Из опыта работы научно-исследовательской лаборатории нанотехнологий (часть 1). А.Л. Фрейдман
"Из опыта работы научно-исследовательской лаборатории нанотехнологий КГОАУ “Школа Космонавтики” г. Железногорск. Или к вопросу о том, чем заняться с детьми в области нанотехнологий, когда детей много"
Коллеги, представляю Вашему вниманию описание работы с подростками и старшеклассниками в лаборатории нанотехнологии на базе КГОАУ “Школа Космонавтики” г. Железногорск (Красноярский край). Автор - Фрейдман Александр Леонидович.
Описание работы достаточно объемное, благодаря ему возникает общее видение всего происходящего. Мы разбили это описание на несколько блоков и будем "вывешивать" их на страницу лаборатории частями. Подключайтесь к обсуждению, задавайте вопросы, комментируйте.
А.Н. Юшков
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_nanotehnologiya_freydman_a.l._chast_1.doc | 6.14 МБ |
Комментарии
Я думаю, что в предложенной в описании ситуации весь позитив в том, что сошлись две "точки удивления": наноэдюкатор и магнитная жидкость. Первое - дорогое, сложное, позволяющее заглянуть в глубины материи. Второе - на обыденный взгляд непривычное, парадоксальное (привыкли к тому, что магнит твердый, а тут жидкий). Ребята вовлекаются в исследование именно из-за возникших перед ними предметов удивления. Но трудность в том, что эти удивления нужно подпитывать раз от разу... Они могут задаваться извне, а могут возникать как внутренняя необходимость решить какую-то личностно-значимую познавательную или изобретательскую проблему. Наноэдюкатор - инструмент диагностики. Обычно учащиеся банально исследуют какую-то поверхность, а потом дают физико-химические описание в презентации. Этим и отчитываются учителя, что мол проведено исследование...Думаю, что не это развивает исследовательское мышление, а необходимость решить какую-то проблему. Например, в практическом ключе - нужно использовать для какой-то конструкции свойства материала (например, пироуглеродного), а требуется проверить его на наличие дефектов в структуре, тогда диагностируем на наноэдюкаторе. Или, в теоретическом - выдвинули по поводу свойств и состава гипотезы, проверили их в эксперимете с наблюдением результатов через наноэдюкатор.
Тут главная опасность в том, что наноэдюкатор не панацея, а любопытство ребят через некоторое время заканчивается...И что делать дальше? Вот тут помогает смысловая организация исследования. Нужно идти от личностных смыслов ребят в векторе данного направления, связанного с нано или без нано.
После ознакомления с текстом появился слежующий тезис:
".....На следующее занятие у меня не было ни одного курсанта! Ни один человек не пришел, все пять курсантов сбежали в другие лаборатории. Таков был мой первый педагогический опыт – курсанты не будут выбирать тему исследования самостоятельно, им вообще ничего непонятно что такое нанотехнологии до тех пор пока они в руках эти нанотехнологии не подержат....".
Этот момент может быть связан с отсутствием базового психолого-педагогического образования автора. Ведь если автору интересны учебные проекты "...Лично мне больше нравится работать над учебными работами с курсантами, так как это проще в организации...", то несомненно на одном энтузиазме далеко не продвинешься. Здесь, на мой взгляд, идет речь об образовательных проектах, которые сочетают в себе и обучение и науку.
Комментарии к тексту и ответы на них даны в самом тексте.