2013_03_13_Кладовая витаминов (Школа России)_3 класс_Калашникова Надежда Васильевна_МБОУ СОШ № 58_г. Пенза

 

Тема урока: "Кладовая витаминов" (слайд 1).

Цели: 

  1. Познакомить учащихся с основными витаминами, содержащимися в овощах, фруктах, ягодах и их значением для организма человека.
  2. Развивать познавательный интерес посредством использования на уроке цифрового микроскопа и самостоятельной работы
  3. Воспитывать здоровый образ жизни.

Формировать компетенции:

1. Познавательные

  • определять цели и порядок работы;
  • самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться;
  • устанавливать связи между отдельными объектами;
  • применять освоенные способы в новых ситуациях;
  • осуществлять самоконтроль.

2. Коммуникативные

  • сотрудничать;
  • оказывать помощь другим;
  • участвовать в работе команды;
  • обмениваться информацией.

3.Информационные

  • самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию;
  • упорядочить, преобразовать, сохранять и передавать её.

4. Социальные

  •  анализировать свои достижения и ошибки;
  •  обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях  одноклассников;
  •  осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях;
  •  критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

Тип урока: урок изучения нового.

Форма урока: презентация, практическая работа с цифровым микроскопом.

Оборудование: 

  1. Мультимедийный проектор, доска, компьютер, цифровой микроскоп.
  2. Образцы помидора, моркови, зелёного лука на предметных стёклах.
  3. Ватман, 5 листов (А4) с напечанными заголовками "Витамин А (В, С, Р, Е) содежится в…", картинки овощей, фруктов и ягод, клей, ножницы.
  4. Тест (проверка Д/з).
  5. Пословицы, напечатанные на листах (А4).

Ход урока

  1. Проверка Д/з.  (слайд 2)

  

      - Проверим домашнее задание. Перед вами тест (белые листы).

        Чтобы получить «5» вам надо ответить на все 3 вопроса правильно, «4» - на любые два

        вопроса, «3» - на любое одно задание. 

      - Успехов!

 

  1. Актуализация знаний и определение темы урока

 

1. - От чего зависит наше здоровье?        

    - А что значит питаться правильно и какие продукты можно назвать полезными?

    - Почему вы так считаете?

 

2. - Вам нравится отгадать загадки? (слайд 3)

1.Красная мышка

 С белым хвостом

 В норке сидит

 Под зелёным листом

 Снаружи красна,

 Внутри бела,

 На голове хохолок -

 Зелёненький лесок. (редис)

2.Как на нашей грядке

 Выросли загадки -

 Сочные да крупные,

 Вот такие круглые,

 Летом зеленеют,

 К осени краснеют.     (Помидоры.)

 

3.Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий,

Тоже держится за плеть...

Приходите посмотреть. (Кабачок)

4.Круглое, румяное,

 С дерева упало,

 Нам в рот попало.  (яблоко)

5.Без окон, без дверей

 Полна горница людей. (огурец)

6.Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картофель)

7.Он никогда и никого

 Не обижал на свете.

 Чего же плачут от него

 И взрослые и дети?   (лук)

8.Кафтан на мне зелёный,

 А сердце, как кумач,

 На вкус, как сахар, сладок,

 А сам похож на мяч. (арбуз)

9.Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(морковь)

10.Яркий,сладкий, налитой,

 Весь в обложке золотой.

 Не с конфетной фабрики -

 Из далёкой Африки. (апельсин)

11.Сто одежек -

 Все без застежек.

(Капуста)

12. Хоть чернил он не видал,

 Фиолетовым вдруг стал,

 И лоснится от похвал

 Очень важный…

 (Баклажан)

3. О фруктах и овощах сложено немало пословиц и поговорок (слайд 4). Прочитайте пословицы и подумайте, какая из них вам больше всего нравится.

Лук от семи недуг.

Яблоко на ужин – и врач не нужен.

Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.

Если будешь есть морковку, будешь бегать стометровку.

 

- Кому понравилась 1-я (2, 3, 4) пословица? Выйдите сюда. (Объединение по группам)

- Никто не хочет поменять своё мнение? (Если какая-то группа слишком малочисленная, то

  можно предложить детям поддержать эту группу, т.е. перейти в неё или самой встать рядом)

- Как и в любом деле (игре) – нужно договориться о правилах:

 Правила:

  1. Уважайте мнение других. Дайте высказаться всем и придите к общему мнению.
  2. Если будет шумно, то два моих хлопка в ладоши – знак успокоиться и вести себя тише.
  3. Один хлопок в ладоши – окончание работы.

- Принимаем эти правила?

- Теперь подумайте и объясните смысл пословицы, которую выбрали.

- Объяснения смысла пословицы учащихся.

- Спасибо, садитесь.

- Может ли кто-нибудь сформулировать тему урока?

4. – Правильно! (слайд 5) На этом уроке мы поговорим о ягодах, фруктах и овощах, узнаем,

       какие витамины содержатся в них и их значении для организма человека.

     - Как вы думаете, почему овощи и фрукты полезно употреблять в пищу особенно зимой и

       весной?

5.  - Как вы считаете, на какие группы можно разделить все овощи, фрукты и ягоды? (слайд 6)

        - по наличию витаминов

     - по цвету

     - другие варианты учащихся, если есть.    (слайд 6)

III. Работа с цифровым микроскопом

1. – Как вы думаете, почему овощи и фрукты бывают разных цветов? (Версии школьников)

    - Давайте выясним это, рассмотрев срезы овощей разных цветов под микроскопом (слайд 7).

2. -  Но прежде вспомните  правила работы с микроскопом… (памятки)

3. Рассмотрение срезов помидора, моркови, огурца и апельсина

    (можно предложить  для рассмотрения другие образцы).

- Что вы видите?   (ответы учащихся) (Слайды 8, 9, 10)

- От чего зависит бледный или яркий цвет рассматриваемых препаратов?

- Внутри клеток есть особые включения красного, оранжевого, жёлтого или другого цвета – пластиды (Слайды 11).  Именно они придают спелым овощам и фруктам красный, желтый, оранжевый или другой цвет. Зеленые листья и плоды тоже содержат пластиды, но зеленого цвета. А уже знакомый нам репчатый лук или картофель белые потому, что их пластиды бесцветны.

- Интересно то, что пластиды одного цвета могут превращаться в другой. Вот почему зеленые плоды, поспевая,  становятся разными по цвету.

IV. Физминутка 

Название овоща - хопок в ладоши, фрукта - прыжок на месте, ягоды - приседание. (Если в классе имеется интерактивная доска – можно использовать музыкальную физкультминутку)

- Помидор, яблоко, малина, огурец, клубника, груша, кабачок, апельсин, смородина, крыжовник, баклажан, тыква, киви, капуста, слива, тыква, укроп (?).

V. Рассказ о витаминах

1. - В начале нашего урока мы говорили о том, что фрукты, овощи и ягоды полезны для организма, давайте вспомним почему? (Богаты витаминами.)

- Что такое витамины, как вы думаете? (слайд 12) (Это вещества, необходимые для поддержания жизни. Образовано от латинского слова  «vita»  «вита», что означает жизнь)

- Почему нужно употреблять в пищу разные овощи и фрукты? (Они содержат разные витамины.)

2. Об основных витаминах, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах, нам расскажут ученики нашего класса.   (сообщения учащихся о витаминах А, В, С, D, Е, Р)

VI.  Коллективное составление панно "Кладовая витаминов"

-  Подойдите к тому витамину, который вам больше всего нравится (деление на группы).

- Вы поделились на группы. Сядьте, пожалуйста, за парты и наклейте на лист с названием

  выбранного вами витамина те овощи, фрукты или ягоды, в которых он содержится.

(Каждая группа выполняет задание. Затем из этих аппликаций составляется коллективное панно)

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Почему нужно есть овощи, фрукты и ягоды?

- Почему огурец зелёный, баклажан фиолетовый, а спелый помидор красного цвета?

- Чем запомнился урок, чему научились? (памятка - помощница)

- Оценки за урок…

VIII. Домашнее задание

1. Учебник 

2. Тетрадь на печатной основе

3. Объяснить, почему зеленые листья осенью желтеют или краснеют, т. е. меняют цвет?

- Думаю, что теперь вы, как юные ботаники, сами сможете найти ответ на этот вопрос.

Дополнительный материал к уроку 

- Если остаётся время (это зависит от темпа работы детей), то можно предложить учащимся игру. Для неё учащимся понадобятся карточки с цифрами от 1 до 5.

- Слушайте внимательно и, выбрав ответ, поднимите карточку с нужной цифрой.

Слайд 14       

  1. капуста
  2. чеснок
  3. картофель
  4. тыква
  5. свекла           

-  Какой овощ относится к луковым овощам? (чеснок – 2)

-  Какой овощ относится к корнеплодам? (картофель – 3)

-  Какой овощ девушки на Руси использовали вместо румян? (свёклу – 5)

Слайд 15       

  1. капуста
  2. картофель
  3. лук
  4. свекла
  5. тыква

 - Какой овощ можно нарезать кольцами? (лук – 3)

 - Какой овощ солят? (капуста – 1)

 - Какой овощ называют «вторым хлебом»? (картофель – 2)

Слайд 16       

  1. сок
  2. чай
  3. молоко
  4. йогурт
  5. кока-кола      

- Какой напиток вреден для здоровья? (кока-кола – 5)

- Какой напиток относится к кисломолочным продуктам? (йогурт – 4)

- Какой напиток принимают во время простуды? (молоко – 3)

 

 

ВложениеРазмер
kladovaya_vitaminov.ppt3.68 МБ

Комментарии

Информация о пользователе.
13.03.2013 : 20.35

Это не первый урок, на котором мы с детьми работаем с цифровыми микроскопами. Ребятам очень нравятся такие уроки. К сожалению, в программе мало тем, где бы можно было их использовать. Надеюсь, что мой урок кому-то пригодится.

Информация о пользователе.
20.03.2013 : 06.08

К этому уроку третьеклассники уже знали, что такое растительная клетка? И видели ее под микроскопом? Очень интересно узнать, как Вы организуете работу с третьеклассниками по знакомству с клеткой?

Глядя на срез под микроскопом третьеклассники сразу обнаружили пластиды? Как они об этом рассказали? Как они догадались, что именно эти элементы придают цвет всему плоду? Были ли какие-то обсуждения детей в классе по этому поводу?

Задавался ли кто-то вопросом, а откуда они берутся, эти пластиды, и для чего они вообще нужны?

 

 

Информация о пользователе.
26.10.2013 : 17.05

В данном уроке очень эффективно применяется  групповая форма работы, при этом используется группы со сменным составом, что является одновременно и элементом здоровьесберегающих технологий, и изюминкой данного урока. Учитель оставляет за собой право контролировать и корректировать состав групп. Однако возникает вопрос: готовы ли дети 3 класса к восприятию  термина «пластиды»? Но в тоже время, по-хорошему завидую наличию в вашей школе электронного микроскопа и тому, что ваши детки имеют такую шикарную возможность с ним работать. Это даёт вам возможность полнее реализовывать деятельностный подход.

Информация о пользователе.
23.06.2014 : 21.11

Согласна с вами, что оставляю за собой право контролировать и корректировать состав групп, т.к. они момут быть довольно непредсказуемыми... а значит, надо как бы быстро среагировать...

Безусловно, дети 3 класса практически не готовы к восприятию термина "пластиды", но в процессе урока они знакомятся с этим термином. И в дальнейшем они много интересного материала "накопали"...

Считаю, что надо подтолкнуть детей к  "желанию узнать", а дальше опять... контролировать и корректировать)...

Не стоит завидовать этим микроскопам, т.к. они не лучше очень хорошей лупы... Единственное положительное качество - мобильность.

Информация о пользователе.
23.06.2014 : 21.11

Согласна с вами, что оставляю за собой право контролировать и корректировать состав групп, т.к. они момут быть довольно непредсказуемыми... а значит, надо как бы быстро среагировать...

Безусловно, дети 3 класса практически не готовы к восприятию термина "пластиды", но в процессе урока они знакомятся с этим термином. И в дальнейшем они много интересного материала "накопали"...

Считаю, что надо подтолкнуть детей к  "желанию узнать", а дальше опять... контролировать и корректировать)...

Не стоит завидовать этим микроскопам, т.к. они не лучше очень хорошей лупы... Единственное положительное качество - мобильность.

Информация о пользователе.
11.11.2014 : 23.31

Активно на уроках применяю МКК, цифровую лабораторию в том числе. Надежда, спасибо за урок! Успехов!