Матвеева Л.В., Резванова М.М. ГБОУ лицей № 179 г. С-Пб Тема 10.
Загадки природы.
Тема «Путешествие по континентам» (2 часа)
Шаг 1.
Учитель раздает каждому ребенку карточку, на котором написано название одного из материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Учитель загадывает загадки про материки. Дети отгадывают загадки и рассаживаются по группам, в зависимости от названия материков. Таким образом, получается 6 групп, так как 6 отгадок - названия материков.
Загадки:
1.Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида.
Он готов поведать людям,
Как прекрасна…
(Антарктида)
2.Раскалена от жара
Пустынная Сахара.
Зато среди саванны –
Слоны и обезьяны,
Львы, зебры и жирафики
Гуляют в жаркой ...
(Африке.)
3.Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в ...
(Австралии.)
4. Это самый большой материк на планете, он состоит из двух частей. На нем расположена самая большая страна, в которой мы живем – Россия.
5. Пятьсот лет назад известный мореплаватель Христофор Колумб совершил величайшее открытие: он открыл ……Америку!
6.Америка состоит из двух континентов, которые включают… (Северную и Южную Америку).
Учитель. По какому признаку вы сели?
Дети. По названиям материков.
Учитель. Предположите о чем пойдет речь?
Дети. О материках.
Учитель.География – это наука, которая изучает поверхность Земли.Это слово состоит из двух частей «гео» и «графия».Гея – древнегреческая богиня Земли.«графо»(греческ.) – пишу.География (греческ.) – «землеописание».
Шаг 2.
Вспомним, что мы знаем о карте.
Как называются линии, соединяющие два полюса?
- Меридианы. (Ученик рисует на карте).
-На какие два полушария делит нулевой меридиан нашу планету?
-На западное и восточное. (Ученик чертит нулевой маридиан более толстой линией на карте).
- Как называются линии, пересекающие меридианы?
- Параллели. (Ученик рисует на карте).
- Как называется самая длинная параллель?
- Экватор. (Ученик чертит на карте).
- На какие два полушария делит экватор Землю?
-Северное и Южное. (Ученик чертит на карте).
(На доске чертиться два полушария (Западное и Восточное). Дети вспоминают и чертят на доске параллели, меридианы, более жирно выделяют самую большую параллель – экватор, определяют где находится Северный и Южный полюса, т.е. на доске появляется ландшафтный рисунок карты полушарий без материков и названия океанов).
На экране появляются слова:
Меридианы, параллели, экватор.
- Что объединяет все эти слова?
- Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.
-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?
- Мы думаем во время путешествий.
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие.
Учитель. Большая часть Земли покрыта водой. Она разделяет сушу на крупные участки – материки и множество островов. Обширные водные пространства между материками называют океанами. Всего на Земле 6 материков и 4 океана. Отправимся в путешествие и познакомимся с каждым из них.
Ландшафтный рисунок.
Учитель. Мы совершим с вами путешествие по континентам земного шара. Нам поможет карта полушарий.
Шаг 3.
Учитель. Ребята отправляемся в путешествие. Каждая группа будет исследовать материк, название которого у них получился при отгадке.
На каком виде транспорта будем передвигаться? А откуда мы на материк посмотрим?
Дети. На космическом корабле. Будем смотреть с высоты, так все кажется маленьким и лучше все увидем.
Учитель. Что надо взять с собой в дорогу, чтобы не заблудиться?
Дети. Карту, компас.
Учитель. Что надо еще взять в дорогу, чтобы все хорошо рассмотреть?
Дети. Очки, бинокль.
Учитель. В любом путешествии принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге, или о том, что встретилось интересного, необычного на пути.
Пристегните ремни, поднесите к глазам бинокли, приготовьте бортовой журнал и в путь!
(Каждая группа получает «Бортовой журнал» в виде таблицы, куда дети записывают увиденное:
Название материка |
Что интересного обнаружили в форме материка? |
Какие обнаружили океаны? |
Какие удивительные животные обитают? |
Какие удивительные растения растут? |
Что вам показалось удивительны, необычным? |
Какой вопрос-недоумок хотите задать другой группе? |
|
|
|
|
|
|
|
Шаг 4.
Каждая группа детей зарисовывает свой материк, подписывает название океанов. Делают необходимые записи в бортовом журнале.
Учитель. Что удивительного обнаружили? На что похож ваш материк? Поделитесь впечатлениями.
Дети:
-Африка напоминает голову лошади, озеро Виктория – глаз лошади.
-Евразия похожа на череп животного.
-Южная Америка похожа на мороженое в вафельном стаканчике.
-Северная Америка напоминает из космоса дракона.
-Антарктида похожа на слона или бегемота.
(Ребята рассказывают на что похож материк с высоты полета на самолете, какие океаны его омывают, в каком полушарии находится материк)
Учитель. Какой материк самый большой. Из каких частей света он состоит.
Дети.
-Евразия, он состоит из двух частей света - Европа и Азия.
Учитель.
- Приземляемся.
- Придумайте интересный вопрос местному жителю.
Дети :
- Какая у вас валюта?
-Какие животные и растения самые красивые на вашем материке?
-Что вы едите?
-На чем вы передвигаетесь по островам?
-Сколько островов около вашего материка?
Шаг 5.
Учитель. Что обнаружили в конце космического путешествия?
Дети.
-Материки выглядят по-разному из космоса.
-Каждый материк удивителен и необыкновенен по красоте.
Учитель.Откройте энциклопедии. Используя материал энциклопедии найдите информацию: «Какие удивительные животные и необычные растения есть на этом материке».
Зарисуйте их на своем рисунке. Сделайте необходимые записи в бортовом журнале.
Шаг 6.
Каждая группа вывешивает свой рисунок на карту полушарий, которую чертили в начале урока, правильно определив место своему материку (полушарие, часть света).
Учитель. Что необычного вы обнаружили, исследуя свой материк?
Какие удивительные растения и животные обитают на материке?
Дети, пользуясь сведениями из бортового журнала, рассказывают об обнаруженных в энциклопедии растениях и животных.
(Дети ищут схожесть в растительном и животном мире разных материков).
Учитель. Почему так происходит?
Дети. Похожие климатические условия, одинаковые тепловые пояса ).
Шаг 7.
Учитель. Придумайте вопросы-недоумения к другим материкам.
(Что ребят удивляет, считается необычным, загадочным, т.е. поиск странностей по изучаемому материалу)
Дети:
-Как на камнях растут мхи и лишайники, ведь камень твердый и в нем нет воды и полезных веществ как в земле?
-Почему мох разноцветный, ведь в Антарктиде вечная мерзлота?
-Как растения хищники съедают мух и крыс, если у них нет зубов и желудка?
-Почему Америка называется Америкой, а не Колумбией, ведь её открыл Колумб?
-Почему животные Северной Америки и Евразии похожи, ведь эти материки расположены в разных полушариях?
-Почему материк Евразия состоит из двух частей света, а другие материки – нет?
Учитель. Спасибо за работу.
(Прилагается презентация, фото отчет проведенного урока)
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_puteshestvie_po_kontinentam.ppt | 7.84 МБ |
img_2565.jpg | 1.92 МБ |
img_2567.jpg | 2 МБ |
img_2568.jpg | 2 МБ |
img_2570.jpg | 1.5 МБ |
img_2571.jpg | 1.57 МБ |
img_2573.jpg | 1.48 МБ |
img_2574.jpg | 1.83 МБ |
img_2576.jpg | 1.7 МБ |
img_2577.jpg | 2.06 МБ |
img_2580.jpg | 1.03 МБ |
img_2581.jpg | 1.49 МБ |
img_2582.jpg | 1.99 МБ |
img_2584.jpg | 2.08 МБ |
img_2588.jpg | 1.48 МБ |
img_2591.jpg | 1.87 МБ |
img_2593.jpg | 1.81 МБ |
img_2596.jpg | 1.93 МБ |
img_2603.jpg | 1.92 МБ |
img_2604.jpg | 1.78 МБ |
img_2609.jpg | 1.83 МБ |
img_2610.jpg | 1.87 МБ |
img_2613.jpg | 1.61 МБ |
img_2617.jpg | 1.94 МБ |
img_2623.jpg | 1.68 МБ |
- Войдите на сайт для отправки комментариев