Завершилась XIV Неделя высоких технологий и технопредпринимательства

С 17 по 23 марта 2025 года в России прошла XIV Неделя высоких технологий и технопредпринимательства, которая охватила более 510 тысяч любителей науки. С понедельника по воскресенье прошло 2 632 научных события самых разнообразных форматов в 79 регионах России.
 
Самым западным населенным пунктом, принявшим Неделю, стал Калининград, а самым восточным – село Лорино Чукотского автономного округа. Каждый из дней Недели был посвящен ключевым направлениям технологического развития страны.
 
 
Проект включен в программу Десятилетия науки и технологий в России. Титульным партнером Недели выступила компания «ЕВРАЗ». Главными партнерами стали Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы «РОСНАНО», Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация «Роскосмос», ПАО «РусГидро», Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет и Санкт-Петербургский государственный университет. Организатор – АНПО «Школьная лига». 
 
«Школьники обладают суперсилой – они верят в безграничность собственных возможностей и умеют смело мечтать. Неделя высоких технологий и технопредпринимательства предоставляет ребятам возможность погрузиться в мир передовых идей и технологий. Они слышат истории тех, кто приближает будущее в нашей стране, – ученых, исследователей и предпринимателей. Наша цель – дать доступ к самой актуальной информации о технологиях всем, вне зависимости от их удаленности от ключевых научных центров. Каждый школьник должен иметь равные возможности для получения знаний. В этом году расстояние между самой западной и самой восточной площадками Недели превысило 6,5 тысяч километров. Именно поэтому мы делаем особый упор на доступность и педагогическую адаптацию наших онлайн-материалов и событий»,
— рассказал Антон Алексеев, генеральный директор АНПО «Школьная лига» (организатор Недели).
 
Каждый год к Неделе подключаются новые организации и населенные пункты. Помимо крупных городов, с которыми уже установлены прочные партнерские связи, проект работает над расширением географии за счет малых населенных пунктов. В этом году к Неделе присоединились поселок Африканда Мурманской области, село Новый Студенец Республики Татарстан, село Чеускино и город Когалым Ханты-Мансийского автономного округа, село Ильпырское Камчатского края, город Моршанск Тамбовской области, поселок Майна Ульяновской области и другие. Самым северным населенным пунктом стал город Полярные Зори Мурманской области, самым южным – Владивосток.
 
 
Для нынешней Недели специально было разработано в онлайн-формате 30 уроков «под ключ» и фестивальных событий, которые будут доступны для учителей в течение всего года на сайте проекта. За неделю уроки 2025 года скачали более 10 тысяч раз, а уроки прошлых лет – свыше 20 тысяч раз. В сообществе «Школьной лиги» в VK за неделю вышло 30 видеоматериалов, в числе которых выпуски подкаста «Как все устроено на самом деле» с экспертами по ключевым темам Недели, лекции об ИИ, big data, биотехнологиях, фармакологии, мастер-класс по плазме от Музея «АТОМ», экскурсия по Воткинской ГЭС ПАО «РусГидро», онлайн-встречи с к.х.н., руководителем исследовательского центра «Ванадий» компании «ЕВРАЗ» Владиславом Мелёхиным и российским космонавтом-испытателем отряда космонавтов «Роскосмос», бортинженером космического корабля «Союз» МС-21 Денисом Матвеевым. А в VK за семь дней участники опубликовали более 550 постов об организации и участии в событиях Недели.
 
Офлайн-площадками стали 50 вузов, в числе которых МГУ, МГИМО, СПбГУ, ИТМО, Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет, Томский государственный университет, Сибирский федеральный университет, ДВФУ и другие. Сотрудники вузов проводили экскурсии по научным лабораториям и центрам, организовывали мастер-классы и лекции, знакомили ребят с передовыми разработками и исследованиями. Активное участие в Неделе принимают педагогические вузы. В этот раз в их число вошли университеты из Ульяновска, Бийска, Перми, Чебоксар, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Красноярска, Липецка и Саранска. Коллеги привлекали к организации уроков в школах магистрантов, давая студентам возможность попрактиковать педагогические навыки и поэкспериментировать с подходами. А Пермский педагогический провел масштабный фестиваль с хакатоном для семей первоклассников города, STEAM-олимпиадой для школьников, интерактивной экскурсией в Лабораторию вибрационной гидромеханики с демонстрацией физических явлений и многим другим.
 
 
Компания «ЕВРАЗ» подготовила четыре урока «под ключ» для старшеклассников. Из урока «Здания будущего: сделано заранее» ребята узнали о технологии префабрикации и подготовили проекты строительства зданий для неблагоприятных климатических условий (Арктика, пустыни, дождливые районы или сейсмические зоны). В ходе урока «От руды до моста» школьники изучили, как руда превращается в прочный прокат, и узнали, какие технологии используются для создания стальных конструкций. А в качестве практического задания к уроку выполнили из заготовок макет моста, который способен выдержать максимальную нагрузку. Урок «Там внизу еще много места» погрузил в основы горнодобычи: как сейчас происходит добыча руды, какие технологии для этого используются. Оценить привлекательность месторождения школьникам предстояло в ходе практического задания.
 
 
При поддержке Группы «РОСНАНО» были разработаны два урока «под ключ» — «Путь ДАО или что такое децентрализация в экономике» и «Связанные одной цепью» для 7-9 классов. Первый посвящен теме децентрализованных автономных организаций и является частью более широкого направления развития технологий — блокчейн и искусственного интеллекта. В ходе занятия школьники обсудили, как такие разработки помогают людям и меняют наш мир, и заодно углубились в изучение междисциплинарных областей, соединяющих информатику, технологии и науку. Урок «Связанные одной цепью» содержит много практических заданий, которые позволяют разобраться в технологии блокчейн. Ребята придумывали нестандартные способы защиты важной информации, пробовали себя в роли майнеров, обеспечивающих безопасность финансовых переводов, и разбирались, как построить сетевую информационную систему на принципах неизменности, прозрачности и согласия.
 
 
В Москве школьники узнали о природоподобных технологиях, неньютоновских жидкостях и научились определять различные виды полимеров в Плехановском университете; в Новокузнецке осваивали навыки мобильной разработки, учились использовать нейросети для планирования собственных учебных траекторий, пробовали себя в 3D-печати, лазерной резке и радиомонтаже; в Сургуте познакомились с базовыми командами Python и увидели примеры использования программирования за пределами Земли; в Полярном учащиеся 3-го класса узнали, как ИИ помогает следить за чистотой воды в Байкале, выявлять незаконные свалки и контролировать популяции животных в заповедниках, а в Ельце еще и провели Фестиваль технологических идей «Просто фантастика».