ПРОДУКТИВНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В. И. Ивлев

Одной из главных задач, определенных Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», является создание разветвлённой системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.[1]Подчеркивается при этом, что «необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе». Но «Результаты исследований в ХХ веке показали, что каждый ребенок, не имеющий патологий умственного развития, от природы одарен задатками, которые при умелом развивающем воспитании могут превратить его (индивида) в творческую личность».[2]

Принимая во внимание данное заключение, мы считаем, что необходимо развивать не столько систему работы «с особо одаренными детьми», сколько систему, названную нами «системой продуктивной интеллектуальной деятельности учащейся молодежи (ПрИДУМ)».

Традиционная форма работы с одаренными детьми – предметные олимпиады. Так созданное недавно в Республике Мордовия новое образовательное учреждение «Центр по работе с одаренными детьми» ориентируется на получение высоких достижений преимущественно в области олимпиадного движения. Такая ориентация, безусловно, имеет положительные стороны, но, к сожалению, не лишена весьма серьезных недостатков, которых не содержит система продуктивной интеллектуальной деятельности учащихся. Такого рода система активно развивается в рамках Регионального учебного округа (РУО) при Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева. Экспериментальной площадкой РУО для апробирования этой системы является лицей № 43 (естественно-технический) г. Саранска.

Под продуктивной понимаем такую деятельность, которая приносит ощутимый результат. В случае интеллектуальной деятельности в качестве такого результата могут выступать результаты исследований, разработанные (и тем более реализованные) проекты, схемы, устройства и т. д.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования предусматривает обязательное выполнение обучающимися индивидуального проекта «по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)... Индивидуальный проект… должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».[3]

К сожалению, мы здесь снова встречаемся с проблемой незавершенности формирования педагогической терминологии. Несмотря на то, что эта проблема активно обсуждается педагогическим сообществом и ей посвящено большое количество публикаций, даже в тексте государственных стандартов нет четко разграничения терминов «исследование» и «проект». И если по отношению к термину «исследование» ситуация более или менее ясная, то термин «проект» трактуется фактически совершенно произвольно.

Приведем в качестве примера фрагмент одной из публикаций, размещенной на сайте школьной лиги РОСНАНО.

«Исследование, научное оно или учебное, это всегда получение нового знания.И ценность исследования именно в получении нового знания.

Проект – это, в самом общем виде, создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами… Продукты проектного характера, если мы не обсуждаем социальные и гуманитарные проекты,это инженерные конструкции, приборы, новые материалы, технологии».[4]

Однако, терминологические словари дают этому термину гораздо более узкое толкование, чем в приведенной цитате и фактически подразумевается во ФГОСе.

Один из наиболее развернутых перечней толкований термина «проект» находим в Национальной экономической энциклопедии. Однако все их можно свести к следующим двум. 1. «Прое́кт (от лат.projectusброшенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации».[5]

«ПРОЕКТ-1. ограниченное во времени и относительно сложное задание (типа возведения здания "под ключ", разработки новой продукции или технологии и т. п.)… Организационной формой реализации проектов служит "проектный менеджмент" путем образования специального штаба…».[6]

Первое предложение последнего определения сформулировано недостаточно четко, но существенно то, что во втором предложении говорится о реализации проектов. Следовательно, фактически различаются проект и его реализация.

Таким образом, есть необходимость более внимательного подхода к терминологии в данной области. Мы разработали и предлагаем вниманию педагогов следующую классификацию видов продуктивной интеллектуальной деятельности, наиболее распространенных в учреждениях общего и профессионального образования.

 

 

Виды ПрИДУМ

Продукт деятельности

Исследование теоретическое

Результаты исследования

Исследование экспериментальное

Результаты исследования

Проектирование, конструирование

Вербальное, графическое, цифровое представление нового продукта

Проектирование социальное

Вербальное, графическое, цифровое представление мероприятия

Реализация проекта (своего или чужого)

Макет, изделие

Реализация социального проекта (своего или чужого)

Мероприятие

Моделирование натурное, макетирование

Копия (уменьшенная или увеличенная) материального объекта

Моделирование компьютерное

Компьютерное представление объекта (реального или проектируемого)

Изготовление оригинального объекта

Материальный объект

Разработка информационного ресурса

Обзор литературы, база данных, сайт…

Программирование

Компьютерная программа

Художественная творческая работа

Литературное, музыкальное или художественное произведение

 

Возможно, конечно, и сочетание различных видов деятельности в одной работе, особенно в случае, когда она выплняется в течение длительного времени или относительно большим коллективом.

Существенно также, что в предлагаемой классификации не только разграничиваются проект и исследование как виды деятельности, но и отделяются друг от друга деятельность и ее результат (продукт).

 

Примечение: статья публикуется в журнале "Интеграция образования", № 3, 2013 г.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


[1]Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]Режим доступа : http://kremlin.ru/news/6683

[2]Иванова С. В. Ценность творчества и формирование креативности у школьников как государственная и социально-педагогическая задача.[Электронный ресурс]Режим доступа :http://www.trizway.com/art/renewal/363.html

[3]Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]Режим доступа :  http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365

[4]Юшков А. Н. Учебное исследование и учебный проект. Предварительная разметка смыслового пространства  [Электронный ресурс]Режим доступа :http://schoolnano.ru/node/4588

[5]Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.
Современ­ный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.

[6]Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1999. - 574 с.

Комментарии

Информация о пользователе.
04.10.2013 : 10.22

Виктор Иванович, добрый день!

Спасибо за размещенный текст о видах продуктивной интеллектуальной деятельности школьников.

Солидарен с Вами с необходимостью различения исследовательской деятельности и проектной.

При этом мне представляется, что когда наряду с классификацией ПрИДУМ мы обсуждаем и реальную практику работы со школьниками, организованную в соответствии с заданными различениями - мы более точно понимаем все эти различения.

Есть ли в вашей практике описания организации работы с детьми в соответствии с предложенными Вами различениями? Размещение этих описаний на странице лаборатории было бы более чем полезно и интересно.

С уважением, руководитель лаборатории Алексей Николаевич Юшков