МАОУ "СОШ №24 сУИОП" г.Старый ОСКОЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

Деренко В.М.

 

         До недавнего времени было принято считать, что обучение – это передача учащимся готовых знаний и усвоение ими определенных умений, навыков. Но сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за все время обучения значительная часть знаний устаревает, так как появляются новые технологии, новая техника, открываются новые явления природы.

         Передать знания о неоткрытых явлениях природы или научить использовать несуществующую технику невозможно. Но можно сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес и вкус к постижению нового, развить способность доказательного рассуждения.

         Наша жизнь – это большая проблемная книга, в которой каждому приходиться решать собственные задачи, не имеющие аналогичных решений.

         Мне хотелось бы остановиться на важной проблеме, волнующей учителей, родителей, − проблеме способных, одаренных детей. Всем известно, что способности у детей проявляются не в одинаковой мере и питаются разными источниками. В любом классе есть одаренные, а то и талантливые ученики, просто очень старательные и, наконец, не обладающие ни тем, ни другим. В условиях такой контрастности учителю необходимо добиваться, чтобы все без исключения дети были поглощены учебой, учились с увлечением. Практика школьной жизни показывает, что одаренные дети нашей педагогикой брошены на произвол судьбы. Часто от качеств характера ученика и степени заинтересованности родителей зависит будущее таланта. Но таких ребят, сила одаренности которых так велика, что сама пробивает себе дорогу, мало. Большинство других надо «открывать и лелеять»,  растить.

         Урок был и остается самой распространенной формой обучения математике в современной школе. Однако жизнь заставляет изменять процесс обучения школьников, совершенствовать его, применять новые технологии обучения. Тем самым, становится реальным и необходимым использование современного урока в качестве главного связующего звена в интеграции различных организационных форм. Поэтому современный урок математики, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается как постоянно развивающаяся форма. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Качество и эффективность урока зависит от того, как он организован, то есть от соответствующего решения вопросов, связанных с его разработкой и проведением. И тут встает вопрос о том, как построить учебный процесс так, чтобы достигалась наибольшая эффективность обучения. Бытует мнение, что если учитель творчески работает, то результаты обучения у него будут хорошие. И в этом ему помогают современные образовательные технологии.

         Самыми востребованными образовательными технологиями являются проектные и информационные. Мудрое использование информационных технологий может стать ценным компонентом, как в учебном процессе, так и в воспитательной работе.

         Исходя из этого, активно внедряю в обучение математики новейшие информационные технологии, что позволяет мне осуществлять смену форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока, облегчает подготовку к уроку, дает широкий простор иллюстративного сопровождения урока, позволяет организовать самостоятельную и даже исследовательскую деятельность учащихся, а также позволяет осуществлять следующие функции:

·        Инструментальная (изготовление наглядных пособий и раздаточного материала);

·        Демонстрирующая (показ демонстрационных программ, презентаций);

·        Обучающая (тренажеры, справочники);

·        Контролирующая.

При этом вижу следующие положительные стороны работы учащихся на уроках с применением информационных технологий – это то, что каждый ребенок выполняет индивидуальные задания, компьютер ограничивает ребенка во времени, приучает его мыслить быстрее, отслеживаются поэтапные ошибки, оценка, выставленная компьютером, воспринимается как более объективная, причем учащиеся получают отметку сразу по окончании работы и при этом у них остается шанс при желании исправить свою отметку во время следующего сеанса. Считаю, что данная форма работы позволяет детям лучше подготовиться к ЕГЭ, а также с условиями его проведения.

Современные информационные технологии предоставляют большие возможности для саморегуляции при получении знаний. Интернет на современном этапе позволяет реализовать очень важные аспекты индивидуального обучения. С одной стороны ребенок свободен выбирать интересующие его материалы для изучения, форму и способы их изучения. С другой стороны, он в любой момент может обратиться за помощью к обучающей системе. Это не ставит одаренного ребенка в зависимость от взрослого, и, следовательно, не лишает его самостоятельности и уверенности в себе. При желании ребенок может ознакомиться с различными мнениями по интересующему его вопросу и вступить в контакт со специалистами. Одаренный ребенок может занимать активную позицию в споре: аргументировать правильность своих суждений, выдвигать новые гипотезы.

Использование информационных технологий в обучении существенно меняет условия и формы реализации учебной деятельности ребенка, и это дает положительный мотивационный толчок.

Не меньшее значение для активизации  и интенсификации деятельности учащихся имеет использование в школах проектной технологии. Метод проектов – комплексный, обучающий метод, направленный на развитие самостоятельный деятельности учащихся.

Цель проекта – способствовать развитию творческой, активно действующей личности, формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные конкурентно способные потребительские товары и услуги.

В основе метода проектов лежит:

·        развитие познавательных умений и навыков учащихся;

·        умений ориентироваться в информационном пространстве;

·        умение самостоятельно конструировать свои знания;

·        умение интегрировать знания из различных областей наук;

·        умение критически мылить;

·        умение публично выступать, доказательно отстаивать свои идеи и решения;

Проектная технология в школе направлена на психофизическое развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, на включение в успешную трудовую деятельность, создает условия для творческого самовыражения и самоопределения.

Проектное обучение есть результат в скоординированных совместных действий учителя учащихся, так как:

·        учитель помогает ученикам в поиске информации;

·        координирует весь процесс;

·        поддерживает и поощряет учеников;

·        поддерживает непрерывную обратную связь.

В процессе выполнения проектов я получаю обширную информацию о личности каждого ученика, о его творческом потенциале, о широте его интересов, склонностях, коммуникабельности выявляя пробелы в знаниях и умениях, степень самостоятельности в выполнении работы.

Правильно организованная проектная деятельность приносит ребенку радость, ни с чем не сравнимое состояние успеха, осознание нравственной ценности труда, в результате которого он смог самостоятельно изготовить нужную обществу вещь, смог проявить себя показать свою индивидуальность.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что эффективность технологии обучения проявляется, прежде всего, в том, что у детей возрастает интерес к учению, возникает желание учится новому с удовольствием, повышается уровень знаний. Они становятся более самостоятельными, происходят позитивные изменения в их личностном развитии, в мотивации обучения, направленности, самоопределения, повышается самооценка; учитель и ученики начинают сотрудничать, появляется общая заинтересованность в успехе дела. Все это отражается на усвоении учебных программ – оно становится более успешным. Кроме того, освоение и внедрение новых технологий способствует развитию педагогического мастерства каждого учителя.

В связи с этим приходит понимание того, что современная школа нуждается не в одной педагогической технологии, а в целой палитре. Это необходимо и для школьника, и для педагога. Учитель должен иметь право выбирать, которая из технологий более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учетом основной задачи школы и социального заказа общества. От умения учителя понять, воспринять, творчески осмыслить и воплотить предложенные технологии на практике зависит оптимизация и гуманизация образовательного процесса.

  

ЛИТЕРАТУРА

1.     Левитас Г.Г. Технология учебных циклов.–2-е изд., доп.–М.: «Илекса», 2002.

2.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.−М.: Народное образование, 1998.

3.     Левин Э.А., Прокофьева О.И.. Методика индивидуально-группового обучения.−М.: Сентябрь, 2004.