Матвеева Л.В., Резванова М.М. ГБОУ лицей № 179 г. С-Пб Тема 10.

Загадки природы.

Тема «Путешествие по континентам» (2 часа)

Шаг 1.

Учитель раздает каждому ребенку карточку, на котором написано название одного  из материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Учитель загадывает загадки про материки. Дети отгадывают загадки и рассаживаются по группам, в зависимости от названия материков. Таким образом,  получается 6 групп, так как 6 отгадок - названия материков.

Загадки:

1.Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида.
Он готов поведать людям,
Как прекрасна…
(Антарктида)

2.Раскалена от жара

Пустынная Сахара.

Зато среди саванны –

Слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой ...

(Африке.)

 

3.Это чудо-материк,

Он красив и невелик.

И на нём всего одна

Живописная страна.

В других местах таких зверей

Смогу найти едва ли я,

Ведь кенгуру среди степей

Гуляет лишь в ...

(Австралии.)

4. Это самый большой материк на планете, он состоит из двух частей. На нем расположена самая большая страна, в которой мы живем – Россия.

5. Пятьсот лет назад известный мореплаватель Христофор Колумб совершил величайшее открытие: он открыл ……Америку!

 

6.Америка состоит из двух континентов, которые включают… (Северную и Южную Америку).

 

Учитель. По какому признаку вы сели?

Дети. По названиям материков.

Учитель. Предположите о чем пойдет речь?

Дети. О материках.

Учитель.География – это наука, которая изучает поверхность Земли.Это слово состоит из двух частей  «гео» и «графия».Гея – древнегреческая богиня Земли.«графо»(греческ.) – пишу.География (греческ.) – «землеописание».

Шаг 2.

Вспомним, что мы знаем о карте.

Как называются линии, соединяющие два полюса?

- Меридианы. (Ученик рисует на карте).

-На какие два полушария делит нулевой меридиан нашу планету?

-На западное и восточное. (Ученик чертит нулевой маридиан более толстой линией на карте).

- Как называются линии, пересекающие меридианы?

- Параллели. (Ученик рисует на карте).

- Как называется самая длинная параллель?

- Экватор. (Ученик чертит на карте).

- На какие два полушария делит экватор Землю?

-Северное и Южное. (Ученик чертит на карте).

(На доске чертиться два полушария (Западное и Восточное). Дети вспоминают и чертят на доске  параллели, меридианы, более жирно выделяют самую большую параллель – экватор, определяют где находится Северный и Южный полюса, т.е. на доске появляется ландшафтный рисунок карты полушарий без материков и названия океанов).

На экране появляются слова:

Меридианы, параллели, экватор.

- Что объединяет все эти слова?

- Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.

-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?

- Мы думаем во время путешествий.

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие.

Учитель. Большая часть Земли покрыта водой. Она разделяет сушу на крупные участки – материки и множество островов. Обширные водные пространства между материками называют океанами. Всего на Земле 6 материков и 4 океана. Отправимся в путешествие и познакомимся с каждым из них.

Ландшафтный рисунок.

Учитель. Мы совершим с вами путешествие по континентам земного шара. Нам поможет карта полушарий.

Шаг 3.

Учитель. Ребята отправляемся в путешествие.  Каждая группа будет исследовать материк, название которого у них получился при отгадке.

 На каком виде транспорта будем передвигаться? А откуда мы на материк посмотрим?

Дети. На космическом корабле. Будем смотреть с высоты, так все кажется маленьким и лучше все увидем.

Учитель. Что надо взять с собой в дорогу, чтобы не заблудиться?

Дети. Карту, компас.

Учитель. Что надо еще взять в дорогу, чтобы все хорошо рассмотреть?

Дети. Очки, бинокль.

Учитель. В любом путешествии принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге, или о том, что встретилось интересного, необычного на пути.

Пристегните ремни, поднесите к глазам бинокли, приготовьте бортовой журнал и в путь!

 

(Каждая группа  получает «Бортовой журнал» в виде таблицы, куда дети записывают увиденное:

Название материка

Что интересного обнаружили в форме материка?

Какие обнаружили океаны?

Какие удивительные животные обитают?

Какие удивительные растения растут?

Что вам показалось удивительны, необычным?

Какой вопрос-недоумок хотите задать другой группе?

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 4.

Каждая группа детей зарисовывает свой материк, подписывает название океанов. Делают необходимые записи в бортовом журнале.

Учитель. Что удивительного обнаружили? На что похож ваш материк? Поделитесь впечатлениями.

Дети:

-Африка напоминает голову лошади, озеро Виктория – глаз лошади.

-Евразия похожа на череп животного.

-Южная Америка похожа на мороженое в вафельном стаканчике.

-Северная Америка напоминает из космоса дракона.

-Антарктида похожа на слона или бегемота.

 (Ребята рассказывают на что похож материк с высоты полета на самолете, какие океаны его омывают, в каком полушарии находится материк)

Учитель. Какой материк самый большой. Из каких частей света он состоит.

Дети.

-Евразия, он состоит из двух частей света - Европа и Азия.

Учитель.

- Приземляемся.

- Придумайте интересный вопрос местному жителю.

Дети :

- Какая у вас валюта?

-Какие животные и растения самые красивые на вашем материке?

-Что вы едите?

-На чем вы передвигаетесь по островам?

-Сколько островов около вашего материка?

 

Шаг 5.

Учитель. Что обнаружили в конце космического путешествия?

Дети.

-Материки выглядят по-разному из космоса.

-Каждый материк удивителен и необыкновенен по красоте.

Учитель.Откройте энциклопедии. Используя материал энциклопедии  найдите информацию: «Какие удивительные животные и необычные растения есть на этом материке».

Зарисуйте их на своем рисунке. Сделайте необходимые записи в бортовом журнале.

Шаг 6.

Каждая группа вывешивает свой рисунок на карту полушарий, которую чертили в начале урока, правильно определив место своему материку (полушарие, часть света).

Учитель. Что необычного вы обнаружили, исследуя свой материк?

Какие удивительные растения и животные обитают на материке?

Дети, пользуясь сведениями из бортового журнала, рассказывают об обнаруженных в энциклопедии растениях и животных.

(Дети  ищут схожесть в растительном и животном мире разных материков).

Учитель. Почему так происходит?

Дети. Похожие климатические условия, одинаковые  тепловые пояса ).

 

Шаг 7.

Учитель. Придумайте вопросы-недоумения к другим материкам.

(Что ребят удивляет, считается необычным, загадочным, т.е. поиск  странностей по изучаемому материалу)

 

Дети:

-Как на камнях растут мхи и лишайники, ведь камень твердый и в нем нет воды и полезных веществ как в земле?

-Почему мох разноцветный, ведь в Антарктиде вечная мерзлота?

-Как растения хищники съедают мух и крыс, если у них нет зубов и желудка?

-Почему Америка называется Америкой, а не Колумбией, ведь её открыл Колумб?

-Почему животные Северной Америки и Евразии похожи, ведь эти материки расположены в разных полушариях?

-Почему материк Евразия состоит из двух частей света, а другие материки – нет?

 

Учитель. Спасибо за работу.

 

(Прилагается презентация, фото отчет проведенного урока)

 

ВложениеРазмер
prezentaciya_puteshestvie_po_kontinentam.ppt7.84 МБ
img_2565.jpg1.92 МБ
img_2567.jpg2 МБ
img_2568.jpg2 МБ
img_2570.jpg1.5 МБ
img_2571.jpg1.57 МБ
img_2573.jpg1.48 МБ
img_2574.jpg1.83 МБ
img_2576.jpg1.7 МБ
img_2577.jpg2.06 МБ
img_2580.jpg1.03 МБ
img_2581.jpg1.49 МБ
img_2582.jpg1.99 МБ
img_2584.jpg2.08 МБ
img_2588.jpg1.48 МБ
img_2591.jpg1.87 МБ
img_2593.jpg1.81 МБ
img_2596.jpg1.93 МБ
img_2603.jpg1.92 МБ
img_2604.jpg1.78 МБ
img_2609.jpg1.83 МБ
img_2610.jpg1.87 МБ
img_2613.jpg1.61 МБ
img_2617.jpg1.94 МБ
img_2623.jpg1.68 МБ