Модуль 1. Введение в проблему. Как работает наша память?
Задание к Модулю 1.Изучите материалы первого модуля, составьте конспект в виде таблицы или кластера.
Память — это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации. Главную роль в этом процессе играет ассоциативное мышление. Приведенное выше определение относится только к человеческой памяти — поэтому в нем важное место отводится работе психологических механизмов.
Память определяется работой всего мозга, но в первую очередь это биологический феномен, обусловленный деятельностью органов чувств. Существует несколько видов памяти: визуальная, вербальная, обонятельная, осязательная, кинестетическая и т. д. В мире животных мы обнаруживаем генетическую память, которая определяет миграции китов, птиц и рыб, и стадный инстинкт, руководящий поведением пчел, муравьев и пр. Человеческая память представляет собой бесконечно более сложный механизм: это функция мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, отбирать, сохранять и уничтожать воспоминания.
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием.
В свою очередь, образную память делятпо виду анализаторов,которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.
Если схематически изобразить механизм памяти, он будет выглядеть следующим образом:
Информация, в виде биотоков, попадая в кору головного мозга, оставляет в ней след. Реакции, которые при этом происходят, очень сложны и недостаточно изучены. Однако известно, что след, не будучи подкрепленным, растворяется без остатка в течение 5—20 секунд. Этому явлению на нашей схеме соответствует регистр оперативной памяти (ОП).
Если информацию подкрепить, то есть повторить несколько раз, то след закрепляется на более длительный срок — переходит в регистр кратковременного хранения (КВХ). Информация в нем может храниться от 1 минуты до нескольких суток в зависимости от характера информации и ваших индивидуальных особенностей. Считается, что период ее полураспада — 5 суток. Если в течение этого периода не подкрепить ее снова, она растворяется.
Систематическое повторение переводит информацию в долговременное хранилище (ДВХ), где она может храниться достаточно долго. По мнению некоторых ученых, она хранится там вечно, а случаи забывания прочно усвоенной информации свидетельствуют о трудности ее извлечения из ДВХ.
Информация только тогда закрепится в долговременном хранилище, когда она пройдет предварительную обработку в регистрах оперативной памяти и кратковременного хранилища.
Существенной особенностью обрабатывающих регистров является возможность обрабатывать одновременно только 7±2 единицы информации (ЕИ). Практика показывает, что полезнее ориентироваться на 5-7 ЕИ.
Объем памяти не зависит от количества ЕИ, а зависит от уровня перекодирования. Человек, владеющий технологией перекодирования, может запоминать много и быстро.
Как человек запоминает?
Во время запоминания осуществляется 3 различных операции: получение информации, ее складирование и восстановление. В большинстве случаев, проблемы с памятью связаны с трудностями на фазе восстановления, которые возникают вследствие неправильной кодировки информации. Восстановление информации – более сложный процесс, чем ее восприятие. Какой бы полезной не была информации, действительно нужной будет только ее часть. Это принцип отбора данных, которые будут храниться в нашей памяти. Понимая механизм функционирования процессов, участвующих в деятельности памяти, человек может улучшить ее производительность и использовать более полно.
Воспользуемся метафорой: Память - архив и архивариус
Сравним память с архивом, в котором хранится вся информация. Пользователь хочет найти требуемую информацию, но не знает, где искать. Архивариус дает ему рекомендацию, где можно обнаружить искомое в этом архиве, поскольку именно он эту информацию там и оставил. Долговременная память, в этом случае, играет роль стеллажей и полок архива. А кратковременная память, она же оперативная, играет роль рабочего стола архивариуса, на котором он разбирает и классифицирует новый материал. Оперативная память обладает ограниченными возможностями, поэтому ее нужно каждый раз упорядочивать, чтобы освобождать место для новых материалов. Каждый раз часть материалов с рабочего стола будет выброшена в корзину, а остальные – систематизированы и размещены на стеллажах. Архивариус отбирает и кодифицирует полезную информацию так, чтобы ее легко можно было найти. Секрет функционирования памяти состоит в том, чтобы знать какую информацию сохранить и где ее разместить.
Таким образом, когда в мозг поступает новая информация, она сначала отправляется в кратковременную память, где проходит обработку и кодировку, и лишь затем размещается в долговременной памяти под соответствующим ярлыком. Но если информации слишком много, или она находится в беспорядке, то архивариус может не справиться и тогда информация не попадет в долговременную память под нужным ярлыком. Поэтому, на состояние памяти, в большей степени, влияет не размер стеллажей, не количество документов, а умение архивариуса классифицировать и складировать данные.
ИТОГИ модуля 1:
- КВХ вмещает в себя 7+2 единиц информации
- Период распада информации в КВХ – около 5 суток; для перевода ее в ДВХ необходимо повторение
- Абсурдное, смешное запоминается легче, чем банальное
- Движущееся, живое –легче, чем неподвижное
- Пестрое – легче, чем бесцветное
- Громкое – легче, чем тихое
- Конкретное запоминается легче, чем абстрактное
Вложение | Размер |
---|---|
modul_1.ppt | 137 КБ |
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Поэтому в школе используют наглядности, игры, многократное повторение, чтобы дети запоминали. Необычные уроки, построенные творчески, всегда лучше запоминаются учащимися.
В начальной школе дети запоминают словарные слова так: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Важно давать младшему школьнику яркие понятные образы, которые позволяют связать трудный материал с какой-то картинкой или ситуацией. Например: Изучая словарное слово "лягушка" дети познакомились со словом "лягва" - бедро. Запомнили, что лягушку так назвали из-за длинных бедёр. Запомнили проверочное слово. Позже, изучая тему "Равнобедренные треугольники" по математике поместим картинку с лягушкой, сидящей на равнобедренном треугольнике. Дети запомнили, что у ранобедренного треугольника равные = одинаковые бёдра ( как у лягушки) Вот такой пример из практики.
Действительно, при систематическом повторении сложных правил обучающимся удаётся быстрее вспомнить ту или иную информацию.
Здравствуйте!
Ввиду того,что я плохо владею компьютером ,заранее извиняюсь за упрощенное выполнение заданий.
Память это мыслительный процесс,гл.роль в котором играет ассоциативное мышление.Виды мамяти: визуальная,вербальная,обонятельная,осязательная,кинетическая и т.д.Образная память по виду анализаторов может быть зрительной,обонятельной,слуховой, осязательной и вкусовой.По механизму сохранения память может быть оперативной(5-20 сек.),кратковременным хранилищем(5 суток),долговременным хранилищем(долго).
Механизм запоминания
1) получение информации,2)ее складирование,3)восстановление.
Полезнее ориентироваться на 5-7 единиц информации.