Неделя социологии, истории и краеведения науки и технологии в МБОУ "Лицей ФМИ №40" при УлГУ
В соответствии с программой развития лицея, планом работы лицея на 2013-2014 уч.г., в рамках сотрудничества лицея с Ульяновским государственным университетом, а также в рамках проекта Школьной лиги РОСНАНО, с 26 сентября по 2 октября 2013 г. в лицее прошла Неделя социологии, истории и краеведения науки и технологии».
Неделя началась с заседания дискуссионного клуба «Цицерон», который работает в лицее с 2007 г. под руководством учителя истории и обществознания Е.Г.Тарасовой. В работе клуба в четверг 26 сентября приняли участие учащиеся 11-х классов, активные участники лицейского самоуправления. Темой для обсуждения выбрали актуальную проблему для выпускников – «Роль классических университетов в формировании научной элиты региона».
Своё продолжение Неделя получила в пятницу, 27 сентября, когда в лицей на встречу с учащимися 7-8-х классов пришёл доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, заведующий Лабораторией космических исследований УлГУ Виктор Михайлович Журавлёв. С работой лаборатории были знакомы нынешние выпускники 11-х классов, которые побывали в ней осенью прошлого года в рамках Осеннего НАНОГРАДА, а также постоянные члены ИТГ «Солярис», которые имеют прекрасную возможность проводить на базе Лаборатории свои исследования. Задачей сегодняшней встречи было предоставить такую возможность более широкому кругу учащихся, которые только начали знакомиться с законами физики в рамках школьного курса. Тема встречи оказалась немного сложной, но интересной. Вопрос «Где во Вселенной жить хорошо?» заинтересовал многих. Поэтому после общей встречи ученики долго не отпускали Виктора Михайловича, пытаясь получить ответы на беспокоящие их вопросы. Небезынтересным оказалось и предложение учащимся принять участие в проектах, над которыми трудится коллектив Лаборатории.
О встрече можно прочесть статью учащихся 8Б класса Л.Буниной и С.Хачатурян "Лицеисты узнали много нового о космосе" в нашей группе ВКонтакте: http://vk.com/media_portal40
О встрече также рассказали на сайте ЛКИ УлГУ: http://www.spacephys.ru/nauchno-populyarnaya-lektsiya-o-kosmose-dlya-shkolnikov
Во вторник, 1 октября, в лицее в кабинете физики №1 открыл свою работу Музей радиоэлектроники, над составлением экспозиции которого трудились учащиеся 6-7-х классов под чутким руководством учителя физики М.И.Ланщиковой. Экспонаты Музея перекочевали из семейных архивов и кладовых. Экскурсоводами выступили учащиеся 9Б класса Дьякова Валерия и Нечаева Анна. Несколько слов от экскурсовода Дьяковой В.: «Недавно в нашем лицеи был открыт Музей радиоэлектроники. В нем основным экспонатом является старая техника. Телефоны, радиоприемники, магнитофоны, фотоаппараты и т.д. принесли неравнодушные ученики нашего лицея. Теперь все учащиеся смогут после уроков зайти в музей и узнать увлекательные истории предыдущих «гаджетов». Музей интересен тем, что здесь представлена техника прошлого, и она как бы демонстрирует жизнь народа XXвека.
Посещая это место, ребята интеллектуально обогащают свой внутренний мир и расширяют кругозор».
Старые фотоаппараты, телефоны, радиоприёмники и даже система оповещения в случае Чрезвычайной ситуации были представлены для ознакомления посетителям выставки. Особенно интересной эта экспозиция оказалась для учеников 5-х классов. Так, например, учащиеся 5В класса работали в этот день на уроке истории (учитель В.А.Гайдукова), представляя свои учебные проекты на тему «Изобретения первобытных людей». Поэтому пятиклассники совершили путешествие во времени, перемещаясь из первобытной эпохи в современность, и невольно получили возможность проследить, как развивалась техническая мысль человечества на протяжении сотен тысяч лет.
А в среду 2 октября, в последний день Недели, в кабинете №22 свои проекты представляли учащиеся 3-х классов. Руководитель проектов учитель начальных классов С.С.Левушкина предоставила возможность ученикам провести самостоятельное исследование на тему «Самое интересное изобретение человека в нашем доме». Результаты самых интересных исследований и были представлены в этот день и вызвали живейший интерес.
Но, как оказалось, Неделя получила продолжение. 3 октября Лицею поступило предложение от Общества с ограниченной ответственностью «Рубикон», реализующего проект по созданию и развитию в Ульяновской области Центра молодёжного инновационного творчества. Предложение касалось возможности заключения соглашения о сотрудничестве в сфере научно-технического (инновационного) творчества молодёжи. Предлагаемые формы сотрудничества:
- формирование «детско-молодёжно-взрослых» (межшкольные и школьно-студенческие) творческих коллективов, объединённых на основе совместных задач по изготовлению опытных образцов и прототипов изделий, а также воплощение на практике идей и проектов учащихся Лицея в изделия (образцы);
- обеспечение доступа учащимся Лицея к современному высокотехнологичному производственному и научному оборудованию Центра молодёжного инновационного творчества;
- анализ экономической эффективности создаваемых учащимися Лицея изделий, прототипирование их проектов и разработок;
- обеспечение проверки работоспособности и коммерциализации инновационных идей учащихся Лицея;
- поддержка научно-технического (инновационного) творчества учащихся Лицея, в том числе в целях профессиональной реализации и обеспечения самозанятости молодёжного предпринимательства;
- информационная, консультационная, техническая и производственная поддержка учащихся Лицея, осуществляющей разработку перспективных (инновационных) видов продукции и технологий, в том числе при коммерциализации и трансфере технологий, осуществляемых учащимися Лицея;
- содействие в привлечении финансовых средств для коммерциализации технологий и разработок, созданных учащимися Лицея;
- проведение для педагогов и учащихся Лицея регулярных обучающих мероприятий (конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, представление проектов, реализованных молодёжью и др.) по вопросам научно-технического (инновационного) творчества молодёжи, инновационного предпринимательства учащихся Лицея, коммерциализации их разработок и проектов;
- реализация образовательных программ, нацеленных на развитие проектного мышления, навыков исследовательской и проектной деятельности;
- организация участия учащихся Лицея на выставках научно-технического (инновационного) творчества молодёжи, ярмарках молодёжных научно-технических (инновационных) проектов и других мероприятиях в сфере научно-технического (инновационного) творчества молодёжи;
- повышение квалификации и организация стажировок педагогов Лицея в сфере научно-технического (инновационного) творчества молодёжи;
- организация с педагогами Лицея совместных совещаний и рабочих встреч в сфере научно-технического (инновационного) творчества молодёжи;
- формирование базы (банка) данных перспективных инновационных проектов и разработок (тем) пользователей Центра молодёжного инновационного творчества.
В настоящий момент идёт работа по согласованию организационных моментов.
Этот материал, а также фотоотчёт о проведённых мероприятиях размещён на сайте лицея:
http://education.simcat.ru/school40/news/903/
http://education.simcat.ru/school40/about/100/
http://education.simcat.ru/school40/about/101/
http://education.simcat.ru/school40/about/102/