5 февраля, в режиме онлайн, состоялся ставший уже традиционным экспертный методологический семинар, участники которого обсудили образовательную повестку на 2021 год.
Руководители образовательных организаций, представители РАО, СПбГУ, НИУ ВШЭ, ЯГПУ, педагоги, эксперты в области образования и лидеры мнений сформулировали проблемные вопросы, которые будут обсуждаться и исследоваться в ближайший год.
По итогам семинара озвученные вопросы были разделены на 3 группы:
- Явления, которые следует исследовать
- Проблемы, которые нельзя оставлять без внимания.
- Идеи, которые следует поддержать.
Явления в системе образования, которые надо исследовать
-
Воспитательные возможности школы в современном обществе: кого на самом деле воспитывает современная школа? Кто на самом деле воспитывает современных школьников?
-
Проблема обратной связи при дистанционном формате
-
Избегающее отношение к образованию aka Учебный обман
-
Эффективное развитие современной педагогической культуры у выпускника педагогического вуза
-
Альтернативные игроки на образовательном поле
-
Дальнейшее развитие «цифры» в образовании, в особенности роли и возсожности big data
-
Феномен учителя в позиции ученика, ставший более распространённым в период локдауна
-
Размывание общего образования и дополнительного образования
-
Дефициты педагогических знаний и компетентностей в условиях локдауна
-
Неопределённость в условиях новой реальности. Поиск стабильной опоры в состоянии неопределённости VUCA-мира
-
Инклюзивное образование, размытое «цифрой»
-
Рост рынка образовательных технологий и предложений на рынке
-
Важность и ценность регионального опыта при проведении педагогических исследований
-
Вызовы современной коммуникативной реальности. Какие новые отношения появляются в связи с использованием цифровых технологий?
-
Воспитание как система взаимоотношения людей
-
Интерес журналистов и СМИ к проблемам образования
Проблемы, которые надо обсуждать в педагогическом сообществе
-
Разрыв позиции регулятора (федеральных и региональных регуляторов) и экспертного сообщества
-
Стремление ограничить базы для сравнения [образовательных результатов], уйти от международных
-
Низкая цифровая грамотность учителей, более явная в условиях дистанционного обучения
-
Выпадание «Мы» в дистанционном формате из триады «Я», «Мы», «Ты» до Д. Лемову
-
Общественное заблуждение о том, что «онлайн всегда хуже оффлайна»
-
Отсутствие единой терминологии в отношении дистанционного образования
-
Цифровой разрыв в отношении учительской компетентности
-
Низкий уровень педагогической осознанности: школа может себя признать лишь частью жизни ученика
-
Сложность в осознании результатов обучения, если они отличаются от идеально достигнутого результата
-
Разрыв между столичным и региональным уровнем образования ещё более ощутим в дистанте
-
Разрыв между теми, кто быстро ориентируется в образовательных платформах и ресурсах, и теми, кто делает это не так быстро, оставаясь при этом профессионалом
-
Необходимость более эфективного использования собранных исследовательских данных при формировании образовательных программ в школах
-
Образовательное неравенство
-
Опасность «расчеловечить человека» в образовательных практиках
Перспективные идеи, которые надо поддерживать
-
Ценный опыт в построении собственной программы воспитания, которая есть на практике [школ]
-
Переход от увеличения рынка онлайн-образования к анализу эффективности образования в целом (смешанные форматы и т.д.)
-
Умение договариваться с учеником относительно организации образовательного процесса
-
Максимально позитивное отношение к инновационным проектам
-
Осознание важности подготовки квалифицированных специалистов
-
Внутришкольные инициативы при инертности региональных органов управления образованием в ситуации локдауна
-
Появление инструментов и сервисов для самостоятельного выбора контента, стратегии получения образования. Понимание важности самообразования
-
Открытость и мобильность учеников в отношении новых форм и сред образования
-
Вхождение текстов и инструментов для создания текстов «новой природы» в педагогический оборот
-
Иное понимание образовательной политики в регионах, другая ценностная рамка: ценен каждый ребенок, каждый взрослый, особенно, если он педагог
-
Закрытие невостребованных образовательных проектов и программ
-
Возвращения в педагогический лексикон понятий «благополучия», «радость», «комфорта»
-
Построение образовательных экосистем как появление выбора, предложения, интеграции общего и дополнительного образования: не конкуренция, а дополнительность, расширение возможностей для выбора.
Прикрепленные материалы
- Войдите на сайт для отправки комментариев