4. Системно-ориентированные программы сопровождения

сб, 21/09/2013 - 18:41 — Елена Меттус

4. Системно-ориентированное сопровождение естественного развития ребенка

Выделяют два основных направления системного сопровождения:

1) разработка и реализация программ, направленных на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития человека;

2) создание профилактических и развивающих программ, направленных на предупреждение и преодоление проблем, характерных для значительных групп учащихся (Казакова, Полянский). Такие программы проектируются  с учетом  специфики современного теоретического понимания сути проблемы и возможности ее разрешения, с учетом специфики образовательного учреждения.

При проектировании и разработке профилактических программ необходимо учитывать наличие взаимосвязи и взаимообусловленности проблем. Так, затруднения в учебе  отражаются на эмоциональном благополучии учащегося, а социально-эмоциональное благополучие, показателями которого являются позитивная самооценка, способность решать проблемы, ориентация на успех, оказывает влияние на успешность учебной деятельности. Проблемы в учебной и социально-эмоциональной сфере часто влекут за собой проблемы поведения, а поведенческие проблемы могут вызвать проблемы в учебе, оказывая непосредственное влияние и на социально-эмоциональное благополучие ребенка. Такая взаимообусловленность наблюдается в отношении всех наиболее характерных для большинства учащихся проблем. Следовательно, при проектировании условий профилактики трудностей у детей и подростков должное внимание необходимо уделить программам предупреждения проблем в учебной сфере, проблем в области самоопределения и выбора образовательного маршрута, социально-эмоциональных проблем.

Профилактическойможно считать такую педагогическую практику, которая  нацелена на устранение или нейтрализацию  факторов, систематически мешающих  позитивному  развитию ребенка и  усиление  факторов, стимулирующих их позитивное развитие. Если сущностной стороной индивидуально-ориентированного сопровождения выступает взаимодействие сопровождающей и сопровождаемой сторон в процессе решении проблемы, то сущностной стороной профилактики проблем в общей системе сопровождения является взаимодействие всех участников образовательного процесса,  направленное на  активизацию позитивных факторов развития (как внешних, так и внутренних) и нейтрализацию негативных.

Выявление типичных проблем, характерных для значительных групп учащихся, - отправная точкав работе по профилактике различного рода трудностей и разработке системно-ориентированной программы сопровождения. 

 

Примеры программ ППМС-сопровождения

(Более подробную информацию о программах Вы найдёте в материалах, доступных по ссылке)

Дошкольное отделение

·      «Островок Дружбы»

Программа развития эмоциональной сферы и навыков общения у дошкольников.

·      «Калейдоскоп»

Программа музыкально-психологических тренингов для дошкольников, направленная на развитие эмоционально–волевой сферы и коммуникативных навыков.

·      «Готовность к школе»

Программа социально-психологической подготовки дошкольников к обучению в школе - первый этап программы «Преемственность. Адаптация».

Начальная школа

·      «Поступаем в первый класс»

Программа, направленная на оказание помощи родителям  в выборе образовательного маршрута при поступлении ребенка в школу и обеспечение наиболее благоприятных условий для обучения будущих первоклассников .

·      «Мои первые шаги в школе»

Программа сопровождения первоклассников в период адаптации - второй этап программы «Преемственность. Адаптация».

·      «Учись учиться»

Программа профилактики и коррекции учебных затруднений, реализуемая логопедом совместно с психологом и учителем начальной школы.

·      «Остров Дружбы»

Программа профилактики и  преодоления социально-эмоциональных проблем у учащихся начальной школы, направленная на развитие коммуникативных навыков.

•      «Учимся дружить»

Программа  формирования и развития детского коллектива.

·      «Воспитай в себе Человека»

 Программа нравственного воспитания, формирования самосознания и ценностных ориентаций у  учащихся 4 классов в рамках курса «Светская этика».

 

5-7 классы

·      «Преемственность. Адаптация – 5» (третий этап программы «Преемственность. Адаптация»)

Программа профилактики и преодоления  учебных затруднений и других проблем адаптации в период перехода учащихся начальной школы на новый этап обучения.

·      «Секреты успешной учебы»

Программа профилактики учебных затруднений, направленная на формирование и развитие общеучебных навыков.

·      «Дружный класс. Без агрессии» (профилактика агрессивного поведения)

 Программа преодоления и профилактики социально-эмоциональных проблем у подростков.

•      «Учимся дружить»

Программа  формирования и развития детского коллектива.

·      «Я учусь выбирать - 7» (первый этап программы «Я учусь выбирать»)

 Программа, направленная на обучение самостоятельному осознанному выбору образовательного маршрута в условиях предпрофильного обучения и оказание помощи  в досуговом самоопределении.

·      «Воспитай в себе Человека»

 Программа нравственного воспитания, формирования самосознания и ценностных ориентаций у  учащихся 5-7 классов.

8-11 классы

·      «Преемственность. Адаптация – 8» (четвертый этап программы «Преемственность. Адаптация»).  Программа профилактики и преодоления  социально-эмоциональных проблем в период перехода учащихся на предпрофильное обучение.

·      «Шаги к успеху». Программа личностного развития старшеклассников, направленная на формирование лидерских качеств и мировоззрения успешного человека.

·      «Город разных точек зрения». Программа профилактики и  преодоления социально-эмоциональных проблем у подростков, направленная на развитие коммуникативных навыков и социальной компетентности.

·      «Я учусь выбирать – 9, 10-11» (второй и третий этапы программы «Я учусь выбирать»).  Программа, направленная на обучение самостоятельному осознанному выбору учащимися профиля обучения и профессиональное  самоопределение.

·      «Я  выбираю здоровье»

Программа укрепления здоровья и формирования культуры здорового образа жизни у подростков с использованием метода биологической обратной связи.

·       «Консультационный центр»

Программа сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Системно-ориентированные программы сопровождения реализуются специалистами ППМС-центра во взаимодействии с сотрудниками других служб гимназии.


Система работы социального педагога в рамках комплексного ППМС-сопровождения

 

Выявление и сопровождение учащихся «группы риска».

Взаимодействие с классными руководителями, учителями и заместителями директора по организационно-педагогической работе обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска. Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»? Это те учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или недостаточно благоприятных для их развития. У этих детей могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая поддержка (см. Приложение 1). После выявления «потенциальной группы риска» социальный педагог и классный руководитель заполняют анкету «Особенности семейного воспитания» (после беседы с родителями) для того, чтобы получить более полную информацию о тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и сотрудников ППМС-центра (см. Приложение 3). Используя данные анкеты, социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка. Важным условием предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадание его в группу риска является правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя:

  • Посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами).
  • Внеклассную деятельность в школе.
  • Экскурсии.
  • Посещение выстовок, музеев, театров и т.д.
  • Туристические походы.
  • Участие в работе детских и подростковых общественных организаций  и др

Помощь в досуговом самоопределении может быть оказана учащимся специалистами центра в сотрудничестве с классным руководителем. Сбор информации о центрах досуга и отдыха осуществляется социальным педагогом и всеми сотрудниками ППМС-центра.

Что мы понимаем под «группой риска»? Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей, сотрудников ППМС-центра и других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска» (см. Приложение 2). Задача, стоящая перед социальным педагогом и классным руководителем  - предупредить попадание ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска». Одним из инструментов решения данной задачи является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем. Делая такой срез класса, социальный педагог и классный руководитель должны помнить о соблюдении этических норм. Информация, полученная при составлении социального портрета класса, строго конфиденциальна.

Другим важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в «группу риска» является постоянный контакт учителей со специалистами службы сопровождения, и своевременное обращение классного руководителя в ППМС-центр в случаях:

  • Появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правила, агрессия и др.)
  • Наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.)
  • Пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • Употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ
  • Кризисных ситуаций в семье
  • Резкого ухудшения состояния здоровья
  • В других случаях, когда классный руководитель считает необходимым обратиться в ППМС-центр.

Социальный педагог регулярно проводит собеседование с классными руководителями с целью выявления проблем у учащихся. В процессе такого собеседования заполняется диагностическая карта класса.

           

Сбор, анализ информации с целью выявления учащихся с социально-эмоциональными проблемами и разработки программы индивидуального сопровождения реализуется по следующей схеме:

1. Сбор информации

        - изучение карты индивидуального сопровождения и карты сопровождения

          класса

        - беседа с классным руководителем

        - беседа с родителями

        - сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником  

           медицинской службы

        - работа с личными делами учащихся

        - составление и анализ социального портрета класса

        - заполнение анкеты «Особенности семейного воспитания»

2. Анализ проблем учащихся,  формулировка гипотез

         - социальные проблемы

         - проблемы в эмоционально-волевой сфере

         - в развитии

         - личностные

         - проблемы здоровья

         - другие

3. Разработка плана (программы) индивидуального сопровождения    

        -социальная помощь            • оказание материальной помощи

                                                       • предоставление бесплатного питания                                             

                                                       • обращение в районные городские соц. службы

                                                       • другие виды социальной помощи                

        - непосредственное сопровождение (всеми специалистами ППМС-центра);

        - опосредованное сопровождение (консультативное), через взаимодействие

          с классным руководителем

4. Реализация плана индивидуального сопровождения

5. Мониторинг эффективности сопровождения

Коррекция плана сопровождения (при необходимости)

Оценка результативности действий


Задание:

Опросник для самопроверки знаний

1.    Назовите  основные направления системно-ориентированного сопровождения.

2.    В чем особенность системно-ориентированной программы и ее основное отличие от программы индивидуального сопровождения?

3.    Какова, на ваш взгляд, основная цель системно-ориентированного сопровождения?

Практические задания

1.    Проведите анализ «проблемного поля» Вашего образовательного учреждения. 

2.    Разработайте проект системно-ориентированной программы ППМС-сопровождения, направленной на профилактику или решение проблем, типичных для данной параллели, возрастной группы, этапа обучения и т.д.

Свои ответы на задания к этому модулю Вы по-прежнему можете:

а) разместить в комментариях - так с ними могут ознакомиться и обсудить все слушатели, или 

б) выслать по электронной почте на адрес mev1001@mail.ru, указав в теме письма свою фамилию и "Дистанционный курс"

ВложениеРазмер
Системно-ориентированное сопровождение.pdf121.67 КБ
Деятельность социального педагога.pdf111.19 КБ
Преемственность. Адаптация.ppt2.62 МБ
Программа Я учусь выбирать Семинар.ppt2.9 МБ
Презентация ЕГЭ без стресса.ppt917 КБ
Презентация Варианты выбора.ppt179 КБ

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
15.05.2014 : 14.05

Опросник для самопроверки знаний

1. Выделяют два основных направления системного сопровождения:

1) разработка и реализация программ, направленных на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития человека;

2) создание профилактических и развивающих программ, направленных на предупреждение и преодоление проблем, характерных для значительных групп учащихся 

2.  Если сущностной стороной индивидуально-ориентированного сопровождения выступает взаимодействие сопровождающей и сопровождаемой сторон в процессе решении проблемы, то сущностной стороной профилактики проблем в общей системе сопровождения является взаимодействие всех участников образовательного процесса,  направленное на  активизацию позитивных факторов развития (как внешних, так и внутренних) и нейтрализацию негативных.

3. Выявление типичных проблем, характерных для значительных групп учащихся, - отправная точкав работе по профилактике различного рода трудностей и разработке системно-ориентированной программы сопровождения. 

Информация о пользователе.
27.05.2014 : 12.32

Практическое задание 

 

Программа

 психолого-педагогического и медико – социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка.

 

 Сроки реализации программы:2014-2016гг.

 

     Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:

во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

Основной проблемой неуспеваемости детей, которым рекомендовано обучение по программе VII вида, является несоответствие интеллектуальной системы ребенка системе обучения в школе. В связи с этим необходимо обеспечить психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их обучения. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе.

Цель программыППМС сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе является поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ.

 

Задачи

· выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума);

 · комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;

 · составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной);

· психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ,

· формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей;

 · оценка эффективности обучения и сопровождения обучающихся с ОВЗ по программе, рекомендованной ВК, ПМПК.

Участники программы: педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, медицинский работник, классный руководитель, учителя-предметники, родители, дети с ограниченными возможностями здоровья.

 Формы взаимодействия участников сопровождения:

· Совместное обследование учащихся.

· Семинары-практикумы.

· Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, конференции.

 · Заседания ПМПк.

· Выступления на родительских собраниях.

· Выступления на методических объединениях для учителей.

 · Проведение индивидуальных консультаций, бесед.

· Взаимопосещение и анализ занятий.

 · Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.

 · Обзоры специальной литературы.

· Пропаганда в СМИ.

 Ресурсы программы:

Информационные, кадровые, материально-технические, методический комплекс для организации сопровождения учебно-воспитательного процесса у детей с ОВЗ, результаты школьного психолого-педагогического консилиума.

               

Этапы и сроки реализации программы.

 1.Этап подготовительный (май — август). Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи школьного ПМПк. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Социальный патронаж. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей. Взаимодействие с муниципальными государственными органами и учреждениями в разработке программ, планов по сопровождению. Промежуточные результаты: 1.1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты). 1.2. Разработка индивидуальной программы сопровождения. 1.3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса. 1.4. Повышение качества комплексных мероприятий; 1.5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Этап основной (в течение года).

Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций, вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ВК, ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение углубленного медицинского осмотра. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Содействие в организации санаторно — курортного лечения, посещения пришкольного оздоровительного лагеря. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями. Промежуточные результаты: 2.1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума; 2.2 Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях. 2.3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование. 2.4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, школьных мероприятий, в работу родительского комитета.

3. Этап аналитико-обобщающий (декабрь, май). Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития учащихся на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения учащихся.

Промежуточные результаты:3.1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ. 3.2. Перспективное планирование. 3.3. Корректировка программы.

 

Формы работы специалистов ППМС сопровождения.

- Профилактические и просветительские беседы.

- Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры.

- Консультирование участников образовательного процесса.

- Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время.

- Диагностика.

-Семинары, консилиумы, предметные недели.

- Диспуты, акции, викторины, олимпиады.

- Оформление тематических стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.

- Оформление информационных страничек на школьном сайте.

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

1. Психологический блок

2. Социальный блок

3. Логопедический блок

4. Предметно — образовательный блок

5. Лечебно-оздоровительный блок.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

     Цель:создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье).

Ответственные: педагоги-психологи

№            Направления деятельности. Сроки

Диагностическое:

1. Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. По плану.

2. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

3. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.

4. Изучение условий семейного воспитания ребёнка.

5. Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

6. Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка. В течение года.

Коррекционное:

1. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ / методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. В течение года.

2. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.

Развивающее:

1. Развитие моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. В течении года.

2. Развитие универсальных учебных действий.

Консультационное:

1. Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса.              В течение года

2. Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися.

3. Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

4. Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения.

5. Содействие в выборе будущей профессии.  

Просветительское:

1. Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности.           В течение года.

2. Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Работа на школьном сайте.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК.

 Цель: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой.

Ответственные: социальные педагоги.

Направления деятельности. Сроки

Диагностическое:

1. Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи. По плану.

2. Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий.

3. Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ, их реабилитации.

4. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.

5. Создание и корректировка банка данных, реабилитационных карт детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учебно — воспитательное:

1. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка.              В течение года.

2. Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи.

3. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.

4. Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребёнком с ОВЗ.

5. Организация досуга детей с ОВЗ, вовлечение их в кружковую, секционную, трудовую деятельность, с целью проявления творческих способностей ребёнка и обеспечения его занятостью в свободное время.

6. Содействие в социальной адаптации обучающихся (социальный патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях).

7. Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в общении).

Оздоровительное:

1. Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности.                 В течении года.

2. Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.

3. Содействие в организации санаторно-курортного лечения, медицинского обследования, посещения оздоровительного лагеря (пришкольный).                

Консультационное:

1. Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса. В течение года

2. Оказание социально-правового консультирования детям с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав.

Социально – правовое:

1.  Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов.        В течение года.

2. Решение конкретных проблем семьи путём оказания материальной помощи через УСЗН (управление социальной защиты населения), профориентационную работу.

3. Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.

               

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ БЛОК.

Цель: организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.

Ответственные: учителя-логопеды.

Направления деятельности. Сроки.

Диагностическое:

1. Своевременное выявление учащихся с речевыми нарушениями.

2. Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у учащихся.

3. Диагностика письменных работ обучающихся.

Коррекционное:

1. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Планирование соответствующей коррекционной работы.

2. Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи учащихся.

3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям, коррекция дисграфии и дислексии; коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи). В течение года.

Консультационное:

1. Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий. В течение года.

2. Систематические консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению логопатов.

Просветительское:

1. Обеспечение логопедического кабинета инновационно - коррекционной методической литературой.

2. Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи.

3. Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.

4.  Работа на школьном сайте.

Профилактическое:

1. Профилактика нарушений устной речи у детей младшего школьного возраста, нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий. В течение года.

2. Логопедическая работа по профилактике нарушений чтения и письма у учащихся ОВЗ на фонетическом уровне дислексии и дисграфии.

Развивающее:

1. Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики. В течение года.

2. Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа.

3. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления.

4. Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.         

 

ПРЕДМЕТНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Цель: организация обучения детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. Ответственные: Классные руководители, учителя — предметники

                Формы деятельности классного руководителя               

1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности.

2. Контроль за функциональным состоянием обучающихся в динамике учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего переутомления. В течение года.

3. Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.

4. Сбор информации о летнем отдыхе обучающихся. По плану.

5. Изучение жилищно — бытовых условий обучающихся. В течение года.

6. Сбор информации о занятости обучающегося во внеурочное время.

7. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в школе и городе. В течение года.

8. Посещение ребенка на дому (по мере необходимости). По плану.

9. Совместная деятельность классного руководителя с учителями – предметниками. В течение года.

10. Беседы с родителями.

11. Создание условий, способствующих развитию индивидуальности обучающихся.

12. Содействие в организации летнего отдыха. По плану.

13. Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ.              

            Формы деятельности учителя – предметника:

1. Организация и проведение физминуток на каждом уроке с целью снятия усталости. В течение года

2. Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).

3. Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития.

4. Организация работы по предупреждению перегрузки обучающегося в учебной деятельности, связанной с выполнением домашних работ, количеством письменных работ.

5. Осуществление дистанционного обучения детей с ОВЗ.

6. Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, учебно — исследовательской деятельности.

7. Осуществление общефизической подготовки, удовлетворение потребности обучающегося в двигательной активности.

8. Наблюдение за учащимся во время учебных занятий, во время его общения со сверстниками.

9. Вовлечение детей с ОВЗ с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям.

 

ЛЕЧЕБНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК.

Цель: создание здоровьесберегающей среды для формирования эффективной системы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения детей с ОВЗ.

Ответственные: заместитель директора по АХР, Заместитель директоро по ОР, медицинский работник

Форма деятельности. Сроки.

1. Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях. В течение года.

2. Поддержание чистоты, уютной и комфортной обстановки.

3. Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания.

4. Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима в школе.

5. Обеспечение учебных кабинетов мебелью в соответствии с ростом обучающихся.

6. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. По мере необходимости.

7. Проведение углубленного медицинского осмотра. 2 раза в год.

8. Проведение специфической профилактики (профилактические прививки). Согласно национальному календарю.

9. Обучение родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний. В течение года.

10. Проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию). В течение года.

 

Результатом сопровождения является достижения ребенка с ОВЗ планируемых результатов освоения образовательной программы.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

   Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

    Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.

    Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.

    Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.

    Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

    Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.

    Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция.Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.

    Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.

    Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.

    Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.

    Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.