Видоизмененный углерод, умный чемодан и флора на автопилоте: школьники решают задания «Битвы с драконом – 2024»

Ребята из 28 городов и сел прислали более 150 решений по 18 кейсам. Школьники и студенты техникумов и колледжей решали задачи по следующим темам: технопредпринимательство, большие данные и искусственный интеллект, экология и природопользование, электрологистика, новые материалы, биотехнологии, телекоммуникации, электроника и аэрокосмические технологии.

Турнир организован Школьной лигой при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (Группа «РОСНАНО»).

«Участие школьников в кейс-турнире, где они решают реальные производственные задачи от передовых компаний, — это важный шаг к формированию нового поколения инженеров и предпринимателей. В условиях стремительно меняющегося мира важно с ранних лет развивать у молодежи инженерное мышление и понимание сложных технологических процессов, а также их связь с реальной экономикой. Это не только подготовит их к будущим вызовам, но и позволит им внести свой вклад в развитие высоких технологий и технопредпринимательства на самом высоком уровне»,

— поделился Станислав Нисимов, директор департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ.

Какие задачи решали?

По прогнозу - 1600 градусов Цельсия. В компании ООО «Датана» предложили школьникам подумать, как сократить затраты на производство стали, используя нейросети. В сталеплавильной промышленности контроль температуры стали в процессе обработки на агрегате «Печь-Ковш» осуществляется с помощью термопар, которые представляют собой значительную статью расходов. Задача заключалась в разработке модели, которая позволила бы прогнозировать температуру стали, минимизируя число измерений.

Видоизмененный углерод. Школьники исследовали, как графен может заменить кремний в производстве транзисторов и чипов. Они ставили цели, изучая ключевые свойства углеродных материалов, такие как проводимость и гибкость, и оценивали, где графен может быть полезен, например, в автомобильной электронике и вычислительных системах. Ребята также определили компании и научные организации, которые могли бы заинтересоваться новыми технологиями. В результате они предложили идеи для устройств на основе графеновых микросхем и представили их в решении. 

Умный чемодан. Участники разрабатывали обновлённую концепцию мобильной лаборатории "Наночемодан", ориентированную на популяризацию умных материалов среди школьников. Вместо стандартных комплектов они предложили инновационные материалы, такие как краски с нанотрубками, которые меняют цвет или обладают повышенной проводимостью. Это позволило наглядно показать, как нанотехнологии могут быть использованы в реальной жизни. В процессе работы школьники исследовали потребности аудитории, проанализировали конкурентов и предложили задания с нейросетями для увлекательного обучения.

Формула аддитивного роста. Компания ООО «PICASO-3D» обратилась к участникам с задачей внедрения 3D-печати в производственные процессы. Основная цель — предложить идеи, как аддитивные технологии могут трансформировать процессы на промышленном предприятии. Участникам нужно было выбрать отрасль, изучить её процессы и определить, на каком этапе внедрение 3D-печати будет наиболее эффективным. Задача включала анализ возможных экономических выгод от использования 3D-принтеров, выбор необходимого оборудования и материалов, а также разработку финансового прогноза, который демонстрирует, как быстро такие инвестиции могут окупиться.

Дизайн, который учит. Компания «Цифровое образование» поставила задачу создать визуальную концепцию для онлайн-курса для учеников 8-9 классов, изучающих гуманитарные дисциплины. Командам необходимо было разработать персонажа, который станет «цифровым помощником» в процессе обучения, и создать шаблон презентации для уроков. В рамках кейса участники исследовали потребности учащихся и педагогов, предложив элементы визуального оформления для повышения вовлеченности и интереса. 

Флора на автопилоте. Участников попросили разработать автоматическую систему ухода за растениями, объединяющую автополив и освещение, которая обеспечивала бы оптимальные условия для минимум пяти комнатных растений на протяжении месяца. Система должна была быть экономичной, лёгкой в сборке и использовании, а также интегрированной с Умным домом для удалённого управления. Участникам нужно было выбрать компоненты, создать схему работы системы, провести анализ существующих решений на рынке и рассчитать её стоимость, оценив достоинства и недостатки для домашнего использования.

Изображения сгенерированны DALL·E


Что такое кейс-турнир?

«Онлайн-формат позволил вовлечь ребят из самых удаленных уголков страны, включая небольшие поселки,

— делится координатор турнира «Битва с драконом», эксперт Школьной лиги Михаил Рядинский.

— Такие мероприятия привлекают внимание детей, предоставляя им возможность решать реальные, сложные задачи, разрабатывать стратегии и погружаться в процесс поиска решений. Участники могут примерить на себя роль технопредпринимателей, которые меняют мир с помощью своих технологий. Педагоги и родители активно поддерживают детей, помогая им генерировать идеи и развивать командное взаимодействие».

Кейс-турнир — это образовательное интеллектуальное командное состязание, где участники осваивают метод решения реальных технологических задач. На каждом этапе командам в трех возрастных категориях (6-7, 8-9 и 10-11 классы) предлагается для решения на выбор два кейса. Первые два этапа включают творческое и основное задание кейса. А кейс третьего, финального, этапа содержит только основное задание. Все решения проверяет экспертный совет турнира, формируя рейтинг команд в каждой возрастной категории. Только 10% команд в каждой категории приглашаются на финал трека, но обратную связь по своему решению получают абсолютно все, и также все ребята слушают онлайн-лекции и консультируются с учеными и инженерами во время турнира. Участников мотивирует опыт разработки актуальных бизнес-кейсов, общение с практиками науки и индустрии, новые друзья и полезные призы.