Программа курса
Тема 1. История развития представлений о когнитивных аспектах деятельности мозга
Краткий экскурс в историю вопроса. И. А. Мартынов.
Философские взгляды на познание. История вопроса.
Когнитология как самостоятельная наука 21 века.
Тема 2. Основные структуры нервной системы. Нейрон как структурная единица Нервной Системы
Лекция. Структура нервной системы. Связь структуры с функциями. Когнитивные выходы. Теоретические основы. И. А. Мартынов.
Мозг человека.
Тема 3. Высшая нервная деятельность
Основы высшей нервной деятельности человека (Иллюзии специфичности высшей нервной деятельности человека), Куликов Г. А., доктор биологических наук, профессор СПбГУ.
Тема 4. Сенсорные системы. Структуры, ответственные за процессы, связанные с восприятием
По материалам книги «Введение в физиологию сенсорных систем», под редакцией академика РАО Батуева А.С., М. Высшая школа,1991. Переработано и дополнено Мартыновым И.А.
По материалам из монографии «Основы нейрофизиологии: Учебное пособие». В. В. Шульговский, М.: Аспект Пресс, 2002.
Тема 5. Влияние различных факторов на когнитивные функции мозга
Внешняя среда изменяет мозг, психику и работу генов мозга. Схема (по Тиходееву О.Н., с изменениями), Мартынов И.А.
По материалам книги «Биология поведения: гуморальные механизмы». Жуков Д.А., СПб.: Речь, 2007.
Тема 6. Память. Когнитивные и физиологические аспекты
Некоторые когнитивные особенности памяти. Мартынов И. А.
«Психофизиология памяти». Александров Ю.И. М., Высшее образование, 1997.
Упражнения для улучшения зрительной и слуховой памяти.
Тест на определение типа памяти.
Тема 7. Что такое когнитивные процессы? Почему им уделяют особое внимание?
Когнитивные процессы. Обзор.
Тема 8. Внимание и функции мозга
«Что такое внимание?». Александров Ю.И. М., Высшее образование, 1997.
Упражнения на концентрацию внимания.
Тема 9. Восприятие как когнитивная функция мозга
Проблема восприятия.
Восприятие у детей.
Тема 10. Понимание и осознание как две составляющие одной грани когнитивных навыков
Я - «ЦИФРОВОЙ АБОРИГЕН». Статья.
«Информация и сознание». Борис Коллендер. Статья.
Тема 11. Мышление – основа внутренних когнитивных процессов. О чём думает мозг «Скорость мышления. Мифы и заблуждения». Евгений Корниенко.
Телепередача о мышлении с президентом межрегиональной ассоциации когнитивных исследований (МАКИ), профессором Татьяной Владимировной Черниговской
Тема 12. Когнитивный диссонанс. Некоторые когнитивные расстройства
Речевые нарушения. Дизлексия.
Нарушение восприятия.
Нарушения памяти.
Нарушения внимания. Курение и внимание.
Причины когнитивных расстройств.
Тема 13. Принятие мозгом решений
Как мозг принимает решения. Видео лекция «Мы или мозг?»
Тема 14. Психолингвистические подходы в когнитологии
Статья «Психолингвистика». Т.В. Черниговская, профессор СПбГУ.
Тема 15. Прикладные аспекты или как применить знания когнитивных наук на практике
Что мы можем сделать с полученными знаниями? И. А. Мартынов. А. А. Фадеев.
Тема 16. Системный подход в когнитологии
Антропологические обоснования. Кембриджский путеводитель по антропологии.
Игровые формы обучения.
Тема 17. Кейс метод. Решение тренировочных педагогических задач
Что такое кейс-метод? А.А. Фадеев
Что мы понимаем под решением педагогических задач. И. А. Мартынов, А.А. Фадеев
Задачи.
Тема 18. Кейс-метод. Решение прикладных педагогических задач
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса Основы когнитологии.docx | 33.42 КБ |