5. Решение открытых задач с использованием алгоритмического метода

ср, 02/10/2013 - 22:32 — Александр Кавтрев

Уважаемые коллеги!

В этом модуле я предлагаю Вам ознакомиться с одной из педагогических технологий ТРИЗ. Всю информацию вы найдёте в приложенных файлах и презентации.


Задание к теме 5

Изучите текстовые материалы.

Распишите  по бланку ПРИЗ решение 2-3 из предложенных автором курса задач или самостоятельно сформулированных задач.

Предложите эти задачи школьникам для решения по ПРИЗу.

Опишите опыт полученный, при работе с учащимися (план урока, как проходил урок, заинтересованность учащихся, результаты работы учащихся).

В отчет обязательно включите самостоятельно заполненные бланки ПРИЗ (2-3 задачи), а также бланки, заполненные учащимися в ходе решения задач (можно результаты работы учащихся по каждой задаче обобщить в одном  бланке).

Результаты работы, а также заполненные бланки ПРИЗ, просим направить ведущему курс в виде файла в редакторе MSWord (по электронной почте kavtrev@ya.ru). Объем отчета не менее 2 страниц А4 (кегль 12, междустрочный интервал - одинарный). В теме письма свою фамилию и "Дистанционный курс".

Также я буду рад ответить на Ваши вопросы в комментариях.

ВложениеРазмер
Алгоритм ПРИЗ.pdf311.24 КБ
Бланк ПРИЗ.doc48 КБ
Задачи для разбора по ПРИЗу.docx20.31 КБ

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
09.11.2013 : 17.02

Сдаётся мне, глубокоуважаемый Александр Фёдорович, что в ПРИЗ'e Вашем скрыт некий камень. Не тот что описан в задаче: «Но вот беда: на гладкой поверхности бывшего дна озера, даже вдали от его краев, встречаются одиночные камни массой до 300 кг. Такие «препятствия» смертельно опасны для гонщиков, несущихся на огромных скоростях.», но столь же эффективно действующий. Правда он не лежит открыто, а спрятан в обыденной серости привычек, под слоем очевидностей и банальностей.

Ещё раз перечитайте свой текст.

 



  1. Подготовка к работе

Прочитайте условие задачи, сформулируйте его простыми словами без специальных терминов.

Запишите условие задачи в традиционной форме:

 

Дано:

 

 

Найти (Объяснить):

Между тем даже закрытые задачи, задания для ЕГЭ год за годом становятся всё многословней, а вернее пустословней. Как дети говорят, «сплошное бла-бла»

И для некоторых вить малеевых переход от плотников к жестяшщикам действительно сложен.

Приведу теперь реальный пример.

Вот пример задачи и её решения.

Решения верного, но неправильного. Вернее слишком правильного. До праведности и оскомины. Но его автор верно прокометировал это праведное решение

http://otvet.mail.ru/question/64999643

Итак

При сжигании алкена массой 11,2 г получили 35,2 г оксида углерода (IV) и 14,4 г воды. Относительная плотность алкена по воздуху 1,93. Найдите молекулярную формулу алкена.

Решение

1. Найдем количество моль С и Н в сгоревшем веществе исходя из продуктов сгорания 
n(CO2) = m(CO2)/M(CO2)=35,2/44=0,8(моль), т.к. в молекуле СО2 один атом С то
n(C)=n(CO2) = 0,08 (моль) 
n(H2O)=m(H2O)/M(H2O)=14,4/18=0,8 (моль). Т.к. в молекуле воды два атома H, то 
n(H)=2 n(H2O)=1,6 (моль) 
2. Проверим, есть ли в сгоревшем веществе кислород 
m(O) = m(вещ-ва) – m(С) – m(H) = m(вещ-ва) – n(C)*Ar(C) - n(H)*Ar(H)=11,2-0,8*12-1,6*1=11,2-9,6-1,6=0 т.е. кислорода нет 
3. Соотношение атомов в молекуле: 
С : Н = n(С) : n(H) = 0,8 : 1,6 = 1 : 2, 
что соответствует простейшему соотношению СН2 
4. Молекулярная формула вещества – (СН2)k где k=M(в-ва)/M(CH2) 
Молекулярную массу вещества находим через относительную плотность по воздуху 
М(в-ва) = M(воздуха) * Dвозд. = 29 * 1,93 = 56 
56/14=4 
Молекулярная формула вещества – (СН2)4 т.е. С4Н8 - бутен 

На самом деле в задаче слишком много исходных данных. Можно было решить много проще: 
1. Найти молекулярную массу через плотность по воздуху. 
2. Зная общую формулу алкенов - CnH2n вычислить n из уравнения 
M=Ar(C)*n+Ar(H)*2n 56=12n+2n=14n n=56/14=4 

Итак, начальный этап решения любой задачи — анализ цели.

 

Поэтому.

Вначале пишем что надо найти.

А уже потом выбираем из условия только то, что необходимо для решения.

Я уж не помню как такую перестановку Альтшуллер называл, но честно сознаюсь — идея не моя. Взята из старой школы. Советской :)

Информация о пользователе.
13.11.2013 : 21.39

Не менее глубокоуважаемый Марк! С удовольствием познакомлюсь с описанием вашего опыта использования алгоритма  ПРИЗ при работе со школьниками и вашей версией подобного алгоритма. А относительно банальностей и серости хотелось бы поподробнее. Пока я вас не понял.

Информация о пользователе.
15.11.2013 : 07.06

Уважаемые коллеги! В курсе запланирован вебинар. Предлагаю провести его в период с 6 по 8 декабря. Прошу вас предлагать конкретную дату и время. Также прошу формулировать вопросы и темы для обсуждения. Участие в вебинаре обязательное.

Информация о пользователе.
15.11.2013 : 14.44

В субботу работать мне ветхий завет не позволяет. В воскресенье - новый.

Остаяётся пятница, 6 декабря.

Поскольку в православном календаре она заканчивается в 18 часов местного времени,  вебинар должен завершиться именно к этому часу.

Начаться - в 16 -16.30

Информация о пользователе.
17.11.2013 : 10.19

Если время проведения 16-16.30, то удобно в любой из предложенных дней.

 

Информация о пользователе.
18.11.2013 : 14.15

Доброго времени суток, коллеги.... попробовал сию методу - задания данного типа увлекают учащихся, заставляют их не только сконцентрировать внимание на логике решения, но и позволяют актуализировать свои знания на метапредметном уровне. Учащиеся вынуждены акцентировать внимание на условиях и связях между объектами. Немаловажное значение имеет фактор внимания при оценке условий действия, явления или процесса. Интерес со стороны учащихся к задачам есть. Наибольший интерес со стороны учащихся был в физико-математическом профиле. сложность следущая -необходима проработка материла с точки зрения возможных гипотез – мне например как гуманитарию достаточно сложно актуализировать разработку гипотез с точки зрения химии или физики, технарям будет сложно анализировать возможную социальную или экономическую ситуацию без знания фактуры

с уважением ко всем.

Информация о пользователе.
20.11.2013 : 11.09

 

Уважаемые коллеги!

Большинство, из откликнувшихся на объявление о вебинаре, устраивает 6 декабря.

Поэтому предлагаю провести вебинар 6 декабря в 16.30. Прошу предлагать темы и вопросы для обсуждения.

По замыслу организаторов вебинар является обязательным. Прошу вас принять участие в нем. Надеюсь, мы сможем обсудить наиболее актуальные вопросы, и вебинар будет полезен всем участникам.

Ссылку на вход нам предоставят организаторы курса.

Жду вас, Александр Кавтрев.

Информация о пользователе.
12.12.2013 : 20.31

Я провела фрагмент урока, так как подходит к концу четверть и нужно проходить программу по своему предмету.

Большинству учащихся нравится решать открытые задачи, но есть и равнодушные.

Нужно больше времени для подготовки учителя, для подбора задач, и конечно, больше опыта проведения таких уроков.

Очень радостно наблюдать горящие глаза учеников, когда их озаряет правильная мысль.

Информация о пользователе.
19.01.2014 : 15.13

Я провела урок открытых задач по ПРИЗ в 10 (профильном) классе по химии, где присутствовало 6 учащихся.

Кроме одного ученика, форма урока всем понравилась. Урок прошел эмоционально и с положительными эмоциями.

Правда, я взяла задачи  для решения по ПРИЗ не рекомендованные Вами из  этого задания, а из блока игр «Диалог с компьютером». Но, я считаю, что главное в уроке отработать методику и не принципиально какие задачи взяты для ее проведения. Тем более, ребята получили домашнее задание  самостоятельно придумать такие задачи и по бланку ПРИЗ и  их решить.