«Святыня, к которой страшно прикасаться» – школьники ХМАО обсуждают русскую литературу на образовательной программе Читайбурга

Читайбург – путешествующий город, в котором на одну неделю собираются команды школьников, увлеченных журналистикой, чтением, литературным творчеством и лингвистикой. Образовательная программа проводится каждый год в разных регионах России специалистами Школьной лиги.

В этот раз программа реализуется при поддержке департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Югорского государственного университета. Поэты, писатели, редакторы, издатели, критики и журналисты проводят для участников мастер-классы. Одновременно школьники поступают «на работу» в Редакцию Читайбурга, где решают актуальные проблемы современных издателей и ученых, погружаясь в организационные и технологические процессы редакционных команд, предлагая медиапродукты и формируя новые направления.

С 1 по 9 декабря Читайбург объединил 170 школьников ХМАО. Одним из гостей стал Юрий Сапрыкин, культуролог, журналист, радиоведущий, главред «Афиши» с 2003 по 2008 год. Юрий создал образовательный проект «Полка», цель которого – сблизить читателя с произведением. 

Главный вопрос, который задает эксперт: как нам перестать относиться к русской классике только как к святыне и начать наслаждаться ее чтением.

«Литература не должна отпугивать людей или становиться памятником, которому мы беспрекословно поклоняемся, но ничего о нём не знаем. Литература должна сближать людей, сближать с автором и его идеями. История должна отвечать на извечные вопросы читателей о смысле жизни, природе вещей, которые продолжают появляться в головах людей», – раскрывает позицию спикера участник Читайбурга Кирилл Маркин из города Покачи.

«Проблема в том, что люди сейчас очень мало читают и боятся брать в руки книги, – рефлексирует участница из Югорска Полина Мокроносова. – Восприятие русской литературы у многих ограничено. Они относятся к отечественным произведениям как к святыне, которую ни в коем случае нельзя доверять чужакам, необходимо защищать от любого пагубного влияния и к которой и им самим не стоит приближаться». 

По словам Юрия Сапрыкина, люди прекрасно осознают вклад, например, Александра Пушкина в русскую литературу, но могут так и не открыть ни одной его книги. Им будет казаться, что произведения слишком сложные и скучные, наполненные непонятными историзмами и недоступные для понимания.

Другой случай – если читать страшно и непонятно, но очень хочется. Как тогда общаться с читателями? Ответ Юрия – увлекать, показывая максимально разные аспекты классики, например, раскрывать тему еды в русских произведениях или отвечать на вопросы, с которыми сталкивается читатель во время изучения классики. «Русская литература – это важная ценность для России и для тех, кто живет в ней, но с другой стороны – чем дальше, тем больше эта ценность делается непонятной и необъясненной, отчего становится страшно к ней приближаться. Мы хотели этот порог если не снять, то хотя бы попытаться опустить», – говорит Юрий.

В картинных галереях, где обывателю тоже не всегда понятно, что обозначает тот или иной штрих или оттенок, есть экскурсоводы, готовые взять человека за руку и объяснить мотивы художника. Чтобы изменить отношение людей к классической литературе, по словам культуролога, необходимо нечто подобное. 

Эту миссию, в частности, выполняет «Полка» – образовательный проект о самых важных книгах русской литературы. Команда из филологов, преподавателей, писателей и издателей выбрала свыше ста наиболее значимых произведений. О них написаны статьи, записаны подкасты. Благодаря им читатели могут по-новому взглянуть на уже известное произведение, перечитать его, понять и, главное, заинтересоваться литературой в целом.

Опыт проекта показывает, что русская классика непопулярна не из-за того, что в современной России к ней отсутствует интерес, а скорее потому, что нет достаточного количества материалов, которые могли бы объяснить её понятным языком. Аудитория «Полки» – это и взрослые люди, которые уже получили образование, вышли в самостоятельную жизнь, а потом осознали, что в классике что-то есть, и подростки, которые с помощью статей проекта готовятся к экзаменам и урокам литературы, и пожилые люди.

Важно, что на самом деле классическая литература оказывается интересной для всех групп. Необходимо только подтолкнуть их к её изучению. Популяризация художественной литературы, уменьшение пропасти между обычными людьми и трудами русских писателей – вот основные миссии и «Полки», и Читайбурга, и подобных им проектов, которые выполняют эту цель всё более и более успешно.

 

Авторы: Полина Мокроносова, Югорск, и Кирилл Маркин, город Покачи