Тема 10. Конспект занятия, Чумакина Л.И.

 

Учебное занятие в 1-а классе МБОУ «Гимназия № 1» г. Ноябрьск.

Учитель: Чумакина Л.И.

 

Тема:«Лесные жители – отличные строители» (с использованием методических рекомендаций Юшкова А.Н. «Загадки природы» (Терем-теремок! Кто в тереме живёт?) для 1-2 классов).

Цель: Расширитьпредставления детей о жизни диких животных, в частности их навыка строительства собственного жилища.

Задачи:

  1. Обобщить у учащихся знания о диких  животных,  условиях их обитания.
  2. Развивать устную речь, логическое и творческое мышление, воображение, конструктивные навыки.
  3. Способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

Оборудование:Презентация «Лесные жители – отличные строители».

Продолжительность занятия:2занятия по 35 минут.

 

Ход занятия:

 

Шаг 1. 

Дети входят в класс,  вытягивая предметные картинки (белый гриб, шишка, малина, зерно,  лист берёзы).

Учитель предлагает им сесть в группы в соответствии с выбранной картинкой.

Шаг 2.

Приветствие всех участников занятия.

Учитель выясняет, как связаны между собой все картинки, которые им достались (учащиеся ответили: дары природы, это то, что животные и люди могут съесть, пища для животных).

Учитель обобщает ответы детей и предлагает сделать вывод, о ком сегодня пойдёт разговор на занятии (учащиеся ответили: животные, дикие животные).

Шаг 3.

Учитель  предлагает детям посоветоваться и придумать название своей команды, учитывая свою предметную картинку и то, что главные герои занятия – дикие животные.

(Определились пять команд: «Весёлые бельчата», «Медвежата», «Муравьишки», «Мышки-норушки», «Дружные бобрята»).

Шаг 4.

 Учитель предлагает  в группах  познакомиться со   сказкой «Как зайчик свой дом искал»   (О.Хухлаева)

Жил в одном лесу зайчик. Играл он как-то раз на поляне с другими зверятами, но наступил вечер, и все они разошлись по домам. «А у меня нет дома, - грустно подумал зайчик, - пойду-ка я его искать». Шел-шел и увидел белочку. «Белочка, у тебя есть дом, пусти меня к себе», - попросил он. «Вот смотри, какой у меня  дом, у тебя должен быть свой дом, к себе не пущу». Пошел зайчик дальше, увидал мышонка, но и мышонок домик свой показал, а к себе не пустил. Дошел зайчик до деревни, встретил Петю, посмотрел и на Петин дом  и совсем загрустил. Но вдруг откуда-то из-под ног слышит голос: «Я – твой дом». Покрутил зайчик головой – нет никого. «Кто ты?» - испугался зайчик. «Я – планета Земля. Я – твой дом, и белочки, и мышки, и Пети, и всех людей, животных и растений. Я – твой дом. Я защищаю тебя». Обрадовался зайчик и побежал рассказать об этом Пете, мышонку, белочке и всем людям, животным и растениям.

 

 Выполнить задания:

  1. Определить тему сказки.
  2. Назвать жилища диких животных, о которых узнали из сказки.

(Дети ответили: тема сказки: где живут животные, Земля –  дом для всех, жильё диких животных).

Учитель обобщает ответы детей и предлагает прочитать тему занятия«Лесные жители – отличные строители».

Шаг 5.

Учитель предлагает нарисовать в группе жилище своего животного, объяснить из чего построено жилище, как оно строится, его особенности и отличия.

(Учащиеся предлагали свои варианты жилищ, доказывали свои версии, дополняли и  исправляли друг друга.  Особую сложность вызвало жилище бобра, ребята в группе  искали точное название жилища – предлагали плот, нору, пещеру).

 Группа выбирает 1-2 выступающих, которые защищают свою работу.

(Учащиеся нарисовали жилища медведя, бобра, зайца, белки, мышки так, как они знают и представляют: медведь спит в берлоге из веток,  муравьи строят муравейники и живут там большой семьёй, белочка живёт в дупле, мышки строят норки под землёй, бобры  выкапывают себе нору прямо в   берегу.

В ходе выступления представителей каждой группы, учитель в рамках презентации показывает жилища, материал из которых они построены, поясняет те особенности строительства, которые не назвали дети):

 

Жилище медведя – берлога Слайд 2.

Жилище белки –  дупло Слайд 3.

Жилище  полевой мыши –   нора Слайд 4.

Жилище  муравья –  муравейник Слайд 5.

Жилище  бобра –  хатка Слайд 2.

 

Шаг 6.

Учитель предлагает посмотреть на слайдах «домики» - жилища зверей, птиц, насекомых,   о которых ещё не говорили. Ребятам предлагается подготовить общие вопросы, которые помогут разобраться, кому принадлежат эти жилища, из чего они изготовлены, в чём их особенности.  Вопросы, которые подготовили ребята, передаются из группы в группу (1-ая группа – для 2-ой, 2-ая – для 3-ей, 3-я – для 4-ой, 4-ая – для 5-ой, 5- ая – для 1-ой).

 (Учащимися были подготовлены следующие вопросы:

- Из чего построено это жилище?

- Какой материал использовался для строительства?

- Зачем животному нужно это жилище?

- Где строит такое жилище животное?

- В чём особенность этого жилища?

- Кому может принадлежать жилище?)

 

Шаг 7. 4-ём группам  предлагается подготовить выступление об одном жилище, используя полученные знания и жизненный опыт (учащиеся выбирают жилище путём жеребьёвки), 5-ая группа – эксперты, работает с различными источниками информации: энциклопедиями, словарями. Их задача – ответить на эти вопросы с научной точки зрения.

 

(Работая в группе, учащиеся распределили роли: секретарь, выступающий,  хронографист).

 

Шаг 8. Выступление представителей от каждой группы.

(«Весёлые бельчата»   рассказали о волчьем логове, «Медвежата» - об осином гнезде, «Муравьишки» - о лисьей норе, «Мышки-норушки» - птичьих гнёздах, «Дружные бобрята» - представили материал из источников информации. 5-ая группа выступала после каждой группы, обобщая и дополняя их выступления.

Выступления детей сопровождались показом презентации на   этапах обобщения):

Волчье логове - Слайд 8.

Осиное гнездо - Слайд 9.

Лисья нора -  Слайд 10.

Птичье гнездо - Слайд 11.

 

Шаг 9. Учитель предлагает обобщить для чего диким животным необходимо жилище. (Каждая группа высказывается по очереди, условие – ответы не должны повторяться. Дети предложили следующие ответы:

 - для ночного и дневного проживания

- для укрытия от хищников

- для выведения и выращивания потомства

- для постоянного жилья

- для хранения пищи

- для укрытия в плохую погоду).

 

Шаг 10. Учитель задаёт вопрос о том, кому ещё на Земле необходимо жилище и для чего. (На данном этапе опрос был фронтальным. Дети ответили – человеку и домашним животным, объясняя значение жилья для людей и жилища  - для домашних животных).

 

Шаг 11. Учитель обобщил ответы детей с показом слайдов: 12, 13, 14.

Хотя человек на Земле — это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля?

(Дети отвечали, высказывая своё отношение к природе, к животным).

 

Люди должны беречь природу, так как мы - люди, животные, растения живем в общем нашем доме, на планете Земля.  Воздух словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле.  Воздушная оболочка Земли — как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей Солнца. А солнце даёт человеку свет и тепло. Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т.д.? Конечно же, нет!

 

Шаг 12. В заключение  учитель  дарит  каждой группе  картинки, они черно-белые.  Дети должны их раскрасить так, как представляют себе нашу планету. (Группы  получают черно-белый рисунок планеты Земля, им нужно раскрасить его так, чтобы с ней захотелось подружиться. После окончания работы все рисунки вывешиваются на доску).

 

Шаг 13.

 Учащиеся вместе с учителем подводят работу группы и каждого ученика. Дети  в группах  берутся за руки,  учитель предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленьким и озорным. Он не мог усидеть долго на одном месте.  Дети   играют  и мысленно представляют  себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через  их руки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость. Слайд 15.