Драгунова О.В., Петров А. гимназия №13 г.Пенза. Научно-исследовательская работа по физике "Смог ли Архимед сжечь корабли?"
В работе рассмотрен известный в истории физики эпизод сожжения Архимедом кораблей римского флота с помощью зеркал. До сих пор подвергается сомнению сам факт сожжения.
Предлагаемый подход состоит из двух этапов: экспериментального и теоретического. На первом этапе предложен весьма простой, оригинальный и убедительный эксперимент с линзой по оценке степени превышения интенсивности излучения, необходимой для воспламенения горючего материала, по сравнению с интенсивностью падающего на поверхность Земли солнечного излучения. На втором – теоретическом - этапе проведена оценка уменьшения интенсивности «солнечного зайчика» от бронзового щита-зеркала на разных расстояниях с использованием простых «школьных» геометрических и физических моделей. Вместе именно эти этапы позволяют выявить не только принципиальную реализуемость такого события, но и выявить способ реализации для разных расстояний до объекта возгорания.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota.ppt | 566 КБ |
nauchnaya_rabota.doc | 221 КБ |
Комментарии
Спасибо за размещенный материалы
Сама идея работы как исследования и одновременно - исторической реконструкции - более чем креативная. Представляется, что именно такие работы и должны составлять основной блок исследовательских работ старших подростков и старших школьников.
В таких работах степень исследовательской самостоятельности школьников гораздо выше, нежели в работах, которые они выполняют, например, совместно со студентами вуза, чаще - в качестве лаборанта, фиксирующего количественные показатели экспериментов. Но сами эти эксперименты, конечно же, не школьники придумывают.
В исторических реконструкциях же, повторюсь, исследовательская самостоятельность выше.
И два уточнения.
1. На мой взгляд, эту работу лучше перенести в лабораторию "Учебные исследования..."
2. Эта работа выполнена одним школьником. Для лабораторий "Учебные проекты..." и "Учебные исследования..." важны описания работы педагогов, организующих такие формы работы с группами школьников. Коллеги, обратите, пожалуйста, на это внимание
С интересом ознакомилась с размещенным материалом. Спасибо автору. Думаю, что идея огранизации исследовательских работ по физике на историческом материале найдет широкое воплощение в практике учителей.
Работа, безусловно, интересная. Вопрос учителю: какова степень самостоятельности ученика на разных этапах исследования?