Тема 10. Конспект занятия, Чумакина Л.И.
Учебное занятие в 1-а классе МБОУ «Гимназия № 1» г. Ноябрьск.
Учитель: Чумакина Л.И.
Тема:«Лесные жители – отличные строители» (с использованием методических рекомендаций Юшкова А.Н. «Загадки природы» (Терем-теремок! Кто в тереме живёт?) для 1-2 классов).
Цель: Расширитьпредставления детей о жизни диких животных, в частности их навыка строительства собственного жилища.
Задачи:
- Обобщить у учащихся знания о диких животных, условиях их обитания.
- Развивать устную речь, логическое и творческое мышление, воображение, конструктивные навыки.
- Способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.
Оборудование:Презентация «Лесные жители – отличные строители».
Продолжительность занятия:2занятия по 35 минут.
Ход занятия:
Шаг 1.
Дети входят в класс, вытягивая предметные картинки (белый гриб, шишка, малина, зерно, лист берёзы).
Учитель предлагает им сесть в группы в соответствии с выбранной картинкой.
Шаг 2.
Приветствие всех участников занятия.
Учитель выясняет, как связаны между собой все картинки, которые им достались (учащиеся ответили: дары природы, это то, что животные и люди могут съесть, пища для животных).
Учитель обобщает ответы детей и предлагает сделать вывод, о ком сегодня пойдёт разговор на занятии (учащиеся ответили: животные, дикие животные).
Шаг 3.
Учитель предлагает детям посоветоваться и придумать название своей команды, учитывая свою предметную картинку и то, что главные герои занятия – дикие животные.
(Определились пять команд: «Весёлые бельчата», «Медвежата», «Муравьишки», «Мышки-норушки», «Дружные бобрята»).
Шаг 4.
Учитель предлагает в группах познакомиться со сказкой «Как зайчик свой дом искал» (О.Хухлаева)
Жил в одном лесу зайчик. Играл он как-то раз на поляне с другими зверятами, но наступил вечер, и все они разошлись по домам. «А у меня нет дома, - грустно подумал зайчик, - пойду-ка я его искать». Шел-шел и увидел белочку. «Белочка, у тебя есть дом, пусти меня к себе», - попросил он. «Вот смотри, какой у меня дом, у тебя должен быть свой дом, к себе не пущу». Пошел зайчик дальше, увидал мышонка, но и мышонок домик свой показал, а к себе не пустил. Дошел зайчик до деревни, встретил Петю, посмотрел и на Петин дом и совсем загрустил. Но вдруг откуда-то из-под ног слышит голос: «Я – твой дом». Покрутил зайчик головой – нет никого. «Кто ты?» - испугался зайчик. «Я – планета Земля. Я – твой дом, и белочки, и мышки, и Пети, и всех людей, животных и растений. Я – твой дом. Я защищаю тебя». Обрадовался зайчик и побежал рассказать об этом Пете, мышонку, белочке и всем людям, животным и растениям.
Выполнить задания:
- Определить тему сказки.
- Назвать жилища диких животных, о которых узнали из сказки.
(Дети ответили: тема сказки: где живут животные, Земля – дом для всех, жильё диких животных).
Учитель обобщает ответы детей и предлагает прочитать тему занятия«Лесные жители – отличные строители».
Шаг 5.
Учитель предлагает нарисовать в группе жилище своего животного, объяснить из чего построено жилище, как оно строится, его особенности и отличия.
(Учащиеся предлагали свои варианты жилищ, доказывали свои версии, дополняли и исправляли друг друга. Особую сложность вызвало жилище бобра, ребята в группе искали точное название жилища – предлагали плот, нору, пещеру).
Группа выбирает 1-2 выступающих, которые защищают свою работу.
(Учащиеся нарисовали жилища медведя, бобра, зайца, белки, мышки так, как они знают и представляют: медведь спит в берлоге из веток, муравьи строят муравейники и живут там большой семьёй, белочка живёт в дупле, мышки строят норки под землёй, бобры выкапывают себе нору прямо в берегу.
В ходе выступления представителей каждой группы, учитель в рамках презентации показывает жилища, материал из которых они построены, поясняет те особенности строительства, которые не назвали дети):
Жилище медведя – берлога Слайд 2.
Жилище белки – дупло Слайд 3.
Жилище полевой мыши – нора Слайд 4.
Жилище муравья – муравейник Слайд 5.
Жилище бобра – хатка Слайд 2.
Шаг 6.
Учитель предлагает посмотреть на слайдах «домики» - жилища зверей, птиц, насекомых, о которых ещё не говорили. Ребятам предлагается подготовить общие вопросы, которые помогут разобраться, кому принадлежат эти жилища, из чего они изготовлены, в чём их особенности. Вопросы, которые подготовили ребята, передаются из группы в группу (1-ая группа – для 2-ой, 2-ая – для 3-ей, 3-я – для 4-ой, 4-ая – для 5-ой, 5- ая – для 1-ой).
(Учащимися были подготовлены следующие вопросы:
- Из чего построено это жилище?
- Какой материал использовался для строительства?
- Зачем животному нужно это жилище?
- Где строит такое жилище животное?
- В чём особенность этого жилища?
- Кому может принадлежать жилище?)
Шаг 7. 4-ём группам предлагается подготовить выступление об одном жилище, используя полученные знания и жизненный опыт (учащиеся выбирают жилище путём жеребьёвки), 5-ая группа – эксперты, работает с различными источниками информации: энциклопедиями, словарями. Их задача – ответить на эти вопросы с научной точки зрения.
(Работая в группе, учащиеся распределили роли: секретарь, выступающий, хронографист).
Шаг 8. Выступление представителей от каждой группы.
(«Весёлые бельчата» рассказали о волчьем логове, «Медвежата» - об осином гнезде, «Муравьишки» - о лисьей норе, «Мышки-норушки» - птичьих гнёздах, «Дружные бобрята» - представили материал из источников информации. 5-ая группа выступала после каждой группы, обобщая и дополняя их выступления.
Выступления детей сопровождались показом презентации на этапах обобщения):
Волчье логове - Слайд 8.
Осиное гнездо - Слайд 9.
Лисья нора - Слайд 10.
Птичье гнездо - Слайд 11.
Шаг 9. Учитель предлагает обобщить для чего диким животным необходимо жилище. (Каждая группа высказывается по очереди, условие – ответы не должны повторяться. Дети предложили следующие ответы:
- для ночного и дневного проживания
- для укрытия от хищников
- для выведения и выращивания потомства
- для постоянного жилья
- для хранения пищи
- для укрытия в плохую погоду).
Шаг 10. Учитель задаёт вопрос о том, кому ещё на Земле необходимо жилище и для чего. (На данном этапе опрос был фронтальным. Дети ответили – человеку и домашним животным, объясняя значение жилья для людей и жилища - для домашних животных).
Шаг 11. Учитель обобщил ответы детей с показом слайдов: 12, 13, 14.
Хотя человек на Земле — это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля?
(Дети отвечали, высказывая своё отношение к природе, к животным).
Люди должны беречь природу, так как мы - люди, животные, растения живем в общем нашем доме, на планете Земля. Воздух словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Воздушная оболочка Земли — как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей Солнца. А солнце даёт человеку свет и тепло. Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т.д.? Конечно же, нет!
Шаг 12. В заключение учитель дарит каждой группе картинки, они черно-белые. Дети должны их раскрасить так, как представляют себе нашу планету. (Группы получают черно-белый рисунок планеты Земля, им нужно раскрасить его так, чтобы с ней захотелось подружиться. После окончания работы все рисунки вывешиваются на доску).
Шаг 13.
Учащиеся вместе с учителем подводят работу группы и каждого ученика. Дети в группах берутся за руки, учитель предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленьким и озорным. Он не мог усидеть долго на одном месте. Дети играют и мысленно представляют себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через их руки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость. Слайд 15.
- Войдите на сайт для отправки комментариев