Школьники «Новограда» в Пензе представили решения задач российских компаний

Ученики 8–11 классов — участники молодежного форума «Новоград» в Пензе — представили решения шести реальных бизнес-задач по итогам программы, которая проходила с 1 по 11 августа в Кванториуме НЭЛ. Стажеры форума разработали проекты, встретились с учеными, предпринимателями, руководителями успешных бизнесов, посетили мастерские и мастер-классы. Программу организовала АНПО «Школьная лига» при поддержке Фонда содействия инновациям.

Кейсы предоставили компании «Дамате», «Геоскан», «МедИнж», Сбер, Space-π и НИЯУ МИФИ. Чтобы их решить, нужно было изучить производственные процессы, научные статьи, покопаться в патентных базах, провести мозговые штурмы внутри команд и оформить одну или несколько идей в презентацию.

Задача компании «Дамате», чьи предприятия расположены в разных регионах России, включая Пензу, касалась производства и переработки индейки. Нужно было придумать, как эффективнее справляться с пухо-перьевыми отходами, создающими благоприятную среду для бактерий, вирусов и паразитов. Ребята предложили способ сделать пух менее опасным с точки зрения переноса инфекций, обработав его специальным составом, безопасным для людей, животных и окружающей среды. Также школьники разработали методы, которые помогут уменьшить количество перьев и пуха на производстве.

Компания «Геоскан» попросила ребят спроектировать недорогой в сборке и эксплуатации дрон для работы под землей. Такой аппарат должен осматривать в темноте внутренние камеры рудников с весьма агрессивной средой. Школьники предложили конструкцию дрона и оценили стоимость его создания, продумали, как реализовать передачу видео в реальном времени и запись осмотра в высоком разрешении. Ребята также написали нейросеть, которая ищет трещины в шахте.

МедИнж — крупнейший российский производитель медицинских имплантов — предложил участникам разработать более дешевое и безопасное покрытие протеза аорты. Сейчас протезы крупных артерий делают из нетканых синтетических полимеров, которые пропускают некоторое количество крови. Чтобы сделать протез герметичным, его покрывают коллагеном или желатином, полимеризованными глутаровым альдегидом. Ребята пересмотрели условие задачи и выяснили, что можно использовать тканый материал вместо нетканого, который будет обладать большей адгезией к герметикам.

Ученым НИЯУ МИФИ школьники представили потенциальные направления исследований для создания микроэлектроники на основе графена, способной конкурировать с кремниевыми платами. Стажеры исследовали существующие методы синтеза графена, оценили их эффективность и возможность масштабирования, а также предложили способы адаптации производственных линий кремниевой электроники под углеродные микросхемы.

В рамках кейса от Сбера (направление «AI for Social Good») участники придумали, как улучшить точность модели машинного обучения для детекции и идентификации животных по снимкам с фотоловушек и сделать ее удобной для зоологов. Ранее модель определяла 12 видов животных, теперь список пополнился снежными барсами.

Научно-образовательный проект Space-π предложил школьникам создать доступный аналог дорогостоящих станций по приему метеорологических данных со спутников. Школьники собрали прототип устройства, доработали его с точки зрения удобства использования и наведения, продумали модульность, возможность масштабирования и адаптации к разным задачам и условиям, а также предложили концепт учебно-методического комплекса для школ и радиолюбителей.
 
 
Все решения ребята представили панели экспертов, куда вошли сотрудники компаний-заказчиков, ученые, инженеры и технопредприниматели. По словам жюри, некоторые решения можно начинать внедрять. 
 
«Мы специально выбрали такую модель, когда практикующие инженеры и исследователи предлагают детям задачи, над которыми размышляют прямо сейчас. Решение еще нерешенных задач мотивирует ребят больше, чем лабораторная работа по заранее прописанному алгоритму с известным ответом. Поэтому если школьники хотят попробовать свои силы в таких нестандартных заданиях — уже можно готовиться к отбору в Новоград 2025. Нужно показать, что вы готовы учиться и работать над собой, интересуетесь наукой и технологическим творчеством. Это можно сделать, участвуя в мероприятиях Школьной лиги в течение года: различных кейс-турнирах и конференциях, среди которых, например, «Битва с драконом» и КРОНА Junior», — рассказал Антон Алексеев, директор Школьной лиги. 
 
Кроме бизнес-кейсов участников Новограда ждали лекции и мастер-классы от специалистов из Цифриума, Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», Сберобразования, Геоскана, «ТЕН.Эдьюкейшн», Университета ИТМО, НИЯУ МИФИ, Space-π.
 
Школьники также встретились с экспертами из Пензы: генеральным директором ЗАО НПП «МедИнж» Александром Евдокимовым, генеральным директором Корпорации развития Пензенской области Сергеем Матюкиным и директором научно-образовательного центра «Новые технологии», доцентом кафедры «Технология машиностроения» ПГУ Сергеем Нестеровым.