подпрограмма

Школа на ладони

«Школа на ладони» представляет собой электронную (цифровую) образовательную среду для основного и дополнительного образования детей и педагогов, являющуюся составной частью платформы «Цифровой Наноград». «Школа на ладони» преемственна по содержанию со средой, разработанной на предыдущем периоде реализации Программы

Весь образовательный контент «Школы на ладони» ориентирован на развитие навыков проектной и исследовательской деятельности, в первую очередь в области естествознания и технологий, а также так называемых «гибких навыков», и может иметь продолжение в школьных форматах дополнительного образования. Для интеграции данного контента в школьные форматы дополнительного образования он строится (и оставивается) миникурсами.

Миникурсы «Школы на ладони»

Образовательные миникурсы «Школы на ладони» имеют логическую взаимоувязку и создают условия для поэтапного освоения каждым школьником проектной, исследовательской культуры, осуществления первичных профессиональных проб, освоения элементов «новой грамотности», развития навыков самообразования и самоорганизации.

Миникурсы «Школы на ладони» разрабатываются и реализуются циклически (цикл соответствует стандартному учебному году с сентября по май) и представляются сообществу Программы в мае на следующий учебный год в форме целостной программы для реализации во внеурочной деятельности или дополнительном образовании на базе общеобразовательной организации.  

Миникурсы разрабатывается по следующей схеме (указано число, реализуемых ежегодно):

Класс

«Исследование»

«Проект»

Грамотность»

«Профпробы»

«Я-Сам»

1-2

1

1

1

1

1

3-4

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

6-10

5

5

5

5

5

Всего

8

8

8

8

8

 

Для 1-2 классов, 3-4 классов, далее для каждой параллели до 10 класса будет предложено не менее 5-ти миникурсов, направленных на развитие исследовательской, проектной культуры, становление функциональной грамотности, профориентацию, самопознание и самообразование.

К сентябрю 2021 года будет изготовлено не менее 40 миникурсов для учащихся, каждый последующий год программа будет обновляться наполовину, таким образом, за 3 года реализации будут разработаны и размещены на Платформе «Цифровой Наноград» не менее 80 миникурсов трудоемкостью от 8 до 16 часов.

«STA-студия»

На данном этапе Программы предполагается, что на базе любой образовательной организации, участвующей в Программе, усилиями педагогов и учащихся может быть создана так называемая «STA-студия» (специальное место, пространство, кружок, факультатив, программа) с использованием учебно-методического комплекта «STA-студия», т.е учебное оборудование и методические рекомендации по его использованию в конкретных учебных ситуациях (УМК «STA-студии»). УМК «STA-студии выполняет также роль стимульного и стимулирующего материала для развития других направлений Программы. На базе STA-студий также развиваются и реализуются школьные программы по модели «Нанограда», включая кейс-турнир школьных команд.

С 2021 по 2023 годы дополнительно планируется подготовить и произвести не менее 20 УМК для STA-студии.

В рамках деятельности STA-студии создается и развивается объединение детей и педагогов, добровольно участвующих в реализации Программы на базе образовательного учреждения, ведущих проектную, исследовательскую и популяризаторскую деятельность в области естественных наук и высоких технологий, в том числе нанотехнологий, в кружковом формате и тем самым способствующих изменению методов и технологий преподавания естественных наук в общем и дополнительном образовании детей в эпоху высоких технологий.

В феврале ежегодно проводится сетевое событие – «Фестиваль STA-студий», в ходе которого STA-студии демонстрируют свои достижения, проводят дни открытых дверей, обмениваются опытом и участвуют в конкурсах.

Фестиваль STA-студий

Информация ожидается...

Сетевая «R&D» лаборатория

Одним из основных инновационных направлений деятельности в рамках подпрограммы «Школа на ладони» на период 2021-2023 года станет разработка и апробация на базе организаций ФОС ШЛР образовательных модулей проектной и исследовательской направленности для интеграции в учебные планы общеобразовательных программ основной общей школы (5-9 классы) по предметам естественно-научного блока: «физика», «химия», «биология». Всего в планах разработка 55 образовательных модулей следующих типов:

  • учебные модули исследовательской и проектной направленности на основе методологии «Больших идей» (минимальная учебная нагрузка обучающегося при обучении по каждому модулю – шесть академических часов) – 20 модулей;
  • учебно-исследовательские модули (минимальная учебная нагрузка обучающегося при работе с каждым заданием – два академических часа) – 20 заданий;
  • учебные модули исследовательской и проектной направленности междисциплинарного характера (минимальная учебная нагрузка обучающегося при обучении по каждому модулю – четыре академических часа) – 15 модулей.

Каждый образовательный модуль будет включать следующие структурные элементы:

  • рабочую программу модуля (объем, содержание, порядок изучения материалов модуля / учебно-исследовательского задания, способы контроля результатов изучения);
  • учебные материалы исследовательской и проектной направленности;
  • методические материалы для педагогов по организации исследовательской и проектной деятельности с целью освоения учащимися норм исследовательской проектной деятельности.

Разработка образовательных модулей должна позволить интегрировать учебную деятельность проектной и исследовательской направленности, осуществляемую школьниками во второй половине дня (в режиме внеурочной деятельности и дополнительного образования), с углубленным изучением предметного содержания по дисциплинам естественно-научного цикла в первой (основной) половине дня (на уроках). Такая интеграция направлена на формирование условий для системной организации проектной и исследовательской деятельности на базе школы, мотивирующей к углубленному изучению естественно-научных дисциплин, освоению норм проектной и исследовательской деятельности, выбору инженерных и научных видов деятельности для будущей карьеры.

Апробация разрабатываемых учебно-методических материалов будет проведена в течение 2021/2022 учебного года на базе школ-участниц ФОС ШЛР. Предполагается, что в апробации примет участие не менее 75 школ из не менее чем 10 субъектов РФ. 

Координация апробации внутри региона будет осуществляться РРЦ ФОС ШЛР, специальным образом отобранными для проведения этой работы. Для погружения в методологию исследовательской и проектной деятельности детей и педагогов с представителями РРЦ будут проведены методические и проектировочные семинары.

Результаты апробации будут учтены при реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для педагогов «Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников в современном образовании».