Отчёт о деятельности лаборатории "Краеведение, история и социология науки и технологий"

Отчёт о деятельности

сетевой лаборатории Школьной лиги

«Краеведение, история и социология науки и технологий»

 

Сетевая лаборатория «Краеведение, история и социология науки и технологий» фактически существует с марта 2013 года. Она создана как методический ресурс и площадка для консультирования по подготовке и представлению результатов ежегоднойНедели краеведения, истории и социологии науки и технологий (конец сентября – начало октября) как одного из основных для школ-участниц и школ-партнеров сетевых мероприятий Календарного плана Школьной Лиги.

Основным установочным и информационным документом Лаборатории является «техническое задание» для всех участников лаборатории, т.е. тех, кто зарегистрировался таковым на портале и на веб-странице лаборатории. На данный момент в лаборатории зарегистрированы82 участника.

«Техническое задание» - это методическая и операционная карта, помогающая сориентироваться в подготовке и представлению результатов Недели краеведения, истории и социологии науки и технологий (НеКИСНиТ).

Для представления материалов по выполнению «технического задания» участниками на веб-странице Лаборатории предусмотрен раздел «Прикрепленные материалы» с возможностью их комментирования.

На данное время в этом разделе представлены около 10 методических материалов, представленных научными экспертами, консультантами и педагогами школ Лиги и порядка 40 материалов, присланных участниками лаборатории от школ.

За год деятельности Лаборатории ее основными мероприятиями стали:

1.      Публикация руководителем лаборатории ТЗ участникам и методических ориентиров, рекомендаций по проведению Недели краеведения, истории и социологии науки и технологий.

2.      Издание и публикация на портале Лиги методического пособия для учителей и рабочей тетради для школьников «Диалогика стилей в науке. Химия». Там представлены материалы по изучению истории химии в 8-10 классах.

3.      Издание третьего выпуска дидактической игры «Детективные агентства. Русские изобретатели» и апробирование ее на летней школе «Наноград-2013», а также в некоторых школах Лиги.

4.      Представления некоторыми участниками планов и отчетов о проведении Неделикраеведения, истории и социологии науки и технологий путем размещения их в разделе «Прикрепленные материалы».

5.      По результатам проведенных мероприятий Недели подготовка к изданию сборника «Краеведение, история и социология науки и технологий в школьном образовании. Из методического опыта Школьной Лиги».

Поскольку тематическая Неделя была запланирована на конец сентября – начало октября, то фактическая активность Лаборатории стала проявляться лишь в мае 2013. Но эта активность была слабой, поскольку на появляющиеся методические рекомендации и ресурсы не было большой реакции участников на веб-странице лаборатории. Ну, а поскольку не было вопросов и комментариев, то не возникло и коммуникации.

А ведь порой многие материалы, что присылают участники, не соответствуют «техническому заданию» по содержанию, что свидетельствует о том, что они присланы авторами без предварительного знакомства с текстом ТЗ и с теми методическими ресурсами, что представлены в Лаборатории. После размещения материалов на веб-странице участники затем, как правило, не особо реагировали на вопросы и замечания руководителя лаборатории даваемых в комментариях или во внутренней переписке. А это вопросы и замечания были важны, поскольку касались содержательно-методической корректировки материалов, поскольку методического компендиума, к которому можно было бы обратиться участникам за готовыми ответами, по этому тематическому направлению еще не создано в России, а если где-то он и создан, то не получил широкого распространения. Почему участники, присылая материал, затем не заботятся о его дальнейшей судьбе, не стремятся его усовершенствовать, чтобы добиться большей методической эффективности мероприятий, планируемых на Неделюкраеведения, истории и социологии науки и технологий?

Во-первых, представляется, что стимулы по решению повседневных школьных забот и проблем значительно превышают стимулы по выполнению в школах основных мероприятий Календарного плана Лиги, в том числе и Недели краеведения, истории и социологии науки и технологийи соответствующего обращения к Лаборатории.

Во-вторых, у большинства учителей нет интереса к самостоятельному повышению квалификации в освоении методик, связанных с краеведением, историей и социологией науки и технологий.

В-третьих, возможно, в школах организационно не созданы межпредметные методические объединения учителей, которые бы взялись за  подготовку и проведение Недели краеведения, истории и социологии науки и технологийв школе и, соответственно, у которых могла бы возникнуть потребность обращаться за консультативной помощью к коллегам и руководителю Лаборатории.

В-четвертых, имеется дефицит очного мотивирования педагогов через методические семинары по краеведению, истории и социологии науки и технологий. Опыт показывает, что такое мотивирование через семинары оказывается более эффективным, нежели без оного, т.е., если ограничиваться только «потугами» заочного, дистанционного общения через интернет-лаборатории, к которому есть некоторые предубеждения и отсутствие должных навыков повседневного рабочего использования.

В-пятых, деятельность самой Лаборатории слабо ритмизирована, т.е., например, отсутствуют обязательные ежемесячные «сетевые совещания, планерки», где участники могли бы в течение дня  в «вопрос-ответной» форме общаться как с руководителем лаборатории, так и с коллегами; например, такая «планерка» могла бы быть встроена в годовой план работы каждого  административного совета школы-участницы Лиги.

В целом же прошедшиеполгода работы Лаборатории был результативными в том плане, что обозначили основные методические векторы и выявили школьные тенденции в реализации такого основного направления деятельности школьной Лиги, как краеведение, история и социология науки и технологий.

 

руководитель лаборатории

Валерий Юрьевич Пузыревский

кандидат философских наук 

ВложениеРазмер
otchet_o_lab_kraeved.docx20.13 КБ