Ткачук Т.Н. ГБОУ, школа №258 "Что значит внимательно присмотреться?" 2 класс "Загадки природы"
2015 год, октябрь
«Загадки природы» часть №2, работа №6.
«Что значит «внимательно присмотреться»?
2 «Г» класс
Ткачук Татьяна Николаевна
ГБОУ, школа №258 с углублённым изучением физики и химии города Санкт-Петербурга, Колпинского района
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”
Китайская мудрость.
К сожалению, до вступления нашей школы в «Школьную Лигу Роснано» я ничего не слышала о курсе «Загадки природы», но попробовала с учениками второго класса во время прогулки «внимательно присмотреться». Вот что из этого получилось.
Занятие разделила на 2 части: экскурсия по пришкольному участку и работа в классе.
Шаг 1
Показываю детям распечатанную страничку тетради «Загадки природы». Зачитываю: «Путешествуя по разным местам, важно иногда останавливаться и присматриваться».
- Как вы думаете, почему автор написал, что чтобы присмотреться надо останавливаться?
Дети: «Потому, что, когда бежишь, то по сторонам смотреть не можешь».
- И тогда то, что было незаметным, вдруг становится заметным и весьма интересным.
Хорошо читающий ученик зачитывает отрывок из рассказа «Моя семья и другие звери».
-Почему мальчик смог рассмотреть кузнечика, улитку?
- Потому что он лежал.
- Потому что он любил рассматривать природу.
- Как вы думаете, что это такое «…бледные круглые пятна величиной с монету»?
- Грибы!
- Да, точно, я такие поганки в лесу с дедушкой видела!
- И они закрывались?
- Я в них травой не тыркала.
(Здесь была видна явная заинтересованность детей)
- Хотите узнать, что это было на самом деле?
- Да!
- Зачитываю отрывок рассказа (продолжение).
Я подвел Теодора к моховому бугру и показал таинственный люк. Теодор разглядывал его, прищурив глаза. –Ага,–произнес он,–да... гм... да.
Вынув из жилетного кармана маленький перочинный ножик, он легонько поддел кончиком лезвия дверцу люка и отворил ее. – Гм... да,–повторил он.–Cteniza.
Заглянув в отверстие, Теодор подул туда и снова захлопнул дверцу.
– Да, это норки земляных пауков,– сказал он.– Только в этой, видимо, никто не живет. Обычно паук упирается в крышку погребка ногами или, вернее, коготками и прижимает ее так крепко, что, если вы захотите открыть ее, надо действовать очень осторожно, иначе она сломается. Гм... да... это, конечно, норки самок. Самец роет такую же норку, только раза в два меньше.
Я сказал, что это самые замечательные постройки, какие мне приходилось видеть.
– Ага,– отозвался Теодор.– Конечно, они замечательные. Но вот что меня всегда удивляет: как это самка узнает о приближении самца?
Я заморгал глазами, а Теодор взглянул на меня, покачался на носках и продолжал:
– Паук, конечно, сидит внутри своей норки и дожидается, пока какое-нибудь насекомое – муха, кузнечик или еще кто-нибудь – не окажется поблизости. Вероятно, паук как-то умеет определять, достаточно ли близко насекомое, чтобы его схватить. Если оно близко, паук... э... выскакивает вдруг из своего убежища и хватает беднягу. Ну вот, а когда самец разыскивает самку, он ведь тоже должен пробираться к погребку через мох, и я часто думаю, почему же его никогда... э... не сожрет по ошибке самка. Конечно, возможно допустить, что его шаги звучат иначе. А может, он умеет издавать... ну, знаешь... какой-нибудь звук, и самка узнает его.
(Дети удивлены)
- Как вы думаете, захочет ли мальчик наблюдать за этими пауками?
- Да! Я тоже хочу увидеть таких пауков!
- Да! Только у нас мха нет.
- А я боюсь пауков.
- Этот мальчик жил на острове Крит, когда мы придём обратно в класс, то постараемся найти на карте этот остров, а пока мы на улице, давайте тоже посмотрим вокруг и попробуем найти что-нибудь интересное!
- Давайте!
(Дети оглядываются вокруг)
- Посмотрите, какая красота кругом! Какие разноцветные осенние листья!
(Подходим к дереву)
- Давайте рассмотрим это дерево.
- Где дерево толще?
- Внизу.
- А почему?
- Потому что если бы оно толще было на верху, то дерево бы упало.
- Потому что корни впитывают воду из земли и отдают её листьям и веткам.
- Вы в целом правы.
- Потрогайте кору дерева.
(Дети трогают)
- Она шершавая.
- Как будто старая какая-то.
- Кора вся в трещинах… а может ли там кто-то жить?
- Я видел, как белка в дереве жила!
- Там гусеницы живут.
- А я мультик смотрел, там в дереве паучок жил!
- Действительно, в коре деревьев живут насекомые: короеды, жуки долгоносики, личинки. Насекомые обычно выбирают себе дерево постарше, где есть трещинки в коре, а некоторые даже делают дырочки – вентиляции.
Шаг 2
(Я не стала разбивать парами сама или с помощью карточек. У меня дружный класс, особенно те ребята, которые ходят в группу продлённого дня и сложности построиться парами у них нет. Возможно ещё потому, что мы часто ходим на экскурсии, в театр или во Дворец Творчества. Кроме того разбивать на пары по карточкам было не очень удобно на улице.)
- Давайте рассмотрим кору разных деревьев и сделаем «портрет дерева». Разбейтесь парами, подойдите к понравившемуся дереву, рассмотрите его. Понюхайте кору, определите, чем на ваш взгляд она пахнет. Попробуйте узнать название дерева, возьмите несколько листьев этого дерева с собой в класс. Сделайте «портрет дерева»: приложите альбомный лист к его коре и восковым мелком плашмя раскрасьте лист. Посмотрим, какие портреты получатся! Внизу подпишите лист, как называется дерево, а в классе мы этим же способом раскрасим листья дерева и прикрепим страницы.
- Если вы внимательно присмотритесь, возможно вы увидите насекомых, которые там прячутся.
(Дети парами выполняют задание, часто прибегают что-то уточнить: название дерева, сколько листьев надо брать с собой, две группы хотели выполнять «портрет» одного и того же дерева и поссорились.)
Шаг 3
- Получились «портреты»?
- Да!
(Дети на перебой друг другу показывают и рассказывают об их «открытиях» пока мы идём в класс)
- Итак, помыли ручки и садимся так же парами, за парты. Теперь берём листья, кладём их на парту, сверху кладём альбомный лист и раскрашиваем восковыми мелками «плашмя».
- Покажите, что у вас получилось? Кто может рассказать о своём дереве?
- Моё дерево называется клён. Пахнет лесом, кора шершавая, жуков я там не нашла, но я сделала портрет коры! И ещё получился букет из листьев.
(Показывает детям два листа. Ещё несколько пар рассказывают о своих портретах, всех выслушать, к сожалению, мы просто не успеваем).
-Давайте вернёмся к мальчику, который жил на острове Крит и попробуем найти этот остров на карте.
(Вешаю карту на доску, дети подходят и ищут остров).
Шаг 4.
- Были ли у вас открытия, как у мальчика?
- Я один раз в малине жука нашла! Прямо в ягоде. Хорошо, что съесть не успела!
- А я червивый гриб видел.
- А я видела муравейник! Он был очень высокий!
- Ты наблюдала за муравьями?
- Нет, я позвала маму и убежала. Муравьи кусаются.
- И меня один раз муравей укусил.
- А меня укусила оса в руку! Это было очень больно, больнее, чем комар в тысячу раз!
(Обращаю внимание, что дети не наблюдали за насекомыми или животными, они их просто «видели»).
- После этого занятия вам захочется внимательно присмотреться, понаблюдать за насекомыми, птицами?
- Да!
- Что вам было интересно на занятии, что запомнилось?
- Мы никогда не рисовали дерево так.
- Я понял, что наблюдать – это очень интересно! Можно увидеть что-нибудь необычное.
- Спасибо, ребята! Вы хорошо поработали!
Вложение | Размер |
---|---|
foto_dlya_rosnano.docx | 2.4 МБ |
Комментарии
Здравствуйте. Отправляю второй раз, т.к. первый раз почему-то не виден в списке работ.
Спасибо за понимание.
Татьяна Николаевна, добрый день
Спасибо за интресный урок и его описание. Очень важное различение в конце урока "видели" и "наблюдали".
Замечательно, что получилось совместить разговоры про наблюдения, воспоминания о наблюдениях и реальную прогулку, когда можно было попробовать или увидеть что-то, или понаблюдать.
Портрет "коры" при помощи мелков - это очень хороший ход.
Чем еще можно было поддержать детей - это поиском странностей. Такой способ оррганизации работы делает детей "более зоркими". Мы освобождаем их от привычных стереотипов. И в этом случае даже кора дерева (такое уже привычное) становиться странной. Ведь кора - это как кожа. Или как одежда. Или как особая чешуя. И т.д.
И еще один момент. Кроме рассказов вслух всему классу и учителю мы можем культивировать и рассказы детей в группах друг другу. Нам это важно, чтобы интерес к природе становился делом самих детей. Чтобы они сами друг с другом об этом могли говорить, удивлять друг друга, заинтересовывать.