В Нижнем Новгороде сто школьников 8-11 классов из разных регионов России представили решения 7 реальных бизнес-задач экспертам компаний и научному сообществу.
Решения стали итогом образовательного форума «Новоград», который проходил с 1 по 11 июля в Лицее-интернате «Центр одаренных детей». За это время участники разработали проекты, встретились с учеными, предпринимателями, руководителями успешных бизнесов, посетили мастерские и мастер-классы.
Программу реализовала АНПО "Школьная лига" (г. Санкт-Петербург) при организационной и финансовой поддержке Волго-Вятского банка СберБанка и Фонда содействия инновациям. Генеральный партнер – СберОбразование. Партнёром биржи высоких технологий Новограда выступил ФИОП.
«Кейс-метод ведет школьников к рассуждениям о том, кому станет удобнее от их решения. Ребята – участники Новограда – начинают задавать правильные вопросы: "Как люди будут использовать систему?", "За счет чего им станет удобнее?". А затем спрашивают: "Куда мне с этим идти?" – начинают думать о дальнейшем развитии проекта, искать пути внедрения своей идеи и находить наставников, которые им в этом помогут» – сказал директор Школьной лиги Антон Алексеев.
Защита решений в «Новограде» – это 7 презентаций, 17 экспертов, 16 критериев оценивания и 2 категории перспективности с точки зрения инвесторов.
Стажеры компании «СБЕР» рассказали, какая архитектура искусственного интеллекта подойдет для отслеживания популяции дельфинов по фотографиям. Они предложили объединить перспективные технологии распознавания изображений c разработками СБЕРа и создать новые алгоритмы, которые помогут быстро обрабатывать фотографии плавников.
В компании «Инобр ВШЭ» разработали прототип сайта-агрегатора для мониторинга изменений в российской системе образования. Технически такой сайт работает с помощью нескольких макросов, которые берут статистическую информацию из открытых источников, анализируют и публикуют ее. Визуально данные представлены в виде интерактивных карт и инфографики.
Стажеры компании «КРИСТ» разработали систему многофакторной очистки воды, которая ранее не применялась в России при производстве пищевой добавки альгината натрия, а также оптимизировали технологический процесс, который позволит снизить потребление воды на 31%.
«Мы занимались доработкой технологии биотехнологического производства, причем достаточно крупного. Проделали большую расчетную работу. Нужно было держать в голове много факторов и параметров, химических реакций и веществ, физических процессов. Это было самым сложным. Помогли технические схемы. Все, что у нас было, мы структурировали и визуализировали, – рассказал Станислав Сергеенков, ученик 11 класса из Пензы. – Но нужно понимать, что мы не предложили что-то сверхновое. Мы объединили множество разрозненных методов для решения нашей задачи. В этом специфика крупных производств: правильно объединить и систематизировать знания. Первое и основное – рециклинг воды. Здесь мы рассчитали, как перенаправлять потоки, очищать, смешивать жидкости, чтобы использовать повторно. В процессе работы я развил навыки общения с технологами и учеными, командного взаимодействия, поиска, обработки и хранения информации, внимательность к деталям. Я увидел, что поддерживается не всегда самая правильная идея, а та, которую лучше преподнесли и аргументировали, поэтому важно учиться позиционировать и доносить свои идеи, чтобы правильные мысли нашли правильный выход из головы. Сейчас чувствую удовлетворение от проделанной работы и желание дальше творить, что-то делать. В прошлом году мое участие в программе вылилось в проект по получению полимера из растительных отходов, который я развиваю с командой у себя в регионе».
В компании Datana стажеры усовершенствовали систему гранулометрического анализа сырья для доменной печи. Согласно концепции, высокоскоростная камера снимает поток гранул, а нейросеть в реальном времени анализирует изображения и выдает точные данные о размере и составе гранул. На основании этой информации оператор принимает решение о загрузке сырья в домну. Школьники посчитали, что такая система сэкономит производству более 5 миллионов рублей в сутки.
Стажеры «ГАЗа» работали над оптимизацией процесса очистки обуви посетителей от частиц около 5 микрон перед проходом в покрасочный цех, чтобы улучшить качество покраски и тем самым снизить риск возникновения очагов коррозии. Они предложили систему из пяти этапов, куда входят железная решетка, грязезащитный коврик, очистительный механизм «лыжня», липкий пол и обдув обуви. Чтобы смягчить трудности процедуры очистки для посетителей, стажеры предложили геймифицировать процесс с помощью голосовых помощников, прототипы которых они уже разработали и озвучили.
Стажеры «РусГидро» запрограммировали микроконтроллер, который может находить максимальную точку мощности в солнечных батареях разного типа. При смене погоды он регулирует питание, благодаря чему модуль работает бесперебойно и эффективно.
«Мы полностью переписали код и сделали улучшенную на 40% модель заграничного МРРТ-контроллера, который распределяет энергию между аккумулятором и инвертором. Без такого устройства почти половина энергии просто бы пропадала. Это особенно важно для крупногабаритных батарей. То есть мы получили первый аналог российского контроллера для солнечной энергетики, – объясняет ученик 8 класса Даниил Козонков из Нижнего Новгорода. – Я уже умел программировать на Python, а в Новограде сумел применить свои знания и освоить Arduino Uno. Также смог поработать в команде и «вылечить» социофобию. С кейсами раньше не встречался, вначале было сложно разобраться с работой микроконтроллера, но мы справились».
Компания «Антиплагиат» разработала функционал для адаптации имеющегося программного обеспечения к использованию в школах. Стажеры предложили дополнить базовые функции проверки на оригинальность инструментами распознавания и оцифровки рукописного текста и оценки текста по критериям ОГЭ и ЕГЭ.
Эксперты оценивали выступления по шестнадцати критериям. В оценочных листах они отмечали, насколько полно и точно стажеры представляют проблему кейса, аргументированно и красиво демонстрируют решение на слайдах, емко и убедительно говорят, конструктивно отвечают на вопросы из зала.
По итогам защиты эксперты распределили команды на две категории. Поддержку инвесторов с высокой долей вероятности получат команды КРИСТ и Datana, а после незначительных доработок инвесторы готовы поддержать команды Антиплагиат, Сбер, ГАЗ, РусГидро и Инобр ВШЭ.
В Новограде все по-настоящему. Каждый участник – и школьник, и взрослый – становится жителем этого технологического города, регистрируется в Мэрии, получает паспорт гражданина Новограда. Школьники устраиваются на работу в одну из стажерских площадок Корпорации, где в командах работают над решением кейсов от партнеров – российских компаний. За работу в Корпорации стажеры получают зарплату в местной валюте и тратят ее в НовоМаркете.
В фокусе Новограда также – обучение участников современным финансовым технологиям. Для этого в городе смоделирована Биржа высоких технологий, партнером которой стал Фонд инфраструктурных и образовательных программ, первым в России начавший работать в deeptech и создавший с нуля 900 стартапов. Благодаря модельной бирже школьники могут пощупать, как работает финансовая система и на практике разобраться в фондовом рынке. В листинге – акции самих стажерских площадок, а транзакции проходят с применением электронных систем оплаты и местной валюты – новокотиков.
В Мастерских жители ежедневно создавали творческие и научные проекты. В этом году ребята проектировали высокотехнологичные покрытия и метавселенные, изучали микроорганизмы и инженерное творчество, писали научно-фантастические тексты и пробовали себя в роли инвесторов. Результатами работы участники поделились на Фестивале мастерских.
В Академии Новограда прочли лекции выдающиеся специалисты из передовых отраслей науки и бизнеса. Ребята встретились с кристаллографом-теоретиком, профессором РАН Артемом Огановым, директором департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ Станиславом Нисимовым, директором Центра индустрии образования Сбербанка Натальей Журавлёвой, директором Института педагогики СПбГУ и ректором Академии Новограда Еленой Казаковой, нейролингвистом, директором Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Нижний Новгород Марией Худяковой, шеф-редактором журнала «Кот Шредингера» Григорием Тарасевичем, директором платформы «СберКласс» Владиславом Кожемякиным, руководителем Академии искусственного интеллекта БФ «Вклад в будущее» Марией Кондратьевой, HR-директором Волго-Вятского банка Сбербанка Олесей Лебедевой, управляющим Нижегородским отделением Сбербанка Виталием Бодровым.
- Войдите на сайт для отправки комментариев