Ткачук Т.Н. ГБОУ, школа №258 "Что значит внимательно присмотреться?" 2 класс "Загадки природы"

2015 год, октябрь

«Загадки природы» часть №2, работа №6.

«Что значит «внимательно присмотреться»?

2 «Г» класс

Ткачук Татьяна Николаевна

ГБОУ, школа №258 с углублённым изучением физики и химии города Санкт-Петербурга, Колпинского района

 

«Я слышу – я забываю,  

 я вижу – я запоминаю,

 я делаю – я усваиваю”

Китайская мудрость.

 

К сожалению, до вступления нашей школы в «Школьную Лигу Роснано» я ничего не слышала о курсе «Загадки природы», но попробовала с учениками второго класса во время прогулки «внимательно присмотреться». Вот что из этого получилось.

Занятие разделила на 2 части: экскурсия по пришкольному участку и работа в классе.

Шаг 1

Показываю детям распечатанную страничку тетради «Загадки природы». Зачитываю: «Путешествуя по разным местам, важно иногда останавливаться и присматриваться».

- Как вы думаете, почему автор написал, что чтобы присмотреться надо останавливаться?

Дети: «Потому, что, когда бежишь, то по сторонам смотреть не можешь».

- И тогда то, что было незаметным, вдруг становится заметным и весьма интересным.

Хорошо читающий ученик зачитывает отрывок из рассказа «Моя семья и другие звери».

-Почему мальчик смог рассмотреть кузнечика, улитку?

- Потому что он лежал.

- Потому что он любил рассматривать природу.

- Как вы думаете, что это такое «…бледные круглые пятна величиной с монету»?

- Грибы!

- Да, точно, я такие поганки в лесу с дедушкой видела!

- И они закрывались?

- Я в них травой не тыркала.

(Здесь была видна явная заинтересованность детей)

- Хотите узнать, что это было на самом деле?

- Да!

- Зачитываю отрывок рассказа (продолжение).

Я подвел Теодора к моховому бугру и показал таинственный люк. Теодор разглядывал его, прищурив глаза. –Ага,–произнес он,–да... гм... да.

Вынув из жилетного кармана маленький перочинный ножик, он легонько поддел кончиком лезвия дверцу люка и отворил ее. – Гм... да,–повторил он.–Cteniza.

Заглянув в отверстие, Теодор подул туда и снова захлопнул дверцу.

– Да, это норки земляных пауков,– сказал он.– Только в этой, видимо, никто не живет. Обычно паук упирается в крышку погребка ногами или, вернее, коготками и прижимает ее так крепко, что, если вы захотите открыть ее, надо действовать очень осторожно, иначе она сломается. Гм... да... это, конечно, норки самок. Самец роет такую же норку, только раза в два меньше.

Я сказал, что это самые замечательные постройки, какие мне приходилось видеть.

– Ага,– отозвался Теодор.– Конечно, они замечательные. Но вот что меня всегда удивляет: как это самка узнает о приближении самца?

Я заморгал глазами, а Теодор взглянул на меня, покачался на носках и продолжал:

– Паук, конечно, сидит внутри своей норки и дожидается, пока какое-нибудь насекомое – муха, кузнечик или еще кто-нибудь – не окажется поблизости. Вероятно, паук как-то умеет определять, достаточно ли близко насекомое, чтобы его схватить. Если оно близко, паук... э... выскакивает вдруг из своего убежища и хватает беднягу. Ну вот, а когда самец разыскивает самку, он ведь тоже должен пробираться к погребку через мох, и я часто думаю, почему же его никогда... э... не сожрет по ошибке самка. Конечно, возможно допустить, что его шаги звучат иначе. А может, он умеет издавать... ну, знаешь... какой-нибудь звук, и самка узнает его.

 

(Дети удивлены)

- Как вы думаете, захочет ли мальчик наблюдать за этими пауками?

- Да! Я тоже хочу увидеть таких пауков!

- Да! Только у нас мха нет.

- А я боюсь пауков.

- Этот мальчик жил на острове Крит, когда мы придём обратно в класс, то постараемся найти на карте этот остров, а пока мы на улице, давайте тоже посмотрим вокруг и попробуем найти что-нибудь интересное!

- Давайте!

(Дети оглядываются вокруг)

- Посмотрите, какая красота кругом! Какие разноцветные осенние листья!

(Подходим к дереву)

- Давайте рассмотрим это дерево.

- Где дерево толще?

- Внизу.

- А почему?

- Потому что если бы оно толще было на верху, то дерево бы упало.

- Потому что корни впитывают воду из земли и отдают её листьям и веткам.

- Вы в целом правы.

- Потрогайте кору дерева.

(Дети трогают)

- Она шершавая.

- Как будто старая какая-то.

- Кора вся в трещинах… а может ли там кто-то жить?

- Я видел, как белка в дереве жила!

- Там гусеницы живут.

- А я мультик смотрел, там в дереве паучок жил!

- Действительно, в коре деревьев живут насекомые: короеды, жуки долгоносики, личинки. Насекомые обычно выбирают себе дерево постарше, где есть трещинки в коре, а некоторые даже делают дырочки – вентиляции.

Шаг 2

(Я не стала разбивать парами сама или с помощью карточек. У меня дружный класс, особенно те ребята, которые ходят в группу продлённого дня и сложности построиться парами у них нет. Возможно ещё потому, что мы часто ходим на экскурсии, в театр или во Дворец Творчества. Кроме того разбивать на пары по карточкам было не очень удобно на улице.)

- Давайте рассмотрим кору разных деревьев и сделаем «портрет дерева». Разбейтесь парами, подойдите к понравившемуся дереву, рассмотрите его. Понюхайте кору, определите, чем на ваш взгляд она пахнет. Попробуйте узнать название дерева, возьмите несколько листьев этого дерева с собой в класс. Сделайте «портрет дерева»: приложите альбомный лист к его коре и восковым мелком плашмя раскрасьте лист. Посмотрим, какие портреты получатся! Внизу подпишите лист, как называется дерево, а в классе мы этим же способом раскрасим листья дерева и прикрепим страницы.

- Если вы внимательно присмотритесь, возможно вы увидите насекомых, которые там прячутся.

(Дети парами выполняют задание, часто прибегают что-то уточнить: название дерева, сколько листьев надо брать с собой, две группы хотели выполнять «портрет» одного и того же дерева и поссорились.)

Шаг 3

- Получились «портреты»?

- Да!

(Дети на перебой друг другу показывают и рассказывают об их «открытиях» пока мы идём в класс)

- Итак, помыли ручки и садимся так же парами, за парты. Теперь берём листья, кладём их на парту, сверху кладём альбомный лист и раскрашиваем  восковыми мелками «плашмя».

- Покажите, что у вас получилось? Кто может рассказать о своём дереве?

- Моё дерево называется клён. Пахнет лесом, кора шершавая, жуков я там не нашла, но я сделала портрет коры! И ещё получился букет из листьев.

(Показывает детям два листа. Ещё несколько пар рассказывают о своих портретах, всех выслушать, к сожалению, мы просто не успеваем).

-Давайте вернёмся к мальчику, который жил на острове Крит и попробуем найти этот остров на карте.

(Вешаю карту на доску, дети подходят и ищут остров).

Шаг 4.

- Были ли у вас открытия, как у мальчика?

- Я один раз в малине жука нашла! Прямо в ягоде. Хорошо, что съесть не успела!

- А я червивый гриб видел.

- А я видела муравейник! Он был очень высокий!

- Ты наблюдала за муравьями?

- Нет, я позвала маму и убежала. Муравьи кусаются.

- И меня один раз муравей укусил.

- А меня укусила оса в руку! Это было очень больно, больнее, чем комар в тысячу раз!

(Обращаю внимание, что дети не наблюдали за насекомыми или животными, они их просто «видели»).

- После этого занятия вам захочется внимательно присмотреться, понаблюдать за насекомыми, птицами?

- Да!

- Что вам было интересно на занятии, что запомнилось?

- Мы никогда не рисовали дерево так.

- Я понял, что наблюдать – это очень интересно! Можно увидеть что-нибудь необычное.

- Спасибо, ребята! Вы хорошо поработали!

ВложениеРазмер
foto_dlya_rosnano.docx2.4 МБ

Комментарии

Информация о пользователе.
25.11.2015 : 13.10

Здравствуйте. Отправляю второй раз, т.к. первый раз почему-то не виден в списке работ.

Спасибо за понимание.

Информация о пользователе.
02.12.2015 : 13.37

Татьяна Николаевна, добрый день

Спасибо за интресный урок и его описание. Очень важное различение в конце урока "видели" и "наблюдали". 

Замечательно, что получилось совместить разговоры про наблюдения, воспоминания о наблюдениях и реальную прогулку, когда можно было попробовать или увидеть что-то, или понаблюдать. 

Портрет "коры" при помощи мелков - это очень хороший ход. 

Чем еще можно было поддержать детей - это поиском странностей. Такой способ оррганизации работы делает детей "более зоркими". Мы освобождаем их от привычных стереотипов. И в этом случае даже кора дерева (такое уже привычное) становиться странной. Ведь кора - это как кожа. Или как одежда. Или как  особая чешуя. И т.д. 

И еще один момент. Кроме рассказов вслух всему классу и учителю мы можем культивировать и рассказы детей в группах друг другу. Нам это важно, чтобы интерес к природе становился делом самих детей. Чтобы они сами друг с другом об этом могли говорить, удивлять друг друга, заинтересовывать.