5. Учитель в системе комплексного сопровождения. Консультативное сопровождение учащихся.

Втр, 01/10/2013 - 18:41 — Елена Меттус

5. Консультативное сопровождение учащихся

         Одной из форм сотрудничества специалистов ППМС-центра и учителей (классных руководителей) является  консультативное сопровождение учащихся.

Что  такое консультативное сопровождение?  Консультативное сопровождение - это технология взаимодействия сотрудников ППМС-центра и учителя (классного руководителя) в работе над проблемой учащегося.

         В центр часто поступают запросы от классных руководителей и учителей на решение той или иной проблемы ребенка. Эти запросы сформулированы часто как «сделайте что-нибудь с учеником...». При этом учитель в большинстве случаев «отходит в сторону», делегируя ответственность за решение проблемы сотруднику центра. Но как части мозаики лишь вместе могут дать целостную картину изображения, так и различные взгляды на проблему ученика со стороны учителя, классного руководителя и разных специалистов ППМС-центра позволяют объективно судить о ее причинах, выработать наиболее эффективный план действий.

 

С чего начинается консультативное сопровождение?

         Учитель, испытывая трудности во взаимодействии с учеником, обращается в ППМС-центр. Задача специалиста центра не только выслушать педагога, дать рекомендации, начать индивидуальную работу с ребенком, но и побудить учителя к сотрудничеству по оказанию помощи ученику.         Совместный анализ проблемы ребенка, выработанный в процессе консультативного сопровождения план помощи ему, помогут учителю предпринять конкретные действия по организации поддержки ребенка с проблемами в обучении или поведении.

 

В ходе консультативного сопровождения рассматриваются следующие вопросы:

·    В чем заключается проблема ученика?

·    Какими возможностями располагает ученик для того, чтобы справиться с проблемой?

·    Чем может помочь ученику учитель в конкретной ситуации?

·    Что могут сделать для ученика его родители?

·    Что могут сделать специалисты ППМС-центра?

 

Основные задачи сотрудничества сотрудников ППМС-центра и учителя:

1. Поддерживать всех детей, создавать для них комфортные условия

    обучения (забота не только о детях с проблемами).

2. Давать информацию детям и их родителям о том, какими способами можно оказать помощь в учебе ребенку.

3. Следовать принципу: каждый ребенок должен иметь возможность  

    научиться (слабый, сильный...).

4. Направлять ребенка в процессе учебной деятельности и предоставлять ему возможность для саморазвития.

5. Стимулировать развитие ребенка, мотивировать его к учебе.

6. Учить думать (ребенок должен учиться обдумывать и планировать свою работу).

7.    Использовать опыт учащихся, активизировать взаимную помощь

    одноклассников.

8. Оказывать помощь родителям в развитии самостоятельности у ребенка (задача родителей - не подсказывать, а побуждать самостоятельно решать проблему - шаг за шагом).

9. Работать профилактически, выявлять проблемы как можно раньше, по возможности предупреждать их.

 

Технология консультативного сопровождения

(взаимодействие специалиста по сопровождению с учителем)

 

Шаг 1. Установление контактас учителем (классным руководителем)

 

Шаг 2. Начало сотрудничества

      В ходе совместного обсуждения определяется сущность проблемы ребенка, ее характер и размер.

 

Шаг 3.Совместный анализ проблемы

      Сотрудничество на данном этапе предполагает совместное «составление мозаики» - рассматриваются разные точки зрения на возможные причины возникновения проблемы у ребенка.

 

Шаг 5. Разработка плана действий

      Сбор информации, поиск альтернативных вариантов решения проблемы, четкая договоренность по поводу ожиданий (что возможно решить, а что нет), планирование возможных изменений в плане действий, договоренность о способах проверки эффективности выбранных мер.

 

Шаг 6. Выполнение плана 

         Сопровождение ребенка осуществляет учитель (классный руководитель)

 

Шаг 7. Оценка результатов (совместный анализ достигнутых результатов и корректировка плана действий)


Задание:

1. Изучите приложенные материалы и презентации.

2. Используя технологию консультативного сопровождения, совместно с учителем или классным руководителем проанализируйте проблемную ситуацию, связанную с учебными затруднениями ребенка, и разработайте совместный план действий по оказанию ему помощи и поддержки в учебном процессе.

Свои ответы на задания к этому модулю Вы по-прежнему можете:

а) разместить в комментариях - так с ними могут ознакомиться и обсудить все слушатели, или

б) выслать по электронной почте на адрес mev1001@mail.ru, указав в теме письма свою фамилию и "Дистанционный курс"

ВложениеРазмер
Роль педагога в профилактике соц-эмоц проблем.ppt160.5 КБ
Учебная деятельность и здоровье школьника.ppt2.7 МБ
Психолого-пед проблемы в контексте ФГОС2.pptx4.12 МБ
Психолого-педагогические основы организации учебного процесса в cтаршей школе.ppt226 КБ
Программа повышения уровня психолого-педагогической компетентности педагога.pdf427.48 КБ
Программа развития коммуникативной культуры.pdf167.69 КБ

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
15.05.2014 : 15.42

Технология консультативного сопровождения

(взаимодействие специалиста по сопровождению с учителем)

 Проблемная ситуация: Учащийся 2 класса испытывает затруднения в процессах распределения и концентрации внимания

Шаг 1. Установление контакта с учителем.

 

Шаг 2. Начало сотрудничества

    Проводится беседа с классным руководителем, родителями, наблюдение за ребенком в процессе обучения и на переменахи определяется размер и характер проблемы.

Шаг 3.Совместный анализ проблемы.

  В данной ситуации необходимо как можно раньше обратить внимание на проблему, обсудить ситуацию со специалистами (классный руководитель, школьный психолог, педагогический советник, врач-невролог) и принять совместное решение о том, как помочь ребенку.  

Психолог в процессе диагности выявляет возможные причины трудностей.

Перечень методик для вывления причин невнимательности:

1. Методика

"Графический диктант"

2. Методика изучения

объема внимания

3. Методика изучения

концентрации

и устойчивости внимания

4. Методика изучения мотивации

(по Белопольской)

Возможные психологические причины:

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Низкий уровень объема внимания

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

4. Преобладающая мотивация учения

— игровая

5. Другие психологические причины.


 

Шаг 5. Разработка плана действий.

В ходе проведенного исследования составляем общий план решения проблемы, проводится четкая договоренность по поводу ожиданий результатов, планирование возможных изменений в плане действий, договоренность о способах проверки эффективности выбранных мер.

 

Шаг 6. Выполнение плана 

         Сопровождение ребенка осуществляет учитель (классный руководитель). Во время уроков и на внеурочной деятельности учитель может использовать различные задания и приемы для развития внимания.

 Инструментарий методики развития внимания и мышления

младших школьников:

Корректурные задания.

Задания по типу: «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и др.

Упражнения,   основанные   на    принципе   точного   воспроизведения какого- либо образца.

Использование таблиц Шульте.

Дидактические игры на развитие внимания и мышления.

Специально разработанную экспериментальную программу.

Словарные диктанты с комментированием.

Проверочное чтение или корректирование.

Использование опорных схем.

Игры на комбинирование: танграм, логические задачи, головоломки, игры со счетными палочками.

Игры на планирование: лабиринты, магические квадраты.

Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы.

Психологические приемы и комплекс упражнений, направленный на развитие внимания, родители могут освоить самостоятельно и заниматься с ребенком дома, это поможет ребенку в более благополучном устранении проблемы.

Шаг 7. Через полгода предлагается провести повторную диагностику проблему и анализ достигнутых результатов. В ходе анализа можно внести корректировку плана действий.