1. Концептуальные основы построения системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе

пт, 27/09/2013 - 14:29 — Елена Меттус

История и современность   системы  психолого-педагогического сопровождения развития субъектов  образовательного процесса.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

1992 год

Министр образования России Эдуард Днепров едет с рабочим визитом в Бельгию, где знакомится с фламандским опытом организации системы ППМС-сопровождения. В результате рождается совместный проект по внедрению фламандского опыта — сначала в Москве, а затем и в Санкт-Петербурге.

1994 год

Приглашенные из Фландрии специалисты проводят первый семинар по системе сопровождения. К этому времени в Санкт-Петербурге уже работают первые психологические центры, которые занимаются преимущественно диагностикой и коррекцией.

Модель, предложенная фламандскими коллегами, вызывает явный интерес, тем более что в Питере всегда были сильны позиции Ананьевской школы, исповедующей целостный взгляд на ребенка.

В рамках российско-фламандского проекта создаются три группы пилотных площадок: в Петроградском районе, в Ломоносове и в Центральном районе.

Создан внутришкольный ППМС-центр на базе гимназии №56 Петроградского р-на.

Начинается обмен специалистами, продолжающийся в течение 17 лет.

1995 год

В Санкт-Петербурге начинается интенсивное проведение семинаров, знакомящих с идеологией и практикой сопровождения. В систему включаются Красносельский, Адмиралтейский, Приморский  и другие районы города.

1996 год

Принята программа развития «Петербургская школа — 2000». К этому времени имеется 18 районных центров и порядка 30 школ, где уже созданы службы сопровождения. Ставится задача объединить в одну команду имеющиеся кадры: психологов, социальных педагогов, валеологов, логопедов и дефектологов. Внедряется первый инструментарий, отработанный на пилотных площадках: досье, система диагностики, система последующей работы.

Появляются первые результаты. Статистика показывает, что программы сопровождения подтверждают свою эффективность.

1997 год

Разрабатываются первые типовые документы регионального уровня. Тем самым появляется юридическая база деятельности системы сопровождения.

1998 год

В Санкт-Петербурге проводится Всероссийская конференция по проблемам ППМС-сопровождения, на которой присутствуют представители 64 регионов России. Принятая резолюция по сути является декларацией системы сопровождения.
Правительство России утверждает «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (см. «Школьный психолог» № 33, сентябрь, 1998 г.), узаконившее существование психологических центров в качестве образовательных учреждений. Санкт-петербургские специалисты принимали участие в разработке этого документа, поэтому не случайно созвучие его названия и ППМС-центров Санкт-Петербурга. Встречается в тексте Положения и само слово «сопровождение», правда, всего лишь однажды — в перечне вариантов названий центров. Кстати, это единственное упоминание модели сопровождения в документах Минобразования, относящихся к психологической службе.
Начинается разработка специфических задач, создается общий инструмент, единая информационная база. Ученые сосредоточиваются на разработке эффективных практико-ориентированных методов.

1999 год

Появляются первые специализированные программы: «Сопровождение детей в условиях надомного обучения», «Школа без наркотиков», «Профилактика агрессивного поведения» и др.

Использованы материалы статьи

«Как это делается в Питере»

№10/2000 журнала «Школьный психолог»

издательского дома «Первое сентября».

 

2001

 

Вторая Всероссийская конференция «Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка» (СПб, 14-16.03.01). Подведены основные итоги деятельности служб и центров ППМС-сопровождения, определены основные тенденции и перспективы дальнейшего развития системы сопровождения в новых условиях, среди которых: совершенствование нормативно-правовой базы; разработка программ повышения квалификации и подготовки кадров; развитие новых моделей ППМС-сопровождения (в т.ч. виртуальных); создание единого методического центра для разработки эффективного инструментария.

 

2001-2003

 

Обучение 70 российских специалистов системы ППМС-сопровождения на международных курсах повышения квалификации (сертификат Высшей Мехеленской школы (ассоциированного члена Левенского Университета))

 

2003-2010

Распространение накопленного опыта в России: семинары, публикации по проблемам ППМС-сопровождения.

 

2010

В Санкт-Петербурге на Международном конгрессе«Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение» были подведены итоги многолетнего сотрудничества в рамках Российско-Фламандского проекта и проанализированы основные достижения системы комплексного сопровождения ребенка в России.

 

2011-2013

Развитие системы ППМС-сопровождения Ленинградской области: разработка модели региональной  системы психолого-педагогического сопровождения учащихся в  инновационно развивающемся образовательном процессе.

 

2012

На Межрегиональной конференции по проблемам психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребенка на базе ЛОиРО представлена разработанная модель региональной системы ППМС-сопровождения, проанализированы основные проблемы, связанные с ее внедрением и дальнейшим развитием.

 


Цели, задачи и принципы сопровождения.

В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике, педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Когда проблемы решаются не за ребенка, а педагогическое взаимодействие направлено на обучение самостоятельному поиску пути решения и осознанному выбору наиболее эффективного способа преодоления трудности самим учеником,  тогда речь идет о сопровождении.

«Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…» (Казакова Е.И.).

Основная цель сопровождения  - обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка.

Задачи сопровождения...

Уважаемые слушатели, полный текст Вы найдёте во Вложении...


Роль классного руководителя

Взаимодействие сотрудников центра/службы сопровождения и классных руководителей включает в себя:

  - совместную разработку и реализацию     индивидуально-ориентированных программ сопровождения учащихся;

  - совместное сопровождение классов при переходе учащихся на новый этап обучение;

  - сопровождение классов интегрированного  обучения;

  - реализацию системно - ориентированных программ сопровождения;

  - совместную работу с родителями.

Взаимодействие осуществляется в различных формах: в форме консультативного сопровождения учащихся, в форме психолого-педагогического консилиума, совместной работы по системно-ориентированным и индивидуально-ориентированным программам сопровождения, совместно проводимых родительских собраний и т.д.   

Основная цель взаимодействия сотрудников ППМС-центра и классного руководителя - оказание помощи ученику в решении возникающих у него проблем.

Задачи, которые решают специалист сопровождения и классный руководитель в процессе оказания помощи ребенку:

·    в ходе совместного анализа проблемы осуществить поиск    альтернативных вариантов решения проблемы;

·    выработать план комплексной помощи ученику со стороны  классного руководителя и сотрудников центра, других участников проблемной ситуации, представителей различных служб помощи ребенку;

·    предпринять конкретные шаги по реализации разработанной           программы сопровождения;

·    осуществлять мониторинг в процессе реализации программы          сопровождения;

·    при необходимости вносить коррективы в программу  сопровождения. Основной принцип сопровождения - приоритет интересов ребенка: «всегда на стороне ребенка».

Сопровождение классов:

1. Помощь в преодолении учебных затруднений:

·    диагностика учебных навыков и учебных затруднений;

·    консультирование учителей, классных руководителей, родителей учащихся с проблемами в учебной сфере;

·    проведение консилиумов по решению проблем учащихся с проблемами в обучении;

·    разработка и реализация индивидуально и системно ориентированных программ сопровождения учеников с проблемами в учебе;

·    групповые и индивидуальные занятия по развитию познавательных процессов и общеучебных навыков;

·    консультативное сопровождение учащихся с проблемами в учебе.

2. Помощь в преодолении социально-эмоциональных проблем:

·    диагностика межличностных отношений, эмоционального благополучия;

·    консультирование учителей, классных руководителей, родителей; учащихся с проблемами в социально-эмоциональной сфере;

·    реализация программы профилактики агрессивного поведения;

·    реализация программы развития социальных навыков;

·    разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ сопровождения учеников с проблемами в социально-эмоциональной сфере;

·    консультативное сопровождение учащихся с проблемами в социально-эмоциональной сфере;

·    сопровождение социально-уязвимых семей;

·    сопровождение детей группы риска.

3. Помощь в выборе образовательного маршрута, профиля обучения

На этапе поступления ребенка в первый класс:

·    организация и проведение встречи-знакомства с дошкольниками при приеме в первый класс;

·    диагностика уровня готовности дошкольников к обучению в школе;

·    консультирование родителей дошкольников с низким уровнем готовности к  бучению в школе;

·    выступление на родительском собрании на тему «Готовность к обучению в школе»;

·    проведение консилиумов по решению проблем выбора   образовательного маршрута учеников   (сотрудники ППМС-центра, родители, учитель);

·    индивидуальное сопровождение учащихся.

На этапе перехода из начальной школы в 5 класс:

·    диагностика уровня готовности к переходу в основную  школу;

·    консультирование родителей, классного руководителя по результатам диагностики;

·    проведение консилиумов по решению проблем выбора   образовательного маршрута учеников (сотрудники ППМС-центра, родители, учитель);

·    выступление на родительском собрании на тему «Готовность к обучению в основной школе»;

·    индивидуальное сопровождение учащихся.

На этапе перехода в 8 класс:

·    реализация программы «Я учусь выбирать»;

·    индивидуальное сопровождение учащихся.

На этапе перехода в 10 класс:

·    реализация программы «Я учусь выбирать»;

·    индивидуальное сопровождение учащихся.

С целью осуществления преемственности в работе сотрудников ППМС-центра начальной, средней и старшей школы, а также преемственности в работе классных руководителей в ППМС-центре ведутся карты сопровождения классов.

 

Карта ППМС-сопровождения класса включает в себя:

1)    общие сведения о классе: фамилию, имя, отчество классного руководителя в начальной и основной школе; количество учащихся (мальчиков и девочек), список и фотографию класса;

2)    общую характеристику и основные проблемы класса;

3)    описание проблем отдельных учеников;

4)    общие результаты диагностики особенностей классного коллектива;

5)    результаты логопедического обследования;

6)    социальный портрет класса;

7)    описание работы специалистов ППМС-центра по сопровождению отдельных учащихся и  класса в целом.

8)    описание работы по реализации программ сопровождения.


ППМС сопровождение на практике. Опыт гимназии 56 г. Санкт-Петербурга


Фильм о ППМС-сопровождению и его истоках во Фландрии можно скачать по адресу http://files.mail.ru/61A56AC4974A41A3AC950016EC28C544


Задания к модулю №1

Уважаемые слушатели курса!

Свои ответы на задания к этому модулю Вы можете:

  • разместить в комментариях  - так с ними могут ознакомиться и обсудить все слушатели, или
  • выслать по электронной почте на адрес mev1001@mail.ru, указав в теме письма свою фамилию и "Дистанционный курс"

1. Опросник для самопроверки знаний (по материалам модуля)

1.    Раскройте педагогическую сущность понятия «сопровождение»

2.    Каковы основные принципы ППМС-сопровождения?

3.    Выделите основные направления работы ППМС-центра

4.    В чем сущность уровневой модели сопровождения?

5.    Каковы основные этапы (шаги) индивидуального сопровождения ребенка?

6.    Назовите основные методы ППМС-сопровождения

7.    Назовите два основных вида программ ППМС-сопровождения

2. Вопросы к фильму о ППМС-сопровождении во Фландрии

Фильм можно скачать по адресу http://files.mail.ru/61A56AC4974A41A3AC950016EC28C544

1.    В чем, на ваш взгляд, основная особенность экстернального (организованного вне образовательного учреждения) сопровождения от интернального (внутришкольного)? Подумайте над преимуществами и недостатками первой и второй модели.

2.    Какова роль комплексной диагностики в разработке программы сопровождения?

3.    В чем сущность представленного в фильме метода сопровождения?

4.    Каковы основные направления работы ППМС-центра во Фландрии?

5.    Деятельность каких специалистов по сопровождению вы увидели в фильме?

6.    Что важного и полезного для своей практической деятельности вы отметили, просматривая видеофильм о ППМС-сопровождении во Фландрии?

3. Практическое задание

Проанализируйте в логике ППМС-сопровождения одну из проблем, с которой к вам обратился сам ребенок или кто-то из его ближайшего окружения (родитель, учитель, одноклассник). Это может быть проблема в учебе, проблема в общении, проблема выбора профиля обучения и др.

ВложениеРазмер
ППМС сопровождение в Петербурге.ppt191 КБ
Цели задачи и принципы сопровождения.pdf280.38 КБ
Роль классного руководителя.docx18.91 КБ
ППМС сопровождение.ppt458 КБ

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
07.10.2013 : 17.52

 Здравствуйте    Елена Валентиновна

Во второй части задания к модулю 1 надо ответить на вопросы по фильму о сопровождении во Фландрии. Как посмотреть этот фильм? Где он находится (ссылка)? Так же не могу отправить письмо на адрес mef1001@mail.ru Ниже приведена диагностика ошибки на mail.ru.

Я честно говоря не понял где мне смотреть ответ на мои вопросы. Пожалуйста вышлите ответ на bogdanov411@mail.ru

Всего хорошего,

Алексей Богданов

Ошибка Недопустимый адрес
Адрес mef1001@mail.ru не существует или заблокирован. Письмо не было послано. Исправьте ошибку и отправьте письмо еще раз.

Информация о пользователе.
07.10.2013 : 17.53

Теперь понял где смотреть ответы на вопросы

Информация о пользователе.
04.11.2013 : 23.35

Уважаемый Алексей, Вам удалось отправить письмо на данный электронный адрес?

Информация о пользователе.
13.11.2013 : 11.07

Задания к модулю № 1

 

  1. Опросник для самопроверки знаний (по материалам модуля)

 

  1. Раскройте педагогическую сущность понятия «сопровождение».

 

В процессе обучения и воспитания ребёнка, в ежедневной практике, педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Когда проблемы решаются не за ребёнка, а педагогическое взаимодействие направлено на обучение самостоятельному поиску пути решения и осознанному выбору наиболее эффективного способа преодоления трудности самим учеником, тогда речь идет о сопровождении.

  • «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…»
  • «Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития»

Профессор, д.п.н. Казакова Е.И.

Основная цельсопровождения– обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребёнка.

Задачи сопровождения:

  • Осуществление психолого-педагогической диагностикидля раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
  • Осуществление вразнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребёнка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Сопровождение предполагает взаимодействие сотрудников ППМС-центра, учителей, родителей и ученика в процессе разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ сопровождения.
  • Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся«группы риска».
  • Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребёнка.
  • Реализация системно-ориентированных программсопровождения, направленных напрофилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранениездоровья учащихся.
  • Содействие обеспечению условий для инклюзивного обученияв массовой школе детей спроблемами в развитии.
  • Осуществление информационной поддержкиучащихся, учителей и родителей попроблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также по вопросам выборапрофиля обучения.
  • Повышение уровня психолого-педагогической компетентностивсех участниковобразовательного процесса.

Концептуальной основойсопровождения  является педагогика успеха.

 

  1. Каковы основные принципы ППМС-сопровождения?

 

  • Решение проблем «на стороне ребёнка».
  • Мультидисциплинарность.
  • Непрерывность сопровождения в процессе решения проблемы.
  • Комплексный подход, совещательный характер рекомендаций.

 

  1. Выделите основные направления работы ППМС-центра.

 

  • Помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения. Помощь в досуговом самоопределении. Сопровождение на этапе профессионального самоопределения.
  • Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учёбе.
  • Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.
  • «Здоровье и формирование здорового образа жизни».
  • Интегрированное обучение (сопровождение учащихся с проблемами в развитии).

 

  1. В чём сущность уровневой модели сопровождения?

 

Работа центра/службы сопровождения носит характер командного взаимодействия: принцип мультидисциплинарности сочетается с принципом комплексного подхода к проблеме в развитии ребёнка. Наряду с диагностикой, коррекцией и консультированием важным направлением в работе центра является проектирование условий профилактики проблем у учащихся.

Работа в команде предполагает:

  • совместный анализ проблемы ребёнка (разными специалистами центра во взаимодействии с учениками, родителями и учителями) и совместную разработку программы индивидуального сопровождения;
  • сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимозаменяемость (в необходимых случаях);
  • открытость профессиональных идей, взаимное информирование и совместное планирование работы.

Уровни сопровождения.

Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов,направленных на оказание помощи ребёнку в решении проблемы.

Помощь ребёнку в преодолении различного рода проблем оказывается на трёх уровнях:

1 уровень– помощь со стороны ближайшего окружения ребёнка(родители, родственники и друзья), помощь в классе(одноклассники, учителя, классный руководитель);

2 уровень– внутришкольный центр/служба сопровождения (специалист посопровождению);

3 уровень– специалисты других организаций и служб города.

Сотрудники центра/службы сопровождения, оказывая помощь на втором уровне, сотрудничают с различными организациями и службами города в необходимых случаях.

 

  1. Каковы основные этапы (шаги) индивидуального сопровождения ребёнка?

 

Шаг 1 – диагностика (поступил запрос на сопровождение со стороны ученика, родителей, учителя, администрации, либо проблема выявлена в результате диагностики).

Шаг 2 – всесторонний мультидисциплинарный анализ проблемы и информационный поиск.

Шаг 3 – выработка плана решения проблемы, разработка программы сопровождения.

Шаг 4 – первичная помощь в решении проблемы, реализация программы сопровождения.

 

  1. Назовите основные методы ППМС-сопровождения

 

  • Диагностический;
  • информационный;
  • проектировочный;
  • консультативный;

 

7.    Назовите два основных вида программ ППМС-сопровождения

 

  • Программы, направленные на преодоление проблемы.
  • Программы профилактики проблем.

 

  1. Вопросы к фильму о ППМС-сопровождении во Фландрии

 

  1. В чём, на ваш взгляд, основная особенность экстернального (организованного вне образовательного учреждения) сопровождения от интернального (внутришкольного)? Подумайте над преимуществами и недостатками первой и второй модели.

 

В ППМС-центре, организованном вне образовательного учреждения, работают различные специалисты, которые, при необходимости, не только оказывают поддержку в проблемных ситуациях, но и помогают выбрать образовательное учреждение как в Бельгии, так и в большинстве стран Европейского содружества.

К преимуществам этой модели относится независимый от мнения окружающих взгляд на ребёнка, его родителей и саму проблему. У специалистов ППМС-центра есть возможность сотрудничества между собой, что и обеспечивает мульдисциплинарный подход в сопровождении и совещательный характер рекомендаций.

К недостаткам же относится отсутствие возможности наблюдения за ребёнком непосредственно в ходе учебного процесса: стилем его учебной деятельности и общением с одноклассниками. Невозможно также воспользоваться результатами социометрических измерений и результатами социологических опросов.

 

  1. Какова роль комплексной диагностики в разработке программы сопровождения?

 

Комплексная диагностика предполагает необходимость проведения не только психологической, но и медицинской диагностики, что обеспечивает всестороннее изучение проблемы и возможность выбора наиболее рациональных путей её разрешения.

 

  1. В чём сущность представленного в фильме метода сопровождения?

 

Сопровождение – это особый вид помощи ребёнку в развитии. Сопровождение предполагает поддержку ребёнка в проблемных ситуациях, но не за счёт решения проблем ребёнка кем-то извне. Специалисты системы сопровождения решают проблемы ребёнка не вместо него, а вместе с ним, его родителями и педагогами.

 

  1. Каковы основные направления работы ППМС-центра во Фландрии?

 

Исходя из логики фильма, основным направлением работы ППМС-центра во Фландрии является помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения. Во Фландрии существует четыре типа образования, и после двух первых классов средней школы каждому ребёнку предстоит выбрать один из них:

ASO– общее образование;

TSO– техническое образование;

KSO– творческое образование;

BSO– профессиональное образование.

Большое внимание уделяется коррекции учебных затруднений и профилактике трудностей в учёбе.

Кроме того, специалисты ППМС-центра оказывают поддержку и педагогам, когда они начинают осваивать новые методы работы.

 

  1. Деятельность каких специалистов по сопровождению вы увидели в фильме?

 

Специалисты – сотрудники ППМС-центров и служб: психологи, социальные педагоги, специалисты по праву, медицинские работники, а также классные руководители и вспомогательные педагоги.

 

6.    Что важного и полезного для своей практической деятельности вы отметили, просматривая видеофильм о ППМС-сопровождении во Фландрии?

 

Важно то, что ППМС-сопровождение во Фландрии носит комплексный характер. В ППМС-центре работает множество различных специалистов, и именно здесь могут подсказать, какой специалист ППМС-центра поможет решить конкретную проблему.

Также немаловажно то, что каждое образовательное учреждение, занесённое в компьютерный банк данных, рассылает ППМС-центрам подробную информацию о своей деятельности, что позволяет осуществить ребёнку и его родителям правильный выбор образовательного маршрута.

 

  1. Практическое задание

 

Проанализируйте в логике ППМС-сопровождения одну из проблем, с которой к вам обратился сам ребёнок или кто-то из его ближайшего окружения (родитель, учитель, одноклассник). Это может быть проблема в учёбе, проблема в общении, проблема выбора профиля обучения и др.

 

Проблема.Родители, у которых ребёнок уже начал обучаться в первом классе школы, беспокоятся о том, что он плохо учится.

В данном конкретном случае – при плохом начале обучения ребёнка в школе – необходимо выяснить причину этого.

Возможными причинами неуспеваемости ребёнка в начальных классах могут быть:

  • недостаточный уровень физической готовности к обучению в школе;
  • слабое развитие основных когнитивных процессов: концентрации внимания, запоминания, мыслительных, речевых;
  • недостаточное развитие личностных качеств: деловых, волевых, коммуникативных;
  • неверный с психолого-педагогической точки зрения стиль общения родителей с ребёнком;
  • отсутствие интереса к учению вообще.

Начинать обследование в данном случае необходимо с медицинской диагностики. Медицинский работник должен выявить: 1) состояние общего физического развития ребёнка: рост, вес, объём грудной клетки, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития детей этого возраста; 2) состояние зрения, слуха, моторики; 3) состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности; 4) общее состояние здоровья.

Обобщив результаты диагностики, специалист может порекомендовать следующие меры: отсрочить начало обучения на один год; перевести ребёнка в специальную группу или класс компенсирующего обучения; осуществлять индивидуальный подход к ребёнку с учётом тех или иных особенностей его подготовки.

Следующие четыре возможные причины школьной неуспеваемости требуют детального психологического обследования ребёнка, подобрав соответствующий комплекс психодиагностических методик. Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности, включая её возможное отрицательное воздействие на процесс учения ребёнка.

Начать учиться в школе плохо ребёнок может с момента поступления в школу потому, что у него слабо развиты, например, произвольное внимание и произвольная память, а также словесно-логическое мышление, т. е. как раз те психические функции, от которых зависит сознательное и полноценное усвоение школьной программы.

В этом случае родителям ребёнка можно порекомендовать самим или с помощью вспомогательного педагога в течение нескольких месяцев дополнительно поработать с ребёнком, чтобы развить у него до нужного уровня соответствующие когнитивные функции. Заинтересованным родителям можно также подобрать психологическую литературу на эту тему.

Далее необходимо выявить эмоционально-волевую готовность ребёнка к школе. Её считают сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Если у ребёнка отсутствуют волевые и деловые качества, то он не сможет преодолевать трудности, которые естественно возникают в процессе учения.

В этом случае необходимо будет заняться развитием соответствующих личностных качеств у ребёнка, причём лучше всего это делать не в процессе учения, а в каких-нибудь других видах деятельности, более интересных, привлекательных для ребёнка, чем само по себе учение.

Необходимо также проанализировать стиль общения родителей с ребёнком. Неправильное обращение с ребёнком в семье может проявиться в том, что родители уже в раннем возрасте начинают предъявлять к ребёнку чрезмерно высокие требования, не соответствующие его возрастным возможностям. В этом случае у ребёнка может пропасть всякое желание учиться, и оно сменится психологической защитной реакцией. Возникнет стойкое отрицательное отношение к учению и далее – к школе в целом.

Родителям, которые обнаружили отсутствие интереса ребёнка к учению, рекомендуется больше внимания обращать на старания и успехи ребёнка и какое-то время не замечать его ошибок и неудач.

Педагогически неправильной будет и прямо противоположная практика обращения родителей с ребёнком, когда они в самом начале учёбы продолжают обходиться с ним так же, как и до неё, не предъявляя ребёнку никаких новых требований. Тогда и сам ребёнок может рассматривать учение как развлекательную игру, и, как следствие, относиться к нему недостаточно серьёзно.

Обеих крайностей следует избегать, и именно об этом, в первую очередь, должен идти разговор психолога с родителями в процессе консультативной беседы.

 

 

  

Информация о пользователе.
04.12.2013 : 10.55

1. Опросник для самопроверки знаний (по материалам модуля)

 

1.    Раскройте педагогическую сущность понятия «сопровождение»

«Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…» (Казакова Е.И.).

2.    Каковы основные принципы ППМС-сопровождения?

Основные принципы сопровождения:

• «Всегда на стороне ребенка!».

• Непрерывность сопровождения.

• Комплексный подход.

• Мультидисциплинарнсть.

Концептуальной основой деятельности центра является педагогика успеха

3.    Выделите основные направления работы ППМС-центра

Основные направления работы ППМС-центра:

• Помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения. Сопровождение на

этапе профессионального самоопределения.

• Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

• Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение

социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение

учащихся «группыриска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.• «Здоровье и здоровый образжизни».

• Интегрированное обучение (сопровождение учащихся с проблемами в развитии)

4.    В чем сущность уровневой модели сопровождения?

Уровневаямодель ППМС-сопровождения.

Работа центра/службы сопровождения носит характер командного взаимодействия: принцип

мультидисциплинарности сочетается с принципом комплексного подхода к проблеме в развитии

ребенка. Наряду с диагностикой, коррекцией и консультированием важным направлением в

работе центра является проектирование условий профилактики проблем у учащихся.

Работа в команде предполагает:

• совместный анализ проблемы ребенка (разными специалистами центра во взаимодействии с

учениками, родителями и учителями) и совместную разработку программы индивидуального

сопровождения;

• сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимозаменяемость (в необходимых

случаях);

• открытость профессиональных идей, взаимное информирование и совместное планирование

5.    Каковы основные этапы (шаги) индивидуального сопровождения ребенка? Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу

индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов,

направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.

Помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на трех уровнях:

1 уровень - помощь со стороны ближайшего окружения ребенка

(родители, родственники и друзья), помощь в классе

(одноклассники, учителя, классный руководитель);

2 уровень – внутришкольный  центр/служба сопровождения (специалист по

сопровождению);

3 уровень – специалисты других организаций и служб города .

Сотрудники центра/службы сопровождения, оказывая помощь на втором уровне, сотрудничают

с различными организациями и службами города в необходимых случаях

 

6.    Назовите основные методы ППМС-сопровождения

Основные методы сопровождения:

- диагностический,

- информационный,

- проектировочный,

- консультативный.

Участниками процесса индивидуального сопровождения выступают: сопровождающий,

сопровождаемый и его ближайшее окружение.

7.    Назовите два основных вида программ ППМС-сопровождения

Информация о пользователе.
13.12.2013 : 18.00

Уважаемая Елена Валентиновна!

Изучила материалы 1 модуля.

В данных материалах много интересного и полезного для работы в школе.

Я усвоила, что главный принцип сопровождения "Всегда на стороне ребенка".

Информация о пользователе.
07.05.2014 : 13.03

Бамбурова Нина Петровна.
Дистанционные курсы.   Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе современной школы.
Модуль 1. Концептуальные основы построения системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе
    Опросник для самопроверки знаний (по материалам модуля)
   1. Раскройте педагогическую сущность понятия «сопровождение».
      В процессе обучения и воспитания ребёнка, в ежедневной практике, педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Когда проблемы решаются не за ребёнка, а педагогическое взаимодействие направлено на обучение самостоятельному поиску пути решения и осознанному выбору наиболее эффективного способа преодоления трудности самим учеником, тогда речь идет о сопровождении.
Основная цельсопровождения– обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребёнка.
Задачи сопровождения:
  Осуществление психолого-педагогической диагностикидля раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
    Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребёнка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Сопровождение предполагает взаимодействие сотрудников ППМС-центра, учителей, родителей и ученика в процессе разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ сопровождения.
    Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся«группы риска».
    Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребёнка.
    Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся.
    Содействие обеспечению условий для инклюзивного обученияв массовой школе детей с проблемами в развитии.
    Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также по вопросам выбора профиля обучения.
    Повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Концептуальной основой сопровождения  является педагогика успеха.

    2.Каковы основные принципы ППМС-сопровождения?
    Решение проблем «на стороне ребёнка».
    Непрерывность сопровождения.
    Комплексный мультидисциплинарный  подход к проблеме.

    3.Выделите основные направления работы ППМС-центра.
    Помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения. Помощь в досуговом самоопределении. Сопровождение на этапе профессионального самоопределения.
    Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учёбе.
    Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.
    «Здоровье и формирование здорового образа жизни».
    Интегрированное обучение (сопровождение учащихся с проблемами в развитии).

  4.  В чём сущность уровневой модели сопровождения?
 Уровневаямодель ППМС-сопровождения.
Работа центра/службы сопровождения носит характер командного взаимодействия: принцип мультидисциплинарности сочетается с принципом комплексного подхода к проблеме в развитии ребенка. Наряду с диагностикой, коррекцией и консультированием важным направлением в работе центра является проектирование условий профилактики проблем у учащихся.
Работа в команде предполагает:
• совместный анализ проблемы ребенка (разными специалистами центра во взаимодействии с учениками, родителями и учителями) и совместную разработку программы индивидуального сопровождения;
• сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимозаменяемость (в необходимых случаях);
    открытость профессиональных идей, взаимное информирование и совместное планирование работы.
Уровни сопровождения.
Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов,направленных на оказание помощи ребёнку в решении проблемы.
Помощь ребёнку в преодолении различного рода проблем оказывается на трёх уровнях:
1 уровень– помощь со стороны ближайшего окружения ребёнка(родители, родственники и друзья), помощь в классе(одноклассники, учителя, классный руководитель);
2 уровень– внутришкольный центр/служба сопровождения (специалист посопровождению);
3 уровень– специалисты других организаций и служб города.
Сотрудники центра/службы сопровождения, оказывая помощь на втором уровне, сотрудничают с различными организациями и службами города в необходимых случаях.

  5. Каковы основные этапы (шаги) индивидуального сопровождения ребёнка?
Шаг 1 – диагностика (поступил запрос на сопровождение со стороны ученика, родителей, учителя, администрации, либо проблема выявлена в результате диагностики).
Шаг 2 – всесторонний мультидисциплинарный анализ проблемы и информационный поиск.
Шаг 3 – выработка плана решения проблемы, разработка программы сопровождения.
Шаг 4 – первичная помощь в решении проблемы, реализация программы сопровождения.

 6. Назовите основные методы ППМС-сопровождения
    - диагностический;
    - информационный;
    -  проектировочный;
    - консультативный;

7.    Назовите два основных вида программ ППМС-сопровождения
    1) Программы, направленные на преодоление проблемы.
    2) Программы профилактики проблем.

    Вопросы к фильму о ППМС-сопровождении во Фландрии
 1.   В чём, на ваш взгляд, основная особенность экстернального (организованного вне образовательного учреждения) сопровождения от интернального (внутришкольного)? Подумайте над преимуществами и недостатками первой и второй модели.
   В ППМС-центре, организованном вне образовательного учреждения, работают различные специалисты, которые, при необходимости, не только оказывают поддержку в проблемных ситуациях, но и помогают выбрать образовательное учреждение как в Бельгии, так и в большинстве стран Европейского содружества. К преимуществам экстернальной  модели сопровождения относится независимый от мнения окружающих взгляд на ребёнка, его родителей и саму проблему. У специалистов ППМС-центра есть возможность сотрудничества между собой, что и обеспечивает мульдисциплинарный подход в сопровождении и совещательный характер рекомендаций. К недостаткам же относится отсутствие возможности наблюдения за ребёнком непосредственно в ходе учебного процесса: стилем его учебной деятельности и общением с одноклассниками. Невозможно также воспользоваться результатами социометрических измерений и результатами социологических опросов.
  2.  Какова роль комплексной диагностики в разработке программы сопровождения?   
    Комплексная диагностика предполагает необходимость проведения не только психологической, но и медицинской диагностики, что обеспечивает всестороннее изучение проблемы и возможность выбора наиболее рациональных путей её разрешения.
  3.  В чём сущность представленного в фильме метода сопровождения?
   Сопровождение – это особый вид помощи ребёнку в развитии. Сопровождение предполагает поддержку ребёнка в проблемных ситуациях, но не за счёт решения проблем ребёнка кем-то извне. Специалисты системы сопровождения решают проблемы ребёнка не вместо него, а вместе с ним, его родителями и педагогами.
   4.  Каковы основные направления работы ППМС-центра во Фландрии?
    Исходя из логики фильма, основным направлением работы ППМС-центра во Фландрии является помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения. Во Фландрии существует четыре типа образования, и после двух первых классов средней школы каждому ребёнку предстоит выбрать один из них:
 - ASO– общее образование;
 - TSO– техническое образование;
 - KSO– творческое образование;
 - BSO– профессиональное образование.
 Также большое внимание специалисты ППМС- центра уделяют коррекции учебных затруднений и профилактике трудностей в учёбе и оказывают поддержку  педагогам, когда они начинают осваивать новые методы работы.
     5.  Деятельность каких специалистов по сопровождению вы увидели в фильме?
     Специалисты – сотрудники ППМС-центров и служб: психологи, социальные педагоги, специалисты по праву, медицинские работники, а также классные руководители и вспомогательные педагоги.
     6.    Что важного и полезного для своей практической деятельности вы отметили, просматривая видеофильм о ППМС-сопровождении во Фландрии?
      ППМС-сопровождение во Фландрии носит комплексный характер. В ППМС-центре работает множество различных специалистов, и именно здесь могут подсказать, какой специалист ППМС-центра поможет решить конкретную проблему.  Важно то что, основная цель сопровождения– обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребёнка. Также немаловажно то, что каждое образовательное учреждение, занесённое в компьютерный банк данных, рассылает ППМС-центрам подробную информацию о своей деятельности, что позволяет осуществить ребёнку и его родителям правильный выбор образовательного маршрута.

    Практическое задание.
  Проанализируйте в логике ППМС-сопровождения одну из проблем, с которой к вам обратился сам ребёнок или кто-то из его ближайшего окружения (родитель, учитель, одноклассник). Это может быть проблема в учёбе, проблема в общении, проблема выбора профиля обучения и др.
  Проблема: Классный руководитель учащегося 2 класса обратилась с проблемой в обучении конкретного ученика, ребенок невнимательный, неусидчивый, постоянно отвлекается на уроках.
  В данном случае все симптомы указывают на наличие у ребенка синдрома гиперактивности.
  Добиться того, чтобы в современной школе гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым невозможно, но научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.                                                                                                                         
  В настоящее время таких детей в школе появляется все больше и больше. Формированию гиперактивности способствуют: инфекционные заболевания, травма и их последствия; употребление алкоголя, курение во время беременности, осложнения при родах, патология беременности; неудовлетворительное воспитание и негативные жизненные условия ребенка.                                                                                                                                             Какого ребенка называют гиперактивным?  Как работать с такими детьми, чтобы не нанести вреда ребенку, помочь ему, себе и окружающим его людям?
  Несмотря на то, что гиперактивность проявляется уже в раннем детстве, но только при поступлении в школу родители  чаще всего обращают внимание на эту проблему.  При поступлении в школу увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на длительный отрезок времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата, уметь работать в коллективе, принимая мнения других.   Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка, агрессивности по отношению к своим одноклассникам, а отсюда часто неуспеваемость.  Если в школу приходит   гиперактивный ребенок, то трудности встречает не только он сам, но и родители,  и одноклассники, и учителя.
          Проблемы детей, имеющих нарушения в поведении и связанные с ними трудности в обучении, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают внимание учителя, мешают работе класса, отвлекают на уроке учеников, сидящих рядом. Эти ребята на уроках постоянно заняты своими делами, их невозможно заставить внимательно слушать на уроке, с первого раза не понимают данного задания, не выполняют работу до конца, отстают от работы класса, отказываются от работы, если она требует умственной или физической нагрузки. На переменах эти  дети очень подвижны и агрессивны. На замечания учителя, особенно в первые дни пребывания в школе, такие ученики не реагируют. Они неудобны в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Эти дети с ненарушенными интеллектуальными функциями, но в силу своих особенностей  чаще всего попадают в группу неуспевающих учеников.
 Начинать обследование в данном случае необходимо с медицинской диагностики. Медицинский работник должен выявить: 1) состояние общего физического развития ребёнка: рост, вес, объём грудной клетки, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития детей этого возраста; 2) состояние зрения, слуха, моторики; 3) состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности; 4) общее состояние здоровья.
  Обобщив результаты диагностики, специалист может порекомендовать следующие меры: в соответствии с рекомендациями врачей- специалистов пройти рекомендованное лечение;  перевести ребёнка в специальную группу или класс компенсирующего обучения; осуществлять индивидуальный подход к ребёнку с учётом тех или иных особенностей его подготовки.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов.
 При воспитании гиперактивных детей взрослые должны избегать двух крайностей:
- с одной стороны,  проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой – постановки завышенных требований, которые они не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.
Частые изменения указаний и колебания настроения взрослых оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. При работе с гиперактивными детьми необходимо сдерживать свои бурные аффекты, если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Надо эмоционально поддерживать детей во всех попытках позитивного поведения, какими бы незначительными они не были. Взрослые должны избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати»  -попробовать переключить внимание ребенка. Надо стараться говорить спокойным голосом. Не унижать ребенка!
Родителям необходимо:
- выделить для ребенка его собственную «территорию» для игр, уединения;
- в оформлении  избегать ярких цветов;
- при выполнении домашних заданий на рабочем месте не должно быть отвлекающих предметов;
- составить распорядок дня совместно с ребенком, следуя которому, проявлять гибкость и упорство;
- определить для ребенка круг обязанностей;
- надо научиться «выплескивать» энергию ребенка приемлемыми способами:      занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом;
- отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.