16-28 февраля: Школьный этап программы «Ориентир-ВУЗ»
Глубокоуважаемые коллеги!
«Школьная лига РОСНАНО» предлагает вашему вниманию серию разработок, которые могут стать основой для организации профориентационный недели по программе «школа-вуз».
Для общего удобства, мы создали пакет рекомендаций так, чтобы вы могли его распечатать и работать с учащимися.
Мы предлагаем помочь ребятам с информационным поиском;
решение кейса из тетради кейовых практик поможет им найти область деятельности, которая может стать призванием;
самодиагностика – станет основанием для разговора о стиле жизни;
организация встречи с профессионалом – по-прежнему, на наш взгляд – представляет собой лучший из профориентационных инструментов
Хорошей недели!
Мероприятие 1. Школа – Колледж – Вуз: информационный поиск
Где учиться? Список ВУЗов по регионам РФ.
Информация о днях открытых дверей
Учиться в государственном, негосударственном? Очно или заочно? Расширенный поиск вузов и специальностей в зависимости от региона, организационно-правовой формы вуза и т.д.
Чему будут учить в рамках той или иной специальности? Стоит просмотреть Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования.
Где учиться высоким технологиям? Что такое Национальные исследовательские университеты и в чем преимущества такого образования?
Университеты с особым статусом – МГУ и СПбГУ.
(МГУ для абитуриента и студента)
СПбГУ для абитуриента и студента
Мероприятие 2. Что подходит именно мне?
Для того, чтобы было проще ориентироваться не только в мире вузов, но и в своем собственном мире предлагаем школьникам выполнить Первый кейс «Професс-и-Я» из «Тетради кейсовых практик. Опыт самостоятельных исследований в 8-9 классах».
Мероприятие 3. Самодиагностика и разговор о стилях жизни
О чем и как строится разговор на занятиях по профориентации?
Цель разговора: показать взаимосвязь выбора профессии, занятости, карьеры человека и стиля его жизни. Сфокусировать внимание на том, что выбирают в жизни не только профессию, но и стремление к здоровому образу жизни, доверительные отношения с близкими людьми, эмоциональное состояние и т.д.
Мы исходим из того, что успех и счастье – это субъективные вещи, и хорошо, когда внутри самого человека эти ощущения совпадают. Критерии и границы успешности и счастливости человек учится регулировать сам для себя. Есть восемь жизненных областей, развитие которых нужно контролировать ежедневно в своей жизни, чтобы быть успешным и счастливым:
1. Мастерство - область постоянного образования, мастерства, самореализации и личностного роста; познания себя и окружающего мира.
2. Духовность и творчество – проекты и дела, не ограниченные условностями денег, выгод, клиентами, то есть что-то для души и радости ума.
3. Здоровье, физическая активность и спорт - в здоровом теле здоровый дух.
4. Яркость жизни, эмоций и отдых – позитивные эмоции, события, которые можно будет вспомнить через года, то, что поддерживает в трудную минуту и приносит радость. Возможность сменить деятельность.
5. Семья, друзья и комфорт - первый круг, который доверяет тебе, и которому доверяешь ты.
6. Отношения – живое общение и хорошие отношения с социальной сетью друзей и знакомых дают точки роста и создают банк социальных связей для воплощения идей.
7. Карьера и бизнес - работа, проекты, основной источник дохода (в отличие от творчества создаёт денежные обязательства).
8. Финансы - умение управлять доходами, заставляя деньги и идеи работать на вас.
(Рис. 1)
На рисунке 1 – изображение упражнения «Колесо баланса».
Бланк для индивидуальной работы (Рисунок 2). Название секторов ребята вписывают сами по образцу или свои собственные.
(Рис. 2)
Инструкция:
Необходимо каждый сектор оценить по 10-балльной шкале – насколько вы удовлетворены этой своей областью жизни. Где «1» (ось колеса) – совершенно не удовлетворен, «10» (обод колеса) – полностью удовлетворен.
Взгляните на то, что у Вас получилось? Какие мысли приходят вам в голову?
Вопросы для разговора:
А теперь еще раз очень внимательно посмотрите на свое колесо.
Изменения в каком одном сегменте максимально отразятся в лучшую сторону на всем вашем колесе?
Какие это должны быть изменения?
Когда эти изменения произойдут, как будет выглядеть ваше колесо?
Отметьте пунктиром новые значения.
Взгляните еще раз на ваше новое колесо и подумайте, какой самый легкий шаг вы можете сделать, чтобы прийти к этому колесу?
Когда вы готовы сделать этот шаг?
Этот вариант колеса коучинга рекомендуется использовать в тех случаях, если у вас появляется ощущение, будто в вашей жизни что-то не так, и живете вы какой-то не полной жизнью.
Комментарии для учителя. Кто нужен бизнесу? Современный взгляд работодателя
Мировоззрение
Правильное мировоззрение является критическим фактором достижения успеха. Причем это даже намного более важно, чем технические аспекты «КАК сделать бизнес или построить карьеру». Анализ ситуаций показывает, что успешные люди имеют философию «служения», они свободно выбирают область своей деятельности, они добровольно приходят на работу и получают от работы удовольствие. На противоположном конце «служения» - «рабство», обмен жизненного времени на деньги. 8 часов в день, 40 часов в неделю, 248 дней в году, 40 лет в своей жизни – каторга! Подход, который позволяет создать внутренний смысл деятельности человека – сложный, но раскрывающий секрет – дело не в том «как я могу получить больше выгоды», а в поиске ответов на вопрос – «как я могу дать больше окружающим меня людям». Отсюда вытекает следующий принцип – «То, что отдается в мир, потом возвращается».
Окружение
Окружение формирует человека, а он помогает сформироваться окружению. Успешный человек падал ничуть не меньше неудачника… просто он каждый раз вставал и шел дальше. Ты точно такой же, как твое окружение. Если тебя окружают орлы – ты летаешь вместе с ними. Если черепахи – ты ползаешь. Взлететь можно двумя способами – помогать развиваться своему окружению или искать успешных людей и присоединяться к ним. И тот, и другой способ требует энергии. В первом случае энергии учителя, во втором энергии усердного ученика. Обе позиции являются выгодными для человека.
Мастерство
Чтобы эффективно реализовать позицию усердного ученика, найди того, кто добился большого успеха в той области, где хочешь преуспеть ты. И делай то же самое, учись каждый день, пробуй, работай в этой области. Не обязательно изобретать в 21 веке новый велосипед – это сложно и долго. Время – это один из немногих невосполнимых ресурсов. Мастерство, знания и опыт чуть позже дадут возможность увидеть новую идею профессионального развития и твердо занять позицию Учителя.
Действие
Сравните: “Я хотел бы работать в туризме!” и “Я хочу работать в туризме!” Как человек говорит, так и действует. Не надо пробовать, надо делать. Планировать и делать. Те, кто «пробует», не достигает успеха. Успеха достигают те, кто ошибается, но действует. Мастера работают… работают… и еще раз работают, пока не станут Мастерами.
Развитие
Все успешные люди очень много читают! Чтение помогает сформировать нужную философию и психологию для развития себя и бизнеса. Загрузка информацией по теме, в которой ты хочешь стать Мастером, будет постепенно менять твою жизнь. Только образованность дает возможность совершать осознанный жизненный выбор, менять сферы профессиональной деятельности. Интеллект – это то, что оставалось всегда у любого успешного профессионала, даже если он на какое-то время становился банкротом.
Открытость новому
Это оказалось потенциалом для разговора о пресловутой толерантности. Увидеть в новости возможность своего роста – это задача, которую может решить каждый успешный человек. Обычных людей пугает все новое и неизвестное. Реакция обычных людей на новое – настороженность и подозрительность. Новые люди, места, действия, знания – все это рождает в голове новые идеи и мысли, зоны роста.
Мероприятие 4. Организация «Встречи с профессионалом». Самый эффективный способ профориентации
Цель встречи: дать возможность пристально, на уровне кейса, всмотреться в профессионульную деятельность маркетолога, ди-джея, индивидуального предпринимателя, консультанта по строительству и девелопменту, священника, журналиста, ген.директора медиакомпании.
Сценарии встречи.
1. Кейс. Гости могут приносить с собой кейсы, над которыми предлагается подумать школьникам, высказать свое мнение и получить обратную связь из «первых рук».
Требование к кейсу.
• Кейс описан коротко. 1-2 страницы или презентация на 5-6 слайлов.
• Кейс написан на понятном языке для детей.
• У кейса есть решение от компании или есть экспертное мнение о том, как он решается. В конце встречи об этом обязательно рассказывается детям.
• Профессионал готов к открытому разговору с детьми.
2. Интервью. Учащиеся (индивидуально или в подгруппах) подготавливают для гостя вопросы о его профессии и карьере с точки зрения современной действительности и пути прихода в профессию.
Основная идея – у многих имеются мечты относительно своей будущей профессии, у некоторых людей эти мечты сбываются, у других – нет. Зависит ли успешность профессионала от соответствия сферы его профессиональной деятельности детской мечте?
Схема интервью (рисунок 3):
(Рис. 3)
Предварительная подготовка к интервью в подгруппах. Школьники исследуют в своем фокусном интервью профессию и человека, спрос, учебные заведения, которые обучают и т.д. В заключение готовят эссе или видео отчет о том, что им удалось понять.
Задача подгруппы максимально полно и точно собрать информацию по своей теме.
Задавая свой вопрос, участник подгруппы встает, представляется и задает вопрос.
Материалы для учителя
Возможные вопросы для проведения интервью
Проект 1 – «Ориентиры в профессии», здесь можно говорить:
1. Почему именно эта профессия? В чем основной смысл деятельности?
2. Особенности профессии: условия работы, занятость, отдых, доход?
3. Спрос на рынке – легко ли найти работу?
4. Известные люди в данной области, блоги, Проекты и т.д.
Проект 2 – «Alma Mater», здесь можно говорить:
1. Почему именно это учебное заведение было выбрано?
2. Известные профессора и выпускники этого ВУЗа.
3. Можно ли продолжить учебу за границей? Чем это лучше?
4. С какими организациями и учебными заведениями сотрудничает вуз? Перспективы развития человека, заканчивающего тот или иной факультет?
5.Работал ли во время учебы в вузе?
Проект 3 – «Мечта детства и реальность», здесь можно говорить:
1. Почему вы выбрали эту профессию?
2. Ваше первоначальное образование совпадает с этой профессией?
3. Если бы вы могли вернуться назад, вы бы сделали такой же выбор?
4. Если бы вам необходимо было сменить род деятельности, какую бы профессию вы выбрали бы?
5. Какой процент ваших однокурсников работает по профессии?
Проект 4 – «Карьерная лестница»:
1. Как долго и где вы учились?
2. Как в данной сфере протекает начало профессионального пути?
3. Какой самой высокой позиции в этой профессии можно добиться?
4. Критерии успешности деятельности?
Проект 5 – «Как преодолевать сложности»
1. От чего зависит ваш доход?
2. С какими сложностями вы сталкиваетесь в работе?
3. Расскажите о своем самом сложно случаи в практике?
4. Какого сотрудника вы бы точно не взяли к себе на работу? А какими качествами должен обладать идеальный сотрудник?
5. Как вы относитесь к понятию «конкуренция»?
Проект 6 – «Жизнь и профессия»:
1. Как профессия влияет на вашу жизнь?
2. Возникало ли у вас желание поменять профессию?
3. Какая книга или фильм сильно впечатлили Вас как профессионала или как человека?
4. Счастливы ли Вы?
Поиск профессионала
Объявление в социальной сети, на сайт школы или Проект письма в вуз (Центр довузовского образования) или в организацию на имя руководителя.
В нашей школе стартовал проект "Встреча с профессионалом". Мы ищем людей, готовых рассказать детям на профориентации о своем опыте работы. Вы можете быть человеком любой сферы деятельности! Важно, что Вы имеете легальный заработок. Желательно, чтобы Вы позитивно относились к своей работе, впрочем, варианты рассматриваются...
Главное - это то, что Вам есть, что рассказать подрастающему поколению! К чему готовиться? Что нужно знать, что уметь, где брать информацию? Где учиться? Кто будет работодателем? Какой ожидается рабочий день (неделя, год)? Счастливы ли они на своей работе?
И многое другое… Ваше посещение, рассказ, ответы на вопросы оставит след в душе детей. Может именно Вы развеете сомнения или сформулируете ценность профессионального развития. Тогда точно можно будет сказать, что жизнь Вы прожили не зря! Welcome!
Это эксперимент с курсом профориентации в школе кейсовых практик. За полгода своей работы мы уже рассказали детям про мир профессий, лайф-стайл и протестировались. Теперь настало время встреч с потенциальными работодателями и реальными профессионалами.
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы для проведения школьного этапа программы «Ориентир-ВУЗ» | 249.59 КБ |
Прикрепленные материалы
- Отчет о проведении Недели "Ориентир - ВУЗ- 2015" в МБОУ "Лицей №3" г. Старый Оскол
- Отчет о проведении Недели "Ориентир - ВУЗ- 2015" в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №4 г. Льгова" Курской области
- отчёт о проведении недели ориентир-вуз ГБОУ лицей 1575 Москва
- План профориентационной недели "Ориентир ВУЗ", 2015 год МАОУ лицей № 28 г.Таганрог
- Отчёт о неделе "Ориентир - ВУЗ" в МАОУ лицее № 28 г.Таганрога 2015 г
- Отчет о проведении Недели "Ориентир - ВУЗ- 2015" в Политехническом лицее -интернате ФГБОУ ВПО "ТГТУ" г. Тамбов
- МБОУ СОШ № 20 г. Пензы
- ГБОУ СОЛ г. Самара - Отчет о проведении Школьного этапа "Ориентр-вуз"
- План профориентационной недели "Ориентир ВУЗ", гимназия № 39 "Классическая" г.Тольятти
- Школьный этап программы Ориентир-вуз в МБОУ Лицей № 41 г. Ижевска
- Реализация школьного этапа программы "Школа - вуз" в МАОУ гимназии № 13 г. Пензы
- Школьный этап программы Ориентир-вуз в МАОУ СОШ № 74 г. Ижевска
- Отчет о выполении программы "Ориентир-ВУЗ" Губернский лицей-интернат Пенза
- Отчет о выполении программы "Ориентир-ВУЗ" Губернский лицей-интернат Пенза
- Школьный этап программы "Ориентир-вуз" МБОУ гимназии №44 г. Пензы. Алексютина О.В.
- Школьный этап программы "Ориентир-вуз" МБОУ гимназии №44 г. Пензы. Алексютина О.В.
- Ориентир-ВУЗ в ГБОУ лицее № 572 Невского района Санкт-Петербурга. Образовательная экскурсия
- Ориентир-ВУЗ в ГБОУ лицее № 572 Невского района Санкт-Петербурга. Образовательная экскурсия
- Экскурсия на Оптоган - 2015 для учеников лицея № 572 Невского района Санкт-Петербурга.
- Мы в НИИ Робототехники и кибернетики (ГБОУ лицей № 572 Невского района Санкт-Петербурга"
- Ученики ГБОУ лицея № 572 в химико-фармацевтической академии
- Санкт-Петербургский государственный экономический университет и ученики лицея № 572
Доклады
Тема | Автор | Комментариев | Дата создания |
---|---|---|---|
Отчет о неделе школа - ВУЗ | Анна Соколова | 0 | 10.04.2015 21.58 |
План работы недели Школа - ВУЗ | Анна Соколова | 0 | 10.04.2015 21.56 |
Отчет проведении Ориентир-Вуз в ГБОУ Лицей №281 адмиралтейского района | Валентина Пугачева | 0 | 01.04.2015 16.41 |
Работа ученицы 9 Б класса МБОУ гимназии №42 г.Пензы Старшевой Софьи "Профессия - архитектор" | Роза Максимова | 0 | 01.03.2015 21.56 |
- Войдите на сайт для отправки комментариев