1. Какой быть школе в эпоху нано-технологий…

ср, 09/10/2013 - 16:45 — Евгений Акинтьев

Задача модуля

Ознакомиться с текстом М.М. Эпштейна – "Какой быть школе в эпоху нано-технологий". Полная версия прикреплена на странице обсуждения ниже в разделе "Приложенные файлы"  в виде pdf-файла.

Задание к модулю

Сформулировать наиболее значимую идею из предложенного текста, которую можно спроецировать в рамках Вашего образовательного учреждения (возможно этот аспект уже давно реализуется в ОУ)

Формат выполнения задания

Свое положение необходимо разместить в виде комментария ниже на странице модуля.


Какой быть школе в эпоху нано-технологий...

Можно по–разному относиться к вдруг ставшему популярным в нашей стране бренду «нано».

Но сложно отрицать следующее:

- это явление связано с серьезными достижениями в фундаментальной науке,

- для его осознания, понимания, исследования, реализации требуется несколько иной строй мышления, и способ взаимодействия ученых и практиков, чем ныне массово принятый – междисциплинарный, командный, инновационный (в смысле плотно связанных друг с другом науки и практики, инвестиций в фундаментальные разработки, выстраивания инновационных комплексов), более внимательного отношения к «тонким материям, структурам» и последствиям (в т.ч. гуманитарным) вмешательства в них,

- оно (это явление) ведет за собой совершенно иные – современные – технологии,

- для реализации в практике теоретических идей необходимо современное производство,

- с внедрением достижений нано-индустрии будет меняться технологическое мышление человечества (с некоторой долей осторожности можно говорить о такой же «революции» как в ситуации с «компьютерной революцией»)…

Каковы основные характерные отличия «нано-подхода» в науке и производстве?

- Работа на микроуровне, изменения в котором влияют на макропроцессы.

- Междисциплинарность, пограничность, необходимость диалога, многообразия.

- Выстраивание инновационного комплекса – взаимоувязанных действий науки, производства, бизнеса…

Михаил Эпштейн,

Образовательный центр «Участие»

Школьная лига РОСНАНО

Санкт-Петербург

 

ВложениеРазмер
Какой быть школе в эпоху нано (полная версия).pdf76.37 КБ

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
18.10.2013 : 10.24

Спасибо за интересное и доступное раскрытие бренда "Нано".

Информация о пользователе.
18.10.2013 : 23.01

Если в задании надо сформулировать отношение к этому документу,

то полностью поддерживаю  полные и понятные критерии новой современной школы и педагогики для современного развития общества. Спасибо.

Информация о пользователе.
19.10.2013 : 06.45

Спасибо, Михаил! Ознакомилась с документом. Абсолютно с Вами согласна.

Информация о пользователе.
20.10.2013 : 16.47

Вызовы "эпохи нано"  достаточно серьёзные и чтобы соответствовать им школа должна иметь такие учебные программы, которые помогут подготовить своих учеников к будущему с использованием высоких технологий. В современных школах внимание на естественнонаучное образование особое. Это связано с развитием нанотехнологий. Применение системно-деятельностного подхода в обучении позволит создать модель школы, в которой возможна интеграция науки, бизнеса и педагогики.

Информация о пользователе.
29.10.2013 : 17.06

Сфера нанотехнологий считается во всем мире ключевой темой. Происходит взрывной рост объема информации, постоянно возникают новые научные направления, быстро меняются научные приоритеты, непрерывно создаются новые технологии. Нанотехнологии - это не традиционная дисциплина, а, скорее, комбинация из физики, химии, биологии, математики, инженерии и технологий. Тем не менее, аспекты нанотехнологий представляются школьникам многообещающими и пробуждают интерес к обучению в сфере естественных и технических наук. В этой ситуации поиск методов и форм развития инновационного мышления молодежи и получение образования, опережающего развитие технологий, становятся первостепенной задачей.

Применение в нашей школе идеи моделирования образовательной программы, социальной практики менеджмента инноваций в науке и образовании (через СМИ), использование в практике метода проектов позволяет создать конкретную модель практического взаимодействия науки, бизнеса и педагогики в сфере школьного образования.  

Информация о пользователе.
30.10.2013 : 10.42

Спасибо за знакомство с интересной  статьей. Видение современной школы впечатляет, и не могу не согласиться с автором, что идеальная современная школа - это «школа добротных базовых учебных программ с акцентом на естественнонаучное образование, но с учетом настоящего и будущего  социокультурного контекста разработок и использования высоких технологий».

И очень хочется, что бы у каждого учителя была возможность использовать в своей практике метод проектов, погружения, междисциплинарные, межпредметные, надпредметные программы, уделяющая много внимания исследованиям,  экспериментам, лабораторной работе, практической деятельности учащихся на  базе современного производства.

 Но где взять эти «добротные базовые программы»? Где найти время на опыты, на эксперименты? В современной школе дело обстоит так «отведено на эту тему 1 час будь добр уложись».  Очень рассчитываю, что изучив данный курс, смогу получить ответы на свои вопросы.

Информация о пользователе.
31.10.2013 : 17.12

" Но где взять эти «добротные базовые программы»? Где найти время на опыты, на эксперименты? В современной школе дело обстоит так «отведено на эту тему 1 час будь добр уложись».  Очень рассчитываю, что изучив данный курс, смогу получить ответы на свои вопросы." - Это очень правильные вопросы!! Но вот как раз ОЭР в школах и новые требования ФГОС позволяют, через внеурочную деятельность , любому учителю использовать и метод погружения, и проектирования и т.д..... Современные дети, если они не мотивированы : ДЛЯ ЧЕГО? ГДЕ ? И КАК? они смогут применить полученные знания на то или ином предмете, то заставить их учить не представляется возможным, сколько бы часов не было отведено на изучение како-либо темы.  И в этом нам помогают применение различных методов (исследование, проектирование, погружение.....) в рамках урочной и внеурочной деятельности. 

Информация о пользователе.
03.11.2013 : 13.31

Спасибо Вам за комментарий к моему ответу.  Могу немного пояснить ситуацию, в нашей школе ФГОС были введены в пилотном режиме и сейчас  учащиеся с 1по 6 класс у нас занимаются по новым образовательным стандартам. И про все перечисленные  Вами методы мы знаем и охотно их принимаем, но вопросы остаются.  

Информация о пользователе.
04.11.2013 : 14.36

 Благодарю Вас Михаил  за интересную статью. Да хочется чтобы и наше российское  образование шло в ногу со временем, было прогрессивным, а обучающиеся в последствии были востребованы на рынке труда, согласна с тем, что должны быть новые базовые программы. Вопрос,  кто их должен писать? Учитель? Он и так загнан в жесткие рамки учебных часов, которых  к сожалению  также не хватает. По поводу сотрудничества с  производством , конечно в выиграше  в основном те образовательные учреждения, которые находятся  в близи  научных центров, промышленности.Труднее всегда тем кто находится на переферии. И все таки интерес у  обучающихся к новыми технологиями, в частности нанотехнологиями возрастает, а значит и к предметам естественно-научного цикла.  Возможно, ту колоссальную работу, которую делают коллеги из РОСНАНО и через требования новых стандартов мы все таки сумеем все это реализовать. По крайней мере очень хочется чтобы это было так! В нашем лицее-интернате по новым стандартам учатся дети с 1 по 3 класс, радует то, что есть часы на внеурочную деятельность. Мы охотно   применяем все методы, которые перечилены  Вами. 

Информация о пользователе.
05.11.2013 : 22.39

Благодарю за интересную статью. Поддерживаю все направления . Хотела выделить два направления. Школа дает возможность учащимся  выбирать собственный образовательный маршрут, а также проекты, связанные с изучением перспективных научных исследований. Уже несколько лет учащиеся нашей гимназии с1 по 11 классы выполняют проекты.  С прошлого года запустили новый проект - конкурс научных проектов, которые изменят наш мир, основной целью котрого - привлечь ребят к науке, научным исследованиям. Второе положение - это то, что школа моделирует социальную практику инноваций в науке и образовании, а также популяризирует через Музей науки достижения и перспективы в сфере нанотехнологий. Мы создали в гимназии музей занимательных наук. Это была огромная работа учителей, родителей и учащихся. Результат превзошел все ожидания. Резко вырос интерес к естественным наукам у учащихся всех ступеней обучения. Проекты учащихся 4-5 классов на всероссийских конкурсах признаны лучшими. Изменилась и научно-исследовательская деятельность учащихся по физике, химии и биологии. Очень хотелось бы еще получить и современное электронное оборудование, которого нам очень не хватает, чтобы ребята уже в школе прикоснулисиь к науке не только в теории, но и на практике. Это наша мечта. Очень бы хтелось, чтобы это все воплотилось в жизнь.

Информация о пользователе.
09.11.2013 : 22.02

Осмысливая все предлагаемые в статье ответы на вопрос «Какой должна быть школа в эпоху «нано»?», понимаем, что все они глубоко взаимосвязаны, являются взаимодополняющими и взаимопроникающими элементами идеальной модели современной школы.

Сегодня уже очевиден тот факт, что школе пора становиться открытой системой, активно взаимодействующей с социумом, особенно с представителями науки, производственниками, внедряющими на практике научные достижения. Только так можно достичь тех результатов образования, которые ожидают от школы общество и государство (ФГОС-2). Ещё одно необходимое для этого условие – возвышение каждого учителя над своим предметом, выход за узкие рамки предметного содержания и овладение межпредметными и междисциплинарными подходами в реализации школьной программы. Это возможно осуществить только в командной деятельности педагогов. Сложность состоит в том, чтобы включить в эту работу не маленькую группу энтузиастов, а большинство учителей.

Полностью согласны с тем, что первоочередная задача учителя сегодня – зародить, вовремя увидеть и развить индивидуальный познавательный интерес ребенка, создать условия для удовлетворения его индивидуальных познавательных потребностей и учиться и развиваться вместе с ним. В условиях массовой школы реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка сложно. Большинство школ говорит об индивидуальном сопровождений детей, которых причислили к группе талантливых или одаренных. На сегодня это, как правило, дети, наделенные природными способностями, обладающие хорошей памятью, ответственно выполняющие домашние задания, внимательные на уроках. Их личностные характеристики хорошо сочетаются с условиями классно-урочной системы. Давно не секрет, что большинство по-настоящему одаренных детей остаются без внимания учителей, потому что «неудобны» на уроках. Им нужен индивидуальный подход, свой режим работы и т.д. Такие дети «раскрываются» в проектной деятельности, практико-ориентированных работах, заданиях, требующих нестандартных решений.

Эти идеи педагоги нашего лицея стараются воплотить в своей деятельности. Накапливается опыт формирования лицейского образовательного сообщества, в которое входят заинтересованные в сотрудничестве организации, предприятия, специалисты (ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», ЦМСЧ-91, ТИ НИЯУ МИФИ, МЧС, юристы, психологи, предприниматели и др.). Взаимодействие осуществляется в нескольких направлениях: сопровождение исследовательской деятельности учащихся, профориентационная работа, реализация социальных проектов и инициатив, материальная поддержка. Формы взаимодействия – организация выездных школ, Дней науки, Дней профессий, Дней межпредметных погружений, совместные социально-значимые акции и т.д.

Увеличивается доля внеаудиторных и внеурочных занятий в учебном времени детей за счет проведения образовательных путешествий, лабораторных и практических работ, исследовательской практики, выполнения учебных проектов. В 1-6 классах ведется междисциплинарное обучение. Функционирует нанолаборатория. 

Одно из преимуществ, позволяющих эффективно осуществлять эту деятельность – включение в нее всех без исключения педагогов коллектива лицея, их восприимчивость к идеям «новой школы».

Информация о пользователе.
17.11.2013 : 20.30

Школа сейчас находится на переходном этапе своего развития: вводятся новые стандарты. Пока еще учителя не совсем осознали те изменения, которые должны произойти в ближайшее время. Согласна с автором статьи, что зачастую между учителем и учеником – пропасть в знаниях современных инновационных технологий. Это касается и информатизации общества и осознания возможностей современной науки и техники. Поэтому для выстраивания новой школы, нужно в первую очередь сокращать эту пропасть. Как это сделать? Может быть, через использование проектной деятельности, где учитель и ученик вместе будут работать над совместным надпредметным проектом. Или через сотрудничество с высшим образованием, которое поможет подтянуться к уровню современных технологий не только учителям, но и ученикам.

Многие возможности сулит ФГОС с его внеурочной деятельностью. Ведь сейчас, как справедливо отметили коллеги, мы скованы учебным планом. И проектную деятельность трудно уложить в урочную систему. Но вот материальное обеспечение различного рода исследований меня немного тревожит.

Но, несмотря на некоторые проблемы, ростки новой школы уже появляются в нашем лицее: сотрудничество с Ульяновским государственным университетом, внедрение робототехники в обучение школьников (пока кружок), научно-практические конференции, которыми охвачены все ступени обучения и др.

И я согласна с автором, что пройти предстоит нелегкий путь ломки стереотипов, формирования нового сознания учителей, учеников и их родителей.

Информация о пользователе.
05.12.2013 : 20.36

 

Какой должна быть современная школа? Этот вопрос актуален как никогда. А ответ состоит в том, что современная школа должна отвечать требованиям времени. Государству необходимы специалисты естественно-научного профиля, школа направляет свои силы на удовлетворение этого спроса.

С 2005 года наш лицей является экспериментальной площадкой разных уровней. На сегодняшний день лицей реализует несколько  инновационных проектов, в том числе является пилотным учебным заведением по внедрению обучающей программы по основам малого предпринимательства, принимает участие в федеральном проекте «Автоматизированная система анализа и оценки личностных результатов школьников». Лицей реализует общеобразовательные программы начального, основного общего и среднего (полного) образования, обеспечивающие предпрофильную и профильную подготовку по направлению информационно-экономического профиля.

Предпрофильная подготовка предполагает использование следующих потенциальных возможностей повышения готовности учащихся к самообразовательной деятельности:

  • углубленное изучение предпрофильных дисциплин: математики, экономики, информатики за счет введения элективных учебных курсов: физика – «Механика», математика – «Решение задач с параметром и модулем»;
  • самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации;
  • сочетание обзорных и установочных лекций с лабораторными работами, семинарами, дискуссиями, творческими встречами;
  • информационная поддержка образовательной деятельности учащегося с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, телекоммуникационных средств;
  • проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов, эвристических контрольных работ;
  • социальные и предпрофессиональные практики на адаптационных рабочих местах.

В учебный план включены три учебных предмета на профильном уровне (математика, информатика, экономика), которые определят направление специализации образования в данном профиле.

Также в учебном плане лицея  представлены элективные учебные курсы по физике – «Измерение физических величин» (10 класс), «Практикум решения задач по физике» (11 класс); математике – «Изображение пространственных фигур» (10 класс), «Задачи с параметром» (11 класс); информатике – «Информационные технологии» (10 класс), «Основы программирования» (11 класс), которые имеют следующие функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Результативность освоения программ профильного обучения на III-ей ступени образования и успешность школы определяется динамикой поступления выпускников в профильные вузы.

Информация о пользователе.
09.12.2013 : 22.34

Очень интересная и познавательная статья. Действительно зарождение "нано-эпохи" достаточно сложный процесс, но вселяющий надежду, что современное образование выйдет на новый уровень, который будет интерсен и учителям и бузусловно детям.А также будет являться фундаментальным открытием в области современных технологий.

Нанотехнологии – это комплексная мультидисциплинарная наука, требующая хороших базовых знаний по физике, математике, химии, биологии. Конечно, для обучения основам нанотехнологии требуются подготовленные  преподаватели и учителя. В свою очередь наш МАОУ лицей № 28 стремится к освоению нанотехнологий. Мы работаем согласно требованиям  ФГОС. Возможности внеурочной деятельности позволяют использовать в своей практике метод проектов, погружения. Так же наличие шкльной лаборатирии с новым современным оборудованием позволяет проводить лабораторные исследования, эксперименты.Такой род деятельности предоставляет  учащимся точку удивления, познания нового.Наш лицейский коллектив очень заинтересовал метод ландшафтного рисунка, который для начальной школы является просто находкой в процессе образования. Мне импонирует мнение автора,необходимо пройти нелегкий путь, полный разных открытий, но если жить одной целью, экспериментировать, стремиться поднять образование на новый уровень, я думаю, что все получится.

 

 

Информация о пользователе.
09.12.2013 : 22.34

Очень интересная и познавательная статья. Действительно зарождение "нано-эпохи" достаточно сложный процесс, но вселяющий надежду, что современное образование выйдет на новый уровень, который будет интерсен и учителям и бузусловно детям.А также будет являться фундаментальным открытием в области современных технологий.

Нанотехнологии – это комплексная мультидисциплинарная наука, требующая хороших базовых знаний по физике, математике, химии, биологии. Конечно, для обучения основам нанотехнологии требуются подготовленные  преподаватели и учителя. В свою очередь наш МАОУ лицей № 28 стремится к освоению нанотехнологий. Мы работаем согласно требованиям  ФГОС. Возможности внеурочной деятельности позволяют использовать в своей практике метод проектов, погружения. Так же наличие шкльной лаборатирии с новым современным оборудованием позволяет проводить лабораторные исследования, эксперименты.Такой род деятельности предоставляет  учащимся точку удивления, познания нового.Наш лицейский коллектив очень заинтересовал метод ландшафтного рисунка, который для начальной школы является просто находкой в процессе образования. Мне импонирует мнение автора,необходимо пройти нелегкий путь, полный разных открытий, но если жить одной целью, экспериментировать, стремиться поднять образование на новый уровень, я думаю, что все получится.

 

 

Информация о пользователе.
15.12.2013 : 20.56

Спасибо за знакомство с интересной информацией. Использование современных информационных и телекоммуникационных технологий для поддержки процесса обучения в общеобразовательных школах по дисциплинам естественнонаучного профиля, обеспечение возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной, учебной и учебно-методической информации позволяют значительно увеличить возможности и мотивацию получения новых профильных знаний, повысить эффективность образовательного процесса. Первостепенной задачей получения образования становится поиск методов и форм развития иноовационного мышления учащихся.

Информация о пользователе.
15.12.2013 : 21.58

  Ознакомившись с работой, я задалась вопросом: какой быть школе в эпоху нано-технологий? Наиболее значимыми идеями для меня стали: во-первых, учащийся может сам выбирать и регулировать свою деятельность, перед учеником стоит право выбора, этот выбор является осознанным и не навязанным. Во-вторых, проекты учеников находят практическое применение. В-третьих, это разнообразная деятельность, это и метод проектов, и погружение, и исследовательская деятельность, и лабораторная работа, и проведение экспериментов. Ученики привлекаются в практическую работу на базе современного производства. Реализовать эти методы и приёмы удается, в основном, во внеурочное время.

Информация о пользователе.
23.12.2013 : 08.32

Школа в эпоху нано...

"Можно по–разному относиться к вдруг ставшему популярным в нашей стране бренду «нано». Но сложно отрицать следующее:- это явление связано с серьезными достижениями в фундаментальной науке, - для его осознания, понимания, исследования, реализации требуется несколько иной строй мышления, и способ взаимодействия ученых и практиков, чем ныне массово принятый – междисциплинарный, командный, инновационный (в смысле плотно связанных друг с другом науки и практики, инвестиций в фундаментальные разработки, выстраивания инновационных комплексов), более внимательного отношения к «тонким материям, структурам» и последствиям (в т.ч. гуманитарным) вмешательства в них,- оно (это явление) ведет за собой совершенно иные – современные – технологии,- для реализации в практике теоретических идей необходимо современное производство,- с внедрением достижений нано-индустрии будет меняться технологическое мышление человечества (с некоторой долей осторожности можно говорить о такой же «революции» как в ситуации с «компьютерной революцией»)…"

Все это и позволяет что-то изменить в нашей "классической" системе школьного образования, которая, к сожалению, далеко отстает от современного состояния науки и производства и не дает школьникам реального представления ни о современных знаниях, ни о способах мышления, ни о реальной работе.

В нашем учреждении в рамках лаборатории нанотехнологии реализуется возможность учащихся работать в реальной научной рабочей группе. Что позволяет им не просто напитываться информацией, но как раз, как и сказано в статье:

  • знакомиться и с серьезными достижениями в фундаментальной науке (факультативные занятия и лекции ведущих специалистов ВУЗов и сотрудников Академии наук) и этическими проблемами возникающими при исследованиях – «более внимательное отношение к «тонким материям, структурам» и последствиям (в т.ч. гуманитарным) вмешательства в них» (обсуждения, просмотры проблемно-ориентированных фильмов)
  • работать на современном оборудование (практикумы, зачетные и лабораторные работы по сканирующей зондовой и оптической микроскопии, пиролизному синтезу нанотрубок)
  • работать над собственными исследовательскими проектами, приобретая многие необходимые для будущих высоквалифицированных специалистов навыков, но прежде всего приучаясь думать не только в рамках одного предмета (как часто приучают в обычной школе), а все таки приходить к осознанию, что любое решение проблемы возможно лишь при системном междисциплинарном подходе.
  • и конечно самое важное, что наши ребята в процессе работы учатся работать в команде причем не только со сверстниками, но и в команде со студентами, аспирантами, учителями и кандидатами наук.
Информация о пользователе.
23.12.2013 : 08.51

Ко всему вышесказанному Дарьей Цивилевой про то, как ведется работа в нашем учреждение (МБОУ г.Иркутска Лицее № 2) в «эпоху нано», можно добавить что учащиеся не просто работают в лаборатории над собственными проектами, но и видят реальное взаимодействие ученых и практиков, как единую командную работу, которая ведется не просто в закрытой оторванной от современной жизни лаборатории, а в лаборатории, которая имеет широкие связи и с органами власти разных уровней и с разными ведущими мировыми компаниями, такими как- группа компаний "NT-MDT" - ведущим производителем  современного высокоточного оборудования, корпорацией Intel. Поэтому у учащихся есть непосредственная возможность видеть реальные проблемы возникающие при реализации подобных проектов, и то какие варианты подобной работы все-таки возможны в современной системе. Кроме того, у учащихся нашего учреждения каждое лето есть возможность познакомиться с представителями ВУЗов и научных институтов других городов, а также с представителями современных крупных компаний в рамках Летней школы-конференции «Проектное образовательное пространство в области естествознания и нанотехнологий», что позволяет им составить собственный взгляд на реальную картину в современном-технологичном мире.

Также наша рабочая группа пытается сократить «расширяющуюся пропасть между поколениями взрослых (в первую очередь, педагогов) и детей» и «вытащить на новый уровень все наше образование (и первым делом – образование учителей)» поэтому уже на протяжении нескольких лет проводит курсы повышения квалификации для педагогов Иркутской области, а также России по проектному подходу в обучении.

Информация о пользователе.
06.01.2014 : 19.11

Практически полностью согласен с положениями, изложенными в разделе «Какой должна быть современная школа, желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?». В то же время, приведенное в начале материала обоснование значимости бренда «нано» для меня, как минимум, неубедительно.

Под нанообъектами в настоящее время чаще всего понимают объекты, состоящие из небольшого числа атомов.  Но свойства и поведение таких объектов (комплексов) описывается методами квантовой механики, которые развиваются с начала прошлого столетия. Моделированием образования такого рода комплексов программисты начали заниматься с появлением первых компьютеров (даже не современных). Размерные эффекты в физике конденсированных состояний вещества (физике твердого тела) изучаются примерно с третьего десятилетия двадцатого века. Вся электроника (не только нано) основана на управляемом движении электронов, т. е. частиц размерами порядка «нано». Только эти частицы раньше именовались с приставкой «микро». Поэтому «Работа на микроуровне, изменения в котором влияют на макропроцессы», началась задолго до массового внедрения бренда «нано».

Относительно междисциплинарного подхода в науке и образовании. Почти весь двадцатый век практически господствовало мнение, что новые открытия происходят преимущественно на стыке наук. Еще в 1908 году великий английский физик Резерфорд получил нобелевскую премию по химии.

По моему глубокому убеждению, слово (а точнее приставка) «нано» стало брендом в основном благодаря рекламе. Но это вовсе не означает, что оно не имеет права на существование. Пусть оно будет, только нужно относиться к нему без ненужного (и даже вредного) пиетета. Для меня существенно то, что под этот бренд государство выделяет значительные средства, которые идут на развитие фундаментальной и прикладной науки. А то, что руководство корпорации «РОСНАНО» стало уделять внимание образованию, особенно общему, означает, что у руля этой корпорации находятся умные люди, понимающие значимость образования для будущего нашей замечательной страны.

Современную школу строить необходимо. Но опять-таки стоит обратить внимание на то, что принципиально новых положений современная педагогика нашей школе не предложила – есть лишь детализация, смещение акцентов, новая терминология. Даже замечательный компетентностный подход в образовании фактически означает лишь перенос акцента в троице ЗУНов со знаний на умения. Компетентный человек – это человек, умеющий применять свои знания и умения в конкретных жизненных ситуациях. И уж совсем неправомерно выдавать за педагогические новшества «информационные и коммуникационные технологии в образовании». Образование было с древних времен, есть сейчас и будет впредь информационным (образование есть не что иное, как передача и усвоение информации) и коммуникационным: прямым (учитель – ученик) или опосредствованным (через книгу или компьютер). Но проблемы в образовании были, есть и будут. И мы – педагоги, учителя – будем их решать, в том числе и с помощью проекта «Школьная лига РОСНАНО».

Информация о пользователе.
22.01.2014 : 09.35

 

С уважением ко всем участникам Школьной лиги РОСНАНО. Несколько с задержкой, но попытаюсь оставить свой комментарий к тексту «Какой быть школе в эпоху нано-технологий».

Во-первых, проанализирую статью (чтобы ясно было с какой позиции, кратко о себе: учитель истории со стажем 20 лет, второе высшее образование по специальности «Менеджмент организации», кандидат исторических наук, зам. директора по НМР)

- любая эпоха, требующая изменений, оперирует понятиями «новый строй мышления», «творческий подход», «современные технологии», «научная революция»…поэтому с точки зрения терминологии «нано-подход» опирающийся на междисциплинарность, инновационность, взаимосвязь науки и производства продолжает лучшие традиции научных революций.

- новизной в данном случае выступает уровень – микроуровень, открывающий новый мир возможностей человека и как следствие требующий повышения этической ответственности не только исследователей за разработку и внедрение достижений нанотехнологий, но и в целом общества. К сожалению, вспоминается старое саркастическое выражение, что численность населения на планете растет, а мораль – величина постоянная. Особую настороженность вызывают представители мира политики, которые данные технологии легко применят в грязных, узкокорыстных целях.

- я в корне не согласен с автором в вопросе отношения к педагогическому сообществу. Помимо работы в гимназии, я неоднократно читал лекции перед учителями Самарской области в Центре развития образования г. Самары и видел готовность не только городских учителей, но и учителей сельских школ осваивать новые технологии. Тезис «о расширяющейся пропасти между поколениями взрослых (прежде всего педагогов) и детей», сложившийся стереотип, активно закрепляемый СМИ и чиновниками от образования, так как он позволяет свалить всю вину в системе образования, пожалуй, на самую беззащитную категорию работников служащих нашему государству. Учителя могли бы стать одной из самых креативных социальных групп, если бы не те законодательные и программные условия в рамках которых им приходится работать. ФГОС-2, с моей точки зрения, ситуацию усугубляют. Достаточно посмотреть на то количество бумажной волокиты, которой теперь обложены учителя. Как известно: «рыба гниет с головы», и необходимо для начала выяснить, кто нужен государству: рабочие добывающих отраслей или новые представители мира нанотехнологий.

- вызывает ряд вопросов переход обучающихся на профильное обучение и индивидуальные образовательные траектории. Становится заметным падение знаний в междисциплинарных связях и узкая специализация, а ведь речь идет о средней школе.

В целом представленная автором концепция носит безусловно прогрессивный характер и в частности в нашей школе ряд её положений применяется. Так на 2014 год в плане экспериментальной работы школы предусмотрено «Развитие универсальных учебных действий обучающихся в 5-7 классах средствами информационно-коммуникационных технологий»: апробация методических приёмов развития универсальных учебных действий учащихся 5-7 классов средствами информационно-коммуникационных технологий и анализ их педагогической эффективности.

  1. реализовать в педагогической практике модель развития УУД обучающихся в 5-7 классах средствами  ИКТ,
  2. апробировать программу подготовки педагогических кадров для осуществления деятельности по развитию и мониторингу уровня развития УУД учащихся 5-7 классов средствами ИКТ,
  3. апробировать коллекцию учебно-познавательных и учебно-практических задач для развития УУД учащихся 5-7 классов средствами ИКТ,
  4. обобщить и транслировать результаты экспериментальной работы в сети Интернет.

Школа ведет сотрудничество с одним из ведущих ВУЗов области Самарским Государственным Аэрокосмическим Университетом, с одним из крупнейших архивов страны: Российским Государственным Архивом Научно-Технической Документации (Самарский филиал)

 

 

 

Информация о пользователе.
20.02.2014 : 19.52

В настоящее время в нашей школе действует пилотная площадка по введению и аппробации ФГОС, что предполагает использование приемов и методов работы, обозначенных в статье. Подходы к ведению образовательной деятельности меняются. В целом, идеи хорошие. Считаю, что необходимы хорошие, качественные, целенаправленные государственные программы для реализации этих подходов.

Информация о пользователе.
08.03.2014 : 08.46

Благодарю за интересную статью.

Поддерживаю все направления, понимаю, что все они глубоко взаимосвязаны являются взаимодополняющимися и взаимопроникающими элементами модели современной школы.

Информация о пользователе.
15.03.2014 : 20.10

Спасибо за статью!

Из перечисленных в статье тезисов и аспектов наиболее значимыми и возможными в реализации нашего учреждения- это использование "сильных " методов (в нашей школе в образовательной деятельности ставится упор на практико-ориентированное , личностно-ориентированное обучение, проблемное  обучение, обучение в содействии). Мультидисциплинароность, межпредметность (для работы в этом направлении в рамках недели естественнонаучного цикла проводится конференция "На рубеже наук, в преддверии открытий", на которой выступают учащиеся со своими исследовательскими работами, выполненными на стыке двух или более дисциплин)

Информация о пользователе.
17.03.2014 : 19.52

На мой взгляд, уже начиная с младших классов, необходимо формировать сознание, способное понимать и воспринимать мировые тенденции развития науки.
Спасибо за небольшую статью тезисов, которая коротко, но четко отражает и проблематику и линию стремления современного образования.
Наша задача, задача педагога, воспитать человека, который в будущем будет являтся создателем, двигателем науки, а не потребителем технологий.

Информация о пользователе.
23.03.2014 : 20.07
Для меня ключевым является лозунг "вытащить на новый уровень все наше образование (и первым делом - образование учителей). Работая с учителями Самарской области, отмечаю заложенный в проекте "Школьная Лига РосНано" потенциал развития школы и каждого учителя, имеющего к проекту отношение. Возможность перевести ключевое  понятие современного образования "системно-деятельностный подход" в практику  конкретного учителя обеспечивает   "ситуацию успеха" в профессии, открывает новые возможности в преподавании предметов естественнонаучного цикла.
Информация о пользователе.
30.03.2014 : 17.55
Основной проблемой для своего образовательного учреждения я считаю раздел статьи о "мультидисциплинарности, межпредметности, свободном и ответственном изобретательстве, пограничности, диалогичности - как в содержании образовательной программы, так и в ведении педагогических исследований". Очень часто мы встречаемся с непониманием учащимися "единой естественно-научной картины окружающего мира". Дети: умеющие выполнять арифметические действия на уроках математики испытывают большие трудности вычислительного характера на уроках физики, "разбирающиеся" в физических законах не могут работать с векторами на математике и т.д. Наш коллектив максимально старается решить данные разногласия. Я очень надеюсь, что участие педагогов и обучающихся в работе "Школьной лиги РОСНАНО" позволят нам минимизировать эту проблему и продвинуться далеко в вопросах воспитания и развития юных исследователей естественно-начной направленности.
Я считаю, что современная школа сделает все возможное для того, чтобы в нашей стране работали грамотные специалисты и исследователи, способные вывести науку и производсто на принципиально новый уровень.
Информация о пользователе.
13.04.2014 : 23.28

Какой быть школе в эпоху нано-технологий…

Наш лицей имеет естественнонаучную направленность. Для нашего ОУ наиболее значимая идея по материалам стаьи: "мультидисциплинарность, межпредметность, свободное и ответственное изобретательство, пограничность, диалогичность - как в содержании образовательной программы, так и в ведении педагогических исследований".

Спасибо Михаилу за интересную статью.

Информация о пользователе.
28.04.2014 : 20.06

Статья как нельзя лучше раскрывает многогранность современной школы, способной воспитать и развить разносторонне развитую личность. Совокупность всех  перечисленных фактов позволит школе стать настоящим центром по развитию человека.

Из статьи я выдела наиболее значимые для нашей школы и для меня лично следующие аспекты:

Точечное применение "энергоемких", дорогостоящих процедур - приносящих позже серьезные эффекты - я считаю, что это самый эффективный и действующий метод обучения и получения ответного результата, но конечно длительный.

Использование "сильных методов", работающих на более глубоком уровне, чем просто поверхностно информирующие занятия - когда человек сам переживает и осмысливает ситуацию, пережитый опыт у него откладывается надолго.

Мультидисциплинарность, межпредметность, свободное и ответственное изобретательство, пограничность, диалогичность - все эти факторы разовьют творческую, способную к преодолению проблемных ситуаций, личность.

Нашей школе свойственная такая характеристика: это общеобразовательная школа для всех, использующая в своей практике метод проектов, погружения, междисциплинарные, межпредметные, надпредметные программы, уделяющая много внимания исследованиям, экспериментам, лабораторной работе, практической деятельности учащихся на базе современного производства.

Информация о пользователе.
17.05.2014 : 21.25

Всего за несколько десятилетий наука прошла путь от паровоза Черепанова, радио Попова до космических аппаратов и спутникового цифрового телевидения. Все эти десятилетия образовательный процесс обеспечивал потребности развития общества грамотными специалистами. Но мир не собирается останавливаться, и для того чтобы обучение в школе соответствовало современному положению развития науки и производства, потребностям развития общества, средства и методы обучения должны также выйти на новый уровень. И в первую очередь необходимо обратить внимание на учителя. Какими бы талантами не обладал ученик, какие бы прожекты самообразования учеников не рождались в образовательных теориях, именно учитель создает атмосферу погружения в знания. Именно учителю необходимо в первую очередь создать качественную среду овладения новыми знаниями.
Необходимость, актуальность данной статьи в свете любых начинаний, особенно продуманных и опробованных – это жесткое требование времени. И поддержка этих идей, путей решения вопросов современного образовательного процесса не вызывает сомнений.
Школьная Лига РОСНАНО – это не дань моде реформ, а своевременный шаг,
направленный на развитие системы образования в родном Отечестве.
Наша школа старается соответствовать вызовам времени: школа является городской проектной площадкой «Развитие универсальных учебных действий обучающихся в 5-7 классах средствами информационно-коммуникационных технологий»; ведет сотрудничество с одним из ведущих ВУЗов области Самарским Государственным Аэрокосмическим Университетом, с одним из крупнейших архивов страны: Российским Государственным Архивом Научно-Технической Документации (Самарский филиал); в этом учебном году для развития проекта РОБОТОТЕХНИКА приобретены соответствующие конструкторы и обновлено оборудование медиацентра.

Информация о пользователе.
25.05.2014 : 21.57

Спасибо огромное за интересную и содержательную статью.  Действительно, в последнее время подходы к обучению детей существенно изменяются. Лавинообразный рост информации ставит педаговов перед необходимостью коренным образом менять стиль и формы преподавания. Сегодня невозможно научить "на всю жизнь". Современные выпускники должны научиться самостоятельно "добывать знания", уметь работать с разными источникам информации, уметь её структурировать. В этом, безусловно, нам помогает междисциплинарный подход в обучении, формирование всех типов УУД. Ребята учатся работать в команде, проявлять лидерские качества, прислушиваться к мнению других, брать на себя ответственность за принятие решения.В нашем лицее эти задачи решаются через участие детей в проектной деятельности, начиная уже с начальной школы. Успешно работает научное общество младших школьников "Дети активного разума", научное общество старшеклассников. Ребята успешно (и с удовольствием) выступают на научно- практических конференциях разных уровней, получают навыки ведения исследовательской работы. Учителю в этой ситуации отводится роль наставника,  консультанта, союзника в достижении намеченной цели. Безусловно, возрастает значимость естественнонаучных дисциплин. Учащиеся классов этого профиля всегда активные участники многих экологических акций и проектов, имеющих большую социальную значимость. В качестве примера, могу привести проект по энергосбережению. Некоторые не очень успешные в других направлениях дети здесь "раскрываюся" и получают возможность себя проявить.