1. История развития представлений о когнитивных аспектах деятельности мозга.

чт, 03/10/2013 - 22:13 — Илья Мартынов

Вы  думаете всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так.
Альберт Эйнштейн


Тема 1.

История развития представлений о когнитивных аспектах деятельности мозга
Краткий экскурс в историю вопроса.

И. А.  Мартынов.

В последнее время в отечественной образовательной системе происходит множество изменений, диктуемых не только политикой и экономикой, но и временем. Двадцатый век стал веком не только огромного количества открытий в различных областях знаний, но и веком бурного развития технологий и методов исследований. Важной же отличительной чертой научных подходов 21 века стало возникновение так называемого  подхода междисциплинарного. Особенность этого подхода заключается в том, что для решения конкретной задачи необходимо сочетание различных  научных знаний, зачастую, из совершенно отдалённых областей. Более того, важно отметить тот факт, что и сами задачи, как правило, становятся мультидисциплинарными, сами по себе изначально. В этой связи, необходимо отметить, что педагогика, как неотъемлемая часть всей образовательной системы всегда была очень тесно связана с научными концепциями и подходами.  Сама эта взаимосвязь  науки и педагогики диктует определённые изменения в парадигмах преподавания наук как предметов в школе или дисциплин в ВУЗе. Особое место в развитии научных междисциплинарных подходов отводится отдельной группе – когнитивным исследованиям. Появившиеся в конце 20 столетия познавательные науки, или науки о познании, названные когнитивными (от англ. cognition – познание) позднее получившие свой особый статус, внесли неоценимый вклад в развитие интегративных подходов, соединив вместе лингвистику, антропологию, психологию, философию и физиологию. Нельзя  не остановиться на важной отличительной черте, связанной с развитием наук. Первые попытки выделения «познания»  как объекта отдельного изучения предпринимались именно в философии и психологии. На рубеже 1960-х годов произошла быстрая смена сферы интересов и теоретической ориентации мировой экспериментальной психологии. Термин «когнитивный» стал относиться не только к высшим познавательным процессам, но также к восприятию и даже моторике, мотивации и эмоциям (Величковский Б.М, 2006). В 1967 г. появилась книга У. Найссера "Когнитивная психология", давшая название новому направлению психологической мысли. При анализе исторических условий, подготовивших возникновение когнитивной психологии, обычно остается в тени тот факт, что этому предшествовало интенсивное развертывание работ по измерению времени реакции человека, когда он в ответ на поступающие сигналы должен как можно скорее нажать на соответствующую кнопку (Зинченко В.П.,1996). Главным достижением когнитивной психологии стало то, что она полностью восстановила прерванное бихевиоризмом почти на полвека изучение познания. После появления вычислительных машин анализ внутренних психических процессов и состояний внезапно перестал казаться чем-то сомнительным (Величковский Б.М, 2006). Параллельно с развитием подходов в изучении «познания»  в психологии, активные попытки исследования познавательной деятельности не только у человека, но и у животных, стали предприниматься  в биологии, в частности, в науках о поведении. С появлением всё более совершенных методов исследования, таких как компьютерная электроэнцефалография, ПЭТ (позитронно-электронная томография), МРТ (магнитно-резонансная томография) методы изучения познавательной деятельности  становятся всё более точными, а эксперименты – более сложными и интересными.

      Столь бурное развитие исследований, связанных с изучением «познания»  как феномена человеческой деятельности, привело к накоплению большого массива данных, к  настоящему времени лишь частично систематизированного. Несомненно, значительные изменения в понимании самого феномена познания не могли не отразиться на практических подходах изучения поведения человека в психологии, биологии и философских науках. В этой связи возникает совершенно обоснованная необходимость соединения всех накопленных материалов и подходов в одну единую цельную науку, которую мы можем условно называть когнитологией. Неоспоримым является тот факт, что во многом эта наука будет оставаться междисциплинарной. Но, как нам представляется, в уже ближайшем будущем между науками должны постепенно начать стираться границы, а строгое деление на заведование конкретными науками определёнными областями знаний должно отойти на второй план. На сегодняшний день когнитология определяется как “междисциплинарная область знаний, в которой совместно используются компьютерные модели, взятые из искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии, для разработки точных и обоснованных теорий работы человеческого мозга” (материал из Википедии).

Философские взгляды на познание. История вопроса

Традиционно вопросами познания в философском учении занималась гносеология - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру,  исходные и всеобщие основания этого мира (Ильин,1994). Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях.

   Глобальность подходов философии также проявляется в том, что  в рамках гносеологии затрагиваются вопросы, касающиеся познания всего мира человеком.  Такие особенности философия, являясь одной из древнейших наук, унаследовала от эпохи античных мыслителей, когда считалось, что человек является центром всего, а мир устроен много проще, чем то, каким мы его себе представляем в настоящее время.

   Именно античным авторам мы обязаны  возникновением европейской науки, которую связывают в первую очередь с Милетской школой (1-я пол. VI в. до н. э. ).  Своё название школа получила от имени  древнегреческого города Милет, расположенного на полуострове Малая Азия, где проживали высокообразованные в те времена жители. Представителями милетской школы была сформулирована исторически первая и наиболее фундаментальная проблема– проблема того первоначала, из которого возникают все вещи и в которое со временем они превращаются.

   В свою очередь, вопрос  о субстанции, первоначале мира стал возможен тогда, когда уровень мыслительного абстрагирования позволил сформулировать представление о процедуре обоснования знания (Алексеев,1984).

   Предпосылками к формированию идеологии материалистического подхода послужили предположения Демокрита (ок.460-370 г.г. до н.э.) о том, что всё состоит из мельчайших частиц – атомов (атомистическое учение). Демокрит поставил перед собой задачу создать такое учение, в котором  отражалось бы соответствие. той картины мира, которая открывается человеческим чувствам, и той, которая конструируется деятельностью мышления, дискурсивно, логикой. Таким образом, он одним из первых стал задумываться о том, что человеческий разум в своём мыслительном процессе может по-особому представлять ту информацию, которая поступает через органы чувств.

   Платон, ученик Сократа, учитель Аристотеля, объяснял трудности процесса познания возможным наличием двух реальностей, двух миров. Первый мир – это мир множества единичных, изменяющихся, подвижных, отражаемых чувствами человека вещей; это – материальный мир. Второй мир - это мир вечных, общих и неизменных сущностей; это - мир общих идей, понятий; этот второй мир постигается не чувствами, а разумом. Что же представляют собой платоновские “идеи”? “Идея” имеет своим корнем слово “видеть”, “вид”. Идея - это то, что видно разумом в вещи. Для Платона идея вещи не является отражением вещи, а как раз наоборот: идея вещи, хотя и существует в отрыве от самой вещи, но,  тем не менее, сама является некоторым принципом оформления вещей, принципом их конструирования (Платон. Сочинения в 4-х томах ).

   Возможно, в подобных рассуждениях можно было бы попытаться уловить попытку мыслителя выделить отдельный мир абстрактных понятий, которые не воспринимаются органами чувств, но возникают в процессе мыслительной деятельности. Подобные рассуждения могут навести нас также на мысль, что философ мог предполагать, что такого рода мыслительная деятельность присуща именно человеческому разуму, и это нас может отличать от животных.
Особую роль в изменении подходов  к изучению образа жизни человека,  его здоровья и мыслительной деятельности связано с именем Гиппократа (ок.460-377 г.г. до н.э.).  С его именем  связывают тот период развития биологии и медицины, когда медико-биологические знания начали отпочковываться от религии, магии и мистицизма. С этого времени биология и медицина отказываются от объяснения биологических явлений, происхождения и сущности болезней вмешательством потусторонних, сверхъестественных сил. Гиппократ учил, что лечить надо не болезнь, а больного, поэтому все назначения должны быть строго индивидуальны. Один из теоретических принципов гиппократова учения - единство жизни как процесса. Он считал, что основу всякого живого организма составляют четыре “жидкости тела” - кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная. Отсюда - и четыре типа темпераментов людей: сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики  (Гиппократ. Сочинения). Таким образом, выражаясь современной терминологий, учёный постарался разграничить людей по их психотипам.
Как видно из приведённых учений о познании, древнегреческие философы заложили основательный фундамент для развития наук о познании. Их влияние чётко прослеживалось в средневековой философии.

   Одним из самых выдающихся мыслителей позднего периода Средневековья был Фома Аквинский (1225 или 1226—1274). Теория познания Фомы Аквинского строится прежде всего на основе учения о реальном существовании всеобщего: в споре об универсалиях Фома Аквинский стоял на позициях умеренного реализма. Всеобщее, согласно Фоме Аквинскому, существует трояко: «до вещей», ante rem (в разуме бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», in re (как те же идеи, получившие конкретное осуществление) и «после вещей», post rem (в мышлении человека как результат абстракции). Человеку присущи две способности познания: чувство и интеллект. Познание начинается с чувств, опыта. Под действием внешних объектов в познающем возникают соответствующие этим объектам «чувственные образы» (species sensibiles), из которых интеллект абстрагирует затем «умопостигаемый образ» (species intelligibilis) познаваемой вещи и постигает таким путем ее сущность. Истину Фома Аквинский определял как «соответствие (adequatio) интеллекта и вещи». При этом понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой соответствуют вещам природы, сами же вещи природы истинны в той мере, в какой соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте бога. Отрицая врожденное знание, Фома Аквинский вместе с тем признавал, что «в нас предсуществуют некоторые зародыши знаний, а именно: первые понятия (conceptiones), тотчас же познаваемые активным интеллектом посредством образов, абстрагированных от чувственного». Непротиворечивость Фома Аквинский считал самоочевидным (per se notum) и безусловным принципом мышления и бытия, а также критерием истинности рационального познания (Фома Аквинский,1226-1274).
Позднее в Эпоху Возрождения взгляды Фомы Аквинского и других мыслителей Средневековья развивались и дорабатывались. Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе.

   Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Мыслитель пытался преодолеть идею двойственности истины, полагая, что истина может быть только одна, и для ее постижения необходимо очистить разум от схоластической мудрости. Познание у Петрарки оказывается более ценным достоянием, чем предзаданное религиозное знание. Человек в его концепции становится центральной фигурой бытия, антропоцентризм здесь используется для преодоления доктрины теоцентризма. Эта переориентация приводит к переосмыслению многих этических, эстетических и политических представлений. Для Петрарки было очевидно, что их основания и предпосылки надо искать не в божественном начале, а в самом человеке, в естественных условиях его существования. В период позднего Возрождения становятся популярны идеи Джордано Бруно (1548 — 1600), который полагал, что познание возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.

   Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.

   В эпоху Просвещения в Англии, где буржуазные отношения утвердились раньше, чем во Франции, прогрессивные идеи развивались под влиянием учений И. Ньютона и Дж. Локка. Идеи, разработанные ими, были положены в основу объяснения психического мира человека английским врачом Дейвидом Гартли (1705-1757), вошедшим в историю в качестве одного из основателей английской ассоциативной психологии.

   "Моя главная цель, - пишет Гартли в своих "Размышлениях", - объяснить, установить и применить учение о вибрациях и об ассоциации. Первое из этих учений выведено из размышлений о формировании ощущений и движения Ньютона… Второе вытекает из того, что Локк и другие талантливые авторы после него писали о влиянии ассоциаций на наши мнения и чувства". Д. Гартли был противником теории врожденных идей Декарта, отстаивал положение о материальности и реальности внешнего мира, пытался соединить теологическое видение мира с механистическим. Психика понимается им, с одной стороны, как результат воздействия на человека внешнего мира. Это отражается в описании механизма возникновения ощущений, подчеркивающего их опытное происхождение: "Впечатление от внешних объектов вызывает в нервах, на которые они воздействуют, - и, следовательно, на головной мозг - вибрации в малых и даже мельчайших элементарных частицах".

   С другой стороны, психика выступает у него как продукт работы организма: "Белое костномозговое вещество, спинной мозг и отходящие от него нервы являются непосредственным инструментом ощущений и движения". В духе механистических воззрений своего времени Д. Гартли рассматривает организм как своеобразную вибраторную машину. По мнению ученого, вибрации внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические корреляты этих вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Тем самым психика получает в работах Гартли детерминистическое объяснение. В основе образования всех психических явлений лежит механизм ассоциаций. Но в отличие от Дж. Локка (создателя данной дефиниции), определявшего ассоциации как связи второго сорта, ложные и случайные сочетания ("род сумасшествия") сравнительно со связями между мыслями, устанавливаемыми разумом, Гартли придал ассоциации силу всеобщего закона, применимого ко всем формам психической деятельности, уподобив его закону ньютоновского всемирного тяготения. В своем труде "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" Гартли доказывал, что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов посредством их ассоциаций (в силу смежности этих элементов во времени и частоты повторений их сочетаний). Он указывал, что вибрации, возникающие в теле, обладают способностью сохраняться. С точки зрения ассоциативного механизма он рассматривает происхождение и таких высших психических явлений, как понятия, воля, воображение. Общие понятия, согласно Гартли, возникают, когда от прочной ассоциации, неизменной в различных условиях, отпадает все случайное и несущественное. Совокупность этих постоянных связей удерживается благодаря слову, которое выступает в качестве фактора обобщения. Волевые акты определяются как ассоциация между словом и поступком. У ребенка эту связь сначала устанавливают взрослые, а затем уже он совершает поступки по собственной воле.

   Дж. Беркли - наиболее значительный английский ученый первой половины XVIII в., посвятивший всю свою творческую деятельность всецело защите религии и идеалистической философии от материализма, атеизма и свободомыслия. Его теория познания опирается на идеи номинализма и феноменализма. Исходный постулат Беркли - отрицание реального, независимого от разума, бытия мира. "Большая опасность заключается в предположении, что протяженность может существовать вне разума", - писал он в "Философских заметках. Тетрадь В" (1708). Согласно его учению, "существовать (esse) значит быть воспринимаемым (percipe)" и "все имеет существование только в Сознании". Беркли аргументирует это утверждение, например, тем, что невозможно воспринимать какой-либо запах, если прежде его никто не ощущал (и не знает). Отсюда делается вывод, что "если существование (esse) стоит раньше восприятия, то мы никогда не сможем узнать, что это такое". Тем самым отрицается существование материи и утверждается, что реально существуют только души людей и Бог: "Ничего не существует по-настоящему, кроме людей, т.е. сознательных существ; все остальное представляет собой не что иное, как модусы существования индивидуумов".

   Беркли является сторонником опытного познания, сенсуалистом, признавая в качестве источника знания непосредственно испытываемые субъектом ощущения ("идеи ощущений"): зрительные, мышечные, осязательные и другие. Но в отличие от Дж. Локка, у которого ощущения выступают как посредники между сознанием и физическим миром, как продукт внешних воздействий на органы чувств, у Беркли они являются объектами, за которыми нет никакой другой познаваемой реальности: "Нет ничего доступного пониманию, кроме идей". Являясь данностью субъекта, результатом деятельности сознания, ощущения не отражают имплицитно внешний мир. Наоборот, согласно Беркли, физический мир - комплекс ощущений человека: "…некоторые из… ощущений появляются вместе, их отмечают одним общим названием и, вследствие этого, считают одной вещью".

   К концу 19 столетия философия сознательно начинает выделять обособленное учение о познании и когнитиных способностях человека – гносеологию (от др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание» и λόγος — «слово», «речь»). Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века. Наряду с ним указывался иной термин: эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος — «слово», «речь») — теория познания. Проблемами эпистемологии считались проблемы истины, проблемы методы и сущности познания.    Только к концу XIX столетия термин «гносеология» входит в обиход в качестве обозначения особой науки, особой области исследований.

Изучение когнитивных особенностей человека в психологии

Говоря о развитии когнитивных исследований в психологии, важно учитывать тот факт, что сама по себе психология когда-то была частью философии. Более того, экспериментальная психология своему появлению во многом обязана медицине и биологии. Таким образом, первыми учёными, которые всерьёз озадачили себя проблемами работы мозга и психикой человека, были именно врачи. Именно идеи таких выдающихся деятелей медицинской науки как Девид Гартли, Пьер Кабанис, Жюльен Офре де Ламетри, Иван Петрович Павлов, Владимир Михайлович Бехтерев и др. внесли неоценимый вклад в развитие учений о когнитивных способностях мозга человека.

   Сторонник идей, поддерживающих медицинские взгляды на психическую деятельность человека, математик и философ  Дени Дидро (1713-1784) в работе "Последовательное опровержение книги Гельвеция "О человеке"  возражает против сведения суждений и чувств к простейшей чувственности, хотя признает ее в качестве их основы. Он критикует Гельвеция за его попытку рассматривать сознание человека, понятия как сумму ощущений. Дидро выступает против преувеличения роли воспитания и недооценки биологических детерминант психики.
Материалистические идеи о психике человека развивались Пьером Кабанисом (1757-1808), автором известной формулы, согласно которой мышление это функция мозга. Свой вывод Кабанис сделал на основе наблюдений, полученных в годы Французской революции. Предметом его размышлений стал вопрос, осознает ли подвергающийся казне на гильотине человек свои страдания (показателем чего, например, являются конвульсии). Ответ Кабаниса на этот вопрос был отрицательным: движения обезглавленного тела, по его мнению, носят рефлекторный характер и не осознаются, так как сознание - функция мозга. Тем самым Кабанис переносит на деятельность головного мозга понятие о функции, разработанное физиологией применительно к различным органам. Сознание рассматривается им как функция головного мозга. Выделяя в качестве внешних продуктов мозговой деятельности выражение мысли словами и жестами, он подчеркивал, что за мыслью скрыт неизвестный нервный процесс. По мнению ряда исследователей, Кабанису необоснованно приписали мнение о том, что мозг выделяет мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь, а почки — мочу (Заблудовский П. Е.,1939).

   Именно Бехтерев развивал направления психологической мысли в дореволюционной России, выдвигая практические методологии для психологии. Описание психики как связного целого, состоящего из взаимодействующих сознания и бессознательного, с подвижной, «плавающей» границей между ними, осуществлено В.М.Бехтеревым с позиции стороннего наблюдателя, находящегося вне изучаемой реальности (Бехтерев М.В., 1904). 

   Далеко не сразу психологическая наука стала самостоятельной единицей в системе академических учений, влияние медицины можно проследить по сей день. В России процесс выделения психологии в самостоятельную науку начался лишь в конце 19 столетия.

   Главными ее представителями являлись университетские профессора психологии А.И.Введенский, А.И.Смирнов,  М.Н.Лопатин и другие, отстаивающие идеалистический взгляд на психику как на независимую от материального мира субстанцию, проповедующие схоластические описательные методы ее постижения, доказывающие невозможность точного опытного познания психических явлений. В наиболее концентрированном виде такой взгляд на проблему был выражен выдающимся русским ученым-естествоиспытателем, физиологом И.М.Сеченовым, по праву считающимся основателем отечественной материалистической психологической науки.  Им была разработана первая научная программа развития психологии в нашей стране. В статье «Кому и как разрабатывать психологию?», опубликованной в 1873 г. в «Вестнике Европы», Сеченов впервые в отечественной психологии поставил задачу развития психологической науки как самостоятельной отрасли знания, обосновал необходимость опытного экспериментального метода в познании психического. «Наиболее верным аналитическим и вместе с тем проверочным орудием является опыт», - писал он. Этот вывод опирался на материалистическое понимание психики как функции мозга, рефлекторной деятельности, что открывало пути ее объективного изучения (Сеченов И.М.,1873).
Первые попытки сформировать научную область, занимавшуюся вопросами познания предпринимались ещё в 30-е годы 20 столетия. Это было чем-то скорее модным, чем научным. Стало модно думать о том, как человеческий мозг изучает мир вокруг себя через систему органов восприятия, как этот мозг формирует представления о мире. Появлялось множество псевдоучений.

   Но лишь в 50-е годы интересы ученых снова сосредоточились на внимании, памяти, распознавании образов, образах, семантической организации, языковых процессах, мышлении и других «когнитивных» темах, однажды сочтенных под давлением бихевиоризма неинтересными для экспериментальной психологии. По мере того как психологи все более поворачивались лицом к когнитивной стороне психологии, организовывались новые журналы и научные группы, и когнитивная психология еще более упрочивала свои позиции, становилось ясно, что эта отрасль психологии сильно отличается от той, что была в моде в 30-х и 40-х годах. Среди важнейших факторов, обусловивших эту неокогнитивную революцию, были такие: «Неудача» бихевиоризма. Бихевиоризму, который вообще изучал внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения. Стало, таким образом, очевидным, что внутренние мысленные процессы, косвенно связанные с непосредственными стимулами, влияют на поведение. Некоторые полагали, что эти внутренние процессы можно определить и включить их в общую теорию когнитивной психологии. Возникновение теории связи внесло существенный вклад в новые научные направления, связанные с изучением познавательных особенностей мозга человека. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации — т.е. в областях, существенных для когнитивной психологии. Современная лингвистика служила определённым триггером(спусковым механизмом). для когнитивных изысканий. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам. Изучение памяти. Исследования по вербальному научению и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов. Компьютерная наука и другие технологические достижения также оказывали влияние на развитие когнитивных исследований. Компьютерная наука и особенно один из ее разделов — искусственный интеллект (ИИ) — заставили пересмотреть основные постулаты, касающиеся обработки и хранения информации в памяти, а также научения языку. Новые устройства для экспериментов значительно расширили возможности исследователей (Солсо Р.Л.,1996).

   Постепенно стала организовываться новая область науки – когнитивная психология. Новая наука быстро набирала экспериментальные данные, и уже очень скоро была очерчена реальная сфера вопросов, которыми должна была заниматься когнитивная психология.
Таким образом, ряд авторов, которые являются представителями современной когнитивной психологической школы, заявляют, что  они принимают позицию когнитивизма: всё происходящее в психике следует объяснять исходя из логики познания. И все закономерности организации работы психики, в том числе любые ограничения на переработку информации, определяются исключительно логикой познавательной деятельности, а не, например, задачами биологической адаптации или нейронными процессами в мозге.

   Говоря о том, как обстоят дела с когнитивными исследованиями в биологии необходимо отметить принципиально мультидисциплинарный подход. Таким образом речь будет идти о таких синтетических науках как психофизиология, психофизика, нейропсихология, психонейроэндокринология и др. Поскольку все вышеперечисленные научные дисциплины являются весьма молодыми, то в настоящий момент достаточно сложно провести чёткую разграничительную линию областей интересов для конкретной  науки. Так область научных проблематик, затрагиваемых психофизикой, может совпадать с областью интересов психофизиологии. Таким образом, всю совокупность наук о поведении и мозге как таковом иногда принято выделять в самостоятельный раздел - нейробиологию. Принципиальным же отличием подходов биологических наук от подходов в  российской психологической, философской или социологической школах  является наличие экспериментальной практики с измерением анатомо-физиологических показателей и наличием строгого математического анализа полученных данных. Вследствие этого задача перед исследователем-биологом, занимающимся когнитивными вопросами, ставится в особо жёсткие рамки.

Когнитология как самостоятельная наука 21 века

В настоящий момент чётких определений, что такое когнитология, не существует. Иногда в литературе можно встретить в ряду синонимов такие словосочетания как когнитивная наука, когнитивные исследования, когнитивные дисциплины и т.д. Обоснованность выделения когнитологии в самостоятельную науку с присвоением ей всех соответствующих данному статусу атрибутов подкрепляется также фактом наличия когнитивных учений, связанных с познанием, но не являющихся самостоятельными науками, а как бы дополняющими их. Речь идёт о таких гипонимах как   когнитивная психология, когнитивная лингвистика, когнитивистика.
Сфера деятельности когнитивной психологии заключается в изучении познавательных процессов человеческого сознания, тогда как когнитивная лингвистика, скорее, занимается соотношением языка и сознания, ролью языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связью отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия. Когнитивистика, являясь чем-то совсем обобщённым, изучает связи между сознанием и окружающей действительностью. Нетрудно заметить, что подобное количество направлений, связанных с изучением когнитивных процессов, вносит некоторую степень путаницы. Нами может быть предложен синтез подобных когнитивных научных направлений в одну общую науку со своей строго логической системой определений, понятий, связей, выводов и постулатов. Такая наука должна объединить под общим названием когнитология все дисциплины, занимающиеся изучением процессов познания, как с гуманитарных точек зрения, так и с естественнонаучных. Такое выделение когнитологии в самостоятельную науку могло бы деление наук и создать все необходимые предпосылки для того, чтобы когнитология могла быть введена в качестве специально преподаваемой дисциплины в вузе, а возможно, и в школе. Таким образом, можно смело рассуждать о необходимости преподавания такой науки, например, в педагогических вузах.


Задания

Выберите такое количество заданий, чтобы их суммарная трудоёмкость составляла не менее 110 минут.
1.Прочтите материал темы. Напишите эссе о том, где Вы могли бы видеть когнитивные науки. Предложите своё видение вопроса. (Трудоёмкость 50 минут)

2. Прочтите материал темы.  Составьте схему. Попробуйте смоделировать процесс внедрения нового курса по когнитологии в современную систему образования. Каким Вы видите этот процесс?
(Трудоёмкость 60 минут)

3. Прочтите материал темы. Составьте линейную схему развития событий из  истории когнитологии, опираясь на материал,  изложенный в тексте.


(Трудоёмкость 70 минут)

4. Прочтите материал темы. В тексте сказано о том, что термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века. Наряду с ним указывался иной термин эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος — «слово», «речь»). Подготовьте презентацию о развитии подобных представлений в рамках философских школ. Отразите в презентации историю предпосылок к возникновению философских дискурсов на данную тему.  Сопроводите презентацию рисунками, таблицами, цитатами.
(Трудоёмкость 70 минут).

5. Прочтите материал темы.  Представьте раздел текста “Изучение когнитивных особенностей человека в психологии” в виде краткого и ёмкого резюме из 8 -10 предложений.
(Трудоёмкость 25 -30 минут).

ВложениеРазмер
1 История развития представлений о когнитивных аспектах деятельности мозга.pdf370.14 КБ