Исследовательская деятельность школьников.

 

 

Каждый учитель нашей школы знает, что учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его ввести, а тогда, когда они сумеют подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Ученики должны увидеть в учебных заданиях нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. А учитель при этом ставит перед классом (и перед собой!) проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании отнюдь не только ради упражнения, но и ради поисков истины. Только тогда, когда ученик ведет самостоятельный поиск и делает – пусть и маленькие – открытия, любой урок становится для него не только учебным предметом, но уроком жизни.

Особенностью нашей школы являются научно-исследовательские лаборатории учащихся, руководят которыми не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, производственники. В данном случае речь идет не о применении исследовательского метода на уроках и других формах классных занятий, а о научно-исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса учебного заведения. Контингент учащихся (а поступившие к нам проходят так называемую “отборочную школу”) изначально позволяет ориентировать работу в лабораториях (сегодня их в школе 20) на подготовку ребят к продолжению исследовательской деятельности в вузе, на формирование социально активной жизненной позиции.

 

Помимо посещения общеобразовательных занятий (школа-интернат обеспечивает завершение среднего – полного - образования наряду с углубленной подготовкой по профилирующим предметам), от 4 до 6 часов в неделю ребята проводят в лабораториях, где занимаются самостоятельными научными исследованиями. О полезности и практичности исследовательской и творческой деятельности говорят уже сами названия работ: “Улучшение характеристик полиэтилена радиационной обработкой”, “Космическое зондирование Земли”, “Международные e-mail-проекты”, “Положительное влияние малых доз радиации на здоровье человека”, “Развитие методов радонотерапии в медицине”, “Исследование влияния геомагнитных возмущений на космические аппараты”, “Влияние радиационной обработки семян на повышение их всхожести”, “Обработка и использование минералов в промышленности, науке и быту”, “Экологический мониторинг окрестностей Красноярского моря” и т.п.