3. Индивидуальное сопровождение ребенка

Втр, 01/10/2013 - 18:43 — Елена Меттус

Индивидуальное сопровождение естественного развития ребенка в образовательном процессе

Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:

1) проведение квалифицированной  диагностики сути проблемы, ее истории и  потенциальных носителей;

2)  информационный поиск  методов и ресурсов, которые могут помочь  решить проблему;

3) обсуждение  возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми  и  выбор наиболее  целесообразного  пути решения;

4) оказание  первичной  помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах  реализации плана действий.

Этапы процесса сопровождения:

- диагностика сущности проблемы;

- построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей;

- реализация программы;

- анализ качества программы индивидуального сопровождения.

Рассмотрим эти этапы подробнее. На этапе получения сигнала о проблеме фиксируется запрос на сопровождение от субъекта или субъектов проблемы. Как уже отмечалось ранее, инициатором взаимодействия может быть сам носитель проблемы, представитель его ближайшего окружения, сотрудник службы сопровождения.  В качестве сигнала о наличии проблемной ситуации могут выступать: состояние общего неблагополучия, испытываемого ребенком/подростком; данные скрининговых исследований;  прогностический анализ потенциальных трудностей. Принципиально важным является вопрос о доверии ребенка (подростка) - носителя проблемы - к сопровождающему взрослому. Получение «мандата доверие» возможно только при соблюдении строгой конфиденциальности, этических норм, при наличии взаимного уважения со стороны сопровождающего и сопровождаемого. Принцип «всегда на стороне ребенка» гарантирует защиту его интересов даже в тех случаях, когда педагог сталкивается с негативным поведением учащегося.

 Целью диагностического этапа является  осознание сути проблемы, определение ее носителей и потенциальных возможностей решения.

Сбор информации предполагает поиск различных источников информации о возможных в данной ситуации путях преодоления проблемы. На этом этапе  специалисты по сопровождению  обсуждают  со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения, выявляют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности. На данном этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок/подросток. Стимулирование самостоятельной  активности носителя проблемы - одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

На этапе разработки программы сопровождения в результате анализа полученной информации о путях и способах решения проблемы, создаются условия для осознания проблемы  самим сопровождаемым, распределяются обязанности по реализации плана действий, определяется  последовательность шагов, уточняются сроки  исполнения и возможность корректировки программы. 

            На этапе реализации программы сопровождения особенно важной является первичная помощь ребенку/подростку, всем участникам проблемной ситуации в реализации плана действий со стороны специалистов ППМС-центра. Необходимо фиксировать любые, даже минимальные, успехи на пути к поставленной цели.

Разрешение проблемы часто требует оказания помощи на третьем уровне, то есть активного вмешательства внешних служб.  В этой ситуации  специалист сопровождения принимает на себя координационные функции.

            Оценочные этапы. Сопровождение предполагает выделение двух этапов оценки: промежуточной, которая позволяет выявить общую целесообразность выбранного плана решения проблемы и итоговую, которая позволяет оценить, приобрел ли сопровождаемый опыт решения подобных проблем.  Этот этап может стать заключительным в отношении программы индивидуального сопровождения, а может стать стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и решения  проблем, типичных для значительных групп учащихся.

          На заключительном этапе индивидуального сопровождения необходимо предоставить возможность ученику - носителю проблемы -  реализовывать приобретенный собственный опыт, укрепляя уверенность в своих силах в процессе дальнейшего развития.

Карта индивидуального сопровождения заводится на каждого ученика гимназии в момент его первого знакомства со школой и пополняется данными диагностики, проводимой на определенных этапах обучения. Однако карту сопровождения нельзя рассматривать только лишь как «копилку информации» о ребенке. Если  ученик нуждается в индивидуальной программе сопровождения, то сама программа и мониторинг ее эффективности найдут свое отражение в карте (см. Приложение).

Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.

Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:

1) проведение квалифицированной  диагностики сути проблемы, ее истории и  потенциальных носителей;

2)  информационный поиск  методов и ресурсов, которые могут помочь  решить проблему;

3) обсуждение  возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми  и  выбор наиболее  целесообразного  пути решения;

4) оказание  первичной  помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах  реализации плана действий.

            Основные методы сопровождения:

- диагностический,

- информационный,

- проектировочный,

- консультативный.    

            Участниками процесса индивидуального сопровождения выступают: сопровождающий, сопровождаемый и его ближайшее окружение.

Этапы процесса сопровождения:

- диагностика сущности проблемы;

- построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей;

- реализация программы;

- анализ качества программы индивидуального сопровождения (см. Приложение).

Рассмотрим эти этапы подробнее. На этапе получения сигнала о проблеме фиксируется запрос на сопровождение от субъекта или субъектов проблемы. Как уже отмечалось ранее, инициатором взаимодействия может быть сам носитель проблемы, представитель его ближайшего окружения, сотрудник службы сопровождения.  В качестве сигнала о наличии проблемной ситуации могут выступать: состояние общего неблагополучия, испытываемого ребенком/подростком; данные скрининговых исследований;  прогностический анализ потенциальных трудностей. Принципиально важным является вопрос о доверии ребенка (подростка) - носителя проблемы - к сопровождающему взрослому. Получение «мандата доверие» возможно только при соблюдении строгой конфиденциальности, этических норм, при наличии взаимного уважения со стороны сопровождающего и сопровождаемого. Принцип «всегда на стороне ребенка» гарантирует защиту его интересов даже в тех случаях, когда педагог сталкивается с негативным поведением учащегося.

 Целью диагностического этапа является  осознание сути проблемы, определение ее носителей и потенциальных возможностей решения.

Сбор информации предполагает поиск различных источников информации о возможных в данной ситуации путях преодоления проблемы. На этом этапе  специалисты по сопровождению  обсуждают  со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения, выявляют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности. На данном этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок/подросток. Стимулирование самостоятельной  активности носителя проблемы - одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

На этапе разработки программы сопровождения в результате анализа полученной информации о путях и способах решения проблемы, создаются условия для осознания проблемы  самим сопровождаемым, распределяются обязанности по реализации плана действий, определяется  последовательность шагов, уточняются сроки  исполнения и возможность корректировки программы (см. Приложение). 

            На этапе реализации программы сопровождения особенно важной является первичная помощь ребенку/подростку, всем участникам проблемной ситуации в реализации плана действий со стороны специалистов ППМС-центра (см. Приложение). Необходимо фиксировать любые, даже минимальные, успехи на пути к поставленной цели.

Разрешение проблемы часто требует оказания помощи на третьем уровне, то есть активного вмешательства внешних служб.  В этой ситуации  специалист сопровождения принимает на себя координационные функции.

            Оценочные этапы. Сопровождение предполагает выделение двух этапов оценки: промежуточной, которая позволяет выявить общую целесообразность выбранного плана решения проблемы и итоговую, которая позволяет оценить, приобрел ли сопровождаемый опыт решения подобных проблем.  Этот этап может стать заключительным в отношении программы индивидуального сопровождения, а может стать стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и решения  проблем, типичных для значительных групп учащихся.

          На заключительном этапе индивидуального сопровождения необходимо предоставить возможность ученику - носителю проблемы -  реализовывать приобретенный собственный опыт, укрепляя уверенность в своих силах в процессе дальнейшего развития.

     

Пример индивидуально-ориентированной программы сопровождения

 

Программа индивидуального сопровождения ученицы 9 класса Марии.

(Все имена вымышлены)

В школьную службу сопровождения обратились ученица 9 класса Маша и ее мама. Проблема была сформулирована следующим образом: у девочки возникли трудности во взаимоотношениях с некоторымиодноклассницами, что влияет на эмоциональное      благополучие Маши и в школе, и в семье.

На семейном совете было решено обратиться к специалистам сопровождения. В процессе первой беседы с Машей выяснилось следующее:

1. Маша отлично учится, на протяжении всех лет обучения проблем в учебе не наблюдалось.

2. Маша единственный ребенок в семье. Родители уделяют ей достаточно внимания, их очень волнует ее эмоциональное благополучие.     

3. В последние полтора года Маша очень переживает из-за своего внешнего вида, болезненно реагирует на безобидные шутки одноклассников (эмоциональное неблагополучие часто сопровождается соматическими реакциями: боли в животе, недомогание). Мама Маши очень обеспокоена эмоциональным состоянием своей дочери.

4. Маша общается в классе с группой девочек, но их не связывают общие интересы, поэтому она хотела бы поддерживать более тесные отношения с другими одноклассницами, но те по какой-то причине не допускают ее в свой круг общения.

5. В 5 классе Маша дружила с Аней, но конфликт между девочками послужил причиной ссоры. Маша не может решиться помириться с Аней, хотя та делала попытки обсудить сложившуюся ситуацию.

Маша попросила помочь ей наладить контакт с одноклассниками  и преодолеть неуверенность в себе.

Дальнейший сбор информации (беседы с Машей, ее мамой, классным руководителем, одноклассницами; наблюдения) и анализ проблемы позволили сделать вывод о том, что Маша пытается разобраться в сложившейся ситуации, стремится справиться с ней.

В процессе беседы с мамой выяснилось, что развитие ребенка происходило в благоприятных условиях (здоровые родители; ребенок желанный; в первые годы жизни развивался нормально; материальные условия семьи – хорошие). Развитие эмоционально-волевой сферы соответствовало возрастным нормам, общение с окружающими и с родителями проблем для Маши не представляло. Взаимоотношения в семье ровные и доброжелательные, строятся на основе взаимного уважения. Девочке в разумных пределах предоставлена возможность самостоятельной деятельности.Режим дня в семье соблюдается. Папа и мама работают, но при этом уделяют должное внимание  своему ребенку. Мама обратила внимание на то, что Маша всегда была не очень общительным человеком. В 8 классе у нее была одна подруга, и Маша надеялась, что, перейдя в новый 9 класс,
появится много новых друзей и подруг. С одноклассниками у Маши
скорее деловые отношения. Онаинтересуется музыкой и спортом. В сложных ситуациях Маша обычно советуется с папой или мамой, обращается к ним за помощью. Неуверенность в себе, которая проявилась у Маши в последние полтора года, мешает ей комфортно чувствовать себя в коллективе одноклассников, отражается на эмоциональном самочувствии дома.

          В ходе беседы с Машей была собрана следующая информация: Маша общается в классе с несколькими девочками, но их не связывают общие интересы. Темы для разговоров и то, что «это продолжается изо дня в день», раздражает Машу. Она хотела бы более тесно общаться с другой группой девочек, но те по какой-то причине не принимают ее в свой круг. Маша очень болезненно относится к свемувнешнему виду: каждый день моет голову, постоянно чистит обувь; не может  пойти в школу, если на пиджаке или юбке есть хотя бы одна складка (ей кажется, что все сразу обратят внимание).

         Из беседы с классным руководителем выянилось, что в общении с одноклассниками Маша достаточно доброжелательна. К учебе относится очень серьезно. Семьяответственно подходит к проблемам воспитания дочери, родители внимательно следят за ее здоровьем, учебой, эмоциональным благополучием. Родители регулярно посещают родительские собрания, часто приходят на индивидуальные консультации к классному руководителю и учителям. Классный руководитель обратила внимание, что в последнее время появилась некоторая «натянутость» в общении между ученицами Машей и Аней.

     Из беседы с Машей классный руководитель узнала, что ссора продолжается в течение нескольких лет (с 5 класса). По мнению Маши, Аня оказывает влияние на других девочек класса, с которыми Маша хотела бы общаться.

          Наблюдения на уроках и во внеурочное время показали, что Маша на переменах общается с несколькими девочками, к ней часто обращаются одноклассники. Интерес к учебе у Маши проявляется практически на всех уроках; отношение к учителям уважительное, любит им помогать, беседовать с ними. В процессе анализа проблемы на основе полученной информации были сформулированы следующие гипотезы, ориентированные на поиск способов решения проблемы: 

1. Анализ проблемы совместно с Машей, использование алгоритма принятия решения (см. Приложение) позволит девочке «увидеть проблему со стороны», убедиться в том, что она решаема, рассмотреть разные варианты ее решения и сделать правильный выбор стратегии поведения в проблемной ситуации (включая анализ и коррекцию собственного отношения к окружающим и к самой себе).

2. Аналогичная работа, проведенная с одноклассницей Аней (если она захочет принять помощь сопровождающих), может способствовать примирению девочек.

3. Родители Маши, осуществляя поддержку дома, будут способствовать тому, что девочка поверит в возможность решения проблемы и предпримет необходимые шаги для преодоления проблемной ситуации.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами нами был разработан следующий план действий:

1.     Индивидуальная работа с Машей Обучение выбору правильной стратегии поведения в проблемной ситуации социального взаимодействия. Использование алгоритма анализа ситуации и принятия решения (см. Приложение).

2.     Беседа с Аней.

3.     Еженедельное обсуждение  эффективности программы действия (специалист сопровождения, классный руководитель, Маша, родители).

Уже через месяц были отмечены значительные улучшения в эмоциональном состоянии девочки. Положительные изменения во взаимоотношениях с Аней произошли спустя полтора месяца. Эффективность программы сопровождения подтверждается улучшением психологического климата в классном коллективе: социометрическое исследование показало отсутствие отвергаемых учеников в классе.


 

 

Уважаемые слушатели, дополнительные материалы и презентации к модулю Вы найдёте во вложении.


Задание к модулю № 3.

Пользуясь предложенной технологией «9 шагов», осуществите диагностику сути проблемы ребенка и разработайте шаги программы сопровождения.

Свои ответы на задания к этому модулю Вы по-прежнему можете:

а) разместить в комментариях - так с ними могут ознакомиться и обсудить все слушатели, или

б) выслать по электронной почте на адрес mev1001@mail.ru, указав в теме письма свою фамилию и "Дистанционный курс"

ВложениеРазмер
диагностика в рамках ППМ сопровождения.doc74 КБ
Карта ИС.docx32.66 КБ
Технология 9 шагов.docx18.05 КБ
Технология ИС.docx45.25 КБ
Структура программы ИС.docx18.32 КБ
Система работы с детьми группы риска.doc363 КБ
О возрастных особенностях.ppt206.5 КБ
Проблемы поведения Морис на русском.ppt543.5 КБ

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
03.12.2013 : 21.37

Меня заинтересовала именно индивидуально- ориентированная программа сопровождения. С вниманием прочитала и приведенный в ней пример индивидуального сопровождения с учащейся 9 класса.Зто интересно, но и знакомо, так как подобные ситуации в школе не редкость. В своей школе я уже несколько лет являюсь общественным уполномоченным по правам ребенка, провожу индивидуальные беседы с ребятами. Ситуации и проблемы бывают самые разные. Участвуя в Вашей программе надеюсь расширить свои знания, научиться новому в данной области.

Информация о пользователе.
04.12.2013 : 10.57

Задание к модулю № 3.

 

Пользуясь предложенной технологией «9 шагов», осуществите диагностику сути проблемы ребенка и разработайте шаги программы сопровождения.

 

Свои ответы на задания к этому модулю Вы по-прежнему можете:

 

а) разместить в комментариях - так с ними могут ознакомиться и обсудить все слушатели, или

 

б) выслать по электронной почте на адрес mev1001@mail.ru, указав в теме письма свою фамилию и "Дистанционный курс"

Ответы на задания к модулю №3

Технология индивидуального сопровождения «9 шагов»

1.            Анализ заявки

У кого проблема?                 Ученик 2 класса мальчик по имени Владлен, проблемы носят стойкий характер

Кто просит о помощи?        Классный руководитель

2.            Инвентаризация проблем (составление списка всех проблем, выявленных у сопровождаемого)  Трудности в учебе. Проблемы в дисциплине. Не может соблюдать правила поведения на уроках и переменах.  При недостатке контроля может пренебрегать своими обязанностями

3. Иерархия проблем

4. Локализация проблем  (определение мест, где проблемы проявляются)

Проблемы дисциплины проявляются на уроках, переменах, во внеурочной деятельности, в общении с одноклассниками

5. Настройка на нужную волну помощи (выбор подхода, соответствующего возрасту и инд. особенностям сопровождаемого)

 Реализация программы «Дисциплина»

6.            Разведка ситуации в семье

Воспитывается в полной семье. Родители уверены, что хорошо знают своего ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Со стороны матери повышенные ожидания на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему. Мать по отношению к сыну проявляет гиперопеку, наряду с попустительством: позволяет ему делать все, что он хочет, пишет в тетрадях за него домашние задания. Отец придерживается авторитарного стиля воспитания, может проявлять агрессию к своим близким.

7.            Разработка плана действий

 

Мероприятия

Участники

Сроки

1

              Собеседование с классными руководителями, заполнение диагностической карты класса «Выявление поля проблем» 

 

Психолог

 

2.

 

Наблюдения на уроке и на перемене

Психолог, социальный педагог

 

3.

                Анализ классных журналов

 

Психолог, социальный педагог

Ноябрь

3.

Индивидуальные консультации с родителями

Психолог, социальный педагог, классный руководитель

 

                                              

8.            Мониторинг, оценка результативности

                Заполнение карты  индивидуального сопровождения. Уже через два месяца были значительные изменения в дисциплине: мальчик  старался соблюдать общепринятые правила поведения в школе

Выводы, рекомендации Развитие коммуникативных навыков, профилактика агрессивного поведения, активизации позитивных факторов развития 

Информация о пользователе.
09.12.2013 : 14.04

Задание к модулю № 3

 

Пользуясь предложенной технологией «9 шагов», осуществите диагностику сути проблемы ребёнка и разработайте шаги программы сопровождения.

 

  1. Анализ заявки

У кого проблема?   Ученик 7 класса Артём

Кто просит о помощи?   Родители

 

  1.  
  2. Ведёт себя вызывающе. Не хочет учиться, пропускает уроки. Недобросовестно выполняет свои обязанности. Не выполняет данные им обещания.

 

  1. Иерархия проблем
  2. Низкий уровень учебной мотивации.
  3. Пропуск уроков.
  4. Неспособность произвольной регуляции поведения.

 

  1. Локализация проблем (определение мест, где проблемы проявляются)

В школе – на уроках, дома – в общении с родителями.

 

  1. Настройка на нужную волну помощи (выбор подхода, соответствующего возрасту и индивидуальным особенностям сопровождаемого)

Повышение педагогической культуры и воспитательной активности родителей; разработка совместных мер профилактической работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии. Помощь подростку в разрешении семейных и школьных конфликтов.

 

  1. Разведка ситуации в семье

Семья полная, Артём – единственный ребёнок. Жилищно-бытовые условия нормальные. В семье преобладает авторитарный стиль воспитания. Родители требуют от подростка безоговорочного послушания и дисциплины. Отец старается навязать сыну во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Родители пристально следят за достижениями своего ребёнка и ждут от него социального успеха.

 

  1. Разработка плана действий

 

Мероприятия

Участники

Сроки

1.

Диагностика особенностей личностного развития подростка

Психолог

Декабрь

2.

Диагностика семьи и семейного воспитания

Психолог

Декабрь

3.

Беседы с учителями и классным руководителем

Психолог, социальный педагог

Январь

4.

Ознакомление родителей с возрастно-психологической характеристикой подростка, показ условий его оптимального развития

Психолог, социальный педагог, классный руководитель

Январь

5.

Участие подростка в тренинге общения и ролевого поведения.

Психолог, социальный педагог

В течение года

 

  1. Мониторинг, оценка результативности

В ходе психологического обследования был выявлен недостаточный педагогический уровень родителей, неправильное отношение к ребёнку (подавление личности, угрозы, физическое наказание).В воспитании подростка преобладала методика негативного стимулирования его поведения и деятельности. Родителям было рекомендовано постараться прекратить эмоционально отрицательно реагировать на вызывающие высказывания и поступки подростка, действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к принуждению.

С Артёмом была проведена индивидуальная работа по преодолению демотивированности, сглаживанию недостатков нравственной и эмоционально-волевой сфер. Результатом тренинговых занятий явилось включение подростка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.

Положительные изменения были отмечены спустя два месяца после начала тренинговых занятий. Артём перестал пропускать уроки, появился интерес к учебной деятельности, нормализовались отношения в семье.

 

  1. Выводы, рекомендации
  2. Вести дальнейшую работу с подростком по формированию у него навыков самопознания и самовоспитания, расширять круг конкретных представлений о правилах поведения в разных условиях, преодолевая разрыв между элементарными социально-этическими знаниями и индивидуальным опытом поведения.
  3. Проводить систематические консультации с родителями по повышению их психолого-педагогической грамотности, культуры взаимоотношений в семье. 
Информация о пользователе.
09.12.2013 : 14.05

Задание к модулю № 3

 

Пользуясь предложенной технологией «9 шагов», осуществите диагностику сути проблемы ребёнка и разработайте шаги программы сопровождения.

 

  1. Анализ заявки

У кого проблема?   Ученик 7 класса Артём

Кто просит о помощи?   Родители

 

  1.  
  2. Ведёт себя вызывающе. Не хочет учиться, пропускает уроки. Недобросовестно выполняет свои обязанности. Не выполняет данные им обещания.

 

  1. Иерархия проблем
  2. Низкий уровень учебной мотивации.
  3. Пропуск уроков.
  4. Неспособность произвольной регуляции поведения.

 

  1. Локализация проблем (определение мест, где проблемы проявляются)

В школе – на уроках, дома – в общении с родителями.

 

  1. Настройка на нужную волну помощи (выбор подхода, соответствующего возрасту и индивидуальным особенностям сопровождаемого)

Повышение педагогической культуры и воспитательной активности родителей; разработка совместных мер профилактической работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии. Помощь подростку в разрешении семейных и школьных конфликтов.

 

  1. Разведка ситуации в семье

Семья полная, Артём – единственный ребёнок. Жилищно-бытовые условия нормальные. В семье преобладает авторитарный стиль воспитания. Родители требуют от подростка безоговорочного послушания и дисциплины. Отец старается навязать сыну во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Родители пристально следят за достижениями своего ребёнка и ждут от него социального успеха.

 

  1. Разработка плана действий

 

Мероприятия

Участники

Сроки

1.

Диагностика особенностей личностного развития подростка

Психолог

Декабрь

2.

Диагностика семьи и семейного воспитания

Психолог

Декабрь

3.

Беседы с учителями и классным руководителем

Психолог, социальный педагог

Январь

4.

Ознакомление родителей с возрастно-психологической характеристикой подростка, показ условий его оптимального развития

Психолог, социальный педагог, классный руководитель

Январь

5.

Участие подростка в тренинге общения и ролевого поведения.

Психолог, социальный педагог

В течение года

 

  1. Мониторинг, оценка результативности

В ходе психологического обследования был выявлен недостаточный педагогический уровень родителей, неправильное отношение к ребёнку (подавление личности, угрозы, физическое наказание).В воспитании подростка преобладала методика негативного стимулирования его поведения и деятельности. Родителям было рекомендовано постараться прекратить эмоционально отрицательно реагировать на вызывающие высказывания и поступки подростка, действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к принуждению.

С Артёмом была проведена индивидуальная работа по преодолению демотивированности, сглаживанию недостатков нравственной и эмоционально-волевой сфер. Результатом тренинговых занятий явилось включение подростка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.

Положительные изменения были отмечены спустя два месяца после начала тренинговых занятий. Артём перестал пропускать уроки, появился интерес к учебной деятельности, нормализовались отношения в семье.

 

  1. Выводы, рекомендации
  2. Вести дальнейшую работу с подростком по формированию у него навыков самопознания и самовоспитания, расширять круг конкретных представлений о правилах поведения в разных условиях, преодолевая разрыв между элементарными социально-этическими знаниями и индивидуальным опытом поведения.
  3. Проводить систематические консультации с родителями по повышению их психолого-педагогической грамотности, культуры взаимоотношений в семье. 
Информация о пользователе.
09.12.2013 : 14.05

Задание к модулю № 3

 

Пользуясь предложенной технологией «9 шагов», осуществите диагностику сути проблемы ребёнка и разработайте шаги программы сопровождения.

 

  1. Анализ заявки

У кого проблема?   Ученик 7 класса Артём

Кто просит о помощи?   Родители

 

  1.  
  2. Ведёт себя вызывающе. Не хочет учиться, пропускает уроки. Недобросовестно выполняет свои обязанности. Не выполняет данные им обещания.

 

  1. Иерархия проблем
  2. Низкий уровень учебной мотивации.
  3. Пропуск уроков.
  4. Неспособность произвольной регуляции поведения.

 

  1. Локализация проблем (определение мест, где проблемы проявляются)

В школе – на уроках, дома – в общении с родителями.

 

  1. Настройка на нужную волну помощи (выбор подхода, соответствующего возрасту и индивидуальным особенностям сопровождаемого)

Повышение педагогической культуры и воспитательной активности родителей; разработка совместных мер профилактической работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии. Помощь подростку в разрешении семейных и школьных конфликтов.

 

  1. Разведка ситуации в семье

Семья полная, Артём – единственный ребёнок. Жилищно-бытовые условия нормальные. В семье преобладает авторитарный стиль воспитания. Родители требуют от подростка безоговорочного послушания и дисциплины. Отец старается навязать сыну во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Родители пристально следят за достижениями своего ребёнка и ждут от него социального успеха.

 

  1. Разработка плана действий

 

Мероприятия

Участники

Сроки

1.

Диагностика особенностей личностного развития подростка

Психолог

Декабрь

2.

Диагностика семьи и семейного воспитания

Психолог

Декабрь

3.

Беседы с учителями и классным руководителем

Психолог, социальный педагог

Январь

4.

Ознакомление родителей с возрастно-психологической характеристикой подростка, показ условий его оптимального развития

Психолог, социальный педагог, классный руководитель

Январь

5.

Участие подростка в тренинге общения и ролевого поведения.

Психолог, социальный педагог

В течение года

 

  1. Мониторинг, оценка результативности

В ходе психологического обследования был выявлен недостаточный педагогический уровень родителей, неправильное отношение к ребёнку (подавление личности, угрозы, физическое наказание).В воспитании подростка преобладала методика негативного стимулирования его поведения и деятельности. Родителям было рекомендовано постараться прекратить эмоционально отрицательно реагировать на вызывающие высказывания и поступки подростка, действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к принуждению.

С Артёмом была проведена индивидуальная работа по преодолению демотивированности, сглаживанию недостатков нравственной и эмоционально-волевой сфер. Результатом тренинговых занятий явилось включение подростка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.

Положительные изменения были отмечены спустя два месяца после начала тренинговых занятий. Артём перестал пропускать уроки, появился интерес к учебной деятельности, нормализовались отношения в семье.

 

  1. Выводы, рекомендации
  2. Вести дальнейшую работу с подростком по формированию у него навыков самопознания и самовоспитания, расширять круг конкретных представлений о правилах поведения в разных условиях, преодолевая разрыв между элементарными социально-этическими знаниями и индивидуальным опытом поведения.
  3. Проводить систематические консультации с родителями по повышению их психолого-педагогической грамотности, культуры взаимоотношений в семье. 
Информация о пользователе.
09.12.2013 : 14.06

Задание к модулю № 3

 

Пользуясь предложенной технологией «9 шагов», осуществите диагностику сути проблемы ребёнка и разработайте шаги программы сопровождения.

 

  1. Анализ заявки

У кого проблема?   Ученик 7 класса Артём

Кто просит о помощи?   Родители

 

  1.  
  2. Ведёт себя вызывающе. Не хочет учиться, пропускает уроки. Недобросовестно выполняет свои обязанности. Не выполняет данные им обещания.

 

  1. Иерархия проблем
  2. Низкий уровень учебной мотивации.
  3. Пропуск уроков.
  4. Неспособность произвольной регуляции поведения.

 

  1. Локализация проблем (определение мест, где проблемы проявляются)

В школе – на уроках, дома – в общении с родителями.

 

  1. Настройка на нужную волну помощи (выбор подхода, соответствующего возрасту и индивидуальным особенностям сопровождаемого)

Повышение педагогической культуры и воспитательной активности родителей; разработка совместных мер профилактической работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии. Помощь подростку в разрешении семейных и школьных конфликтов.

 

  1. Разведка ситуации в семье

Семья полная, Артём – единственный ребёнок. Жилищно-бытовые условия нормальные. В семье преобладает авторитарный стиль воспитания. Родители требуют от подростка безоговорочного послушания и дисциплины. Отец старается навязать сыну во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Родители пристально следят за достижениями своего ребёнка и ждут от него социального успеха.

 

  1. Разработка плана действий

 

Мероприятия

Участники

Сроки

1.

Диагностика особенностей личностного развития подростка

Психолог

Декабрь

2.

Диагностика семьи и семейного воспитания

Психолог

Декабрь

3.

Беседы с учителями и классным руководителем

Психолог, социальный педагог

Январь

4.

Ознакомление родителей с возрастно-психологической характеристикой подростка, показ условий его оптимального развития

Психолог, социальный педагог, классный руководитель

Январь

5.

Участие подростка в тренинге общения и ролевого поведения.

Психолог, социальный педагог

В течение года

 

  1. Мониторинг, оценка результативности

В ходе психологического обследования был выявлен недостаточный педагогический уровень родителей, неправильное отношение к ребёнку (подавление личности, угрозы, физическое наказание).В воспитании подростка преобладала методика негативного стимулирования его поведения и деятельности. Родителям было рекомендовано постараться прекратить эмоционально отрицательно реагировать на вызывающие высказывания и поступки подростка, действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к принуждению.

С Артёмом была проведена индивидуальная работа по преодолению демотивированности, сглаживанию недостатков нравственной и эмоционально-волевой сфер. Результатом тренинговых занятий явилось включение подростка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.

Положительные изменения были отмечены спустя два месяца после начала тренинговых занятий. Артём перестал пропускать уроки, появился интерес к учебной деятельности, нормализовались отношения в семье.

 

  1. Выводы, рекомендации
  2. Вести дальнейшую работу с подростком по формированию у него навыков самопознания и самовоспитания, расширять круг конкретных представлений о правилах поведения в разных условиях, преодолевая разрыв между элементарными социально-этическими знаниями и индивидуальным опытом поведения.
  3. Проводить систематические консультации с родителями по повышению их психолого-педагогической грамотности, культуры взаимоотношений в семье. 
Информация о пользователе.
11.12.2013 : 11.16

 

Информация о пользователе.
13.12.2013 : 19.38

1. Анализ заявки

Ученик 1 класса мальчик.

Проблема выявлена классным руководителем.

2. Инвентаризация проблемы.

Реализация программы дисциплины.

Проблемы в дисциплине, трудности в учебе, без разрешения взял чужие деньги

Последняя проблема проявилась на перемене, во время учебного процесса, в коллективе одноклассников.

3. Иерархия проблем.

Низкий уровень учебной мотивации, конфликты с одноклассниками, отсутствие самоконтроля.

4. Локализация проблем.

Проблемы проявляются на уроках, переменах, во внеурочной деятельности, в общении с одноклассниками.

5. Настройка на нужную волну.

Реализация программы дисципллина.

6. Разведка ситуации в семье.

Мальчик воспитывается в полной семье, родители замечают проблемы ребенка, связанные с поведением и недостатком самоконтроля. Но проблема без разрешения взять чужие деньги встретилась впервые.  Родители придерживаются авторитарного стиля воспитания, переживают из-за проблем сына, выражают заинтересованность к решению этих проблем.

7. Разработка плана действий.

 

- собеседование с классным руководителем

- анкетирование детей класса (я и школа)

- наблюдение за ребенком на уроке и перемене психологом и классным руководителем

- беседа психолога с детьми класса о нормах поведения

- индивидуальные консультации с родителями

-  усиление внимания и контроля к ребенку со стороны классного руководителя

 8. Мониторинг, оценка результативности.

Включение в группу риска учащихся школы.

Заполнение карты индивидуального сопровождения.

Выводы:

Проблемы в поведении ребенка пока еще остались, но серьезная проблема "воровства" больше не возникала.

Рекомендации.

Профилактика агрессивного поведения, формирование эмоционально-положительного настроя к одноклассникам, к учебе.

 

 

Информация о пользователе.
15.05.2014 : 13.59
  1. Анализ заявки

У кого проблема?   Ученик 7 класса Артём

Кто просит о помощи?   Родители

 

Ведёт себя вызывающе. Не хочет учиться, пропускает уроки. Недобросовестно выполняет свои обязанности. Не выполняет данные им обещания.

  1.  

 

  1. Иерархия проблем
  2. Низкий уровень учебной мотивации.
  3. Пропуск уроков.
  4. Неспособность произвольной регуляции поведения.

 

  1. Локализация проблем (определение мест, где проблемы проявляются)

В школе – на уроках, дома – в общении с родителями.

 

  1. Настройка на нужную волну помощи (выбор подхода, соответствующего возрасту и индивидуальным особенностям сопровождаемого)

Повышение педагогической культуры и воспитательной активности родителей; разработка совместных мер профилактической работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии. Помощь подростку в разрешении семейных и школьных конфликтов.

 

  1. Разведка ситуации в семье

Семья полная, Артём – единственный ребёнок. Жилищно-бытовые условия нормальные. В семье преобладает авторитарный стиль воспитания. Родители требуют от подростка безоговорочного послушания и дисциплины. Отец старается навязать сыну во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Родители пристально следят за достижениями своего ребёнка и ждут от него социального успеха.

 

  1. Разработка плана действий

 

Мероприятия

Участники

Сроки

1.

Диагностика особенностей личностного развития подростка

Психолог

Декабрь

2.

Диагностика семьи и семейного воспитания

Психолог

Декабрь

3.

Беседы с учителями и классным руководителем

Психолог, социальный педагог

Январь

4.

Ознакомление родителей с возрастно-психологической характеристикой подростка, показ условий его оптимального развития

Психолог, социальный педагог, классный руководитель

Январь

5.

Участие подростка в тренинге общения и ролевого поведения.

Психолог, социальный педагог

В течение года

 

  1. Мониторинг, оценка результативности

В ходе психологического обследования был выявлен недостаточный педагогический уровень родителей, неправильное отношение к ребёнку (подавление личности, угрозы, физическое наказание).В воспитании подростка преобладала методика негативного стимулирования его поведения и деятельности. Родителям было рекомендовано постараться прекратить эмоционально отрицательно реагировать на вызывающие высказывания и поступки подростка, действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к принуждению.

С Артёмом была проведена индивидуальная работа по преодолению демотивированности, сглаживанию недостатков нравственной и эмоционально-волевой сфер. Результатом тренинговых занятий явилось включение подростка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.

Положительные изменения были отмечены спустя два месяца после начала тренинговых занятий. Артём перестал пропускать уроки, появился интерес к учебной деятельности, нормализовались отношения в семье.

 

  1. Выводы, рекомендации
  2. Вести дальнейшую работу с подростком по формированию у него навыков самопознания и самовоспитания, расширять круг конкретных представлений о правилах поведения в разных условиях, преодолевая разрыв между элементарными социально-этическими знаниями и индивидуальным опытом поведения.
  3. Проводить систематические консультации с родителями по повышению их психолого-педагогической грамотности, культуры взаимоотношений в семье.