Обсуждение текста "Школьные экскурсии, их значение и организация".

На этой неделе предлагаем вам обсудитьтекст об образовательных экскурсиях. Хотелось бы обратить внимание читателей на употребелние слова "экскурсия". Авторы статьи употребляют это слово в несколько другом смысле нежели привыкли это слово понимать современые обыватели.

Для более ясного прочтения и обсуждения данного текста, предлагаю ознакомится с краткой истопико-филологической справкой относительно понятия "экскурсия".

Слово «экскурсия» происходит от латинского «excursio». В русский язык это слово проникло примерно в XIX в. и первоначально звучало как «экскурсио» и имело значение «выбегание, военный набег», а затем приобрело более мирную семантику - «вылазка, поездка». Закрепив за собой данное значение, слово видоизменилось по типу имен на «ия» (экскурс + ия). Этот процесс протекал  одновременно с внедрением экскурсий  в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы, выступающими  против схоластики в преподавании. С их точки зрения, экскурсии  способствовали развитию наблюдательности и навыков самостоятельной работы у учащихся.  Европейские педагогические тенденции быстро перекочевали в Россию и уже в 1907 году при Российском обществе туристов была основана организация "Экскурсии по России".  В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов. При поддержке этих организаций с 1914 по 1916 год в Москве издавался журнал "Экскурсионный вестник". Иван Михайлович Гревс  в первом выпуске журнала "Экскурсионный вестник" написал: «Сделать экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей нового времени. В связи с этим возник вопрос о создании в Петербурге и его окрестностях ряда экскурсионных станций, которые бы служили пунктами для приема школьников и для их самостоятельной практической работы над обработкой собранного на экскурсии материала». С 1914 по 1917 год в Ярославле издавался журнал "Русский экскурсант". А в 1918 году в Москве было основано Центральное бюро школьных экскурсий, при активном участии которого к середине  XIXвека экскурсия стала частью учебного процесса в школах. Находились и весьма активные сторонники экскурсий, как педагогического метода, которые предлагали базировать все преподавание (по крайней мере, естествознания) на экскурсиях, школьные же занятия рассматривать как дополнение к экскурсиям, одним из них был Д.Н. Кайгородов (4. c.3). Однако один из ведущих педагогов 20-х годов, И.М. Гревс утверждал – «С моей точки зрения экскурсии не универсальная педагогическая панацея, но крайне важный и необходимый спутник нормального преподавания, один из тех элементов, который должен войти, вплестись в него, как его важная самодавлеющая часть».

В начале ХХ века  главным организатором школьных экскурсий была  Комиссия Образовательных экскурсий по России при Московском отделении Российского общества туристов. После 1910 года в сметах уездных и губернских земств была выделена особая графа – «Ученические экскурсии», некоторые земства обеспечивали экскурсантов завтраками и ужинами, оплачивали посещение экскурсий и частично проезд на пароходе (5).

 В период с 1910 по 1917 год обнаруживается наибольшее количество публикаций, посвященных ученическим  экскурсиям, методики их проведения и их содержание. Образовательные путешествия в России XIX – начала XX века были ориентированы, прежде всего, на учащихся и учителей школ, гимназий, лицеев и университетов. Так, «наибольший контингент экскурсантов Крымского горного клуба рекрутировался из обеих столиц, по преимуществу из Санкт-Петербурга, далее из всех университетских городов. Ученые всех специальностей, преподаватели учебных заведений, равно и учащиеся в них составляли главные группы экскурсантов» (3). 1918-1929 годы - время, которое называют "золотым десятилетием" развития экскурсоведения и краеведения. Называют это время еще и "массовым научно-культурным движением". Подобная деятельность способствовала просвещению молодого поколения - школьников. В этот период было сделано колоссальное количество методических разработок по ведению и организации экскурсий, создавались экскурсионные бюро, экскурсионные станции и даже курсы для учителей по экскурсионному делу. Разрабатывались маршруты экскурсий, прогулок как местного значения, так и выходящие за пределы своего края, изучались места, где можно провести свободное время и отдохнуть, устраивались выставки, конкурсы на лучший собранный материал во время экскурсий и многое другое. Однако,  все это довольно скоро закончилось. «В 1929-1931 годах экскурсионно-краеведческое движение по существу было разгромлено. Многие ученые были репрессированы. Все направление этой работы, названное "гробокопательством", было ликвидировано. Экскурсионно-туристская литература, выпущенная до 1921 года, подлежала пересмотру на предмет изъятия» (5).

В этот же исторический период была сформулирована суть «Экскурсионного метода», который и по сей день используют в школах. Однако в современном его понимании, он абсолютно не эффективен. Изначально экскурсионный метод предполагал использование экскурсий как иллюстративного материала, как естественного способа познания мира. «Экскурсионный метод познания сближает отвлеченные книжные образы с конкретными явлениями жизни» (6. c.2).  В дореволюционный период, понятие  «экскурсия»  воспринималось практически как  синоним «путешествия» с той лишь разницей, что «путешествие» более долгое и далекое. «Дальняя экскурсия - ближе всего к путешествию (да и вообще «экскурсионность» выветривается по мере ослабления «путешественности», радиуса, охвата, длины пути). Стало быть, дальняя экскурсия - это экскурсия "раг ехсеllence", венец в развитии экскурсионного принципа» (2). Со временем эта синонимичность утерялась. И экскурсия перестала походить на маленькое путешествие, превратившись в хождение за экскурсоводом по музеям и достопримечательностям.  Ученики играют на экскурсиях ту же роль что и в школе, - роль слушателя, пассивного созидателя. А это никак не вяжется с первоначальной концепцией экскурсий: школа ставит себе целью подготовить учащегося к самостоятельной жизни и к познанию жизни, экскурсии являются опытами введения учащихся в жизнь при содействии школы (4. c.3). Ключевым в этой фразе на наш взгляд является «введение учащихся в жизнь» - то есть предполагалось, что помимо новых знаний, ученики получат новые жизненные навыки и умения. На данный момент экскурсия не ставит перед собой столь амбициозных целей. Теперь это скорей инструмент культурализации и то весьма слабый, из-за формы ее организации.

Наиболее полное и удачное  определение этого термина мы обнаружили в Большой советской энциклопедии. Экскурсия - (от лат. excursio — поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсии различаются: по целям — учебные (в том числе учебно-производственные, для профессиональной ориентации, обмена опытом), культурно-просветительские, научные; по тематике— в соответствии с содержанием объектов; по месту расположения объектов — натурные, музейные; по составу участников — для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов и учащихся и т.п. (1). Иван Михайлович Гревс, определял понятие «экскурсия» как непосредственное соприкосновение человека с миром через активное путешествие.

Литература

1.      БЭС – Большой энциклопедический словарь: http://www.slovopedia.com/2/192-0.html

2.      Гревс И.М. Дальние гуманитарные экскурсии и их образовательно-воспитательный смысл // Экскурсионное дело. – 1921. – № 1-6.

3.      Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Ростов-на-Дону, 1988.

4.      Райков Б.Е. "Школьные экскурсии, их значение и организация". Петроград 1921.

5.      Усыскин. Г.С. Очерки истории российского туризма. - 2-е изд. Москва-Санкт-Петербург,  2000

6.      Экскурсионное дело. Под ред. проф. И.И. Полянского и акад. В.М. Шимкевича, Петроград,1921-1923