Экспертный проектировочный семинар

5 февраля, в режиме онлайн, состоялся ставший уже традиционным экспертный методологический семинар, участники которого обсудили образовательную повестку на 2021 год.

Руководители образовательных организаций, представители РАО, СПбГУ, НИУ ВШЭ, ЯГПУ, педагоги, эксперты в области образования и лидеры мнений сформулировали проблемные вопросы, которые будут обсуждаться и исследоваться в ближайший год.

По итогам семинара озвученные вопросы были разделены на 3 группы:

  1. Явления, которые следует исследовать
  2. Проблемы, которые нельзя оставлять без внимания.
  3. Идеи, которые следует поддержать.

Явления в системе образования, которые надо исследовать

  • Воспитательные возможности школы в современном обществе: кого на самом деле воспитывает современная школа? Кто на самом деле воспитывает современных школьников?

  • Проблема обратной связи при дистанционном формате

  • Избегающее отношение к образованию aka Учебный обман

  • Эффективное развитие современной педагогической культуры у выпускника педагогического вуза

  • Альтернативные игроки на образовательном поле

  • Дальнейшее развитие «цифры» в образовании, в особенности роли и возсожности big data

  • Феномен учителя в позиции ученика, ставший более распространённым в период локдауна

  • Размывание общего образования и дополнительного образования

  • Дефициты педагогических знаний и компетентностей в условиях локдауна

  • Неопределённость в условиях новой реальности. Поиск стабильной опоры в состоянии неопределённости VUCA-мира

  • Инклюзивное образование, размытое «цифрой»

  • Рост рынка образовательных технологий и предложений на рынке

  • Важность и ценность регионального опыта при проведении педагогических исследований

  • Вызовы современной коммуникативной реальности. Какие новые отношения появляются в связи с использованием цифровых технологий?

  • Воспитание как система взаимоотношения людей

  • Интерес журналистов и СМИ к проблемам образования

 

Проблемы, которые надо обсуждать в педагогическом сообществе

  • Разрыв позиции регулятора (федеральных и региональных регуляторов) и экспертного сообщества

  • Стремление ограничить базы для сравнения [образовательных результатов], уйти от международных

  • Низкая цифровая грамотность учителей, более явная в условиях дистанционного обучения

  • Выпадание «Мы» в дистанционном формате из триады «Я», «Мы», «Ты» до Д. Лемову

  • Общественное заблуждение о том, что «онлайн всегда хуже оффлайна»

  • Отсутствие единой терминологии в отношении дистанционного образования

  • Цифровой разрыв в отношении учительской компетентности

  • Низкий уровень педагогической осознанности: школа может себя признать лишь частью жизни ученика

  • Сложность в осознании результатов обучения, если они отличаются от идеально достигнутого результата

  • Разрыв между столичным и региональным уровнем образования ещё более ощутим в дистанте

  • Разрыв между теми, кто быстро ориентируется в образовательных платформах и ресурсах, и теми, кто делает это не так быстро, оставаясь при этом профессионалом

  • Необходимость более эфективного использования собранных исследовательских данных при формировании образовательных программ в школах

  • Образовательное неравенство

  • Опасность «расчеловечить человека» в образовательных практиках

Перспективные идеи, которые надо поддерживать

  • Ценный опыт в построении собственной программы воспитания, которая есть на практике [школ]

  • Переход от увеличения рынка онлайн-образования к анализу эффективности образования в целом (смешанные форматы и т.д.)

  • Умение договариваться с учеником относительно организации образовательного процесса

  • Максимально позитивное отношение к инновационным проектам

  • Осознание важности подготовки квалифицированных специалистов

  • Внутришкольные инициативы при инертности региональных органов управления образованием в ситуации локдауна

  • Появление инструментов и сервисов для самостоятельного выбора контента, стратегии получения образования. Понимание важности самообразования

  • Открытость и мобильность учеников в отношении новых форм и сред образования

  • Вхождение текстов и инструментов для создания текстов «новой природы» в педагогический оборот

  • Иное понимание образовательной политики в регионах, другая ценностная рамка: ценен каждый ребенок, каждый взрослый, особенно, если он педагог

  • Закрытие невостребованных образовательных проектов и программ

  • Возвращения в педагогический лексикон понятий «благополучия», «радость», «комфорта»

  • Построение образовательных экосистем как появление выбора, предложения, интеграции общего и дополнительного образования: не конкуренция, а дополнительность, расширение возможностей для выбора.

Прикрепленные материалы