Тема 10

Страшно… весёлые истории.

(Занятие проходило в 1 классе во второй четверти, по времени заняло минут 25-30, было занято 12 человек).

(На доске: кроссворд)

-Чтобы определить тему занятия нужно отгадать кроссворд.

 (Название каждого животного  являлось отгадкой к загадке. Надо отметить, что все животные являлись героями народных сказок -  8 слов. Получилось слово  животные).

-О чём же мы сегодня поговорим?

(О животных.)

-Для начала разобьёмся по группам. (У каждого ребёнка лежит конверт.) Из конверта достаньте часть картинки, найдите людей с частями этой же картинки. Если правильно соедините части, получится целая картинка. Это и будет на сегодня ваша команда. (У каждой группы сложилась иллюстрация из народных сказок о животных.)

-В сказках животные встречаются разные. Какие вы знаете? (Дети вспоминают животных и называют их).

- А какие они по характеру, как ведут себя в сказках?

-Лиса очень хитрая, а ещё она рыжая, красивая.

-Она обманщица.

-Лапоть поменяла на курочку.

-Не лапоть, а скалочку.

-Была бы очень хитрая, не осталась бы без хвоста.

-Волк доверчивый, ленивый, вечно голодный.

-Заяц- трусишка, всего боится, много плачет.

-Давайте сейчас каждая группа подготовит небольшой рассказ о своём герое, который на картинке. Из каких он сказок, какой по характеру, какие поступки совершал?

(Дети в группах обсуждают полученное задание. Некоторые начали со сказок, а другие с характера. В одной группе явно есть лидер. Он всеми руководит.)

-Давайте послушаем, что же у вас получилось.

(Члены группы по очереди выходят и рассказывают о своём герое.)

-У нас волк. Волк он бывает разный.

-Он злой, а бывает добрый.  (Это сразу вызвало удивление)

-Когда он был добрым? (Это из другой группы сказали).

-А Ивану Царевичу помогал коня вернуть, невесту и самого от смерти спас.

-А, ну, да.

-Ну, вообще-то он злой, голодный, рыбу любит, сильный. Но доверчивый, Лисе поверил, хвост в прорубь сунул, всю ночь сидел и не понял, что она его обдурила. А утром ещё и бабы отлупили. (В этот момент из другой группы дети стали возмущаться).

-А так ему и надо. Красную Шапочку с бабушкой съел, за поросятами охотился, семерых козлят проглотил.)

-Но он же за это был наказан.

 (На этом обсуждения волка закончились.)

2 группа-лиса.

Девочка из группы, не называя героя, вышла и показала лису: походка вкрадчивая, взгляд с поволокой – класс! Дети закричали).

-Это лиса, лиса.

-Что хочет, всё получит, всех обманет.

-Вокруг пальца обведёт.

- Прикидывается здорово. Тестом голову намазала, будто это мозги у неё, а сама верхом на волке домой поехала. А ведь ему-то больше досталось.

-А я мультфильм видел, там лисёнок с цыплёнком дружил, по-настоящему. А потом даже вся лисья семья в курятнике пряталась от охотников.

-Что-то я не видел этого мультфильма. (Пообещала принести и показать эту сказку.

 3 группа-петух. Ребята сразу решили продемонстрировать, как он кукарекает.)

-Петух - он всегда за справедливость.

-Он помогает слабым, наказывает тех, кто их обидел.

-Он - боец, с косой ходит. Это его оружие.

-А ещё у него шпоры есть.

-Какие ещё шторы? (Это из другой команды.)

-Не шторы, а шпоры на ножках. Вот смотри. (показывает иллюстрацию)Он может ими бить, как саблей. Он сильный. Потому что он за правду. (Дети были очень увлечены своими рассуждениями. Им было комфортно, интересно друг с другом, известные герои порой представлялись совсем по-другому.)

-На самом деле сказочные животные могут отличатся от тех, какие они в жизни.

- Все справились с заданием. Молодцы! Посмотрите на доску. Узнайте, из какой сказки эти герои? (На доске: иллюстрация из сказки «Муха-цокотуха» .)

-Это «Муха-цокотуха»

-Давайте попробуем сыграть эту сказку. (Задействованы были все. Мухой-цокотухой была девочка-лиса, причём это даже не обсуждалось. Кто-то был пчелой, кто-то бабочками, муравьями, жучками. Никто не хотел быть пауком.)

-Он злодей, плохой, хотел убить муху.

(Пришлось объяснить, что сыграть паука, не значит им стать. Ведь артист, который играет отрицательного героя, сам не такой. Он может быть добрым, щедрым, безобидным.  Тогда нашёлся смелый мальчик.)

-Я попробую.

(Сказку рассказывала сама. Получилась хорошая постановка. Дети не стеснялись, танцевали, радовались. Даже испуг при виде паука получился натуральным)

(К следующему занятию попросила детей нарисовать героев  сказок.)

Занятие закончился на подъёме. Выходили из класса все в хорошем настроении, вспоминали о чём говорили).   

              

Лично мне это занятие очень понравилось. Дети нисколько не стеснялись высказывать свои мысли, выслушивали других. А сказочная постановка получилась вообще на славу. Дети просто показали себя прирождёнными актёрами.