6 трендов в медиа и писательстве, которые могут заинтересовать старшеклассника

Продюсировать книги и создавать мемы, вычислять недобросовестных ученых и рассказывать истории людей через интервью, оказывается, очень востребованные профессии, доступные уже со школы. 

Как подросткам развиваться в этих областях, рассказывают писатели, редакторы, издатели, критики и журналисты Читайбурга – путешествующего города, в котором на одну неделю собираются команды школьников, увлеченных журналистикой, чтением, литературным творчеством и лингвистикой.

Авторы: Полина Мокроносова, Югорск, и Кирилл Маркин, город Покачи 

Образовательная программа проводится специалистами Школьной лиги уже третий год при поддержке департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Югорского государственного университета. Школьники поступают «на работу» в Редакцию Читайбурга, где решают актуальные проблемы современных издателей и ученых, погружаясь в организационные и технологические процессы редакционных команд, предлагая медиапродукты и формируя новые направления. С 1 по 9 декабря Читайбург объединил 170 школьников ХМАО. 

1.«Опять смотришь картинки в интернете! А учиться кто будет?!» – «Ну, мааам, я вообще-то учусь на пикчера, это профессия!»

 

Можно ли профессионально изучать и придумывать мемы и кому это нужно, рассказал Владислав Цой, редактор проекта ЮНЕСКО «Двор», SMM-специалист Школьной лиги.

Люди любят мемы. Вне зависимости от возраста, пола, места жительства, образования и уровня дохода. Даже если не пользуются интернетом (а такие люди тоже есть). 

Просто у каждой социальной группы свои мемы. У одних – вирусные тиктоки и забавные твиты. У других – цитаты из советских фильмов и классических литературных произведений. У третьих – «понятия» и уличный сленг.

Так что такое мем? Как писал биолог Ричард Докинз – единица культурной информации, которая, подобно живому существу, умеет себя воспроизводить, мутирует и борется за выживание. Символы, идеи, философские концепции, религии… И в том числе привычный нам интернет-юмор.

А ещё мем – это инструмент для коммуникации с пользователем. Если грамотно использовать мемы, интегрировать их в тональность бренда – вы станете ближе к своей аудитории. Люди поймут, что вы находитесь с ними в одном информационном поле, испытываете те же переживания – и им проще будет вам доверять.

Мем живёт в разных сферах. Божественные твиты Aviasales постоянно напоминают, где искать самые дешевые авиабилеты. «Образовач» несколько лет популяризировал науку остроумными авторскими комиксами. Просветительский проект ЮНЕСКО «Двор» рисованными историями и смешными картинками привлекает внимание читателей к текстам о психологии и физиологии. Абсурдные шутки «Страдающего Средневековья», основой которых становятся многовековые летописи, фрески и скульптуры, позволяют продавать исторический нон-фикшн и настольные игры. А феминистский мем российского отделения Reebok про «иглу мужского одобрения»…

Привёл к репутационному краху компании. Прогрессивная идея про равноправие мужчин и женщин получила нелепую, злую упаковку, которая вызвала непонимание, а в некоторых случаях открытую ненависть у интернет-пользователей – в том числе клиентов Reebok.

Мем своенравен и прихотлив. Он требует, чтобы его автор – пикчер – понимал общий культурный контекст, специфическое информационное поле своей аудитории и её настроение.

Важно читать новости, знакомиться со свежими произведениями массовой культуры и, конечно, помнить, какие мемы в тренде. Иначе вы будете неактуальны.

Важно держать контакт с аудиторией, реагировать на критику своего творчества и следить за тем, как эволюционируют (или деградируют) интересы пользователей. Иначе вас просто не поймут.

И, наконец, важно помнить, что мем – лишь инструмент. Производство мемов никогда не должно быть самоцелью. Если позитивные реакции – лайки, комменты, репосты – затмевают первоначальную идею вашего проекта, то вы прекрасный юморист и плохой пикчер.

 

2. Прикладная небылистика. Креативное письмо для журналистов 

О том, как журналисты создают тексты, от чего зависит их качество и как их можно улучшить, со студентами Читайбурга поговорила Светлана Щелокова – преподаватель Высшей школы журналистики СПбГУ, журналист, редактор. 

Журналист обязательно создает то, чего еще нет. Это тексты, статьи, репортажи – новая информация, которую до этого никто не знал. Далеко не всегда это сухое изложение фактов, пересказ реальных событий. Светлана Щелокова утверждает, что для журналиста важно уметь писать креативно, придумывать новое и об этом рассказывать интересно. 

Журналист, в отличии от писателя, всегда пишет для определенной аудитории, поэтому его идея обязательно должна быть интересна не только ему. Она должна волновать общество, привлекать внимание, иначе в этом материале не будет смысла.

Если человек пишет профессионально, то он не работает по вдохновению. Он пишет тогда, когда в этом есть необходимость. Чтобы быть способным создавать тексты в любой момент и почти о чем угодно, журналисту важно понимать, как работает творчество.

Так, Светлана Щелокова приводит пять стадий творчества из трудов одного из самых авторитетных психологов в мире Михая Чиксентмихайи:

  1. Подготовка (погружение)

  2. Вынашивание (инкубация)

  3. Озарение (инсайт)

  4. Оценка (ок или не ок)

  5. Оттачивание (редактура)

Журналист всегда держит в голове, на какой стадии он сейчас находится, что было до и что будет после, а также как можно в любой момент изменить концепцию. Это позволяет контролировать весь процесс создания текстов. 

Уникальность текста зависит от количества вложенного в него чувственного опыта автора. Чем его больше, тем лучше будет текст. Отдельно выделяют этапы творчества в виде работы с чувственным опытом: 

  1. Получение чувственного опыта (восприятие) 

  2. Присвоение и осмысление чувственного опыта (рефлексия)

  3. Обработка и отбор чувственного опыта (идеи)

  4. Создание формы чувственного опыта (произведение) 

Так, качество текста зависит от умения журналиста находить и придумывать новое, работать с чувственным опытом и контролировать процесс создания произведения.

3. Соединяем человека и книгу: как работают книжные медиа, блоги и книжные клубы и почему это важно

Делится книжный обозреватель ПЖ (бывш. Esquire Russia), главный редактор газеты «Книги у моря» Максим Мамлыга. 

Важно, чтобы человек и книга могли столкнуться, но в современных российских реалиях нет механизма, с помощью которого это бы реализовывалось. Отсутствует контакт, канал связи между людьми и книгами, которые потенциально могли бы их заинтересовать. Именно в этом заключается главная проблема всех российских книжных медиа.  

Однако решение этой проблемы осложняется ещё и тем, что в России нет полноценной системы книжных медиа. В отличии от западных стран, где она формировалась больше столетия, в России задатки такой системы начали появляться только в девяностые, после распада СССР. Какое-то серьезное развитие эта система получила только сейчас, когда социальные сети и интернет дали людям максимальные возможности для коммуникации. Появляется все больше книжных блогеров, а издательства заводят группы в социальных сетях. 

На пути популяризации медиа и блогов о книгах встает вопрос: как заинтересовать людей, которые не интересуются или не знают, что им это может быть интересно. Если люди и читают, то в большинстве случаев это что-то на поверхности, на слуху.

С чего начать? С формирования книжной ленты читателя. Представьте: вам понравилась книга. Изучите издательство, которое напечатало это произведение, найдите его сообщество в социальных сетях. Кто еще его читает и пишет об этом издательстве и книге, которая вам понравилась? Есть ли среди этих книжных блогеров и медиа специализирующиеся на интересной вам теме? Подпишитесь на них. Важно собрать релевантную информацию, проанализировать ее, управлять источниками, чтобы использовать в дальнейшем. Благодаря наблюдению за книжным сообществом вы можете понять свои интересы, чего хотите от чтения и, конечно, получить это. Пройдите весь путь самостоятельно, чтобы научиться помогать другим.

Следующий шаг для соединения большего количества людей с книгами – создание своего блога, книжного клуба или даже медиа. Когда рынок только зарождается, проще всего занять нишу, начать что-то делать и о чем-то писать.

Настраивайте связи в книжном сообществе, развивайте его на уровне своего круга общения, школы, района, города. В дальнейшем получится сформировать сферу книжных медиа, блогов и клубов, а, значит, изменить ситуацию на рынке, привлечь больше людей к чтению и пониманию своих интересов.

 

4. Понять другого: все ли мы знаем об интервью?

Как раскрыть человека и есть ли шанс у текстового интервью по сравнению с видео, рассказал журналист-международник и историк Михаил Тюркин.

Профессия журналиста – очень гуманистическая, и в центре деятельности всегда находится человек. По сути журналист только и делает, что рассказывает людям о других людях, их профессиях, достижениях, недостатках. Поэтому самое важное качество для журналиста – искренняя любовь к людям или, по крайней мере, неподдельный интерес. Если нет такой способности, лучше выбрать другую профессию или писать новости в редакции. Именно любовь, желание понять другого, проникнуть во внутренний мир позволяют журналистам создавать глубокие истории и востребованные медиапродукты.

Ярче всего это реализовывается в жанре интервью. Это текст или видео, в основе которого ответы героя на вопросы журналиста. Сейчас с этим жанром много экспериментируют. В тексты включают репортажные или аналитические вставки, инфографику, фотогалереи. В видео вводят дополнительных персонажей, которые раскрывают героя с разных сторон, показывают места, где он бывает. 

Второе определение интервью – это способ получения информации. Журналист звонит или пишет эксперту, задает вопросы и получает ответы. Затем использует их для создания своего материала, не цитируя всю беседу, а пересказывая главное и, по необходимости, приводя цитаты спикера.

Сейчас видеоинтервью на подъеме благодаря ютубу и социальным сетям. Причина в том, что журналисты общаются с героями, как обычные люди: откровенно, чаще всего на «ты», живым языком, напоминают нам самих себя или наших знакомых. Возникает эффект узнавания, отождествления себя с интервьюером, доверия. 

К сожалению, текстовое интервью в газетах, журналах, интернет-СМИ люди читают все меньше. Видеоинтервью, как признаются школьники, им ближе: «более красочно, более интересно, видишь человека, его эмоции, а так просто какой-то текст – может быть и соврали». С другой стороны, тексты развивают речь и словарный запас, дают возможность высказаться тем, кто боится камеры. Очень часто люди с интересными историями и необычным мировоззрением раскрываются журналисту тет-а-тет, но замолкают и впадают в ступор, когда включается камера. Наконец, экспертное интервью лучше делать в текстовом формате, потому что читателю будет легче усвоить сложную информацию об экономике, политике или науке.  

Топ-3 персоны для интервью у студентов Читайбурга: Николай Гоголь, Карл Маркс и Синдзи Икари (главный герой аниме-сериала «Евангелион»). А если бы у вас была возможность взять интервью у любого человека, когда-либо жившего или придуманного на Земле, то кто бы это был и почему?

 

5. Научная коммуникация: кому стоит верить?

 

Исследовать на адекватность ученых, которых журналист собирается интервьюировать, учила PR-эдвайзер Центра инфохимии Университета ИТМО, пресс-секретарь Школьной лиги Тамара Беседина.

 

Ученые давно доказали, что прививки работают, а сети 5G не вызывают рак.

Все это существенно улучшает нашу жизнь. Но миллионы людей по всему миру заверяют нас, что вакцины вызывают аутизм, а из-за вышки сотовой связи попал в больницу их сосед. Личный опыт – это самый плохой аргумент. Чтобы убедиться в истинности любого утверждения, надо провести множество проверок, поэтому рассказам троюродной тети о чудесном способе вылечить все болезни, который помог её подруге, верить точно не стоит.

 

Но кому тогда стоит верить? B первую очередь ученым, но здесь остерегайтесь шарлатанов. Читайте научные статьи, смотрите интервью и научно-популярные программы. Собирайте информацию из нескольких источников (трех и более). И обращайте внимание не только на исследования, но и на критику научных работ. Порой ошибаются даже авторитетные специалисты.

 

Где искать наиболее качественные статьи? В научных журналах с системой рецензирования peer review. Это значит, что до публикации все работы независимо друг от друга увидели и изучили несколько авторитетных ученых из профильной сферы. Они проверили исследования на соответствие современному научному знанию и методологии, дали рекомендации и заключение, можно ли публиковать. 

 

Об авторитете журнала чаще всего говорит его импакт-фактор. Это показатель того, насколько качественные и востребованные в научном сообществе статьи привлекает журнал. Чем выше импакт-фактор, тем лучше, но есть разные шкалы, поэтому сравнивать журналы лучше в рамках какого-то одного рейтинга, например, SCImago Journal & Country Rank, который учитывает специфику отрасли научных знаний.

 

Базы данных, где можно искать научные статьи по тематикам:

  • Web of Science

  • Scopus

  • MEDLINE

  • PubMed

  • Index Medicus

  • Google Scholar

 

Репутацию ученого можно оценить по показателям и данным в следующих системах:

  • Author ID в Scopus

  • ResearcherID в WoS

  • SCIENCE INDEX в РИНЦ

  • ORCID

  • Профиль в Google Scholar

  • Research Gate

  • Academia.edu 

  • Сервисы для хранения открытых научных данных (Zenodo, Figshare)

  • Репозитории открытого исходного кода (GitHub, GitLab)

  • Универсальные

Наконец, существует достаточно антирейтингов, в которых не должно быть ученого, у которого вы хотите спросить совет. Это списки и отчеты Комиссии по противодействию фальсификации научных исследований и Комиссии по борьбе с лженаукой РАН, сообщества Диссернет. Помогут разобраться: форум «Ученые против мифов», премия Гарри Гудинни, премия Почетный академик ВРАЛ и ее медицинская номинация Академик АПЧХИ, списки мусорных, хищнических и диссеродельных журналов, а также сервис Антиплагиат.  

 

6. Какие навыки прокачивает олимпиада по литературе?

Как скучные литературные олимпиады на самом деле могут помогать в прокачке многих навыков и причем здесь геоточки и журналы для домохозяек – рассказывает спикер Татьяна Кучина, российский литературовед, доктор филологических наук.

Современные школьники часто пренебрегают участием в школьных или всероссийских олимпиадах. Очередная проверка знаний – думают они. Но на деле это невероятно важный фундамент для того, чтобы научиться применять свои знания и аналитические способности в различных ситуациях.

На примере прошлогодних олимпиадных работ эксперт показала, как подходить к решению нестандартных задач. Ключевыми становятся: умение решать задачи путем ассоциаций, возможность работать с текстом в заданной стилистике и техника работы в художественном стиле со своим слогом и особенностями.

Так, учащимся предлагалось следующее задание: по геоточкам на карте определить зашифрованного автора, а потом описать значимость каждой из локаций для биографии литератора. Задача связывала не только литературные, но и исторические, географические познания ученика, учила достраивать всю цепь умозаключений, пользуясь известным контекстом.

Цель другого упражнения – написать статью для журнала для домохозяек или краткую филологическую выжимку с описанием предмета из списка, упоминая при этом произведение классики. Здесь тренируется умение облечь содержание в любую форму – по аналогии со скульптором создать произведение из любого материала, будь то глина или бронза.

Подобные наборы помогают подросткам развиваться в совершенно разных сферах, стараясь задействовать каждый спектр умений. Именно поэтому многие страхи и предвзятости, по сути, оказываются несостоятельны. Участвуйте в олимпиадах и обязательно прокачивайте свои навыки. Тем более, что возможностей для этого бесконечное множество!

Авторы: Полина Мокроносова, Югорск, и Кирилл Маркин, город Покачи