Модуль 2.2. Методики развития памяти. Вхождение в текст.

чт, 03/10/2013 - 15:55 — Мария Гринёва

Модуль 2.2. Методики развития памяти. Вхождение в текст.

 

Прием «Вхождение в текст» предполагает активизацию ощущений при запоминании.

 

Резервами памяти являются наши ощущения. Природа наградила нас способностью помнить не только то, что мы видим (пусть даже в воображении), но и то, что слышали, обоняли, ощущали кожей...

            Какие же ощущения имеются в нашем распоряжении и как мы можем использовать их для укрепления памяти?

            Мы располагаем пятью чувствами: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Добавим к ним еще и эмоциональные ощущения и двигательные (моторные).

            Свыше 90 % всей информации человек получает через зрительный канал. Но остаются и другие ощущения, которые могут принять участие в работе.  

            Слуховые ощущения можно использовать не только тогда, когда в тексте о них идет речь. Можно просто представлять звучание того или иного предмета, шум, сопровождающий то или иное явление. Такая побочная, но хорошо запоминающаяся информация поможет извлечению из ДВХ основной информации, поскольку прочно с ней связана и служит хорошей зацепкой для памяти.

            Осязание также дает много информации, которая «приклеивается» к основной и запоминается лучше ее. Поэтому при вспоминании может служить хорошей зацепкой. Так, мы хорошо помним предметы на ощупь: теплое и холодное, твердое и мягкое, колючее и пушистое, гладкое и шершавое, скользкое и липкое...

            Вкусовые и обонятельные ощущения помнятся обычно слабее, но для некоторых людей являются очень важными.

            Прочно сидят в памяти и эмоциональные ощущения: радость, веселье, восторг, грусть, печаль, тоска, злоба... — и тоже могут служить зацепками.

            То же можно сказать и о двигательных ощущениях. Это моторная память, память наших мышц на движение, например: походка, почерк, жесты, мимика и проч.

 

Некоторые ученые считают, что у двух-, трехлетних детей — феноменальная память. А ведь ребенок запоминает сказки только с помощью своих ощущений. Следовательно, это немалый резерв памяти, который стоит использовать.

Нельзя читать текст механически! Нужно «входить» в него: представить себя не только режиссером и оператором фильма, который «снимается» по тексту, но и героем его, испытывающим совершенно реальные ощущения.

Запоминая сообщения, нужно «войти» в текст, сформировать ЕИ, подержать ее 5—20 секунд, а после этого «взять» с собой только ключевое слово.

 

Предположим, что нам требуется запомнить очень подробно несколько небольших сообщений. Как говорилось выше, при такой установке человек начинает внимательно вчитываться в каждую подробность. Это приводит к тому, что количество ЕИ резко возрастает, регистр оперативной памяти переполняется и вместо точного запоминания всех деталей в голове возникает хаос, из которого трудно выудить необходимое.

            Чтобы облегчить задачу, мы воспользуемся приемом образного группирования. Но если текст насыщен мелкими деталями, которые необходимо запомнить, то ЕИ окажется слишком громоздкой, неудобной для хранения. Можно помочь делу приемом «вхождение в текст», который предполагает активизацию ощущений при запоминании.

            Рассмотрим этот прием на примере. Вначале пробегите глазами предлагаемое для запоминания сообщение, а потом внимательно прочтите комментарий к выполнению приема.

 

«Казахстанские геологи подтвердили прогноз ученых Алма-Аты, по которому неподалеку от космодрома Байконур расположен крупный нефтегазоносный бассейн.

    По мнению специалистов, нефть месторождения оказалась легкой, то есть пригодной для производства автомобильного и авиационного топлива».

 

 

            Итак, вхождение в текст — это активизация ощущений. Прием проводится совместно с приемом образного группирования.

            Начинаем читать текст: «Казахстанские геологи подтвердили прогноз ученых Алма-Аты...» — и сразу формируем ЕИ. В воображении появляется карта, скажем, бывшего СССР, где-то на юге расположен Казахстан (не страшно, если границы размыты — достаточно самого общего представления), по которому бредут геологи. Ставим мысленно точку, где расположена Алма-Ата (если не знаем точно, ставим в любом месте), где сидят ученые и показывают руками (прогнозируют), где надо искать. Этот зрительный образ дополняется другими ощущениями: коротко, всего на мгновение представим себя на месте геологов (походка под тяжестью рюкзаков, запах пота, пыль, дымок сигарет, влажная обувь...). Представим себя и на месте ученых: уютное помещение, запах одеколона, галстуки, очки...

            «...по которому неподалеку от космодрома Байконур расположен крупный нефтегазоносный бассейн». — Не отпускаем предыдущие образы, а на их базе формируем дальше ЕИ: рядом с геологами видим взлетающую ракету, с другой стороны — нефтяное озеро... И одновременно ощущаем запахи газа, гари (от взлетающей ракеты), ощущаем нефть на руках (просто что-то жирное, маслянистое), слышим рев ракеты, испытываем чувство усталости и восторга одновременно... и проч.

«По мнению специалистов, нефть месторождения оказалась легкой, то есть пригодной для производства автомобильного и авиационного топлива». Можем представить неподалеку от геологов здание, где сидят специалисты-химики (колбы, запахи...) и откуда по трубам течет топливо (запах, а может быть, и вкус) к стоящим рядом автомобилю и самолету (снова запахи, звук переливающегося бензина, шум двигателей, эмоции...).

Ощущения, которые мы вызывали у себя, мимолетны, неявны, но... Их много, и они, словно крючками — маленькими, но многочисленными — впиваются в информацию, как бы привлекают ее к зрительному образу.

В результате происходит следующее: с помощью группирования мы собрали разбегающиеся элементы информации в единую «картинку» и скрепили ее многочисленными ощущениями. После этой двойной операции уже нет необходимости волноваться за сохранность информации — достаточно позаботиться только о ключе к ней. Ключом к информации послужит любой образ из ЕИ — наиболее яркий. Хотя лучше, конечно, брать в качестве ключевого тот образ, на котором лежит основная смысловая нагрузка, в данном случае — нефть.

 

 

ИТОГИ:

 

Нельзя читать текст механически! Нужно «входить» в него.

Запоминая сообщения, нужно «войти» в текст, сформировать единицу информации, подержать ее 5—20 секунд, а после этого «взять» с собой только ключевое слово.

 

Задание к Модулю 2.2.

  1. С помощью приема «Вхождение в текст» запомните и воспроизведите текст приведенного текста.
  2. Подберите текст на ваш выбор для тренировки этого приема. Попробуйте запомнить и воспроизвести подобранный Вами текст.

 

 

ВложениеРазмер
modul_2.2.ppt137 КБ

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
28.10.2013 : 22.59

Геологи Казахстана подтвердили мнение ученых из  Алма-Аты, о том, что около космодрома Байконур есть крупный нефть.

    Учёные говорят,  нефть лёгкая, её можно использовать для производства автомобильного и авиационного топлива.

Было тяжело!

Своя попытка:

Кто открыл Америку?

Официальным первооткрывателем Америки считается испанец Христофор Колумб, посетивший Америку в 1492 году по приказу испанского короля. Однако европейцы и китайцы плавали в Америку задолго до Колумба. Экспедиция Колумба к берегам центральной и южной Америки считается самой ранней и самой полной из достоверно известных. Открытие Америки изначально воспринималось как нахождение новых путей в Азию (так называемую Западную Индию), поэтому местное население открытых земель и стало называться индейцами. 13 октября 1492 года Колумб высадился на острове в Карибском море, который ныне известен как Сан-Сальвадор.

Название «Америка», однако, считается производным от имени другого путешественника — итальянца Америго Веспуччи. Впервые мы видим это название на немецкой карте 1507 года выпуска. По-видимому, автор карты по ошибке считал именно Веспуччи, а не Колумба автором открытия.

Такой объём оказался не под силу. По сути ошибок было мало, но от текста отошла.

Официальным первооткрывателем Америки является Христофор Колумб, который открыл Америку в 1492 году.  Но путь в Америку был известен и ранее. Изначально считалось, что Колумб открыл новый путь в Индию. Поэтому коренное население стали называть индейцами. В 1492 году Колумб причалил к берегам Америки на остров Сан-Сальвадор. Название Америка пошло от имени другого путешественника - Америго Веспуччи. На старой немецкой карте этот материк назван его именем.

 

Информация о пользователе.
30.01.2014 : 07.56

Предложенный текст:
В Сибири и на Дальнем Востоке растет кедр. Это дерево сюрпризов.
В кедровой посуде долго не скисает молоко. В шкафу из кедровых досок не заводится моль. Из кедровых орехов сибиряки делают растительные сливки, которые почти в три раза питательнее коровьих, потому что кедровый орех содержит 79 % жира.
Свой текст:
Исполнители вокруг нас
Современного человека окружает множество разнообразных технических устройств: телевизор, магнитофон, фотоаппарат, телефон, стиральная машина, автомобиль и пр. Каждое из этих устройств предназначено для решения своей задачи и способно выполнять некоторый ограниченный набор действий, или команд.
Устройство, способное выполнять определенный набор команд, мы будем называть исполнителем. Команды, которые может выполнить конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя.
Свое изложение текста:
Современного человека окружает множество разнообразных технических устройств: телевизор, фотоаппарат, магнитофон, автомобиль, телефон, стиральная машина и пр. Каждое из этих устройств предназначено для решения определенной задачи и способно выполнять только ограниченный набор действий (команд).
Устройство, способное выполнять определенный набор команд, называется исполнителем. Команды, которые может выполнить конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя.

Заменила некоторые слова, но смысл остался тотже
 


 

Информация о пользователе.
12.02.2014 : 15.34

 

Ваш текст:

В Сибири и на Дальнем Востоке растет кедр — дерево сюрпризов. Дело в том, что в посуде из кедра долго не скисает молоко. В шкафу из кедровых досок не заводится моль. Из кедровых орехов сибиряки   делают растительные сливки, которые в три раза питательнее коровьих, потому что кедровый орех содержит 79 % жира.

Мой текст:

                Государственный заповедник «Приволжская лесостепь» содержит уникальные для лесостепной зоны мощные черноземы, нигде больше в Европе не сохранившиеся степные растительные комплексы. Отличается необычной флористической насыщенностью, наличием редких видов растений и животных.

Информация о пользователе.
14.05.2014 : 14.42

 

Задание 2.2

В Сибири и на Дальнем Востоке растет кедр — дерево сюрпризов. Дело в том, что в посуде из кедра долго не скисает молоко. В шкафу из кедровых досок не заводится моль. Из кедровых орехов сибиряки   делают растительные сливки, которые в три раза питательнее коровьих, потому что кедровый орех содержит 79 % жира.

Текст интересный,поэтому запомнила легко, но при воспроизведении, некотрые слова заменяла. "не скисает" - "не пропадает", "не заводится" - "не живет".почему то так для меня проще.

Информация о пользователе.
14.05.2014 : 14.43

Задание 2.2

В Сибири и на Дальнем Востоке растет кедр — дерево сюрпризов. Дело в том, что в посуде из кедра долго не скисает молоко. В шкафу из кедровых досок не заводится моль. Из кедровых орехов сибиряки делают растительные сливки, которые в три раза питательнее коровьих, потому что кедровый орех содержит 79 % жира.

Текст интересный,поэтому запомнила легко, но при воспроизведении, некотрые слова заменяла. "не скисает" - "не пропадает", "не заводится" - "не живет".почему то так для меня проще.