ноябрь, 2013 г. Андреева Н.А., Денисова Г.В., Лебедянцева Е.В. урок "Окружающий мир " 2 класс; тема "Вода и ее свойства" ( МАОУ многопрофильная гимназия № 13 города Пензы)

МАОУ многопрофильная гимназия № 13

г. Пенза

Конспект разработали и провели по нему урок учителя начальных классов Андреева Н.А., Денисова Г.В., Лебедянцева Е.В.

 

          Деятельностный подход- это организация учебного процесса, в котором  ученик,        получая знания не в готовом виде, а добывает  их сам в активной разносторонней познавательной деятельности, осознает при этом содержание и формы своей учебной

деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их

совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его

общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Причем познавательная деятельность ученика максимально самостоятельна и носит исследовательский характер. Учитель помогает организовать «квази-исследование», постепенно уступая свое место наиболее «продвинутым» ученикам-организаторам и становится «невидимым дирижером» учебного процесса.

 

Тема: Вода и ее свойства .

Цель:       Выявление  свойства  воды  в  ходе  опытов  и  наблюдений.

Задачи:

1) повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни  на Земле.

2) продолжить обучение детей исследовательской деятельности:

 

            а) учить  проводить  опыты   

            б) фиксировать  результаты  опытов  и  наблюдений   как  пункты  плана  для  устного  сообщения.

 3) способствовать развитию  речи  и  развитию     самостоятельности мышления.            

 4) воспитывать  интерес  к  сотрудничеству  в  группе   и  познавательный   интерес  к  предмету.

Оборудование: учебник «Окружающий  мир» 2 класс, часть 1  (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов) стр. 52-58, правила  поведения  при  проведении  опытов, прозрачные стаканы, ложечки, песок сахарный и речной, поваренная соль, пипетки,  стеклышки,  Карта исследователя,  стакан с молоком, цветные картинки, эмблемы членов клуба.

Ход   заседания.

1 этап: организационный.

Учитель:

- Сегодня открываем  второе заседание   клуба  «Мы  и  окружающий  мир». Мы  уже знаем, что  члены клуба  работают в группах, т.к. каждая группа  самостоятельно проводит  эксперименты, опыты, делает свои выводы, и лишь после  обсуждении  всех групп,  делают вывод или подводят итог. А ведет заседание председатель клуба ФИ ребенка.

Председатель:

-Несмотря на то, что мы сегодня представляем научное сообщество, никто не откажется отгадать загадку, отгадка которой определит тему заседания.

Течет – течет – не вытечет,

Бежит – бежит – не выбежит. (вода)

-Тема нашего заседания: «Вода и ее свойства».

-Прочтите  задания  для групп на сегодня  (на карточках) – дается время на чтение и повторение задания.

               ЗАДАНИЕ

    1.Провести опыты и наблюдения

    2.Подготовить сообщение на тему «Как человек использует свойства воды»

 

2 этап: определение  цели  и  задач  урока.

Председатель:

-Определим  основную  цель  нашего  заседания.

Предположения детей

 (после  обсуждения):

-Узнать, какими свойствами обладает вода.

-Узнать, как свойства воды помогают человеку.

         -Составить  сообщение  на тему: «Как человек использует свойства воды»

Председатель:

- Для  достижения  цели  нужно   решить  несколько задач.  Определим  каких.

Предположения детей

 (после  обсуждения):

-Чтобы добиться цели, нужно:

1)Провести  опыты  и наблюдения.

 2)Составить  план  сообщения  по  результатам   опытов и  наблюдений.

  3)Представить  сообщение по  теме: «Свойства  воды». Эти задачи нам подсказало задание, с которым мы знакомились в начале работы.

 

3 этап: подготовительный.

3 а) повторение правил поведения при  проведении опытов

Председатель:

-Для  решения первой задачи  предлагаю  вспомнить   правила  поведения при проведении опытов: ( работа в группах)

Правила поведения

1) Необходимо бережно относиться ко всем приборам.

2) Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

      3 )Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником.

4) Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

5) Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только   с  разрешения учителя.

     6) После окончания работы необходимо привести рабочее место в порядок.

 

Учитель:

-Где вы можете найти подсказку   необходимую   для  проведения опытов? (учебник, стр.52-58)

-Как пользоваться материалом учебника?  (Сначала находим описание опыта в учебнике, внимательно читаем, планируем, проводим опыт и обсуждаем  результат  опыта.)

 

3 б)  уточнение знаний учащихся о значении воды для природы и жизни человека.

-Какой рассказ из Хрестоматии помог вам ответить на  вопрос: «Каково  значении воды для природы и жизни человека? («Похвальное слово воде»)

-Какой вывод вы сделали о значении воды в жизни живой природы?

 

4          этап: Изучение нового материала. Проведение опытов.

1.        Первый  опыт. 

Председатель:

- Рассмотрите, какое оборудование вам потребуется  для проведения первого опыта.  (3 стакана с водой, сахарный песок, соль, речной песок, ложечки)

- Как вы думаете, что произойдет, если в стане с водой размешать ложку сахара? Соли? Речного песка? Запишите свои предположения в карте исследователя. 

(Каждая  группа делает записи  в своей Карте. В каждой группе есть ученый секретарь, который  ведет все записи. )

 

Предположения детей

Таблица 1.

Что берем?

Что делаем?

Что получаем (предположительно?)

соль

Кладем в воду

Соль исчезнет

сахар

Кладем в воду

Он растворился

песок

Кладем в воду

Вода станет мутной.

Упадет на дно.

Останется на воде.

 

-Какие умозаключения сделаны?      (отвечают по Карте)     

-Проверьте свои предположения опытным путем.

-Руководители групп наметьте план выполнения опыта и  определите его исполнителей. (Проводится опыт)

Председатель:

      -Что заметили при проведении опыта?   

Предположения детей

-Мы, как и предполагали, соль растворилась. Соль исчезла, ее не стало видно, значит  растворилась.

-Сахар тоже растворился.

-Песок сделал воду непрозрачной. Песок опустился. Он закрыл дно.

Песок не растворился. А мы думали, что он останется на воде, а он  - в воде.

 Председатель:

-Что самое главное выяснили при  проведении первого опыта? 

Предположения детей

-Вода является растворителем: она растворяет сахар, соль. Они  становятся невидимыми. От песка вода становится мутной. Речной песок оседает на дно.  Вода его не растворяет.

- Сравните свои предположения с результатом опыта.

-Занесите  в Карту исследования результаты своих наблюдений

Таблица 2.

Что берем?

Что наблюдаем?

Поверенная соль

Растворилась

Сахарный песок

Растворился

Речной песок

Осел на дно

 

Председатель:

-Это  первое свойство воды, а значит,   мы можем записать 1-ый  пункт  плана  сообщения в карте.

Таблица  3.

План сообщения по теме «                                                                                                        .»

1

Вода растворяет соль и сахар

2

 

3

 

 

Учитель:

-Уважаемые исследователи, прошу вас помочь разобраться с удивительным происшествием. Вчера вечером я  помыла  свою тарелку и оставила её на столе. Тарелка была совершенно чистая. А утром обнаружила  на ней непонятные белые пятна. Тогда я снова её помыла  и снова оставила  на столе и вот опять. (демонстрирует тарелку)

Предположения детей

-Тарелку вы, конечно же, после помывки не  вытирали.

-Конечно,  не вытирала. Зачем? Капли чистой воды,  которые на ней были и так высохли.

-Может вода была грязная?  Вы не использовали «Ферри»? Может плохо смыли потом? Непонятно.

-А в чашке, была налита бутилированная вода для питья, я ее даже не споласкивала, но капли высохли, а никаких следов нет.  Почему это происходит?

Предположения детей

http://eksperimentiki.ru/plate.jpg-В бутыли специальная самая чистая вода, поэтому чашка чистая, а в кране, значит вода не совсем чистая, вот и пятна.

   Председатель:

    -Подведем итог.  Вода испарилась, а вот соли, не поваренная, бывают и другие  соли,  растворенные в этой воде,  остались в виде белых пятен. Водопроводная вода, прежде чем попасть к нам, прошла через почву, растворив в себе частички подземных минералов.

 В воде растворяются как полезные, так и вредные для растений и человека соли. Оказывается прозрачная водопроводная вода не так уж и чиста.

Учитель:

-Вот  почему в народе говорится: «Не всякая водица для питья  пригодится»

 А вот специальная вода для питья  не содержится солей. Именно поэтому мамы не разрешают вам  пить воду из-под крана, а только фильтрованную или отстоявшуюся, ту из которой улетучился опасное вещество – хлор.

Тем более, находясь на природе  нельзя пить воду из незнакомого источника, даже если вода кажется чистой и свежей.

Учитель:

-Кстати, На Сицилии можно найти самую опасную воду. Она собирается в озере, на дне которого бьют два источника серной кислоты.

 

 

Самые интересные факты о воде, Земле и человекеСамые интересные факты о воде, Земле и человеке -Горючей водой может похвастаться Азербайджан. Достаточно поднести к воде спичку,  и она загорится синим пламенем

 

 -А как же человек  использует такое свойство воды, как – растворитель?

 

  Предположения детей

-Мы пьем чай, завариваем воду. А хочешь кофе, можно растворить в воде кофе.

-Я люблю соленые помидоры. Мама растворяет в воде соль, кладет укроп, лук для запаха и кладет помидоры. Они в этом растворе солятся.

-Когда стираем, в воду кладем порошок. Стираем не порошком, а водой с порошком.

Учитель:

- А вы больше любите пить лимонад или воду? Почему?

Предположения детей

-Лимонад вкусный.

-Я «Колу»  люблю, она  приятно пахнет.

- А мне нравится, как пузырьки из стакана выскакивают.

-А «Тархун» зеленый. Интересно его пить.

Учитель:

-По вашим высказываниям я поняла, что с большим удовольствием вы пьете что-то вкусное, красиво-цветное, приятно-ароматное. Значит, по вашему выходит , что у воды нет таких признаков. А это еще одно свойство, которое использует человек.  Зафиксируйте его в своей карте.

Таблица  3.

План сообщения по теме «                                                                                                        .»

1

Вода растворяет соль и сахар

2

Вода не имеет вкуса, цвета, запаха

3

 

 

Учитель:

-А сможете ли вы узнать,  о чем так красиво сказал Антуан де Сент-Экзюпери:

«…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.» (о воде)

-Что помогло вам найти ответ? (перечислены некоторые свойства)

-Какие свойства воды вы записали?

2)Второй опыт.

Председатель:

-А вы можете назвать предметы, кроме воды, которые не имеют цвета?

Предположения детей

-Стекло?

-Лед.

-Бутылка.

Председатель:

-А стеклянный стакан прозрачный?

- Поставьте стакан с водой на цветную картинку. Видна ли она через воду?

Предположения детей

-Вода прозрачна. Через нее все видно. Вода как-то увеличила картинку.

-Сделайте тоже самое, но возьмите стакан с молоком. Какой вывод сделаете? Зафиксируйте ответ в Карте.

Таблица  3.

План сообщения по теме «                                                                                                        .»

1

Вода растворяет соль и сахар

2

Вода не имеет вкуса, цвета, запаха

3

Вода прозрачна

 

2)Третий  опыт.

Председатель:

-Рассмотрите набор предметов, которые помогут вам выполнить следующий опыт. (пипетка, стеклышко.)

- Внимательно прочтите описание опыта в учебнике. Проведите его. Оформите в Карте свои выводы. (дети работают в группах)

   Председатель:

 -Подведем итог.  Каким свойством обладает вода и как человек использует его?

(выступление групп, фиксация результатов в Карте)

Таблица  3.

План сообщения по теме «                                                                                                        .»

1

Вода растворяет соль и сахар

2

Вода не имеет вкуса, цвета, запаха

3

Вода прозрачна

4

Вода не имеет формы. Свойство текучести.

 

3) Наблюдение.

Председатель:

-Какие свойства воды  мы уже  выяснили?  

- А  следующие свойства  помогут  определить ваши  наблюдения.

Но пока я протру доску влажной тряпкой, чтобы убрать лишние записи.

- Вода - это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что  для нас значит. А ведь вода- это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать.

За год человек выпивает около 750 литров воды, это примерно 75 ведер. Потеря организмом жидкости зачастую оказывается более опасной, чем недостаток продуктов питания. Без воды, особенно в жарких регионах планеты, человек может прожить не больше недели, без пищи - гораздо дольше. 

-А что же произошло с доской? Куда делась вода?

Предположения детей

-Доска высохла. Влага исчезла.

Председатель:

-Вода испарилась.

-Что такое испарилась? (превратилась в пар – газообразное состояние, крохотные капельки, которые мы не видим)

-Подумайте над вопросом: как человек использует в быту знания о том, что вода испаряется?

Предположения детей

-Когда белье постирают, его вешают сушить, и оно становится сухим. Летом жарко, наши соседи поливают асфальт, а он  высыхает.

-Выделим очередной пункт плана сообщения о воде.

Таблица  3.

План сообщения по теме «                                                                                                        .»

1

Вода растворяет соль и сахар

2

Вода не имеет вкуса, цвета, запаха

3

Вода прозрачна

4

Вода не имеет формы. Свойство текучести.

5

Вода испаряется.

 

 

5          этап: Обсуждение полученной информации.

Председатель:

      - В  каждой  группе был составлен план.  Секретари его озвучат.

1)Вода – растворитель.

2)Вода  прозрачна.

3)Вода  бесцветна.

4)Чистая  вода  не имеет запаха.

5) Чистая  вода  не имеет вкуса.

7)Обладает свойством текучести.

8)Вода испаряется.

 

6 этап: Представление  сообщения  на  тему «Свойства  воды»

Председатель:

-Уважаемые члены клуба!  Предложите форму представления  сообщения.

(Дети  предлагают рассказывать  по  цепочке.  Участники  групп  рассказывают  о  свойствах  воды.)

7 этап: Итог  заседания.

Учитель:

-Достигнута ли  цель  нашего  заседания? Ваши доказательства.

Дети:В ходе опытов и  наблюдений мы  определили  свойства воды . Представили  сообщение на  тему «Свойства воздуха»

Учитель:

 -   Ребята, вы проделали опыты, узнали о свойствах воды. Уверена, что вы с легкостью ответите на мои вопросы.


Я читаю вопрос, а вы даете ответ.
Кто ответить мне сумеет, 
Форму ли вода имеет?
(нет)
Знает Маша, Витя, Света, что вода всегда... 
(бесцветна)
Бабушка пирог печет,
Запах от него течет,
Как разрежем апельсин
-Слюнки льются - нету сил,
А когда водичка льется, 
В носу запах остается?
(нет)
Поиграли мы в песке,

Ручки вымыли в реке,

Вдруг себя в ней увидали,

Это свойство вы узнали?
(вода прозрачна)
Соль в стаканчик положили 
И ее мы растворили, 
Если сахар опустить, 
Что мы можем получить?
(вода — растворитель)
Пластинку ровную возьмем 
И на нее воды нальем, 
Прошу я вас ответить, 
Что вы могли заметить?
(текуча)

 

Вариант подведения итога:

Критический опрос (3 сек. на ответ).

- Цвет воды серый?

- Чистая вода имеет запах?

- Вода никогда не загрязняется?

- Вода на холоде начинает таять?

- Можно ли воду положить на стол?

- Можно ли воду удержать в руках?

- На карте и глобусе голубым цветом обозначена суша?

Учитель:Предлагаю  оценить  работу  членов  клуба.

 Рефлексивную карту заполняют каждый член клуба, если класс готов, то каждого члена клуба по всем критериям оценивают и другие  дети коллективно

Рефлексивная карта.

Сегодня на уроке я:

·         работал с текстом

·         анализировал материал

·         сравнивал, делал выводы

·         заполнял таблицу

·         участвовал в экспериментах.

Варианты оценивания: 5-бальная система; вербальная оценка: хорошо, удовлетворительно, отлично;знаковая:+,-,0 и т. д.

 

8этап: Домашнее задание

Используя полученные знания,  объясните предложенную ситуацию:

Два осла шли с кладью по дороге. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Другой шел весело и легко. Вскоре пришлось им переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он, то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

Что должен был нести второй осел, чтобы с его грузом произошло то же самое? (например, сахар)

ВложениеРазмер
img_4913.jpg1.41 МБ
img_4914.jpg1.4 МБ
img_4915.jpg1.37 МБ
img_4916.jpg1.4 МБ
img_4917.jpg1.37 МБ
img_4918.jpg1.34 МБ
img_4919.jpg1.46 МБ
img_4920.jpg1.45 МБ
img_4921.jpg1.4 МБ
img_4922.jpg1.41 МБ
img_4924.jpg1.48 МБ
img_4926.jpg1.46 МБ
img_4927.jpg1.53 МБ
img_4928.jpg1.36 МБ
img_4929.jpg1.38 МБ