Отчёт о деятельности лаборатории "Межпредметная учебная интеграция"

Отчёт о деятельности

сетевой лаборатории Школьной лиги

«Межпредметная учебная интеграция»

 

В обновленном виде сетевая лаборатория «Межпредметная учебная интеграция» фактически существует с января 2013 года. Она создана как методический ресурс и площадка для консультирования по подготовке и представлению результатов ежегодных апрельских Дней межпредметной интеграции как одного из основных для школ-участниц и школ-партнеров сетевых мероприятий Календарного плана Школьной Лиги.

Основным установочным и информационным документом Лаборатории является «техническое задание» для всех участников лаборатории, т.е. тех, кто зарегистрировался таковым на портале и на веб-странице лаборатории. На данный момент в лаборатории зарегистрированы 93 участника.

«Техническое задание» - это методическая и операционная карта, помогающая сориентироваться в подготовке и представлению результатов Дней межпредметной интеграции в школах Лиги.

Для представления материалов по выполнению «технического задания» участниками на веб-странице Лаборатории предусмотрен раздел «Прикрепленные материалы» с возможностью их комментирования.

На данное время в этом разделе представлены около 10 методических материалов, представленных научными экспертами и консультантами Лиги и порядка 15 материалов, присланных участниками лаборатории от школ.

За год деятельности Лаборатории ее основными мероприятиями стали:

1.      Публикация руководителем лаборатории ТЗ участникам и методических ориентиров, рекомендаций по проведению Дней межпредметной интеграции в школах.

2.      «Круглый стол»в Санкт-Петербурге, посвященный опыту реализации в школах Лиги различных форм межпредметной учебной интеграции.

3.      Представления некоторыми участниками методических материалов по теме лаборатории путем размещения их в разделе «Прикрепленные материалы».

4.      Размещение на YouTubeвидеороликов «О межпредметной интеграции в школе. Ч.1. и Ч.2. Выступления на конференции директоров школ Лиги 16 мая 2013».

5.      Двухдневный методический семинар для учителей по межпредметным интегративным «погружениям» в Учительской Академии в лагере ТинГрад-2013 в г. Пенза.

6.      Подготовка к изданию сборника «Межпредметная учебная интеграция в школе. Из методического опыта Школьной Лиги».

Год работы Лаборатории показал, что «техническое задание» по рекомендуемому содержанию и срокам подготовки и представлению результатов Дней межпредметной интеграции практически никем из зарегистрированных участников в полной мере (хотя бы на 50%) не выполняется. Более того, мало-мальскую активность проявляют лишь порядка 8% от зарегистрированных. Из них и того меньше реагируют на запросы и обращения руководителя лаборатории по активизации деятельности участников. Порой те немногочисленные материалы, что присылают участники не соответствуют «техническому заданию» по содержанию, что свидетельствует о том, что они присланы авторами без предварительного знакомства с текстом ТЗ и с теми методическими ресурсами, что представлены в Лаборатории. На вопросы и замечания руководителя либо во внутренней переписке портала, либо в комментариях авторы, как правило, не отвечают. То есть обратная связь практически отсутствует по непонятным причинам.

Казалось бы, установленные сроки и даты должны организационно держать руки участников на пульсе деятельности интернет-лаборатории. Но этого не происходит. Почему?

Во-первых, представляется, что стимулы по решению повседневных школьных забот и проблем значительно превышают стимулы по выполнению в школах основных мероприятий Календарного плана Лиги, в том числе и Дней межпредметной интеграции и соответствующего обращения к Лаборатории.

Во-вторых, у большинства учителей нет интереса к самостоятельному повышению квалификации в освоении методик, связанных с межпредметной учебной интеграцией в школе.

В-третьих, возможно, в школах организационно не созданы межпредметные методические объединения учителей, которые бы взялись за  подготовку и проведение Дней интеграции в школе и, соответственно, у которых могла бы возникнуть потребность обращаться за консультативной помощью к коллегам и руководителю Лаборатории.

В-четвертых, имеется дефицит очного мотивирования педагогов через методические семинары по межпредметной интеграции. Опыт показывает, что такое мотивирование через семинары оказывается более эффективным, нежели без оного, т.е., если ограничиваться только «потугами» заочного, дистанционного общения через интернет-лаборатории, к которому есть некоторые предубеждения и отсутствие должных навыков повседневного рабочего использования.

В-пятых, деятельность самой Лаборатории слабо ритмизирована, т.е., например, отсутствуют обязательные ежемесячные «сетевые совещания, планерки», где участники могли бы в течение дня  в «вопрос-ответной» форме общаться как с руководителем лаборатории, так и с коллегами; например, такая «планерка» могла бы быть встроена в годовой план работы каждого  административного совета школы-участницы Лиги.

В целом же прошедший год работы Лаборатории был результативным в том плане, что обозначил основные методические векторы и выявил школьные тенденции в реализации такого основного направления деятельности школьной Лиги, как межпредметная учебная интеграция.

 

руководитель лаборатории

Валерий Юрьевич Пузыревский

кандидат философских наук

 

ВложениеРазмер
otchet_o_lab_mezhpr_integr.docx18.65 КБ