Отчет о деятельности лаборатории "Учебные исследования в подростковой и старшей школе"
Отчет о деятельности лаборатории
«Учебные исследования в подростковой и старшей школе»
Лаборатория «Учебные исследования в подростковой и старшей школе» является проектно-исследовательской.
Решаемые задачи:
- разработка и апробация различных способов организации учебных исследований в подростковой и старшей школе на материале физики, химии, биологии, географии и математики, информатики, технологии;
– выявление характерных особенностей учебного исследования и научного исследования, исследовательской задачи, исследовательского задания.
Этот год работы выявил ряд обстоятельств, затрудняющих организацию учебно-исследовательской деятельности в ходе учебного процесса.
Среди причин – отсутствие различений между учебной исследовательской деятельностью и исследовательской. Представление о том, что учебно-исследовательская деятельность это есть синоним исследовательской деятельности, организовать которую невозможно по причине отсутствия соответствующих способов и средств у учащихся затрудняет ее организацию.
Одновременно с этим очевиден дефицит методических средств в плане организации именно учебно-исследовательской деятельности и именно на уроках.
Другой момент – акцент на организацию исследовательской работы с отдельными учащимися. Ибо именно этот показатель является существенным при внешней оценке деятельности педагога в подростковой и старшей школе.
Третий момент – отсутствие (в том числе и в стандартах) выделения специфики учебной исследовательской деятельности на разных этапах школьного обучения. А ведь принцип возрастного подхода при организации учебного процесса заявлен в стандартах как существенный.
Обозначение данной проблематики является, в том числе, и результатом деятельности лаборатории. И одновременно с этим – направлением ее дальнейшей деятельности.
При этом хотелось бы обратить внимание на работу Е.Ю. Носовой (г. Тольятти, гимназия 77), которая представлена на странице лаборатории и в которой задан прецедент работы по организации учебно-исследовательской деятельности по возрастам на предметном материале учебной дисциплины во время урочной деятельности. Последний момент особенно важен.
Говоря о других результатах работы лаборатории необходимо отметить следующее.
В ходе работы лаборатории, в том числе – благодаря размещенным на странице лаборатории материалам, получилось различить и отличить базовые понятия, касающиеся учебно-исследовательской деятельности школьников. Данные различения представлены в сборнике материалов «Учебные исследования. Из методического опыта Школьной Лиги» по результатам года работы лаборатории.
В ходе работы лаборатории было разработано техническое задание на виды деятельности в логике организации учебно-исследовательской деятельности, подготовлены отдельные методические материалы к техническому заданию.
Лаборатория «Учебные исследования в подростковой и старшей школе» была запущена в январе 2013 года. Ее работа пока не поддержана дистанционными курсами повышения квалификации и очными стажировками.
Без такой поддержки видно, что режим «чистого дистанта» оказывается недостаточно эффективным.
В связи с этим планируется подготовить и запустить дистанционный курс повышения квалификации «Учебно-исследовательская деятельность в подростковой и старшей школе» и провести в марте-апреле 2014 года очную стажировку в г. Санкт-Петербурге для педагогов и руководителей МО школ, занимающихся организацией учебно-исследовательской деятельности в школе, в первую очередь, во время урочной деятельности.
По итогам годовой работы подготовлен сборник описаний учебных занятий и отдельных исследовательских работ учащихся «Учебные исследования. Из методического опыта Школьной Лиги»
Ниже представлены фамилии авторов, чьи работы вошли в состав сборника:
Новиков С., Коряжкина С.А., г. Новосибирск, гимназия №3 в Академгородке
Носова Е.Ю., г. Тольятти, гимназия 77
Петров А., Драгунова О.В., г. Пенза, гимназия № 13
Шадрова О.И., г. Москва, гимназия № 1583
Фрейдман А.Л., г. Железногорск, Красноярский край, КГОАУ «Школа Космонавтики»
Руководитель лаборатории
канд. психол. наук, доцент, эксперт программы
«Школьная лига РОСНАНО» А.Н. Юшков
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_laboratorii_uchebnye_issledovaniya.docx | 18.55 КБ |
- Войдите на сайт для отправки комментариев