2013-11, урок окружающего мира, Гармония, 3, Истрашкина Людмила Васильевна, МБОУ СОШ с.Р.Камешкир
Урок окружающего мира
Тема урока:Почва и ее свойства
Класс: 3класс
УМК:«Гармония»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представление о почве, её образовании и составе.
Задачи:
· сформировать представление о почве и ее образовании, о составе;
· продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно - следственные связи между живой и неживой природой;
· делать выводы на основе проведенных опытов;
· воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
· прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы
Формируемые УУД:
· Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
· Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
· Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
· Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами
Оборудование: ИД доска, проектор, ноутбук, горелка, пробирки, земля, вода, спички, презентация
Литература:
· учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова,
· Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:
Основные понятия |
Почва – это верхний плодородный слой земли Гумус – перегной, смесь органических веществ Чернозём – богатая перегноем почва Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы – профессии
|
|||
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, карточки для практической работы Презентация, словари, интерактивная доска - ИД
|
|||
Организация пространства |
Учебный кабинет
|
|||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
УУД |
||||
I. Самоопределение к деятельности Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
|
Приветствие
Что вы уже знаете о формах земной поверхности? Чем они различаются? Как образуются овраги? Какие места для жизни облюбовал человек? Почему?
Предложения + стих. Вопросы: Почему одно и то же слово написано по-разному? |
Равнина, холм, гора, овраг
Чтение предложений и стиха, работа по их содержанию
|
Ответы на вопросы учителя
Почему одно и то же слово написано по-разному?
|
Познавательные:«Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам
|
II. Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
- Какой раздел мы изучаем? -Какие еще вещества мы изучали? - Что о них узнали? - Можно ли предположить, что почва это тоже вещество?
Вывод: значит …
- А для чего нам это нужно?
Цель и задачи
- Можем ли мы уже ответить на вопрос «Что такое почва?»
|
Путешествие в мир веществ Воздух, вода
Свойства и состав
Да, вещество, потому что …
… мы можем узнать состав почвы. Мы живем в селе, у каждого есть огород, нам просто необходимо знать, какая почва пригодна для выращивания растений, плодов.
1 гр. - работа с толковым словарем –2гр. – с учебником, 3гр. – пытаются сформулировать ответ самостоятельно |
Найти объяснение слова «Почва»
Почва – это верхний плодородный слой земли.
|
Познавательные:«Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам
Регулятивные:ставим цель и задачи
|
III. Постановка учебной задачи Цель: Формулирование темы урока |
-Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды) -А как они появляются в почве (родятся) Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие –
Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову
Вот это и есть главное, основное свойство почвы. Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу. Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него прожить можно, а без почвы нельзя. Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька…
|
Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие» |
Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей.
Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.
|
Познавательные:«Земля» - кормилица, матушка.
Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам |
IV. Открытие учащимися новых знаний Цель: Узнать, как образуется почва. |
- Всякая ли почва становится местом обитания растений, животных и человека? - А как же образуется почва? Видео – Уроки Кирилла и Мефодия, тема №3, урок 10
|
Работа в группах: Моделируем образование почвы: горная порода, вода, ветер, солнце, мхи, бактерии, лишайники, растения и животные. |
Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания.
Пытаются закрепить на основе картинок слайда: Горные породы разрушаются под действием Солнца, воды и ветра. При нагревании горные породы расширяются, а при охлаждении сжимаются. Эти процессы приводят к появлению трещин. Вода заполняет трещины в горной породе, увеличивая их. Ветер выдувает мелкие осколки породы, перенося их в другие места. Наносит мелкие частицы песка и глины, образуя участки, где смогут прижиться семена растений. Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местах поселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу по созданию почвы. |
Познавательные:Почему не всякая почва является местом обитания
Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам
Регулятивные:ставим цель и задачи
Личностные: умение работать в группе |
V. Практическая работа Цель: Дать возможность узнать о составе почвы
|
- А как узнать о составе почвы?
Работа в группах – опыты
Воздух, песок и глина
Продолжить узнавать состав почвы: · Уроки КиМ, тема №3, урок 4
· Снимем стекло, продолжим нагревать почву.
· Прокалённую почву высыпаем в воду, размешиваем. Даем немного отстояться, профильтруем и капнем немного воды на сухое стекло. Прогреем его над огнем.
Вывод
|
Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов
Что увидели на стекле? Вывод: в почве есть вода (Щ)
Что почувствовали? Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных (Щ)
Что произошло? Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей (Щ)
|
1гр: · Налей полстакана воды · Опусти туда комочек почвы · Понаблюдай, что происходит · Сделай вывод
2гр: · Налей полстакана воды · Опусти туда комочек почвы · Размешай ложечкой · Что произошло · Дай постоять раствору · Что осело на дне стакана? · Сделай вывод
3гр: · Рассмотри стаканы с почвой · Попробуй визуально определить, какая там почва · Сделай вывод: в каком стакане будет лучше расти цветок, почему?
|
Познавательные:состав почвы
Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод
Регулятивные:ставим цель и задачи, делаем выводы
Личностные: умение работать в группе, находить общее решение |
VІ. Рефлексия Цель: Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса
|
И так, коллективно, своим плодотворным трудом, мы смогли узнать о составе почвы. Уроки КиМ моделируем схему состава почвы, тема №3, урок 8
(ИД) – СТР.2 Давайте составим вопросы и заполним кроссворд – по 2 вопроса каждой группе, чтобы получить ключевое слово «плодородие» А почему человек селится в большей степени там, где почва более плодородна?
Значит, какие слова из стихотворения являются главными к теме сегодняшнего урока?
|
Выберите картинки, которые помогут составить схему образования почвы
Работа по составлению вопросов по ответам кроссворда |
почва, вода, чернозем, воздух, глина, песок
Вывод: земля – чтобы жить!
|
Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод
Регулятивные:ставим цель и задачи, делаем выводы
Личностные: умение работать в группе, находить общее решение |
VII. Д/з Цель: Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке
|
Спасибо за работу |
|
|
Познавательные:состав почвы
Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод
Регулятивные:ставим цель и задачи, делаем выводы
|
Комментарии
Урок продуман, интересен, динамичен, насыщен разными видами работ. Замечательная работа над многозначностью слова «земля». На уроке предполагаются различные формы работы: работа с учебником, фронтальная работа, ответы на вопросы, проведение опыта. Ученики делают выводы после обсуждения материала. Сами проводят опыты.
Возможно, не до конца установлены взаимосвязи: почва плодородна потому, что ... От чего зависит цвет почвы? Чем больше в почве глины (песка), тем медленнее (быстрее) она пропускает воду и т.д. Спасибо! Удачи вам!