже сформулированы выше. Добавлю три момента.
E-learning, в моем понимании, - это, во-первых, реализация принципа "здесь и сейчас". В эпоху информационного общества человеку присуще стремление удовлетворять свои информационные запросы максимально быстро. Это актуально и для школьника ("Куй железо, пока горячо", пока сохраняется интерес). Гаджеты + Интернет = ответы на возникающие вопросы --> интерес к предмету познания, познавательному процессу вообще --> повышение учебной мотивации. Образовательный процесс становится более динамичным и быстрее реагирует на проихсодящее вокруг.
Во-вторых, реализуется принцип активности и самостоятельности ученика в образовательном процессе. Но это не исключает роли учителя, который должен помочь школьнику научиться ориентироваться в море информации, осуществлять ее критический отбор, осмысливать и т.д. Кроме того, без учителя невозможно овладеть некоторыми предметными навыками, а также и многими социальными. Вообще, по-моему, фанатизм ни к чему хорошему не приводит. Не лучше ли осваивать новую систему обучения взвешенно, не кидаясь из крайности в крайность и не вести речь о ненужности учителя как такового?
В-третьих, образовательный процесс становится по-настоящему открытой системой. То есть меняются отношения его участников с окружающим миром. Отсюда - измения самих участников (хотя, как известно, дети-то уже давно изменились, дело за учителями), а также взаимоотношений между ними (которые трансформируются в субъект-субъектные).
Соглашусь с Татьяной Колобовой. E-learning- это возможность узнать и получить все, что требуется, сразу, немедленно. Это палочка-выручалочка современного школьника и студента,которым постоянно не хватает времени.Но у палочки всегда два конца. С одной стороны- это прекрасная возможность получить то, что не даст никакой самый красочный учебник- визуальное восприятие природы, предметов искусства, достижений науки.. Возможность путешествовать по разным странам и разным уголкам вселенной, своими глазами увидеть события, которые произошли до твоего рождения или услышать людей, которые принимали в них участие, увидеть изнутри строение атома или суть химической реакции.Все это помогает лучше понять предмет и несомненно повышает мотивацию к его изучению. Но, с другой стороны, доступность информации не всегда благо.Многие учащиеся используют сетевые ресурсы не для получения новых знаний и самообразования, а для быстрого и наименее трудозатратного процесса- скачивания кем-то проработанной информации и предъявления его в качестве выполненного домашнего задания.
Безусловно, дистанционноеобразование- это прекрасная возможность для людей с ограниченными возможностями или для людей, проживающих в отдаленных местах.Но, работает эта система полноценно только в том случае, если человек заинтересован именно в получении знаний, а не очередного сертификата или диплома .Поэтому, на мой взгляд,
1-нужно начинать с воспитания культуры работы с сетевыми ресурсами
2- необходим обязательный и постоянный контроль со стороны педагога, руководителя
3- непременно должно быть живое общение ребенка со сверстниками и педагогами.
Философия образования e-Learning неизбежно вошла в нашу жизнь. Вначале она воспринималась с осторожностью как все новое. Но возможности, которая даст такая система образования (цифровые образовательные ресурсы, базы данных, образовательные сети, дистанционные курсы повышения квалификации) расположили к себе. Расположили настолько, что постоянно ощущается потребность в поиске чего-то нового, желание идти в ногу со временем. Все учителя прошли курсы повышения квалификации «Intel» и освоили информационные технологии, но это уже вчерашний день. Сегодня общество говорит об облачных технологиях, но мало кто понимает, что это такое. Для многих эти облачные технологии так и остаются «за облаками». Пока мало тех, кто может рассказать, показать и научить этим новым технологиям.
Детям легче, они родились в этом мире, они легко воспринимают все новое. Новая система образования дает детям с ограниченными возможностями обучаться он-лайн, частично он-лайн, при этом есть возможность сетевого общения со своими сверстниками, что очень важно в этом возрасте. Так же это доступно тем, кто находится в отдаленных местах, в тех территориях, где по погодным условиям учащиеся долгое время находятся дома.
Самое главное, что учащиеся получили доступ к огромному миру знаний. Многие из них не знают, что делать с этими знаниями, используют их не по назначению. Роль учителя в этом помочь ученику правильно распорядиться этими знаниями.