5. Учитель в системе комплексного сопровождения. Консультативное сопровождение учащихся.
5. Консультативное сопровождение учащихся
Одной из форм сотрудничества специалистов ППМС-центра и учителей (классных руководителей) является консультативное сопровождение учащихся.
Что такое консультативное сопровождение? Консультативное сопровождение - это технология взаимодействия сотрудников ППМС-центра и учителя (классного руководителя) в работе над проблемой учащегося.
В центр часто поступают запросы от классных руководителей и учителей на решение той или иной проблемы ребенка. Эти запросы сформулированы часто как «сделайте что-нибудь с учеником...». При этом учитель в большинстве случаев «отходит в сторону», делегируя ответственность за решение проблемы сотруднику центра. Но как части мозаики лишь вместе могут дать целостную картину изображения, так и различные взгляды на проблему ученика со стороны учителя, классного руководителя и разных специалистов ППМС-центра позволяют объективно судить о ее причинах, выработать наиболее эффективный план действий.
С чего начинается консультативное сопровождение?
Учитель, испытывая трудности во взаимодействии с учеником, обращается в ППМС-центр. Задача специалиста центра не только выслушать педагога, дать рекомендации, начать индивидуальную работу с ребенком, но и побудить учителя к сотрудничеству по оказанию помощи ученику. Совместный анализ проблемы ребенка, выработанный в процессе консультативного сопровождения план помощи ему, помогут учителю предпринять конкретные действия по организации поддержки ребенка с проблемами в обучении или поведении.
В ходе консультативного сопровождения рассматриваются следующие вопросы:
· В чем заключается проблема ученика?
· Какими возможностями располагает ученик для того, чтобы справиться с проблемой?
· Чем может помочь ученику учитель в конкретной ситуации?
· Что могут сделать для ученика его родители?
· Что могут сделать специалисты ППМС-центра?
Основные задачи сотрудничества сотрудников ППМС-центра и учителя:
1. Поддерживать всех детей, создавать для них комфортные условия
обучения (забота не только о детях с проблемами).
2. Давать информацию детям и их родителям о том, какими способами можно оказать помощь в учебе ребенку.
3. Следовать принципу: каждый ребенок должен иметь возможность
научиться (слабый, сильный...).
4. Направлять ребенка в процессе учебной деятельности и предоставлять ему возможность для саморазвития.
5. Стимулировать развитие ребенка, мотивировать его к учебе.
6. Учить думать (ребенок должен учиться обдумывать и планировать свою работу).
7. Использовать опыт учащихся, активизировать взаимную помощь
одноклассников.
8. Оказывать помощь родителям в развитии самостоятельности у ребенка (задача родителей - не подсказывать, а побуждать самостоятельно решать проблему - шаг за шагом).
9. Работать профилактически, выявлять проблемы как можно раньше, по возможности предупреждать их.
Технология консультативного сопровождения
(взаимодействие специалиста по сопровождению с учителем)
Шаг 1. Установление контактас учителем (классным руководителем)
Шаг 2. Начало сотрудничества
В ходе совместного обсуждения определяется сущность проблемы ребенка, ее характер и размер.
Шаг 3.Совместный анализ проблемы
Сотрудничество на данном этапе предполагает совместное «составление мозаики» - рассматриваются разные точки зрения на возможные причины возникновения проблемы у ребенка.
Шаг 5. Разработка плана действий
Сбор информации, поиск альтернативных вариантов решения проблемы, четкая договоренность по поводу ожиданий (что возможно решить, а что нет), планирование возможных изменений в плане действий, договоренность о способах проверки эффективности выбранных мер.
Шаг 6. Выполнение плана
Сопровождение ребенка осуществляет учитель (классный руководитель)
Шаг 7. Оценка результатов (совместный анализ достигнутых результатов и корректировка плана действий)
Задание:
1. Изучите приложенные материалы и презентации.
2. Используя технологию консультативного сопровождения, совместно с учителем или классным руководителем проанализируйте проблемную ситуацию, связанную с учебными затруднениями ребенка, и разработайте совместный план действий по оказанию ему помощи и поддержки в учебном процессе.
Свои ответы на задания к этому модулю Вы по-прежнему можете:
а) разместить в комментариях - так с ними могут ознакомиться и обсудить все слушатели, или
б) выслать по электронной почте на адрес mev1001@mail.ru, указав в теме письма свою фамилию и "Дистанционный курс"
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Технология консультативного сопровождения
(взаимодействие специалиста по сопровождению с учителем)
Проблемная ситуация: Учащийся 2 класса испытывает затруднения в процессах распределения и концентрации внимания
Шаг 1. Установление контакта с учителем.
Шаг 2. Начало сотрудничества
Проводится беседа с классным руководителем, родителями, наблюдение за ребенком в процессе обучения и на переменахи определяется размер и характер проблемы.
Шаг 3.Совместный анализ проблемы.
В данной ситуации необходимо как можно раньше обратить внимание на проблему, обсудить ситуацию со специалистами (классный руководитель, школьный психолог, педагогический советник, врач-невролог) и принять совместное решение о том, как помочь ребенку.
Психолог в процессе диагности выявляет возможные причины трудностей.
Перечень методик для вывления причин невнимательности:
1. Методика
"Графический диктант"
2. Методика изучения
объема внимания
3. Методика изучения
концентрации
и устойчивости внимания
4. Методика изучения мотивации
(по Белопольской)
Возможные психологические причины:
1. Низкий уровень развития произвольности
2. Низкий уровень объема внимания
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
4. Преобладающая мотивация учения
— игровая
5. Другие психологические причины.
Шаг 5. Разработка плана действий.
В ходе проведенного исследования составляем общий план решения проблемы, проводится четкая договоренность по поводу ожиданий результатов, планирование возможных изменений в плане действий, договоренность о способах проверки эффективности выбранных мер.
Шаг 6. Выполнение плана
Сопровождение ребенка осуществляет учитель (классный руководитель). Во время уроков и на внеурочной деятельности учитель может использовать различные задания и приемы для развития внимания.
Инструментарий методики развития внимания и мышления
младших школьников:
Корректурные задания.
Задания по типу: «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и др.
Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого- либо образца.
Использование таблиц Шульте.
Дидактические игры на развитие внимания и мышления.
Специально разработанную экспериментальную программу.
Словарные диктанты с комментированием.
Проверочное чтение или корректирование.
Использование опорных схем.
Игры на комбинирование: танграм, логические задачи, головоломки, игры со счетными палочками.
Игры на планирование: лабиринты, магические квадраты.
Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы.
Психологические приемы и комплекс упражнений, направленный на развитие внимания, родители могут освоить самостоятельно и заниматься с ребенком дома, это поможет ребенку в более благополучном устранении проблемы.
Шаг 7. Через полгода предлагается провести повторную диагностику проблему и анализ достигнутых результатов. В ходе анализа можно внести корректировку плана действий.