3. Методика решения открытых задач: интеллектуальная игра «Диалог с компьютером»

ср, 02/10/2013 - 22:33 — Александр Кавтрев

Уважаемые коллеги!

В этом модуле я предлагаю Вам ознакомиться с одной из педагогических технологий ТРИЗ. Всю информацию вы найдёте в приложенных файлах и презентации.


Задание к теме 3

• Изучите текстовые материалы, проанализируйте задания для учащихся.

• Для игры «Диалог с компьютером» подберите задания из предложенных автором курса, а также сформулируйте собственные задания на основе изучаемого материала.

• Проведите игры с учащимися на 2-3 уроках.

• Опишите опыт, полученный при проведении игр: обязательно приведите 4-5 примеров самостоятельно сформулированных заданий, а также наиболее характерные вопросы учащихся, которые прозвучали в ходе игры. Можно расписать игру так, как это сделано в предложенных автором уроках.

Результаты работы просим направить ведущему курс в виде файла в редакторе MSWord (по электронной почте kavtrev@ya.ru). Объем отчета не менее 2 страниц А4 (кегль 12, междустрочный интервал - одинарный). В теме письма свою фамилию и "Дистанционный курс".

Также я буду рад ответить на Ваши вопросы в комментариях.

ВложениеРазмер
Диалог с компьютером.doc73 КБ
Диалог с компьютером продолжение.doc62 КБ
ЗАДАЧИ Объекты ОТВЕТЫ.doc33 КБ
ЗАДАЧИ Объекты.doc31 КБ
ЗАДАЧИ Ситуации.doc35.5 КБ
ЗАДАЧИ Ситуации и ОТВЕТЫ.doc38.5 КБ

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
03.11.2013 : 18.12

Уважаемые участники курса! Прошу активнее присылать ваши ответы. Пока по теме 3 я получил только один ответ. Напоминаю, что наш курс заканчивается 16 декабря.

 

Информация о пользователе.
07.11.2013 : 17.27

 

Уважаемые коллеги!
Прошу вас, начиная с темы 3, выходить в чат, который расположен на сайте лиги Роснано в нижней части страницы с материалами каждой темы, и высказывать ваши соображения (комментарии, краткое описание своего опыта по внедрению предлагаемых методов или использованию материалов курса и презентаций), а также задавать вопросы и оставлять комментарии на сообщения других коллег.
Понимаю вашу занятость, но очень прошу отнестись к данной просьбе с пониманием. Дело в том, что общение по темам курса совершенно необходимо для его освоения. Уверен, что в ходе обсуждений каждый из участников получит много полезного.
Кроме того, в ответах, которые вы мне присылаете, содержится много полезной информации и мне бы хотелось, чтобы все участники с ней ознакомились и получили максимум пользы от курса.
По этой причине у меня к вам два вопроса. Можно ли фрагменты ваших ответов выносить в чат?
Если можно, то указывать автора или публиковать анонимно?
Жду ваших сообщений в чате.
Александр Кавтрев.

Информация о пользователе.
19.11.2013 : 11.41

Не возражаю против публикации фрагментов моих ответов, можно с указанием имени

Информация о пользователе.
08.11.2013 : 19.57

 

Уважаемые коллеги! Поступают ответы по теме 3. Предлагаю обсудить опыт, полученный при работе с детьми.

 

Вот какими наблюдениями поделился Андрей Гаврилин:

Цель применения методики на уроках: научить учащихся решать ситуационные задачи игры «Диалог с компьютером», задавая целенаправленные, осмысленные вопросы.

Основная сложность, с которой я столкнулся, заключается в том, что полученную с помощью разных вопросов информацию необходимо связать именно так, чтобы участникам процесса можно было найти единственно правильный, заложенный ответ. Учащиеся 8-9 классов на уроках «Живая инновация» более категоричны (вероятно в силу возрастных особенностей). Задания которые выполняются в небольших группах или в  парах выполняются более быстро и с меньшим шумом и абструкциями. У части учащихся не совсем получается задавать отсекающие вопросы.

Информация о пользователе.
09.11.2013 : 18.55

А можно поинтересоваться, что такое абструкция?

Информация о пользователе.
09.11.2013 : 09.43

Доброго времени суток всем! Много сложных моментов было и у меня на уроках. От содержания задаваемого вопроса учеником до направления поиска ответа. Ситуационные задачи, по сравнению с другими видами,вызвали большее затруднение. Сложнее было вести игру в классах, где уроки были по расписанию последними (6-7). Согласна с Андреем, что групповая форма деятельности учащихся более продуктивная,чем работа с целым классом.

Информация о пользователе.
09.11.2013 : 10.04

Действительн, вопросы учащиеся часто затрудняются задавать, на мой взгляд это в больше1й мере является общей тенденцией, типа грех ошибаться, стараюсь привить, что ошибаться полезно. кода учишься.

Информация о пользователе.
09.11.2013 : 11.22

В молодости, когда внезапно подсовывали замещение в тех классах где я не работал, играл с детьми в игру "Да, нет, не знаю".

Объекты брали для начала в классе.

Технология: ребёнок выходит к моему столу, пишет на бумажке слово.

На вопросы отвечает он, я корректирую.

Спрашивают по цепочке, змейкой.

Самый простой вариант игры - "Угадай число до 15".

Там лимит - не более 4-х вопросов. 

Хорошо учит слушать других.

_____

Презентации с задачами - полезная штука.

Вот пришли ко мне на урок 4 человека из двух групп - остальные тест писали, мы с ними как раз задачки про свечки\лодки порешали :)

 

Информация о пользователе.
09.11.2013 : 18.57

А вот в рамках систематического курса уж не знаю, возможно ли такое. Дети оглавление учебника с рубрикатором ЕГЭ\ГИА сравнивают, говорят: там де такого нет, зачем нам это знать? 

...Перечитал предложенные документы.

Возникли вопросы.

  1. В тексте есть ссылки на "раздадки" - и где те самые разгадки?
  2. Я всегда считал что пожарник, это жук - мягкотелка красноногая (Cantharis rustica).
     
    Не знал что они по лавкам за колбасой шастают
Информация о пользователе.
14.11.2013 : 14.34

Уважаемый Марк, Вы же не учите детей задавать вопросы просто так, Вы же можете делать это на материале своего предмета. Задумать объект, который проходили, или будете проходить и учащиеся с большим интересом будут задавать вопросы о признаках, свойственных этому объекту, чем отвечать на соответствующие вопросы учителя. Это же удобная технология, которая разнообразит урок.

Информация о пользователе.
15.11.2013 : 14.52

Не все предметы изучают реальные объекты.

Предметом многих учебных дисциплин является не реальный мир, а какой-либо из языков его описания.

Примеры привести?

Информация о пользователе.
12.12.2013 : 18.39

Согласна с Ниной Маховой. Очень интересно использовать данную игру перед изучением новой темы или как закрепление...

Информация о пользователе.
11.11.2013 : 12.04

Уважаемые коллеги!

Спасибо, что вы поделились вашим опытом. Мне это очень интересно. Надеюсь и другие участники курса прочитают ваши заметки с интересом.

Конечно, детям поначалу сложно задавать четкие вопросы и слышать других. Данная игра и предлагается для того, чтобы этому научить.

Что касается ЕГЭ и ГИА, то не вижу противоречия. Я спрашиваю что-нибудь типа: "Вы хотите, чтобы было интересно и весело или делать тесты?"

В тексте попадаются ссылки на материалы, которые входят в данный курс. Если где-то попала непонятная ссылка, то приношу извинения.

Марку особая благодарность за "острый" глаз и юмор!

Информация о пользователе.
15.11.2013 : 07.04

Уважаемые коллеги! В курсе запланирован вебинар. Предлагаю провести его в период с 6 по 8 декабря. Прошу вас предлагать конкретную дату и время. Также прошу формулировать вопросы и темы для обсуждения. Участие в вебинаре обязательное.

Информация о пользователе.
15.11.2013 : 20.02

Здравствуйте, коллеги. Оказывается, что я этой методикой пользуюсь давно, совершенно не подозревая об этом)) особенно эта по сути игра нравится детям 5-6 класса. Бывает, что  урок сдвоенный, и они уже устали под конец второго урока, поэтому мы играем в такую игру. Еще хочется поделиться опытом проведения игры "Диалог с компютером" на решение настандартных задач: я решила предлождить порешать задачки детям во всех классах, где я преподаю, т.е. 5,7,9. Меня поразило насколько маленькие дети мыслят разнообразнее, креативнее. Старшие уже вроде бы имеют какой-то жизненный опыт, но думать не хотят. Особенно было забавно слышать ответы на задачу про болтливую девушку)) Сразу стало видно, что эти дети продукты своего времени, потому что ответы были: "Деньги закончились на телефоне", "свет выключили"... т.е. они не видели обычного проводного телефона))), который работает просто по телефонной линии. Но на многие задачи были даны правильные ответы, что радует, значит, еще не все потеряно.

Что касается вебинара, то мне было бы удобнее или 7, или 8 декабря после 18 часов.

Информация о пользователе.
17.11.2013 : 06.59

 

Уважаемые коллеги! Привожу мнение Нины Владимировны Маховой:

"Мне очень понравилось использовать игру Диалог с компьютером. Ее можно использовать как при повторении, так и при изучении нового материала".

Информация о пользователе.
17.11.2013 : 16.11

 

Этапы урока

Время

Деятельность на уроке

  1.  

Проверка и обсуждение Д/З предыдущего урока

5мин.

Краткие сообщения учащихся или работа в парах (малых группах)

      2.

Изучение нового материала: игра «Диалог с компьютером»

10 мин.

Рассказ учителя с элементами беседы

       3.

Тренинг 1

10  мин.

Игра «Диалог с компьютером». Играет вся группа или класс, игру ведет учитель

.

       4.

Тренинг 2

 

15 мин.

Игра «Диалог с компьютером» в парах или малых группах

       5.

Подведение итогов урока

3 мин.

Сообщение учителя

       6.

Домашнее задание

2 мин.

Учитель раздает учащимся листки с задачами

 

Урок проводился по этой схеме (ничего не стал изменять, не увидел смысла "изобретать паровоз" в этом случае). Задачи придумал свои, специально под те  темы, которые необходимо было повторить:
Какая геометрическая фигура задумана? (Окружность)
Какое арифметическая операция операция задумана? (Извлечение квадратного корня)
Какой геометрический термин задуман? (Теорема)

Реакция детей от игры неоднозначная:
--есть те, кому было по-настоящему интересно;
--есть те,  кому было интересно оттого, что это внесло своеобразную "изюминку" в урок (это те дети, что сидят на галерке (в большинстве случаев это слабые ученики). Приятно, что это побудило их к работе)));
--были и скептики (куда ж без них). Но их было совсем мало!))

По поводу мнения Нины Владимировны Маховой: согласен, что игру "Диалог с компьютером" можно применять на уроках повторения, что собственно я и делал. По поводу изучения нового материала не уверен. Если ошибаюсь, поделитесь опытом, буду премного благодарен.

 

Информация о пользователе.
18.11.2013 : 17.55

Уважаемые коллеги!
Проводила по теме 3 урок в разных классах. я взяла не готорый урок, а переделала свой и повторение построила на игре "Да-нет" . Сначала я сама загадывала объекты, даты ..  и ребята пытались отгадать за минимальное количество вопросов правильный ответ. 1 балл давала за"хороший"вопрос и -1 за "плохой" (который не приближает к цели) . Потом ребята сами придумывали вопросы. Все разбились на группы и работали по группам ( по очереди загадывали и отгадывали)
Заметила такой факт: что, как отмечали другие коллеги, младшие школьники "быстрее" думают!
Но, всем было интересно и понравилось.

Информация о пользователе.
18.11.2013 : 21.13

Извините, может я и не прав, но на мой взгляд "-1 балл" не есть хорошо, т.к. мы этим гасим инициативу отвечать (ребенок невольно начинает себя тормозить в вопросах, думая: "А вдруг опять что-то не то скажу"). 

Информация о пользователе.
18.11.2013 : 21.24

Это, конечно, не на 1 уроке и не с младшими классами! И ребята эту идею предложили сами.
Может  для кого-то повод не подвести команду  и учиться слушать... потому что старались отгадать за меньшее количество вопросов и времени. 

 

Информация о пользователе.
19.11.2013 : 12.01

Проведу такой урок завтра, с учетом описанного коллегами опыта. Обязательно отчитаюсь здесь, в комментариях.
Вебинар для меня будет удобен  7 декабря после 13.00 или 6 декабря после 18.00.

Информация о пользователе.
21.11.2013 : 07.33

Уважаемые коллеги! Привожу фрагмент отзыва Галины Николаевны Павловой об уроке с игрой: "После урока, я спросила ребят  - понравился ли им урок. Один мальчик сказал, что это был самый интересный урок в школе. И это , наверное, ОЧЕНЬ ценный итог урока.
Спасибо за предложенную методику. Буду теперь обязательно использовать в повторении или изучении нового материала. Ведь, знания, которые ты добываешь сам или в «в борьбе» лучше запоминаются".

Информация о пользователе.
23.11.2013 : 08.57

Привожу мнение Елены Король: "Меня очень заинтересовали задания подобного типа. Их можно применять на любом этапе урока, особенно хорошо в начале, это новые краски в палитре наших технологий. Я нашла достаточно много подобных заданий в интернет-ресурсах и теперь планирую использовать их постоянно. Интересно, что прошло две недели,  а  дети уже ждут таких задач и приносят их сами!"

Информация о пользователе.
05.12.2013 : 23.21

Игру в форме «Диалог с компьютером» я проводил на уроке физики в 11 классе. Сначала "для раскачки" решались простые задачи, а "на десерт" мы разбирали сложную задачу, олимпиадную:

Зная конечный результат, объясните, как это произошло. Пружинный маятник колебался с периодом Т0, вдруг этот период изменился. С маятником никаких манипуляций не производили (не меняли пружину и груз, до него и до точки подвеса не дотрагивались). Что произошло?
Ребята предложили массу решений, каждое из которых - отдельная задача:
- Система с маятником стала двигаться вверх с ускорением?
- Груз маятника из железа, к маятнику поднесли магнит?
- Маятник поместили в воду?
- Заряженный шарик колеблется в электрическом поле?
Контрольный ответ - включение вертикального электрического поля. Груз маятника изначально имел заряд. 

В целом впечатления от урока только положительные и у меня и у ребят, на следующие уроки ребята ушли взбудораженные, обсуждая урок и предложенные задачи. Спасибо авторам курса за напоминание о такой игре! Взял на вооружение.

Информация о пользователе.
12.12.2013 : 18.52

Спасибо за интересный пример!

Информация о пользователе.
13.12.2013 : 18.20

Для игры «Диалог с компьютером» были подобраны задания из предложенных автором курса, а также сформулированы собственные задания на основе изучаемого материала.

Были проведены игры с учащимися 5 «б» и 7 «д» класса сначала задачи на нахождение числа, затем задачи на нахождение объекта и задачи на объяснение ситуации. Конкретно были использованы следующие задачи:
1.Учителем задумано число (1,7). Какое? Кроме прямых вопросов «Это число 5? 6?» был вопрос: «Это число дробное?»,  «Это хорошая оценка?», потом пошли вопросы типа «Это число меньше 10? 5?», загаданное число узнали минуты за 3.
2.Учителем задумано понятие. Какое? ( смежные углы, биссектриса, перпендикуляр – 7 кл,, НОК, НОД, диаметр – 5 кл., консервативные силы – 10кл, физика профиль) Использовалась методика работы с целым классом. 5 классы справлялись с загадками быстрее остальных, 7 классы тоже достаточно быстро, 10-ые гадали долго, звучали вопросы «это понятие из одного слова?» или «Это имеет отношение к взаимодействию с другими силами?» и т.д. Сильные вопросы звучали во всех классах, ребята учились отсекать лишнее, слушать друг друга внимательно.
3.Задача про генерала и старшего лейтенанта (1 класс) – разгадывали долго, но были очень интересные творческие вопросы, такие как «это были дети, играющие в генералов?», «это было в кино?», «это был краснеющий сеньор –помидор?»
4.Задача про пожарника (1 класс), угадали минуты за 2.
 
Выводы: полезная игра , которая может очень разнообразить урок, может быть применена почти к любой теме, обладает мотивирующим фактором и развивает все заявленные умения. Обязательно буду использовать. 
Информация о пользователе.
19.01.2014 : 14.11

I.                    Игра «Диалог с компьютером» проводилась в 5 Б и 5 Д классах на уроках биологии.

Задача 1.Какой живой организм я загадала?

– Этот организм относится к Царству Животных?

– Нет.

– Этот организм относится к Царству Растений?

– Да.

– Этот организм одноклеточный?

– Нет.

Комментарий. Таким образом, ученики поняли, что это растительный организм и многоклеточный. Нет смысла задавать вопрос: «Является многоклеточным?»

– Этот организм является автотрофом?

– Да.

Комментарий. Уже не имеет смысла задавать вопрос: «Является гетеротрофом?»

– Этот организм является голосеменным растением (или можно спросить – покрытосеменным)?

– Да.

Комментарий. Не имеет смысла задавать вопросы про принадлежность к другим группам (цветковые, водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны).

- Это растение растет в нашей местности?

– Да.

– Это растение имеет высокий побег?

– Да.

- Оно вечнозеленое?

- Да.

- Это ель?

- Да!

Выводы:

1.В 5-х классах игра прошла с большим познавательным интересом!

2.Ученики сразу поняли суть игры и включились в процесс!

3.Весь класс принимал участие. Скучающих лиц не было!

4.С удовольствием получили домашнее задание и после звонка еще вели процесс обсуждения урока.

5.В 5 Б классе на следующем уроке была проведена самостоятельная письменная работа по составлению вопросов (и ответов к ним). Все справились с работой хорошо!

6.Учащиеся поняли как составлять такие задания и по следующим темам, которые будут изучать и предложили такой вид деятельности включать на уроках чаще.

7.В следующей теме «Животные» игра «Диалог с компьютером» также была проведена в конце урока как закрепление нового материала в 5 Б и 5 Д классах.

 

Информация о пользователе.
19.01.2014 : 14.13

II. Игра «Диалог с компьютером» проводилась в 10 Д классе на уроке химии.

 

Задача 1.

- Какое химическое вещество я загадала?

Примечание:Перед уроком изучали тему «Алкины» и ученики понимали, что вопрос будет по пройденной теме.

- Это органическое вещество?

(Да)

- Это углеводород?

(Да)

- Это циклическое соединение?

(Нет)

- Имеет общую формулу класса С nH2n-2 ?

(Да)

- В его молекуле две двойные связи?

(Нет)

Комментарий:Учащиеся отсекли возможность принадлежности данного вещества к данному классу, которые имеют такую же общую формулу, но являются межклассовыми изомерами (это не Диеновый углеводород). И сделали вывод о принадлежности данного вещества к классу «Алкины». Нет смысла задавать следующий вопрос: «У данного вещества в молекуле присутствует одна тройная связь?» Т.к. ответ очевиден.

-В молекуле данного вещества атомов углерода более 4-х?

(Нет)

- При его реакции гидрирования получается этан?

(Нет)

-При его реакции гидрирования первой стадии получается бутен?

(Да)

- Это бутин?

(Да)

Выводы:

1.В 10 классе игра «Диалог с компьютером» прошла быстро, но также с интересом, как разнообразие урока. Ученики отгадывали химические формулы и химические реакции.

2.Игра «Диалог с компьютером» была включена в урок не единственная. Как только ученики поняли суть игры и выполнили задания, включила в их деятельность  открытые задачи.

 

 

 

Информация о пользователе.
24.01.2014 : 15.20

Не слишком ли много вопросов для выбора из 3-х гомологов?

Информация о пользователе.
26.01.2014 : 16.14

Установка для учащихся была именно такая: задавать много вопросов, чтобы я могла проверить их знания по теме. Вопросы должны были быть заданы и по составу веществ, и по химическим свойствам. Конечно, можно задавать и меньше вопросов. Все зависит от цели урока. Сначала я загадывала вещество, потом ученики. 

Информация о пользователе.
31.03.2014 : 21.13

      Игру "Да - нет ка" можно успешно использовать при изучении новой темы в начале урока. Например в 6 классе тема "Оптические приборы". Тему не называем, в красивую коробочку кладём линзу. Дети отгадывают. Действительно, пятиклашки и шестиклашки очень быстро понимают, какие вопросы сильные и находят ответ. Из коробочки достаётся линза. Учитель спрашивает: "Где в жизни мы встречаемся с линзами?" (очки, бинокль, телескоп, лупа). "Каким словом можно назвать эти предметы?" (оптические прборы) - это и есть тема урока. Учитель объявляет тему и предлагает сформулировать цель урока. (узнаем, как работают , из каких линз состоят, для чего нужны, что-то интересное из истории, кто изобрёл, что-то смастерим, например телескоп и т. д.). Сейчас по ФГОСам дети учатся формулировать цель урока, своей деятельности. Что касается ситуационных задач - нужен более сложный способ задавания вопросов. Этому тоже можно научиться. Жаль, мало времени. Но можно такие занятия проводить на внеурочной деятельности в 5-6 классах, которая теперь обязательна.

PS Аристотель говорил: "Желающий добиться успеха должен уметь задавать правильные предварительные вопросы"  

Информация о пользователе.
02.04.2014 : 21.50

Здравствуйте, коллеги.

Хотелось бы поделиться своим опытом использования игры "Диалог с компьютером" на уроке информатики.

Мои "девятые" :) восприняли идею с радостью. Ребята в последнее время немного подустали от подготовки к ГИА и составления алгоритмов и программ, что предложенная мною игра понравилась всем без исключения. Активно задавали вопросы, даже спорили, не обошлось и без шуток. Спасибо автору за материал!

Информация о пользователе.
03.04.2014 : 11.27

Очень рад, что урок прошел хорошо. Спасибо, Гульнара, за замечательную презентацию.