2013_03_13_Кладовая витаминов (Школа России)_3 класс_Калашникова Надежда Васильевна_МБОУ СОШ № 58_г. Пенза
Тема урока: "Кладовая витаминов" (слайд 1).
Цели:
- Познакомить учащихся с основными витаминами, содержащимися в овощах, фруктах, ягодах и их значением для организма человека.
- Развивать познавательный интерес посредством использования на уроке цифрового микроскопа и самостоятельной работы
- Воспитывать здоровый образ жизни.
Формировать компетенции:
1. Познавательные
- определять цели и порядок работы;
- самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться;
- устанавливать связи между отдельными объектами;
- применять освоенные способы в новых ситуациях;
- осуществлять самоконтроль.
2. Коммуникативные
- сотрудничать;
- оказывать помощь другим;
- участвовать в работе команды;
- обмениваться информацией.
3.Информационные
- самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию;
- упорядочить, преобразовать, сохранять и передавать её.
4. Социальные
- анализировать свои достижения и ошибки;
- обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников;
- осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях;
- критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
Тип урока: урок изучения нового.
Форма урока: презентация, практическая работа с цифровым микроскопом.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, доска, компьютер, цифровой микроскоп.
- Образцы помидора, моркови, зелёного лука на предметных стёклах.
- Ватман, 5 листов (А4) с напечанными заголовками "Витамин А (В, С, Р, Е) содежится в…", картинки овощей, фруктов и ягод, клей, ножницы.
- Тест (проверка Д/з).
- Пословицы, напечатанные на листах (А4).
Ход урока
- Проверка Д/з. (слайд 2)
- Проверим домашнее задание. Перед вами тест (белые листы).
Чтобы получить «5» вам надо ответить на все 3 вопроса правильно, «4» - на любые два
вопроса, «3» - на любое одно задание.
- Успехов!
- Актуализация знаний и определение темы урока
1. - От чего зависит наше здоровье?
- А что значит питаться правильно и какие продукты можно назвать полезными?
- Почему вы так считаете?
2. - Вам нравится отгадать загадки? (слайд 3)
1.Красная мышка С белым хвостом В норке сидит Под зелёным листом Снаружи красна, Внутри бела, На голове хохолок - Зелёненький лесок. (редис) |
2.Как на нашей грядке Выросли загадки - Сочные да крупные, Вот такие круглые, Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры.)
|
3.Все узнают молодца, Что растет на грядке: Он побольше огурца, Толстый он и гладкий, Тоже держится за плеть... Приходите посмотреть. (Кабачок) |
4.Круглое, румяное, С дерева упало, Нам в рот попало. (яблоко) |
5.Без окон, без дверей Полна горница людей. (огурец) |
6.Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? (картофель) |
7.Он никогда и никого Не обижал на свете. Чего же плачут от него И взрослые и дети? (лук) |
8.Кафтан на мне зелёный, А сердце, как кумач, На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч. (арбуз) |
9.Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. (морковь) |
10.Яркий,сладкий, налитой, Весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики - Из далёкой Африки. (апельсин) |
11.Сто одежек - Все без застежек. (Капуста) |
12. Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, И лоснится от похвал Очень важный… (Баклажан) |
3. О фруктах и овощах сложено немало пословиц и поговорок (слайд 4). Прочитайте пословицы и подумайте, какая из них вам больше всего нравится.
Лук от семи недуг.
Яблоко на ужин – и врач не нужен.
Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.
Если будешь есть морковку, будешь бегать стометровку.
- Кому понравилась 1-я (2, 3, 4) пословица? Выйдите сюда. (Объединение по группам)
- Никто не хочет поменять своё мнение? (Если какая-то группа слишком малочисленная, то
можно предложить детям поддержать эту группу, т.е. перейти в неё или самой встать рядом)
- Как и в любом деле (игре) – нужно договориться о правилах:
Правила:
- Уважайте мнение других. Дайте высказаться всем и придите к общему мнению.
- Если будет шумно, то два моих хлопка в ладоши – знак успокоиться и вести себя тише.
- Один хлопок в ладоши – окончание работы.
- Принимаем эти правила?
- Теперь подумайте и объясните смысл пословицы, которую выбрали.
- Объяснения смысла пословицы учащихся.
- Спасибо, садитесь.
- Может ли кто-нибудь сформулировать тему урока?
4. – Правильно! (слайд 5) На этом уроке мы поговорим о ягодах, фруктах и овощах, узнаем,
какие витамины содержатся в них и их значении для организма человека.
- Как вы думаете, почему овощи и фрукты полезно употреблять в пищу особенно зимой и
весной?
5. - Как вы считаете, на какие группы можно разделить все овощи, фрукты и ягоды? (слайд 6)
- по наличию витаминов
- по цвету
- другие варианты учащихся, если есть. (слайд 6)
III. Работа с цифровым микроскопом
1. – Как вы думаете, почему овощи и фрукты бывают разных цветов? (Версии школьников)
- Давайте выясним это, рассмотрев срезы овощей разных цветов под микроскопом (слайд 7).
2. - Но прежде вспомните правила работы с микроскопом… (памятки)
3. Рассмотрение срезов помидора, моркови, огурца и апельсина
(можно предложить для рассмотрения другие образцы).
- Что вы видите? (ответы учащихся) (Слайды 8, 9, 10)
- От чего зависит бледный или яркий цвет рассматриваемых препаратов?
- Внутри клеток есть особые включения красного, оранжевого, жёлтого или другого цвета – пластиды (Слайды 11). Именно они придают спелым овощам и фруктам красный, желтый, оранжевый или другой цвет. Зеленые листья и плоды тоже содержат пластиды, но зеленого цвета. А уже знакомый нам репчатый лук или картофель белые потому, что их пластиды бесцветны.
- Интересно то, что пластиды одного цвета могут превращаться в другой. Вот почему зеленые плоды, поспевая, становятся разными по цвету.
IV. Физминутка
Название овоща - хопок в ладоши, фрукта - прыжок на месте, ягоды - приседание. (Если в классе имеется интерактивная доска – можно использовать музыкальную физкультминутку)
- Помидор, яблоко, малина, огурец, клубника, груша, кабачок, апельсин, смородина, крыжовник, баклажан, тыква, киви, капуста, слива, тыква, укроп (?).
V. Рассказ о витаминах
1. - В начале нашего урока мы говорили о том, что фрукты, овощи и ягоды полезны для организма, давайте вспомним почему? (Богаты витаминами.)
- Что такое витамины, как вы думаете? (слайд 12) (Это вещества, необходимые для поддержания жизни. Образовано от латинского слова «vita» «вита», что означает жизнь)
- Почему нужно употреблять в пищу разные овощи и фрукты? (Они содержат разные витамины.)
2. Об основных витаминах, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах, нам расскажут ученики нашего класса. (сообщения учащихся о витаминах А, В, С, D, Е, Р)
VI. Коллективное составление панно "Кладовая витаминов"
- Подойдите к тому витамину, который вам больше всего нравится (деление на группы).
- Вы поделились на группы. Сядьте, пожалуйста, за парты и наклейте на лист с названием
выбранного вами витамина те овощи, фрукты или ягоды, в которых он содержится.
(Каждая группа выполняет задание. Затем из этих аппликаций составляется коллективное панно)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Почему нужно есть овощи, фрукты и ягоды?
- Почему огурец зелёный, баклажан фиолетовый, а спелый помидор красного цвета?
- Чем запомнился урок, чему научились? (памятка - помощница)
- Оценки за урок…
VIII. Домашнее задание
1. Учебник
2. Тетрадь на печатной основе
3. Объяснить, почему зеленые листья осенью желтеют или краснеют, т. е. меняют цвет?
- Думаю, что теперь вы, как юные ботаники, сами сможете найти ответ на этот вопрос.
Дополнительный материал к уроку
- Если остаётся время (это зависит от темпа работы детей), то можно предложить учащимся игру. Для неё учащимся понадобятся карточки с цифрами от 1 до 5.
- Слушайте внимательно и, выбрав ответ, поднимите карточку с нужной цифрой.
Слайд 14
- капуста
- чеснок
- картофель
- тыква
- свекла
- Какой овощ относится к луковым овощам? (чеснок – 2)
- Какой овощ относится к корнеплодам? (картофель – 3)
- Какой овощ девушки на Руси использовали вместо румян? (свёклу – 5)
Слайд 15
- капуста
- картофель
- лук
- свекла
- тыква
- Какой овощ можно нарезать кольцами? (лук – 3)
- Какой овощ солят? (капуста – 1)
- Какой овощ называют «вторым хлебом»? (картофель – 2)
Слайд 16
- сок
- чай
- молоко
- йогурт
- кока-кола
- Какой напиток вреден для здоровья? (кока-кола – 5)
- Какой напиток относится к кисломолочным продуктам? (йогурт – 4)
- Какой напиток принимают во время простуды? (молоко – 3)
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_vitaminov.ppt | 3.68 МБ |
Комментарии
Это не первый урок, на котором мы с детьми работаем с цифровыми микроскопами. Ребятам очень нравятся такие уроки. К сожалению, в программе мало тем, где бы можно было их использовать. Надеюсь, что мой урок кому-то пригодится.
К этому уроку третьеклассники уже знали, что такое растительная клетка? И видели ее под микроскопом? Очень интересно узнать, как Вы организуете работу с третьеклассниками по знакомству с клеткой?
Глядя на срез под микроскопом третьеклассники сразу обнаружили пластиды? Как они об этом рассказали? Как они догадались, что именно эти элементы придают цвет всему плоду? Были ли какие-то обсуждения детей в классе по этому поводу?
Задавался ли кто-то вопросом, а откуда они берутся, эти пластиды, и для чего они вообще нужны?
В данном уроке очень эффективно применяется групповая форма работы, при этом используется группы со сменным составом, что является одновременно и элементом здоровьесберегающих технологий, и изюминкой данного урока. Учитель оставляет за собой право контролировать и корректировать состав групп. Однако возникает вопрос: готовы ли дети 3 класса к восприятию термина «пластиды»? Но в тоже время, по-хорошему завидую наличию в вашей школе электронного микроскопа и тому, что ваши детки имеют такую шикарную возможность с ним работать. Это даёт вам возможность полнее реализовывать деятельностный подход.
Согласна с вами, что оставляю за собой право контролировать и корректировать состав групп, т.к. они момут быть довольно непредсказуемыми... а значит, надо как бы быстро среагировать...
Безусловно, дети 3 класса практически не готовы к восприятию термина "пластиды", но в процессе урока они знакомятся с этим термином. И в дальнейшем они много интересного материала "накопали"...
Считаю, что надо подтолкнуть детей к "желанию узнать", а дальше опять... контролировать и корректировать)...
Не стоит завидовать этим микроскопам, т.к. они не лучше очень хорошей лупы... Единственное положительное качество - мобильность.
Согласна с вами, что оставляю за собой право контролировать и корректировать состав групп, т.к. они момут быть довольно непредсказуемыми... а значит, надо как бы быстро среагировать...
Безусловно, дети 3 класса практически не готовы к восприятию термина "пластиды", но в процессе урока они знакомятся с этим термином. И в дальнейшем они много интересного материала "накопали"...
Считаю, что надо подтолкнуть детей к "желанию узнать", а дальше опять... контролировать и корректировать)...
Не стоит завидовать этим микроскопам, т.к. они не лучше очень хорошей лупы... Единственное положительное качество - мобильность.
Активно на уроках применяю МКК, цифровую лабораторию в том числе. Надежда, спасибо за урок! Успехов!