2013-11, урок окружающего мира, Гармония, 3, Истрашкина Людмила Васильевна, МБОУ СОШ с.Р.Камешкир

Урок окружающего мира

 

 

Тема урока:Почва и ее свойства

 

Класс: 3класс

УМК:«Гармония»

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Цель: сформировать представление о почве, её образовании и составе.

 

Задачи:

·         сформировать представление о почве и ее образовании, о составе;

·         продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно - следственные связи между живой и неживой природой;

·         делать выводы на основе проведенных опытов;

·         воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;

·         прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы

 

Формируемые УУД:

·         Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации

·         Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность

·         Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий

·         Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

 

Оборудование: ИД доска, проектор, ноутбук, горелка, пробирки, земля, вода, спички, презентация

Литература:

·         учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова, 

·         Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова

                                                          ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:

 

 

Основные понятия

Почва – это верхний плодородный слой земли

Гумус – перегной, смесь органических веществ

Чернозём – богатая перегноем почва

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами

Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы – профессии

 

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 

Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, карточки для практической работы

Презентация, словари, интерактивная доска - ИД

 

Организация пространства

Учебный кабинет

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

 

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

 

 

 Приветствие

 

Что вы уже знаете о формах земной поверхности?

Чем они различаются?

Как образуются овраги? Какие места для жизни облюбовал человек? Почему?

 

Предложения + стих.

Вопросы:

Почему одно и то же слово написано по-разному?

 

 

 

Равнина, холм, гора, овраг

 

 

 

 

 

 

 

Чтение предложений и стиха, работа по их содержанию

 

 

 

Ответы на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему одно и то же слово написано по-разному?

 

Познавательные:«Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
«земля» - слой почвы.

 

Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

 

II. Актуализация знаний

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Какой раздел мы изучаем?

-Какие еще вещества мы изучали?

- Что о них узнали?

- Можно ли предположить, что почва это тоже вещество?

 

Вывод: значит …

 

- А для чего нам это нужно?

 

 

 

 

 

Цель и задачи

 

- Можем ли мы уже ответить на вопрос «Что такое почва?»

 

 

 

 

Путешествие в мир веществ

Воздух, вода

 

Свойства и состав

 

Да, вещество, потому что …

 

… мы можем узнать состав почвы.

Мы живем в селе, у каждого есть огород, нам просто необходимо знать, какая почва пригодна для выращивания растений, плодов.

 

1 гр. - работа с толковым словарем –2гр. – с учебником,

3гр. – пытаются сформулировать ответ самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найти объяснение слова «Почва»

 

 

 

 

Почва – это верхний плодородный слой земли.

 

Познавательные:«Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
«
земля» - слой почвы.

 

Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

 

Регулятивные:ставим цель и задачи

 

III. Постановка учебной задачи

Цель:

Формулирование темы урока

-Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды)

-А как они появляются в почве (родятся)

Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие –

 

Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову

 

Вот это и есть главное, основное свойство почвы.

Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу. Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него  прожить можно, а без почвы нельзя.

Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»

Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.

 

Познавательные:«Земля» - кормилица, матушка.

 

Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам

IV. Открытие учащимися новых знаний

Цель:

Узнать, как образуется почва.

- Всякая ли почва становится местом обитания растений, животных и человека?

- А как же образуется почва?

Видео – Уроки Кирилла и Мефодия, тема №3, урок 10

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах:

Моделируем образование почвы:

горная порода, вода, ветер, солнце, мхи, бактерии, лишайники, растения и животные.

Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания.

 

Пытаются закрепить на основе картинок слайда:

Горные породы разрушаются под действием Солнца, воды и ветра. При нагревании горные породы расширяются, а при охлаждении сжимаются. Эти процессы приводят к появлению трещин. Вода заполняет трещины в горной породе, увеличивая их.

Ветер выдувает мелкие осколки породы, перенося их в другие места. Наносит мелкие частицы песка и глины, образуя

участки, где смогут прижиться семена растений. Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местах поселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу

по созданию почвы.

Познавательные:Почему не всякая почва является местом обитания

 

Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

 

Регулятивные:ставим цель и задачи

 

 

Личностные: умение работать в группе

V. Практическая работа

Цель:

Дать возможность узнать о составе почвы

 

 

- А как узнать о составе почвы?

 

Работа в группах – опыты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздух, песок и глина

 

 

 

 

 

 

 

Продолжить узнавать состав почвы:

·         Уроки КиМ, тема №3, урок 4

 

·         Снимем стекло, продолжим нагревать почву.

 

 

·         Прокалённую почву высыпаем в воду, размешиваем. Даем немного отстояться, профильтруем  и капнем немного воды на сухое стекло. Прогреем его над огнем.

 

Вывод

 

Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что увидели на стекле?

Вывод: в почве есть вода (Щ)

 

Что почувствовали?

Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных (Щ)

 

 

 

 

 

Что произошло?

Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей (Щ)

 

 

 

1гр:

·         Налей полстакана воды

·         Опусти туда комочек почвы

·         Понаблюдай, что происходит

·         Сделай вывод

 

2гр:

·         Налей полстакана воды

·         Опусти туда комочек почвы

·         Размешай ложечкой

·         Что произошло

·         Дай постоять раствору

·         Что осело на дне стакана?

·         Сделай вывод

 

3гр:

·         Рассмотри стаканы с почвой

·         Попробуй визуально определить, какая там почва

·         Сделай вывод: в каком стакане будет лучше расти цветок, почему?

 

 

 

 

 

Познавательные:состав почвы

 

Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод

 

Регулятивные:ставим цель и задачи, делаем выводы

 

Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

VІ. Рефлексия

Цель:

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы  и всего класса

 

И так, коллективно, своим плодотворным трудом,  мы смогли узнать о составе почвы.

Уроки КиМ моделируем схему состава почвы, тема №3, урок 8

 

(ИД) – СТР.2

Давайте составим  вопросы и заполним кроссворд – по 2 вопроса каждой группе, чтобы получить ключевое слово «плодородие»

А почему человек селится в большей степени там, где почва более плодородна?

 

Значит, какие слова из стихотворения являются главными к теме сегодняшнего урока?

 

Выберите картинки, которые помогут составить схему образования почвы

 

 

 

 

 

 

Работа по составлению вопросов по ответам кроссворда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почва, вода, чернозем, воздух, глина, песок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: земля – чтобы жить!

 

Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод

 

Регулятивные:ставим цель и задачи, делаем выводы

 

Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

VII. Д/з

Цель:

Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке

 

 

 

 

 

Спасибо за работу

 

 

 

Познавательные:состав почвы

 

Коммуникативные:побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод

 

Регулятивные:ставим цель и задачи, делаем выводы

 

 

Комментарии

Информация о пользователе.
30.01.2015 : 00.04

Урок продуман, интересен, динамичен, насыщен разными видами работ. Замечательная работа над многозначностью слова «земля». На уроке предполагаются различные формы работы: работа с учебником, фронтальная работа, ответы на вопросы, проведение опыта. Ученики делают выводы после обсуждения материала. Сами проводят опыты.
Возможно, не до конца установлены взаимосвязи: почва плодородна потому, что ... От чего зависит цвет почвы? Чем больше в почве глины (песка), тем медленнее (быстрее) она пропускает воду и т.д. Спасибо! Удачи вам!