2013-01_«Сезонные изменения в природе. Сентябрь – первый месяц осени»_«Начальная школа XXI века»_1 класс_Зубченко Е.Н._МБОУ-лицей № 10 г. Белгорода

Урок окружающего мира в 1 классе

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_okr._miru.docx17.93 КБ

Комментарии

Информация о пользователе.
11.10.2013 : 12.02

Как видим, вопрос "Почему наступает осень" не такой и простой. А этот вопрос есть в учебнике, или Вы его уже по своей инициативе предложили детям?

Естественно-научный ответ на него понятен: ось наклона, вращение Земли вокруг Солнца, определенная природная зона. Потому как, например, на экваторе, осени не бывает.

А у первоклассников таких представлений нет. Они обсуждают этот вопрос из своих представлений. Меняя, с нашей точки зрения, причину и следствие: птицы улетели - осень наступила. И это очень хорошо, потому что - по-детски, но серьезно. Это, кстати, напоминает классический ответ дошкольника на вопрос взрослого: "Как ветер получается?". С т.з. дошкольника ветер возникает от того, что деревья качаются. Другой ребенок, продолжая, домысливает (!!) логику первого высказывания и возражает им из их же логики (!!): "Но тогда, если птицы не улетят, то и осень не наступит. Зачем им тогда улетать? Замечательная, на мой взгляд, реплика. А что, интересно, сказали в ответ "первые"? Третьи говорят: "Холодно становится, еды мало". Т.е. возражают "вторым" по одному основанию, и "первым" по второму основанию. И для них осень - это когда холодно и еды мало... А причины возникновения такого состояния они пока не обсуждают. Четвертые "ситуацию усугубляют" - а все равно улетают, даже когда тепло. Эти "четвертые" спорят с "третьими", но согласны ли они с "первыми"? Здесь, собственно учитель и должен помочь первоклассникам понять, что они хотят сказать и что сказали; с кем они солидарны в своих интуициях, а с кем - нет. Все эти детские высказывания нужно обязательно (!) зарисовывать на доске в виде схем\картинок "вот - причина, вот - следствие". И каждого следующего выступающего спрашивать - "с кем ты согласен, кому возражаешь..?" И все это - реальная, настоящая коммуникация детей друг с другом при нашей поддержке.

А логика у детей, как видим, во всех этих рассуждениях есть. Только она "не взрослая", она иная - "детская". И благодаря ей дети могут говорить друг с другом.

Зафиксировав все эти высказывания на доске, обеспечив понимание себя и других всем выступающим, спрашиваем тех, кто пока не включился в обсуждение: "А вы - с кем? Чья точка зрения вам ближе? С кем вы согласы, а с кем - нет?

На фоне прочувствованного детьми рассогласования высказанных предположений можно предложить им поговорить дома на эту тему. Другое дело, что дома и в книгах они встретятся с объяснениями, мало похожими на их интуиции. Поэтому в курсе "Загадки природы" в 1 и 2 классе таких вопросов и нет. Но узнать, а что происходило на следующем уроке - очень интересно. Продолжение будет?

Информация о пользователе.
23.11.2014 : 06.13

Урок понравился! Взяла на вооружение некоторые приемы, используемые вами. Спасибо! 

Обратила внимание на групповую работу уже в 1 классе в первый месяц учёбы в школе. Это довольно сложно организовать. 

Информация о пользователе.
05.02.2015 : 19.14

Очень хорошо, что учитель смог организовать учебный диалог у первоклассников.Задания вызывают детское удивление, любопытство, желание дать ответ на поставленные вопросы.  Дети общаются друг с другом, доказывая свою точку зрения. Учитель развивает умение наблюдать: замечать изменения в природе, отвечать на вопросы по теме наблюдения. Понравились приемы и наглядные, словесные методы, использованные на уроке, работа с репродукциями, фото, стихами.

На мой взгляд не хватает практических методов обучения. А были ли вы на экскурсии с детьми? Наблюдали состояние неживой природы, растительного мира? Или это перенесли на следующий урок? Ведь именно собирая листики, разглядывая паутинки, наблюдая за птицами, а их голосов почти не слышно, так как лето закончилось, можно тоже знакомить детей с окружающим миром в естественных условиях и с теми сезонными изменениями, которые происходят именно в сентябре.