4. Решение открытых задач методом учебного мозгового штурма
Уважаемые коллеги!
В этом модуле я предлагаю Вам ознакомиться с, возможно, одной из самых известных методик на вооружении ТРИЗ - методикой мозгового штурма.
Всю информацию вы найдёте в приложенных файлах и презентации.
Мозговой штурм
Метод мозгового штурма разработал в Соединённых Штатах Америки совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Осборн. В конце 1930-х годов он со своими сотрудниками начал использовать этот метод для поиска новых идей. После выхода в 1953 году книги А. Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» метод мозгового штурма стал широко известен.
О классическом мозговом штурме в современном его исполнении написано много. В данной статье мы рассмотрим учебный мозговой штурм (далее УМШ). Основная цель использования УМШ — развитие у школьников творческого стиля мышления. Штурм состоит из двух основных этапов: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором — эти идеи анализируются. Выдвижение и анализ идей являются важнейшими составляющими умения решать открытые задачи.
Технология проведения УМШ
Обычно УМШ проводится в группах численностью 3-5 учащихся.
1. Перед штурмом группу инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма (при выдвижении идей) — НИКАКОЙ КРИТИКИ! Более того, необходимо всячески приветствовать новые идеи, какими бы абсурдными они не казались.
2. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду и поработала над ее развитием.
3. Группа выбирает секретаря, который будет фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).
4. Группам выдается одна или несколько задач и проводится первичное обсуждение и уточнение условий этих задач.
5. Учитель определяет время, которое он выделяет на первый этап штурма. Это время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске и включить таймер.
Первый этап УМШ. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ
Главная цель этапа — наработать как можно больше возможных идей решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать данный этап до окончания отведенного времени, если поток идей иссяк, и ведущий не может исправить положение.
После этапа небольшой перерыв, в который можно обсудить с рефлексивной позиции, как проходил штурм: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.
Второй этап УМШ. АНАЛИЗ ИДЕЙ
На этом этапе (и не ранее) все высказанные идеи каждая группа рассматривает критически. При этом необходимо придерживаться основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. Нужно постараться усовершенствовать эту идею или применить ее в других условиях.
И опять небольшой перерыв.
Третий этап УМШ. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. Возможны и другие варианты, например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».
В некоторых случаях учитель может поставить цель: найти как можно больше решений, и тогда спикер оглашает все полученные идеи.
При использовании УМШ дети с большим интересом решают открытые задачи в группах. Этим методом они хорошо и быстро «раскалывают» относительно простые задачи. Но если задача долго не решается, то, высказав ряд идей, участники штурма теряют интерес, начинают скучать. Практика показывает, что для решения сложных открытых задач лучше всего использовать специальные алгоритмы. Это приводит мысли в порядок и повышает шансы на успех.
Задание:
1) Изучите текстовые материалы и презентации.
2) Проведите занятия со школьниками по решению открытых задач методом учебного мозгового штурма.
3) Опишите проведенные занятия (план урока, как проходил урок, заинтересованность учащихся, результаты работы учащихся). Отметьте характерные трудности.
Результаты работы просим направить ведущему курс в виде файла в редакторе MSWord (по электронной почте kavtrev@ya.ru). Объем отчета не менее 2 страниц А4 (кегль 12, междустрочный интервал - одинарный). В теме письма свою фамилию и "Дистанционный курс". Также я буду рад ответить на Ваши вопросы в комментариях.
Вложение | Размер |
---|---|
Урок УМШ 1.pdf | 180 КБ |
Урок УМШ 2.pdf | 153.83 КБ |
Задачи для УМШ.pdf | 235.89 КБ |
Задачи для УМШ с ответами.pdf | 140.07 КБ |
Заметки инструктора по_УМШ.pdf | 180.17 КБ |
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Лет 25 назад проводили мы неделю занимательной науки и в ней мозговой штурм где взять на Луне воду\кислород и как там города строить. Дети протоколы на прозрачках для кодоскопа вели.... Про МШ мы детям на примере "Что, где, когда" рассказывали - там технология наглядно видна
А сейчас и родители и дети на ЕГЭ/ГИА заточены, зачем нам этим заниматься говорят.
В общем или готовь к аттестации или с глупостями не приставай...
Да и инструкторов для действа надо несколько, в общем весьма проблемно сейчас методику использовать :(
Теперь о задачах.
Можно классика жанра процитировать?!
"В большинстве случаев изобретатель получает уже сформулированную задачу. Для всего творческого процесса чрезвычайно важно избежать ошибки в постановке задачи. Поэтому никогда нельзя принимать на веру задачи, сформулированные другими. Если бы эти задачи были правильно сформулированы, их, вероятнее всего, решили бы те, кто впервые их встретил. Представьте себе, что некто зашел в тупик.
И вот вам предлагается пройти дальше по этому тупику. Что и говорить — занятие малоцелесообразное! Надо поступить иначе: сначала отойти к исходной точке, а затем пойти в правильном направлении. К сожалению, задачи чаще всего формулируются так, что они настоятельно (хотя и незаметно) толкают в тупик. "
В общем приложения к этому уроку нуждаются в уточнении и дополнении.
А за сам урок спасибо
Один из вариантов тренинга такой:
Скачиваем старые выпуски Что-где-почём, например отсюда http://www.intv.ru/view/?film_id=111272
Сажаем детей как в Брейн-ринге - когда штормят несколько групп, сразу намного интересней.
Запускаем вопрос - лучше с выигрышем зрителей
Запускаем детское обсуждение
Останавливаем
Показываем обсуждение знатоками
Останавливаем
Спрашиваем у детей есть ли у них те варианты, что не было на экране.
Ну а потом запускаем на экран ответ ведущего.
Число циклов лучше регламентировать заранее - вероятно не больше десяти
Занятия ММШ проходят быстро и интересно. Метод не требует длительно предварительного обучения. Срабатывает системный эффект коллективного разума и взаимного духовного обогащения. Метод развивает фантазию, инициативу, показывает, что у любой задачи есть масса решений. Учащиеся учатся говорить вслух, не боясь осуждения и критики. Метод учит слушать и уважительно относится к позиции других людей. Метод развивает мышление и креативность учащихся и даже чувство юмора.
Метод по сути не требует от преподавателя выступать в качестве ментора – работают дети.
Минусом работы ММШ являются:
Нет четких критериев оценки результата.
Проблема с авторством хорошей идеи – каждый из учащихся начинает «тянуть» одеяло на себя.
В группах возможна абструкция, велика роль ведущего и модераторов и конечно же спикеров. Часть учащихся при работе в группе «отсиживается».
Использование материалов TV как раз и даст чёткие критерии результата.
Что же касается "авторства" - его здесь просто нет.
Как в TV так и в УМШ - отвечает команда. И здесь цель научиться. Не только идеи выдвигать, но и других не задвигать.
Последнее - сложнее.
Намного!
А большинство из тех кто "отсиживается" уже наполучали по голове. И стараются не высовываться....
Доброго времени суток всем!
Во-первых, спасибо за задачи для проведения ММШ,
во-вторых, о проведенном уроке:
(правда это был не целый урок, а 2 небольших "кусочка" по 20 мин в рамках факультатива по математике, 8 класс). На каждый из таких "кусков" урока я выбирал по одной задаче, из Вами предложенных, а именно
6. Гусиные лапки
Было время, когда россияне поставляли в Европу гусей. Особенно ценились серые гуси тульской породы. А перемещались птицы на «западный» рынок самым экономным способом – своим ходом. Ни тебе транспортных затрат, ни холодильников… Да и корма вдоль дорог тогда было достаточно. Одно затрудняло движение: нежные лапы гусей повреждались в дороге, и гусей нужно было лечить. Русских поставщиков выручила смекалка. Что же они придумали? Как можно защитить гусиные лапы? Только не предлагайте пошить им ботинки…
и
9. Золотой пожар
В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом, обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил поленья керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он разбогател.
Почему разбогател крестьянин?
На первом фрагменте я объяснил им методику МШ. Урок, если честно, получился суховатым, но тем не менее дети остались довольны и попросили новую задачку (ест-но она и была им дана на следующем занятии). Про гусей, кстати, мы сошлись на том, что их лапы должны быть в грязи.
На втором уроке я рискунул завести в команде «провокатора». Такой провокатор (это один из участников штурма) держит в руках список неких произвольных слов, которые он периодически выкрикивает: «Горчица! Буклет с горчицей! Плесень! Буклет с плесенью! Инфузории!..» - опять-таки, с целью стимулирования у участников дальних ассоциаций.
И это в кой-то мере придало больше красок ММШ, за счет чего урок получился более интересным, чем первый. Звучали разные варианты: это и показное шоу, и поджигание на спор, и то, что дом был застрахован. но самая интересная мысль, что это ради рекламы мебели. Крестьянину заплатила мебельная компания.
Минус ММШ, хотя он же в какой-то мере плюс:
трудно «выключить» штурм))
дети уходят с него очень взбудоражены))
Уважаемые коллеги! Очень рад, что идет обсуждение предложенной методики и материалов. Попробую прокомментировать некоторые суждения. Действительно, изобретатель должен сам формулировать задачу. Есть даже такая присказка: "Задачедатель всегда врет". И мы учим детей также и формулировать задачи. Но это следующий уровень. Поэтому никаких тупиков я не вижу. Что касается использования телевизионного опыта, то у меня нет возражений. Более того, попробую взять на вооружение. Спасибо Петру за идею с провокатором, хотя у меня и без этого приема УМШ идет всегда активно. Буду рад узнать другие мнения.
Уважаемые коллеги! В курсе запланирован вебинар. Предлагаю провести его в период с 6 по 8 декабря. Прошу вас предлагать конкретную дату и время. Также прошу формулировать вопросы и темы для обсуждения. Участие в вебинаре обязательное.
Занятия проводились мною во внеурочное время. Целыми классами, конечно, не приходили, но 3-4 группы создать можно было. Дети" штурмовали", правда, большого разнообразия в предложенных идеях не было. Где-то на 7-8 идее они останавливали штурм, начинали обсуждение. Было много юмора, смеха. Учащиеся решили задачи "Разъяренный джин", "Эльфов нужно уважать", "Гусиные лапки", "Лодка РК", предложили будильник, говорящий "Сегодня зарплата", а высоту пещеры замеряли китайскими фонариками, а некоторые пригласили экстрасенса. Спасибо за задачи.
Насчет вебинара: скорее всего - 6 декабря, пусть будет в16-17, но не позднее (пять часов разницы). Хотя, наверное, пусть решает большинство.
Вебинар, наверное, лучше в пятницу после 18.00 по МСК. Или в субботу после 12.00
Провела урок "Мозговой штурм". На уроке успели решить 2 задачки. Третья задача «про грабителя банка» так и осталась открытой. Но, ответ я не сказала. И предложила подумать и поискать дома идеи. Мы договорились, что Интернетом пользоваться не будем. Приятно удивительно то, что это условие было спокойно принято со словами: «Так же будет неинтересно.» Меня порадовало то, что ребята сами хотят найти решение, а не найти готовое. И это, я думаю, тоже положительный итог урока. На следующем уроке пришли ко мне с новыми идеями и ответами! Не из Интернета.
Спасибо за предложенную методику. Буду обязательно использовать на уроках.
Метод мозгового штурма я проводил на уроке по физике в 10 классе. За один урок успели "проштурмовать" 4 задачи: о лодке РК, вечных часах и еще две предложенные мной:
1. Контрабандисты перевозили морем бочки с вином. Неожиданно на горизонте появился патрульный катер, который подплывет примерно через 20 минут. Патрульные, как известно, тщательно обыскивают корабль. Как контрабандистам быстро спрятать запрещенный груз?
2. Как определить массу тела с помощью предметов, находящихся в классе, кроме весов?
На каждую задачу ребята сгенерировали по 6-10 идей.
Робинзону они предложили бы, в числе прочего:
-Сделать мегарогатку между двух деревьев или искусственно врытых столбов, натянуть мегарезинку до лодки и отстрелить лодку в море (эта версия была навеяна задачками о Мюнхгаузене, которые мы с ними решали недавно)
- сделать лебедку: врыть вертикальный столб, к столбу закрепить длинный горизонтальный рычаг (прочную толстую ветку). К лодке привязать канат, другой конец которого будет наматываться на вертикальный столб, вращаемый Робинзоном с помощью горизонтального рычага.
С "вечными" часами дело обстояло сложнее: идеи типа "используется энергия солнца" нужно было пояснять - как именно, то есть каждое логически завершенное решение является изобретением. в итоге сформиловались две версии:
-Часы имеют маятник с магнитным грузом, качающимся над магнитом, маятник подзаводит пружину
- Над часами установлен громоотвод, при каждой молнии аккумулятор часов надолго заряжается.
Идеи решений "моих" задач ребята подкрепляли формулами и расчетами, что я и подразумевал при выборе задач.
Урок получился продуктивный и в меру веселый.
Уважаемый Александр Федорович!
На мое высказывание:
"Труднее подобрать задачи для своего предмета, чем в игре «Да-Нет». Нужно придумать загадочную историю про ученого, или про какое-нибудь изобретение. Хотя игра «Да-Нет» тоже, в какой-то степени, Мозговой штурм, но для нее можно взять любое понятие, а для проведения мозгового штурма нужен какой-то сюжет."
Вы пишете, что "игра Да-нет принципиально отличается от мозгового штурма. Игра учит задавать вопросы, причем точные, а мозговой штурм предназначен для решения задач." Но ведь перед тем, как задать вопрос, нужно РЕШИТЬ задачу, родить идею и в этом моменте я вижу сходство, поэтому я и сравнила эти два метода. Я не утверждаю, что это одно и тоже. Мы же не учим задавать вопросы просто так, лишь бы его задать. Мы же учим, что задавая вопросы дети должны прийти к решению.
Уважаемая Нина! Все-таки я с вашим сравнением игры "Да-нет" и МШ не могу согласиться. Предлагаю обсудить этот вопрос на вебинаре 6 декабря.
Привожу мнение Ольги Козловой: "Хочется отметить, что при таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность учащихся, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность учащихся".
Добрый день. Мне понравилось применять "мозговой штурм" на уроке геометрии в 7"б" классе.
Урок в 7 «б»:
План: 1. Проверка д.з., повторение теории – 7 мин, 2. подведение к новой теме «второй и третий признак равенства треугольников», подведение к названию темы, разбор с чертежами на доске – 15 минут 3. Игра «мозговой штурм», основа игры – задача № 115 в АтанасянЛ.С. (Медиана АМ треугольника АВС равна отрезку ВМ. Доказать, что один из углов равен сумме двух других углов.) Объяснение правил игры, разбиение на команды – 3 мин, 1 этап – 8 мин, 2 этап – 3 мин, 3 этап и защита своих решений – 9 мин.
Ребята разбились на две команды (девочки и мальчики), класс небольшой, было 15 человек. Дети в классе подобраны примерно одного уровня знаний, не слишком высокого. Команда девочек очень активно обсуждали, правила поняли хорошо и мне очень понравилось, как они работали, делали много чертежей. Был момент критики на первом этапе, который пресекся мною и секретарем в команде. Команда мальчишек больше дурачились и пытались заглядывать в ответ. В первой команде было заметно, что школьницы задумались над понятием медианы, вспоминали, искали в учебнике, вспоминали свойства равнобедренного треугольника, общались по теме, копались в литературе и сами добывали знания. На их уровне это хороший результат. Думаю, что часть задач будем решать в данном классе этим способом, ведь в геометрии возможно несколько решений одной задачи.
Трудности были и на этапе понять условия игры и на 1 этапе трудности с контролем критики. Но в целом игра понравилась!
Урок Мозгового Штурма я провела в 10 (профильном) классе по химии, где присутствовало 6 учащихся. Ребята разные по способностям, коллектив не сформирован. Поэтому деление на группы произошло в следующем порядке: две группы по 2 человека и двое учащихся работали индивидуально.
Первую задачу решали все вместе. Это была задача про Робинзона Крузо. Все предлагали различные варианты (спустить с помощью бревен, с помощью рычагов, прилива и т.д.). Это несколько сблизило ребят.
Те, кто работали в паре, решали одну задачу, эмоции были видны и в, основном, положительные.
Те, кто работали индивидуально:
Выводы:
1.Такие уроки нужны и важны.
2.Целесообразно проводить не целые уроки такого типа, а вклинивать их в структуру урока.
3.Учащиеся этого класса были уже готовы к таким задачам, т.к. в первом полугодии я с ними решала познавательные задачи из книги Дмитров Е.Н. «Познавательные задачи по органической химии». – Тула, «Арктоус», 1997 г.
4.Такие задачи обладают научностью, проблемностью и занимательностью, имея познавательную и практическую ценность.
5.Решение задач в группе сплачивает коллектив, способствуя одновременно интеллектуальному и нравственному совершенствованию.
6.Мне, как учителю, такие уроки нравятся по проведению и подготовке.