Учебные исследования учащихся (Ткаченко А.А. Пенза гимназия 13)

 

Учебные исследования учащихся.

 

 

   В практике работы со школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры. Среди них есть такие, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

    Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.

   Поэтому обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

   Практика проведения учебных исследований со школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление знаний, умений и навыков. 

    Возможны не только эмпирические, т. е. построенные на наблюдениях и экспериментах, но и теоретические, а так же фантастические исследования. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: фантастический транспорт, архитектура будущего

   Теоретические исследования сложней, т. к. требуется серьёзная работа с текстовой информацией, но в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать ко многим учебным предметам. Особая проблема состоит в обучении детей поиску источников информации и умению грамотно всё соединить в единый и логичный проект.

   Экспресс-исследования предполагают массовое участие детей – и одарённых, и тех, кто не может быть причислен к этой категории. Суть сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной учителем теме. Например: «Как и почему люди прокладывают тропинки по территории двора возле дома?», «Почему на территории двора снег ложится в различной интенсивности слоями разной высоты?».

 

   Долговременные исследования могут проводиться в рамках внеучебной деятельности. Исследование может быть поделено на 6 этапов:

  1. Ребёнок выбирает тему исследования.
  2. Предлагает возможные варианты решения.
  3. Собирает материал.
  4. Делает обобщения.
  5. Готовит проект.
  6. Защищает проект.

1. Выбор темы исследования.

   Тема должна нести в себе познавательный заряд. Темы можно поделить на три группы: эмпирические, теоретические и фантастические.

   Условия выбора темы.

   Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она ни казалась важной взрослым, не даёт должного эффекта.

   Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования. Предложить ребёнку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл.

   Учитывая интересы детей, нужно стараться держаться ближе к той сфере, в которой вы сами хорошо разбираетесь.

   Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьников ограничена.

   Тема должна быть доступной, т. е. проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.

   Сочетание желания и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие.

   Общие направления исследований:

   Живая природа: зоология, ботаника, генетика, природопользование (сельское хозяйство).

   Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма, медицина, психология человека, человеческая деятельность.

   Общество: цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели.

   Культура: язык, религия, искусство, образование.

   Земля: география, климат, строение Земли.

   Вселенная: галактики, Солнце, звёзды, инопланетные цивилизации.

   Наука: математика, физика, химия, астрономия, история наук.

   Техника: транспорт, промышленность, техническое конструирование и дизайн.

   Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки, и т. д.

 

   Как ни странно, учащиеся не стремятся выбрать фантастическую тему, а выбирают теоретическую или эмпирическую. В качестве примера рассмотрим работу Олега. Отец мальчика работает водителем маршрутного такси, опираясь на это, Олег выбрал тему: «Неудобства проезда в маршрутном такси».

 

 

 

 

 

2. Поиск вариантов решения.

   Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели (книги, телепередачи, компьютерные диски, Internet, наблюдение, эксперимент, общение и т. д.).  Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если реальная тема из ряда эмпирических приобретает черты фантастической.

 

   Обычно из источников информации учащиеся сразу называют книги и Internet, поэтому пришлось подвести мальчика к осознанию всего разнообразия источников. Из представленных вариантов Олег сразу выбрал нужные ему – телепередачи, пресса, наблюдение и непосредственно общение.

 

3. Сбор материала.

   Среди различных методов исследования в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований важными являются такие методы, как наблюдение и эксперимент.

   Понаблюдать можно за поведением людей, птиц и зверей, за тем, как деревья теряют осенью листву, как выбирает себе дорогу весенний ручей и за многим другим. Особенно ценно проведение собственных экспериментов.

   Хорошую почву для наблюдений и экспериментов даёт исследовательская работа в области человеческих отношений. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей, проводят несложные тесты и в ходе этого учатся важнейшему качеству – понимать других.

 

    Ребёнку трудно общаться с незнакомыми людьми, поэтому для опроса Олег выбрал не пассажиров маршрутного такси, а родственников и знакомых, в том числе и меня. В основе опроса лежал вопрос: «Какое неудобство в маршрутном такси вам кажется наиболее ощутимым?» среди 20-ти опрошенных были получены следующие результаты:

  • водитель не слышит обращённые к нему просьбы пассажиров – 8 человек;
  • неудобно открывать дверь – 5 человек;
  • водитель быстро трогается, не дав занять место, из-за чего нечаянно толкаешь других пассажиров – 2 человека;
  • грубость водителя – 2 человека;
  • другие ответы – 3 человека.

 

4. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.

   Ребёнку трудно решить, что же делать с полученной информацией, как её проанализировать, а затем обобщить, выделить главное, исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.

   Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; это может быть и научный отчёт о проведённом эксперименте, сообщение и многое другое. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.

   Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат, работ.

 

    Этот этап очень сложен, так как ребёнку трудно самостоятельно скомпоновать всю информацию в единую и логичную систему. Был найден следующий выход: вся собранная информация в схематичном виде заносилась на небольшие листочки бумаги. Из имеющихся листочков ребёнок выбирает тот, на котором содержатся результаты исследования, и кладёт его в центр. Это «ядро» его работы. Сверху и снизу кладутся листы с дополнительной информацией. Слева ребёнок записывает и кладёт вступление к теме исследования, справа – «заключительный» лист, на котором могут находиться рекомендации по разрешению проблемы, подведение итогов.

    В данной схеме видна логика построения защиты проекта, опираясь на которую ребёнок готовит выступление.

 

5. Защита результатов исследования.

   Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (родителей, учителей). В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

  По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо выступил, но и в особенности тех, кто задавал умные, интересные вопросы.

 

  Защита первых проектов проводилась в «камерной» обстановке. Ребята побоялись выступать перед массовой аудиторией. Олег отказался от использования наглядности во время защиты и ограничился только устным сообщением по изучаемой теме.

   Дети, занимающиеся исследовательской деятельностью, более активно участвуют в творческих конкурсах. Например, почти все ребята принимали участие в «Интеллектуально-творческом марафоне», задания которого были присланы из г. Обнинска.

 

  Исследовательская работа является мощным источником развития и раскрытия творческого потенциала ребёнка, позволяющим ученику с уверенностью смотреть в будущее.

 

Комментарии

Информация о пользователе.
13.06.2013 : 04.28
Андрей Анатольевич, добрый день
Спасибо за размещенный материал
В этом материале есть много интересных замечаний и предложений. В этом же материале отражена, на мой взгляд, и основная проблема, а именно - соотношение учебных исследований и учебных проектов.
В "прикрепленных материалах" есть текст, который называется "Учебное исследование и учебный проект. Предварительная разметка пространства". В этом тексте ставится проблема соотношения исследований и проектов, обозначены риски, возникающие в том случае, когда мы содержательно "объединяем-склеиванием" два этих вида интеллектуальной работы.
Было бы замечательно, если бы мы совместно постарались разобраться с этой проблемой, которая пока в отечественной педагогике не имеет своего убедительного педагогического решения.
Ситуация усложняет и тем, что, как вы точно отмечаете,  "Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она ни казалась важной взрослым, не даёт должного эффекта".
Так как младшие подростки только знакомятся в предметными областями научных дисциплин, выбрать реальную исследовательскую тему им действительно очень сложно. Возникает необходимость искать тематику прикладного характера на границе "научного" и "социального". И здесь конкуренция "исследовательских процедур" и "процедур проектного характера" становится особенно острой.
... Мне представляется, что та работа, которую осуществил Олег, приобретет исследовательский характер, когда полученные данные будут им уточнены, например, с помощью вопроса: "И что вы, пассажиры, делаете в случае этого затруднения?" Из этих ответов можно получить уже описание различных стратегий поведения пассажиров, сделать выводы о способах поведения и разрешения конфликтных ситуаций. И это, на мой взгляд, вполне возможно на исходном собранном материале.
Эта же работа может приобрести проектных характер, когда школьник попробует найти варианты решений возникающих ситуаций напряжения. Т.е. отвечая на вопрос  "Как сделать так, чтобы водитель не трогался быстро с места?", "Как сделать так, чтобы  пассажиры не травмировали себя и других?" ребенок выходит в область социального или инженерного проектирования.