7. Проведение фрагмента урока или авторского урока с использованием открытых задач

ср, 02/10/2013 - 22:31 — Александр Кавтрев

Роль и место открытых задач в школе

Подготовил Анатолий Витковский

Если вы хотите пережить ощущение, что учиться — это фантастически интересно, то надо непременно побывать хотя бы на одном из мастер-классов Анатолия Гина. Вот уж где настоящая активность и вовлеченность в решение задач! Версии ответов сыплются как из рога изобилия, наиболее активных участников ведущему даже приходится сдерживать: «Погодите, а то вы нам все перерешаете». И где еще из уст сидящих рядом с тобой опытных, солидных людей после озвучивания условия очередной задачи можно услышать восхищенный шепот: «Вот это да! Вот это задание!..» Может быть, Анатолий Гин нашел какой-то главный секрет «задачной» притягательности? Может и так, но чем дольше присутствуешь на его мастер-классе, тем более склоняешься к мнению, что секретов тут далеко не один и попробуй разберись, какой из них главный…

Начал Гин в свойственной ему энергичной, поддерживающей и в то же время подзадоривающей участников полушутливыми замечаниями и неожиданными вопросами манере:

— По ходу нашей встречи я буду постоянно обращаться к вам, «включать» мозг, извините, напрягать… Знаете, когда-то у знаменитого лауреата Нобелевской премии, человека, который после Шекспира второй в западном театральном мире… А кто это такой?

— Бернард Шоу, — последовала незамедлительная реакция зала.

— Бернард Шоу, конечно! Классно! Он был очень интересный человек, пользовался колоссальной популярностью, часто читал лекции. И однажды его спросили: «Почему вы такой умный?» (в газетах писали, что он один из самых умных людей планеты). «Вы знаете, — ответил Шоу. — Я такой умный потому, что я думаю не реже двух раз в неделю». И это правда — мы включаем свой мозг только тогда, когда решаем какие-то задачи, которые не знаем, как решить. А для обыденных, повседневных действий — вставания, одевания тапочек, умывания и других — умственного напряжения не требуется.

Вот ведь с чего начинает Гин — сейчас, мол, мы с вами будем заниматься очень важным для развития мышления делом, которое в обыденной жизни случается не так уж часто — хорошо если два раза в неделю. И затем показывает пятиминутный видеоролик о возможностях человеческого мозга «Ты всемогущ» (ролик можно просмотреть на сайте www.trizway.com), а потом переходит непосредственно к задачам.

— Итак, вот задача. Царь острова Сериф Полидект поручил древнегреческому герою Персею сразиться с горгоной Медузой. Как известно, горгона Медуза была чудовищем — полуптицей-полуженщиной: над ее головой вились змеи, а перья у нее были из меди. И эти перья она могла метать, как ножи. Но самое страшное, что, встретившись с ней взглядом, человек превращался в камень. Как же победить такое чудище? Конечно, теперь и дети знают, что боги выдали Персею летающие сандалии, меч и щит, в котором все предметы отражались, как в зеркале. И что Персей сражался с Медузой, глядя в этот щит, и рубил ее «на отражение». Но давайте представим, что у Персея нет такого щита и вы — консультанты Персея. Каким образом ему одолеть Медузу?

— Но есть уши. И можно по звукам определить, где она находится, — предположил кто-то из зала.

— Например, ее медные перья звенят и можно по звукам ориентироваться, — подхватил мысль ведущий. — Замечательно! Записали! Когда мы работаем с детьми, каждое решение мы записываем. И автора мы записали. Кто у нас автор?

— Царева Ольга.

— Отлично! Ольга Царева — первый класс. Еще…

— Можно смотреть не прямо в глаза, а боковым зрением.

— Креативное решение, записываем! Правда, тут есть один минус — а вдруг при таком взгляде на Медузу тоже в камень превратишься? Обычно мы с ребятами сначала все решения записываем, а потом смотрим, какие у них есть минусы. Почему мы это делаем в конце? Во-первых, чтобы не останавливать фантазию. А во-вторых, чтобы показать, что критическое мышление тоже необходимо. Только не надо ему учить до того, как вы начали работу по развитию креативности. Это может нанести большой вред. Так, что еще?

— Можно сражаться рядом с водой, чтобы водная гладь заменяла зеркало.

— Ага, понятно — смотреть в отражение на воде. И кстати, я усложняю иногда для детей задачу, например: а что, если при взгляде на отражение тоже в камень превратишься? Но тут ваше решение может сработать, на воде ведь рябь все время идет, и отражение не такое четкое.

— Еще можно надеть очки со стеклами, обладающими таким же свойством, как стекло входной двери в дом Ниро Вульфа (дверь этого популярного героя американских детективов была прозрачна только в сторону улицы).

— Если кто-то не знает про Вульфа, я могу сказать, что во многих серьезных социологических фирмах есть комната с полупрозрачным зеркалом. Люди там что-то обсуждают, а эксперты в соседнем кабинете анализируют ход обсуждения… А как вы думаете: почему перья у Медузы из меди? Почему не из железа? Железо-то покруче.

— Медь легче.

— Железо ржавеет.

— Ну, медь тоже… она патиной покрывается.

— Медь немагнитная.

— Медь действительно немагнитная. Это интересная гипотеза. А как вам такая версия (ее высказал когда-то один из учеников): «Это же Древняя Греция! Они еще железо выплавлять не умели». Замечу, что с ребятами я работаю так же: мы не просто решаем открытые задачи, мы одновременно с этим узнаем массу полезной информации… Хорошо, но мы еще не все решения отыскали. Я решал эту задачу в школе Монтессори с восьмилетками. Они нашли 10 решений.

— На тень смотреть можно.

— Конечно! Выберем солнечный денек и будем рубить по тени. Какой может обнаружиться минус, когда мы будем это критически осмысливать? Минус в том, что может облачко набежать… Значит, нужен только ясный, безоблачный день. Но в Греции таких много.

— Может, он что-нибудь швырнет, Медуза на это поймается…

— Да!! Как вас зовут?

— Евгения.

— Вот смотрите, Евгения сделала очень важный, прорывной шаг: она дала новое направление нашему мышлению. Оказывается, при решении этой задачи можно размышлять не только о том, как не увидеть взгляда Медузы в пылу сражения, но и как ее обмануть. Давайте разовьем это направление. Что еще можно сделать?

— Сзади подобраться.

— Почему нет? Можно и сзади подкрасться или сверху свалиться, когда она спит.

— Можно сыпнуть ей песок в глаза.

— Еще одно направление для поиска решений: вывести ее из строя!..

Мы намеренно изложили эту десятиминутку диалога Анатолия Гина с аудиторией в развернутом, почти стенографическом виде. Уже по одному этому фрагменту можно составить вполне определенное представление о том, как и какие акценты расставляет Анатолий Александрович в работе с открытыми задачами.

— Мы с детьми решаем не только сказочные и мифологические задачи, а задачи из самых разных областей: технической, биологической, бытовой, — продолжает Гин. — Многие задачи берутся из жизни. Например, такая. Когда в Голландии в 30-е годы случился энергетический кризис, правительство ввело строгие меры по экономии электроэнергии. Там даже запретили освещение магазинных витрин. А теперь представьте себе центральную улицу голландской столицы до энергетического кризиса. Вечером по этой улице прогуливаются буржуа. Вот идет мужчина в котелке под руку с нарядной дамой, и на их пути встречается ювелирный магазин. На что ювелирный магазин «ловит» покупателей? На блеск всей этой ограненной красоты. Мужчина, может быть, и хотел бы пройти мимо, но дама видит ярко освещенные, сверкающие бриллианты и…

Почему Анатолий Гин так подробно «расписывает» условие? Для того, чтобы сделать задачу максимально понятной? Да, но только ли для этого? Чтобы сообщить больше интересной и полезной информации? И это верно, но, думается, и это не все. Дело еще в том, что хорошая открытая задача — это отдельная история со своим особым миром. И размышляя над задачей, человек как бы входит в новый мир, проживает новую историю, становится ее соучастником и — творцом. Он пытается создать то, чего в этом особом мире больше всего недостает и что порой кажется невозможным, но когда удачное решение находится — оно поразительным образом преображает ситуацию внутри истории, отчего у автора возникает ощущение открытия (или даже чуда). Более того, это чувство может возникнуть у всех, кто вместе с ним «бился» над решением. Но чтобы испытать подобное переживание, необходимо вжиться в мир задачи, увидеть, что собой представляют его герои, вещи, обратить внимание на детали. Как сказано в четверостишии, напечатанном на развороте книги Гина «Сказки-изобреталки от кота Потряскина»:

Чтоб задачу победить,
Ее нужно полюбить,
Рассмотреть, полюбоваться,
Изучить, повосхищаться.

Кстати, о важности внимания к деталям. Вот пример еще одной задачи из мастер-класса Анатолия Гина.

— Море Лаптевых. Сезон навигации близится к концу. На ночь корабль встал на якорь недалеко от берега. А утром капитан видит, что водная гладь вокруг корабля покрылась слоем льда. Солнце светит ярко, лед тонкий, от чистой воды судно отделяет примерно километр, но тем не менее, если попытаться двигаться по заледенелой поверхности, есть сильный риск повредить обшивку корабля. Что делать?

Анатолий Александрович еще только-только успел закончить рассказывать условие, а в зале уже «созрела» гипотеза.

— Видно, что из трубы корабля идет дым, значит, на корабле есть зола, — размышляет одна из участниц, фокусируя внимание коллег на фотографии, высветившейся на экране позади ведущего. — Надо рассыпать золу перед кораблем, и солнце растопит лед на его пути.

— Это вы здесь сообразили? — удивился ведущий. — Здорово! Первый случай в моей жизни, когда сразу высказывается контрольное решение (у открытых задач нет единственно правильных ответов, но есть контрольные решения — решения, которые были приняты в реальной жизненной ситуации или которые считаются верными с точки зрения современной науки). Действительно, посыпанный золой тонкий лед быстро растает, так как черный цвет поглощает солнечные лучи. Но нас интересуют не столько контрольные решения, сколько гипотезы. Гипотезы важнее, поскольку они двигают науку вперед и развивают мышление. Какие еще решения можно найти?..

Во время дальнейшего осмысления этой задачи Анатолий Гин рассказал, что, оказывается, в истории мореходства был случай, когда капитан корабля нашел другой выход из аналогичной ситуации. Описывать то, до чего он додумался, мы не станем, поскольку газетное пространство ограничено, а лучше в заключение сделаем акцент на принципиальном моменте: «При решении открытых задач у детей происходит понимание того, что каждую жизненную проблему можно решить различными способами, — утверждает Гин. — И постепенно ребятам становится ясно, что успешность человека в жизни во многом зависит от того, как он воспринимает этот мир. Если ты относишься к миру, к жизненным ситуациям как к отрытым задачам — твоя жизнь будет гораздо успешнее!»



Задание к теме 7

  • Изучите предложенные материалы.
  • Разработайте модель урока с использованием самостоятельно разработанных открытых задач или на основе задач из презентации, предложенной автором курса.
  • Сделайте презентацию к уроку (не менее 12 слайдов).
  • Проведите урок по решению открытых задач.
  • Составьте отчет (опишите урок, приведите примеры задач, как проходил урок, как учащиеся решали задачи, их заинтересованность, результаты работы учащихся по решению задач). Обязательно пришлите вашу презентацию.
  • Обсудите полученные результаты с коллегами и автором курса на форуме.

Результаты работы просим направить ведущему курс в виде файла в редакторе MSWord (по электронной почте kavtrev@ya.ru). В теме письма свою фамилию и "Дистанционный курс". Также я буду рад ответить на Ваши вопросы в комментариях.

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
16.12.2013 : 14.52


Задачу "Ледяное белье" (см. тему 6) я составил на основе материалов со странички http://monk.com.ua/beautiful_photos/2013/02/20/polyus-holoda-oymyakon-25-foto.html. Прочитав это интервью, вспомнил опыт с выплескиванием кипятка на морозе. Так родилась задача. Судя по фотоматериалам с этого сайта, местные жители отбивают палками замороженное белье, но попробуем  предложить и другие способы.)

Вот идеи ребят:
- Сушить в помещении, над газом, над огнем
- Построить отдельную юрту, в которой разводить костер и развешивать белье
- Использовать черные простыни, т.к. они, наверное, быстрее сохнут (и тут же прокомментировали: кто согласится спать на черных простынях?!)
- Класть на что-то теплое
- белье замерзает колом, потом его отбивают (так, в общем-то, и делают жители поселка)
- поставить тепловые пушки – обогреть Оймякон и белье заодно
- большой лупой фокусировать солнце и «сканировать» лучом белье.

Тем временем на электроплитке (занятие было в физической лаборатории) согрелась вода. Я пригласил ребят подойти поближе к окну, так как опыт должен происходить на морозе (в то утро за окном было -15 градусов по Цельсию, не Оймякон, конечно, но...). Открыл окно, взял два стакана с водой: обычной, из крана, и «волшебной» (горячей). Выплеснул сначала холодную воду, затем горячую. В первом случае вода просто вылилась в снег, во втором - моментально превратилась в клубы пара, который тут же замерзал в виде мелких кристалликов, развеивался и оседал в виде инея.

На основе этого опыта ребята предложили такой способ сушки белья: нужно на мороз выносить горячее белье, и перед развешиванием хорошенько его встряхивать - так оно избавится практически от всей влаги сразу жеyes.

Но моя задача-максимум – не просто рождение нового способа, но и объяснение явления. В ходе обсуждений продемонстрированного опыта были введены понятия абсолютной и относительной влажности воздуха, насыщенного и ненасыщенного пара, точки росы (ребята еще этого не знают), вспомнили про теплоту испарения. По моему опыту, эта тема в разделе «молекулярная физика» вызывает определенные затруднения при решении задач.

В качестве домашнего задания ребятам было предложено самим найти интересные факты и явления, связанные с процессами в атмосфере.

Информация о пользователе.
21.03.2014 : 09.04

Вероятно многие учителя оказывались в ситуации когда необходимо было задуматься понимают ли нас дети, и, если понимают, считают ли необходимым выполнять наши требования. Основания для таких размышлений наиболее часто возникают у преподающих учебные дисциплины по не очень изменившимся учебникам. Таких немного. Пёрышкин, Алимов, Фельдман и Рудзитис. Если выкроить время, и вместо показа роликов и презентаций попробовать с детьми почитать по цепочке учебник, выясняется интересная картина. То самое объяснительное чтение, что сохранилось ныне лишь в методике начального и корректирующего образования показывает что детки не понимают существенную часть учебных текстов. Слова или не читаются. Или заменяются созвучными с иным смыслом. В этой ситуации применение предлагаемой методики несколько проблематично.

В рамках Третьей Всероссийской Школьной неделе нанотехнологий и технопредпринимательства учащимся нашей школы было предложено провести турнир по Брэйн-рингу (по материалам журнала «Я Леонардо»). Однако это предложение не вызвало энтузиазма: дети были уверены что думать теперь ни к чему — всё можно найти в Интернете.

Так формат мероприятия изменили — провели марафон по поиску.

Ищущий да обрящет

В ходе этого марафона подтвердилось предположение о том, почему дети не всегда нас понимают.

Они действительно не умеют понять прочитанное, выполнить простейшую инструкцию — алгоритм на естественном (русском языке)

Вначале о мероприятии.

Оно несколько напоминало проводимый некогда Яндексом «кубок по поиску».

Были предложены вопросы разной сложности.
Ответы в виде текстового документа необходимо было выслать на мой адрес. Время — 30 минут (в соответствии с СанПином).
Вначале необходимо было зарегистрироваться — послать мне пустое письмо. Интересно, что некоторые предпочли командную работу — в парах.

Про Нобеля

Вопросы выглядели так.

Поисковый марафон 619, С-Пб

С детьми работали с напарником.

Максим Петрович

Время истекло - провели разбор полётов. Вот тут то некоторые участники впервые прочитали те вопросы, на которые отвечали. Причём некоторые - с великим гонором - дескать всё и так знаю!

Разбор полётов

Оказалось, что Ломоносов — советский химик, Даниил Хармс или Александр Блок — это фамилия имя и отчество сразу, что жена и женщина не совсем совпадающие понятия. В общем, господа, те кто не умеет читать, не смогут понять не только закрытые но и совсем открытые задачи.

Помните классический текст:

«Сначала я совсем ничего не понял и начал читать задачу во второй раз, потом в третий… Постепенно я понял, что тот, кто составляет задачи, нарочно запутывает их, чтобы ученики не могли сразу решить»?

Так вот, нынешних и запутывать не надо.... 

PS - победители набрали 14, 12. 11 баллов. Минимальный результат - 5.

Некоторые участники уже прибегали на переменах и говорили, что продолжают искать ответы.

Это - самый лучший итог!

Информация о пользователе.
18.03.2014 : 18.06

Здравствуйте! Очень интересная находка. Спасибо.
Можно ли воспользоваться вашей идеей?

Информация о пользователе.
21.03.2014 : 09.02

Естественно,  Галина Павлова, на всё - лицензия GNU

Лице нзия

– при копировании и любом использовании указываем источник, т.е. эту страницу.

Правда большая часть вопросов у меня - локальные. Район ст. метро Академической. Так что найдёте свои загадки на местном материале. Например - Академический переулок. ☺

Удачи!