6. Синтез открытых задач

ср, 02/10/2013 - 22:31 — Александр Кавтрев

Анатолий Витковский
Александр Кавтрев

Как составлять открытые задачи

В помощь тем педагогам, которые хотели бы попробовать свои силы в самостоятельном составлении открытых задач, сотрудники лаборатории «Образование для новой эры» разработали специальный алгоритм. Он состоит из пяти последовательных шагов.

Прежде чем перейти к описанию алгоритма, ответим на вопрос: а зачем сочинять открытые задачи самостоятельно? Не проще ли взять их из уже имеющихся сборников, например, по физике «Объяснить необъяснимое» или из сборников биологической направленности «Хищники нападают», «Как не стать добычей»? Но, во-первых, подобные сборники существуют далеко не по всем предметным областям. Во-вторых, подобрать подходящую задачу по конкретной теме бывает порой очень непросто, а учителю, как правило, хочется связать содержание задач с изучаемым материалом. В-третьих, на разных уроках педагог ставит разные цели, и иногда возникает желание подобрать задачу под определенную цель, что тоже нелегко сделать. И наконец, сочинение задач само по себе полезное и развивающее занятие.
Итак, с чего же следует начинать?

Шаг первый: подбор материала

Составление открытой задачи начинается с подбора яркого интригующего материала. Где взять такой материал? В поиске сюжета для задачи можно обратиться к научно-популярной литературе, к текущей периодике, а также к интернет-сайтам соответствующей тематики. В частности, к материалам сайтов журналов «Наука и жизнь» (www.nkj.ru), «Знание – сила» (www.znanie-sila.su), «Химия и Жизнь – XXI век» (www.hij.ru), популярного сайта о фундаментальной науке «Элементы» (www.elementy.ru), познавательного сайта Тимура Хабибуллина (www.extim1.narod.ru), научно-популярного интернет-журнала «Мембрана» (www.membrana.ru), сайта www.vivovoco.rsl.ru.
Конечно, даже в насыщенной интересными фактами научно-популярной статье не так-то легко рассмотреть задачу. Но с опытом сочинительства задач приходит и умение видеть в тексте «задачный» потенциал…

Шаг второй: составление условия и вопроса

Найти интересный материал для задачи – полдела, важно еще его удачно подать. И здесь мы советуем следовать таким правилам. Условие должно формулироваться кратко, желательно уложиться в 3–7 строк. Длинные тексты едва ли способны заинтересовать современных детей. Текст условия должен быть максимально ясным, понятным и увлекательным. Если задачу сложно решить без дополнительной, «наводящей» информации, которая не умещается в этот объем, дополнительные сведения лучше дать отдельным текстом – в «Справке». Хорошо бы сформулировать условие так, чтобы задача имела не одно и даже не несколько, а много допустимых решений. Такие задачи особенно хороши на начальной стадии работы по развитию креативного мышления, так как способствуют генерации идей. Если у задачи есть тривиальные решения, то в условии их надо «отсечь».

Шаг третий: формулирование контрольного ответа

Контрольный ответ – это то решение, которое было осуществлено в жизни. Поскольку большинство открытых задач строится на основе каких-то жизненных событий или процессов, то, как правило, контрольный ответ есть. Он должен быть сформулирован кратко и такими словами, как это мог бы сказать школьник.
Добавим, что контрольный ответ – это не обязательно лучшее решение.

Шаг четвертый: продумывание дополнительного вопроса

Этот шаг необязательный, но очень желательный. Пока дети находятся под впечатлением от решения интересной задачи, пока этот интерес не остыл, хорошо бы «подбросить» им еще несколько вопросов, осмысление которых позволило бы глубже вникнуть в проблему. Можно даже предложить подумать над вопросом, ответ на который еще не знает никто.
Кроме того, на этом этапе имеет смысл познакомить детей с каким-то ярким дополнительным материалом «по теме».

Шаг пятый: придумывание названия

Конечно, учителю ничто не мешает предложить детям задачу без названия. И все же до тех пор, пока у задачи нет названия, ее потенциал остается как бы недораскрытым. Поэтому в конце сочинения задачи мы рекомендуем подумать над тем, как она могла бы называться. Название должно отражать содержание задачи и в то же время сразу притягивать внимание. Вот несколько примеров подобных интригующих названий: Остановка в небе. Светло ли растениям под землей? Можно ли так шуметь, чтобы стало тихо?

Эффект соучастия

И напоследок – еще одна рекомендация. Особое внимание при составлении задачи стоит уделить тому, чтобы ее содержание затрагивало сферу чувств. Как этого достичь?

В качестве примера дадим краткое описание нашей работы над составлением открытый задачи на основе произведения  Л. Н. Толстого «Рассказ аэронавта».

Первая формулировка задачи, практически, повторяла фрагмент рассказа:  «Чтобы узнать, поднимаюсь ли я, или стою на месте, ­ я выбросил бумажки из лодки. Бумажки точно камни летели книзу. Значит, я , как стрела, летел кверху. Я изо всех сил ухватился за веревку и потянул, чтобы выпустить газ. Слава богу, ­ клапан открылся, засвистало что-то. Я выбросил еще бумажку, ­ бумажка полетела около меня и поднялась. Значит, я опускался».

Как аэронавт может определить поднимается или опускается воздушный шар, если не видно земли? В таком виде задача представляется слишком легкой, поскольку решение логически выводится из условия. Кроме того, эта формулировка  нам показалась слишком пресной, так как  не отражала драматизм ситуации.

Поэтому мы решили изложить задачу несколько иначе: «Герой рассказа Л. Н. Толстого поднялся на воздушном шаре выше границы облачности, так что земли не видно. Ему было необходимо определить направление движения воздушного шара. Ведь если шар поднимется слишком высоко, то может лопнуть, и тогда гибель неминуема. Если же шар уже начал опускаться, то попытка выпустить часть газа может привести к слишком быстрому спуску или даже к падению, а значит опять же к гибели аэронавта. Как быть? Как аэронавт может определить поднимается или опускается воздушный шар, если не видно земли?».  Такая формулировка вполне уместна, но мы подумали, что она будет восприниматься без особого интереса. И тогда чтобы вызвать эффект соучастия  добавили к вопросу несколько дополнительных фраз: «Представьте себя на месте аэронавта. Смогли бы вы, опираясь на свои знания по физике, предложить способ определения направления движения воздушного шара, если земли не видно? Какой способ бы вы могли предложить…». Нам кажется, что в последней редакции задача «заиграла».

P.S. Учителям, которые заинтересовались возможностью попробовать свои силы в сочинении открытых задач, стоит посетить сайт лаборатории «Образование для Новой Эры» - www.trizway.com и принять участие в специальном проекте «Картотека открытых задач». 


Ознакомьтесь с приложенными материалами для синтеза открытых задач и презентациям к материалам.


Задание к теме 6

Познакомьтесь с текстовым материалом.

На основе материалов для синтеза задач, предложенных автором курса, сформулируйте 2-3 открытые задачи по алгоритму. Направьте задачи ведущему курс для обсуждения. Самостоятельно подберите материалы для 3-4 открытых задач.

Сформулируйте открытые задачи на основе подобранных материалов. Направьте задачи ведущему курс для обсуждения, также направьте материалы, на основе которых были сделаны задачи.

Одна из форм работы над открытыми задачами: совместная работа над документом с использованием Яндекс-диска.

ВложениеРазмер
02_Материалы для синтеза открытых задач.pdf220.18 КБ
Презентация_Загадка солнечного камня.ppt550 КБ
Презентация_Как делать ОЗ.ppt1.22 МБ
Презентация_Как осветить город.ppt571 КБ
Презентация_Плыли по небу тучки.ppt5.17 МБ
Презентация_Когда поливать растения.ppt1.89 МБ
Презентация_Свеча в невесомости.ppt5.62 МБ

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
09.11.2013 : 17.06

Может быть тему стоит назвать библиотекой ситуаций к которым может быть применён ТРИЗ и МШ?

Информация о пользователе.
19.11.2013 : 20.01

Уважаемый Марк Аронович! Назовите, как вам удобнее. К сожалению, я давно не получал от вас писем с ответами на задания курса.

Информация о пользователе.
22.11.2013 : 13.40

Курсы в РЦОКиИТ до 1-го декабря...

Информация о пользователе.
20.11.2013 : 10.55

звучит интересно - "библиотека ситуаций"!

Информация о пользователе.
03.12.2013 : 14.45

Забрасываю две задачки:

 

Задача №3Лекарство от морской болезни. Задача взята из учебника Н.Н.Нарбут, А.Ф.Нарбут Учебник и сборник задач по ТРИЗ. Запорожье 2004г

 

 «Морская болезнь» - это расстройство вестибулярного аппарата - подстерегает не только моряков, но и космонавтов. Известны препараты для борьбы с этим недомоганием. Их можно использовать и в космосе. Плохо то, что принимать лекарство маленькими дозами приходится слишком часто, большими - вредно... Как быть?

 

Ответ: Лекарство должно усваиваться не сразу, а по частям. Причем, смена частей должна происходить без участия человека.

Для космонавтов были подготовлены специальные таблетки, содержащие известный препарат против «морской болезни» - скополамин. Таблетки выполнены в виде небольших плоских дисков и, как пластырь, крепятся за ухом. Затем на протяжении трех суток лекарство (вследствии диффузии) поступает в организм, причем - в строго

нормированном количестве.

Задача №5. Как сделать картофель «съедобным» или реклама картофеля.

В конце 18 века французский фармацевт и агроном Антуан Огюст Пармантье активно пропагандировал в Европе выращивание картофеля, к которому большинство крестьян относилось с недоверием. При этом использовал иногда весьма нестандартые методы. Так на бедных землях недалеко от Парижа Пармантье высадил грядки с картофелем и преднамеренно сделал так, что местные жители по ночам сами стали воровать выращенные. Каким образом эму это удалось?  

 

Ответ: Важной вехой в борьбе за признание картофеля стал неурожайный 1785 год. Днем Перманьтье  выставлял вокруг грядок с картофелем вооруженных охранников, привлекавших внимание и любопытство. Когда картофель достиг зрелости, Пармантье приказал охранникам и близко никого не подпускать. Более того, он огласил по деревням, что будет преследовать по всей строгости закона каждого, кто осмелится посягнуть на его картофель. Расчет оказался верен: любопытные протоптали к полю множество тропинок. Люди хотели увидеть таинственный плод, который столь тщательно охранялся. А на ночь охранники по приказу Пармантье удалялись, позволяя людям украсть «запрещенные» клубни. Пармантье плакал от радости, слушая донесения о разграблении своих грядок.

 

В конце концов употребление картофеля в пищу помогло победить голод во Франции.

 

Информация о пользователе.
05.12.2013 : 10.50

Спасибо, Андрей, за ваши задачи. Предлагаю обсудить их в ходе вебинара 6 декабря.

Информация о пользователе.
06.12.2013 : 15.56

Добрый день! Подскажите, как стать участником сегодняшнего вебинара.

Информация о пользователе.
09.12.2013 : 16.40

1задача
Подброшу и я задачки. Ответы пока не даю.

 

В телепередаче «Что? Где? Когда?» дочь моряка показала одноразовые пластиковые стаканчики размером чуть больше наперстка и задала вопрос: как получились такие стаканчики из обыкновенных?

 Знатоки не ответили на этот вопрос. Ответьте на него. Разберитесь, можно ли сделать эти стаканчики еще меньше? Обоснуйте ваше мнение численными оценками.

 

2 задача (из жизни)

Недавно я купил в магазине некий товар, а придя домой и открыв коробку, обнаружил, что вещь - не того цвета, который я хотел. Чек же я не сохранил, а без него сдать или обменять товар нельзя. Какой выход я нашёл?

 

 

 

Информация о пользователе.
13.12.2013 : 10.08

1 - облить кипятком (выставить на солнце) на болванке. Впрочем прокатит это только с с термопластом.
А ведь есть ещё и термореактив, и экологичный биоразлогаемый термопласт с наполнителем....

Чек же я не сохранил, а без него сдать или обменять товар нельзя. - ложная посылка. Возможно доказательство с использованием свидетельских показаний.

Впрочем если у Вас есть чипованная карта клиента или Вы рассчитались по безналу, то доказательства в БД банка/магазина....

___________________________
сегодня уже не получится свои задачи написать. сейчас родительские собрания, но до конца недели ☺

Информация о пользователе.
13.12.2013 : 17.55

Кипяток на пластиковый стакан никак не действует..

Информация о пользователе.
14.12.2013 : 14.32

Да, всё зависит от маркировки. Есть для ГОР но есть и для ХОЛ - они дешевле, полиэтеновые

Информация о пользователе.
10.12.2013 : 20.45

2 задача
1. Можно купить нужного цвета, а другой продать.

2. Можно попробовать перекрасить ( если это возможно)


3. У меня был такой случай! Но, я сразу пошла в магазин и мне поменяли. :) без чека.
 

Информация о пользователе.
13.12.2013 : 14.32

Выполняю обещание.

Поскольку наш коуч (не коучер, а коуч, и вот здесь для него маленький подарок) — физик, начнём с парафизических задач. Вернее они не пара, а мета, но это уже детали.

 

Эта серия задач будет основываться на открытом немецким хирургом с голландского корабля законе сохранения энергии.

Фамилия врача была... В общем, как и наш Карл Максимович Бэр, фамилию свою этот человек писал на латинский манер Julius Robert von Mayer. Впрочем на корабле его фон-бароном никто не считал, и вкалывал он там по чёрному. Хирургия была в те времена кровавым занятием.

Так вот, вопрос №1

Закон сохранения энергии был открыт в результате камеральной обработки дневниковых записей о плаваниях в тропиках.
Какое наблюдение было положено в основу гипотезы о сохранении энергии?

Кровавый Майер

Вопрос №2

Почему бедуины, те что с верблюдами по пустыням бродят, одежды чёрные носят? Мало того что чёрные, так ведь ещё и шерстяные! Пустыня ведь, солнце-жара, а они в чёрном. Или это чтоб ночью не так холодно было?

В чёрном

Вопрос №3

Некая дама заказала ремонт и переустройство доставшейся ей в наследство квартиры в старом фонде. Дом был старый, стены в 5 кирпичей, радиаторы отопления чугунные. Квартира очень тёплая.

Дизайнер нарисовал проект, заключили договор

Окна заменили на герметичные стеклопакеты, стены и потолки выровняли, поверх старого паркета положили ламинат. Всё очень светленькое, исчезли мрачные тёмные цвета. Но в квартире стало значительно прохладней. Хотя трубы отопления не трогали, температура опустилась на 2 — 3 градуса.

Причину никто не мог понять, дама билась в истерике, но пришлось все работы оплатить.

Её одноклассник пообещал вернуть тепло. Единственным его условием было, что работу она будет принимать вечером.

Она улетела на Канары, он принёс некий круглый предмет из ближайшего строительного магазина.

Она вернулась, и вечером была счастлива. Но утром её настроение омрачилось.

Что принесли из строительного магазина?

Чугун

 

Вопрос №4

Чем нарисована эта схема

Лампочка

Вопрос №5

Первую свою нобелевскую Лайнус Полинг (Linus Carl Pauling) получил за описание строения молекулы вещества открытого Майклом Фарадеем (Michael Faraday) зимой 1824/25 года, и снившегося потом Кекуле (Friedrich August Kekulе von Stradonitz) в виде змея. Открытие Фарадей сделал по просьбе фабрикантов светильного газа. Почему они позвали Фарадея именно зимой?

London

Вопрос №6

Ну и вернёмся к Карлу Максимовичу (это тот чёрный дядя в очках, что сидит на входе в БАН и ЗИН (оба РАН)).

Baer

Будучи в Астрахани, он не только открыл там бугры, названные позднее его именем, но и научил местных жителей заготавливать впрок одну из местных рыб. Рыба эта отличалась бешеным нравом и местные жители топили из неё технический жир.

В итоге эта рыба стала популярной снедью по всей Империи, а местные купцы быстро превратились в самых богатых в Поволжье.

Что это была за рыба?

залом

 

Все задачи имеют свои названия

Перечеслю их навалом: Некто в чёрном, Нанотехнологии в массы, Кровавый Майер, Зажиревшие купцы, Змеиный бензол, Суриков.

Надеюсь что вы легко определите какой задаче соответствует каждое название.

PS - рассказ о кисейной барышне я не стал выносить в справку. Желающие могут перенести туда текст набранный курсивом.

PPS - для изучивших физхимию (не путать с химфизикой), одну из задач можно назвать Гели сели. Тем же, кто не забыл школьный курс органики, другую задачу можно назвать Ледяные арены

Естественно, что на все эти задачи лицензия GNU

Лице нзия

при копировании и любом использовании указываем источник, т.е. эту страницу.

 


 

 

Информация о пользователе.
12.12.2013 : 21.16

Да.. интересно. 

Информация о пользователе.
13.12.2013 : 18.15

Задача 3. "Суриков". Из строительного магазина принесли банку с черной краской?

Задача 2. "Некто в черном". Шерстяная одежда - понятно: воздух- плохой проводник тепла. А то, что черная- испарение влаги  идет интенсивнее, чем с белой и опять же - охлаждение поверхности тела.

Задача 4."Нанотехнологии в массы". Ручка содержит гель с повышенным содержанием металла, например, меди. Даже обыкновенные шариковые ручки содержат металл, где-то читала, что поэтому криминалисты могут  прочесть сожженную записку.

Информация о пользователе.
13.12.2013 : 18.45

Задача 6. "Зажиревшие купцы". Это была каспийская сельдь.Замечательные задачи!

Информация о пользователе.
14.12.2013 : 07.18

Задача№1  наблюдения Майера - цвет венозной крови у матросов в тропиках (кровь светлее, так как не весь кислород крови расходуется; установил связь между потреблением пищи и образованием тепла в организме).

Задача №5 При горении "светильного газа" в лампах для освещения улиц накапливалась жидкость, которая конденсировалась больше зимой и фонори горели тускло.  Фарадеем был открыт бензол, температура плавления 5 0 С.

Информация о пользователе.
24.12.2013 : 15.45

Спасибо, господа. Можно я не по именам, а по задачам?

Про зажиревших купцов - ответ верный, но не совсем полный. Как проявлялся бешеный нрав этой рыбки? Под каким названием она была известна ещё, что это название говорило о размере рыбы?

Вообще название вещь очень значащая - посмотрите на картинку задачи № 3 и подумайте, почему именно "Суриков"

Задача № 2 - подсказка: бурнус  это многослойная одежда...

задача № 1 Да светлее, такая же светлая, как.....

Задача № 4 - не жёлтым отблёскивает рисунок... Но ход размышлений абсолютно верен!

А вот № 5  нормально решена. Обратите внимание, что для нахождения ответа не нужно глубоких познаний в органической химии. Достаточно простой смекалки

Информация о пользователе.
15.12.2013 : 19.41

Задача 1 Светлее как артериальная кровь...

Задача 3. Батареи покрасил железным суриком

Задача 4 Во время нереста глаза рыбы  затягиваются  непрозрачной пленкой, сельди слепнут. Во время самого акта метания икры рыба сильно бьется и мечется, даже может выскакивать из воды на берег; освободившись же от икры, сельдь так слабеет, что выплывает на поверхность воды и кружится, как одурелая, что и послужило поводом к названию ее бешеной или веселой рыбой. Предрассудок этот, как известно, долгое время служил причиной неупотребления в пищу сельдей в Поволжье. 

Задача 5 Гель с алюминием, возможна и ртуть(вряд ли, ядовита)

Информация о пользователе.
16.12.2013 : 14.39

Вот задачи, которые мы разбирали с 10-классниками (некоторые заметки об уроке в теме 7).

1. Ледяное белье

На месте бывшей метеостанции в поселке Оймякон, Республика Саха, Россия стоит табличка с надписью «Полюс холода „Оймякон“. Самая холодная температура в северном полушарии -67,8 градуса по Цельсию была зарегистрирована именно здесь. Морозы настолько суровые, что вода в реке Лена промерзает более чем на полтора метра. Как при таком морозе жителям поселка сушить белье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тайна Великой Пирамиды

Великая Пирамида Хеопса -  последнее из семи оставшееся чудо света, по сей день хранящее много тайн.  Дело в том, что в день солнцестояния, когда солнце находилось практически в зените, происходило фантастическое действо: от пирамиды сначала слышалось потрескивание, усиливающееся постепенно до громоподобного оглушающего звука! Над вершиной Пирамиды исторгался вверх огненный столб, видимый даже на Луне. Люди говорили, что это дорога, по которой снисходил сам Бог Ра!
Однако землетрясение в 13 веке прекратило существование этого явления.
Разгадайте эту тайну Великой Пирамиды.

Информация о пользователе.
17.12.2013 : 18.51

Про сублимацию - хорошая задачка.

Что же касается второй - то истинность ответа проверить невозможно, что и подтверждает иллюстрация. Обшивки нет. Была ли она отполирована с точностью зеркала телескопа, мы установить не можем.

Можем лишь порассуждать об инопланетянах....

Татьяна, Вы убедились что задачи многоуровневые. Первый уровень - смекалка, а дальше, если у человека возникает желание копать, ему есть куда. Спасибо Вам.

Информация о пользователе.
03.04.2014 : 17.50

Задача № 4. Схема нарисована токопроводящим клеем, которым широко пользуются радиолюбители. Его можно изготовить самостоятельно (на основе серебра, графита, сополимерра, спирта, ацетона...) или купить маркер с токопроводящим клеем, что будет значительно дороже самодельного. Все задачи интересные. Спасибо Вам.