Выполненные задания к Модулю 2
0
Вход
Здесь вы можете выложить свое выполненное задание, а также обсудить его с коллегами и тьюторами.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Здесь вы можете выложить свое выполненное задание, а также обсудить его с коллегами и тьюторами.
Комментарии
Модуль 2. Введение в проблему проектирования учебных текстов.
Каковы признаки качественного метода работы с текстом, исходя из ваших собственных индивидуальных интеллектуальных особенностей?
Метапредметные результаты, получаемые при работе с текстом.
http://www.mindmeister.com/343977355
Признаком качественной работе с текстом является:
-умение отвечать на вопрос (письменно и устно);
-умение исследовать действительность с помощью вопросов;
-умение решать задачу;
-умение структурировать задание;
-умение планировать работу;
-умение проверять полученный результат;
-умение оценивать себя в контексте данного учебного задания.
А это приводит к формированию общеучебной культуры ученика.
Действия, результатом которых является умение: озаглавить материал, составить план, составить тезисный плана, составить план-схему; структурировать информацию; подобрать аргументы в защиту позиции, подобрать аргументы к антитезису; обосновать чью-то точку зрения; выявить причинно-следственные связи; построить понятийный, событийный кластер, произвести табличную обработку информации, выявить противоречия, оценить достоверность, сформулировать и аргументировать собственную позицию можно считать признаком работы с текстом.
Можно ли получить качественный образовательный результат, используя в образовательном процессе «плохие» тексты?
Что такое "плохой" текст применительно к предмету химия? На этот вопрос множество примеров можно почерпнуть в сегодняшних учебниках. Это описание неверных фактов, ошибки в понятиях, определениях, объяснениях. Это загромождение материала отвлекающими от сути дела второстепенными подробностями. Это алгоритмы действий из огромного числа компонентов, последовательность которых невозможно запомнить и, как следствие, применить для решения задач. Это изложение одного и того же материала разными словами. Это... список можно перечислять долго.
Как же быть учителю в такой ситуации? Писать собственные учебники? Конечно нет! В этом случае можно, например, пойти как в математике- от противного. Предложить учащимся проанализировать конкретные места текста, обсудить их и сделать выводы. Таким образом, текст предстает не догмой, а материалом для критической работы с ним. В современном мире это является крайне важным, ведь большое количество "научной" информации является на самом деле информацией рекламной и часто гипотетической, недостоверной. Но, к сожалению, при этом не обойтись без грамотного учителя, который сам способен мыслить критически. Таким образом, и с "плохими" текстами можно работать эффективно, нужно лишь иметь и применять соответсвующие инструменты и методы. Но все таки "хороший" текст существенно ускоряет процесс обучения.
Можно ли получить качественный образовательный результат, используя в образовательном процессе «плохие» тексты?
Оценочные понятия: «плохой - хороший» всегда стоят на личностном уровне. «Плохой» текст для кого: для учителя или для ученика? Если ребенок не хочет читать ту или иную художественную книгу, она сразу переходит в разряд «плохих». Но нужно задуматься, лень это или элементарное непонимание. Причем причиной непонимания является отсутствие знаний, без которых суть художественного произведения уловить невозможно. Поэтому прийти к оценке «хороший» помогут дополнительные знания. Понадобятся знания из других предметных областей: история, обществознание, география и др. Представляется очевидным, что для получения качественного образовательного результата должны становиться не однопредметные результаты, а обобщенные, достигаемые в ходе образовательного процесса. Следовательно, «плохой» для ученика художественный текст может стать источником приобретения (повторения) знаний и других предметов школьного цикла.
http://www.sendspace.com/file/dre940
МОДУЛЬ 2. 3. Является ли такая характеристика как "клиповость" признаком низкого качества текста? мышления ученика?
Нельзя сказать, "клиповость"(фрагментарность) признак низкого качества текста. Всё зависит от места расположения текста в изучаемом материале и от поставленных целей, при изучении данного текста. Фрагметарность необходима для проективной деятельности обучающего. Например, при выполнении задания: "Создание журнала на определенную тему". Согласно наблюдениям и некоторым исследованиям, учащиеся готовы знакомиться с информацией в объеме одного, от силы двух экранов. И большие тексты читаются по диагонали на экране, т.е. у обучающихся формируется "клиповость мышления" и "клиповость сознания".
А вот при прочтении полного текста у обучающихся формируется исследовательская культура, а именно:
-умение отвечать на вопрос (письменно и устно);
-умение исследовать действительность с помощью вопросов;
-умение решать задачу;
-умение структурировать задание;
-умение планировать работу;
-умение проверять полученный результат;
-поиск и вычленение необходимой информации из адаптированного и
неадаптированного источника;
- анализ выделенной информации
- синтез информации.
Я думаю, что в обучении надо сочитать полные тексты, с текстами с характеристикой "клиповость".
Как связано естественнонаучное образование с требованиями развития
читательской компетентности учащихся?
Читательская компетентность является результатом воспитания, обучения и образования. При этом она основывается как на развитии мыслительных действий и механизмов чтения, так и на развитии личностных качеств учащихся.
« для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть
сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами».
При выделении метапредметных образовательных результатов можно отнести сформированность на личностном уровне следующих областей культуры:
1. Исследовательская культура
2. Проективная культура
3. Коммуникативная культур
Исследовательская культура ученикавключает в себя культуру работы с информацией, которая связана с достижением результатов в следующих областях:
-поиск и вычленение необходимой информации из адаптированного и неадаптированного источника;
- анализ выделенной информации
- синтез информации
В международной практике сложилась система оценки результатов в этой области через решение прикладных задач, связанных со скоростью нахождения и качеством обработки необходимой информации, анализом предложенных информационных источников.
Из выше изложенного вытекает необходимость развития читательской компетентности учащихся.
Читательская компетентность учащихся- это способность интерпретировать текст, делать заключения о намерении автора, критически оценивать текст и т.д.
В ГИА 9 класса по физике появился целый блок заданий, направленных на проверку читательской компетентности учащихся. Анализ результатов экзамена (отсутствие ошибок в блоке на компетентность) показывает, что изучение нового материала через самостоятельную работу с текстом и переработка его в виде схем, кластеров и т.д. не только посильно и интересно многим учащимся, но, главное, своевременно.
Подготовка учащихся к студенческой жизни, когда большая часть материала перерабатывается самостоятельно, начинается на школьных уроках. Поэтому еще за школьной партой необходимо научить ребят чтению текста, анализу, составлению кластеров.
Читательская компетентность - это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных, а впоследствии и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности.
Написание научно-исследовательской работы - это верный шаг к развитию естественно-научного образования. В дидактических условиях углубленного изучения отдельных дисциплин существенно расширяются возможности организации учебно-познавательной деятельности учащихся как культуротворческого процесса, направленного на выявление неизвестного знания. Учебно-исследовательская культура школьника представляет собой интегративное качество, в котором воплощаются целостная картина мира, умения и навыки научного познания, ценностное отношение к его результатам, т.е. все то, что обеспечивает социальное и профессиональное самоопределение и творческое саморазвитие личности. Учебно-исследовательская культура учащегося, отражая универсальность связей с окружающим миром, инициирует способности к творческой самореализации, определяет возможности познавательной деятельности, способствует перенесению знаний, умений и навыков, полученных в исследовательской деятельности, в новую ситуацию. В рассматриваемой нами культуре ученика выделим систему показателей и критериев, руководствуясь которыми можно успешно вести исследовательскую деятельность: мотивацию исследования, отражающую интенсивность познавательной потребности, увлеченность поисковой деятельностью; научный стиль мышления, т.е. осмысление структурных элементов собственных исследовательских действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционального результатов исследования; технологическую готовность к учебному исследованию — владение понятийным аппаратом изучаемой темы, приобретение умений и навыков использования методов научного познания, соблюдение правил научной организации труда учащегося; творческую активность личности, выраженную уровнем самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, степенью знакомства с историей науки и ее актуальными проблемами. Эффективность формирования учебно-исследовательской культуры учащихся обеспечивается совокупностью педагогических условий, к которым отнесем следующие: формирование ценностного отношения учащихся к исследовательской деятельности и ее результатам; организацию субъект-субъектного взаимодействия в системе ученик - учитель; создание в образовательном учреждении исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и работу секций ученического научного общества; развитие творческой активности каждого учащегося на основе предоставления свободы выбора предмета исследования, использования интегративного характера содержания исследовательской работы с учетом индивидуального познавательного опыта; обучение научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач и проблем.
Каковы признаки качественного метода работы с текстом, исходя из ваших собственных индивидуальных интеллектуальных особенностей?
Признаками качественного метода работы с текстом, по моему мнению, являются понимание учащимися смысла прочитанного и идеи автора, умение задавать вопросы к тексту и отвечать на них.
Сложным для учащихся любого уровня подготовки является составление сложного или цитатного плана. Если ученик не затрудняется с таким видом работы, значит содержание и смысл текста ему понятен.
Составление таблицы или схемы по заданному тексту поможет учащемуся выделить его структуру, определить связь абзацев друг с другом. Таким образом, учащийся научится анализировать текст.
Работа по характеристике персонажа, где учащийся будет искать информацию по всему тексту, научит описывать героя с разных сторон, искать мельчайшие детали, которые помогут раскрыть характер персонажа, а также проследить развитие персонажа в продолжение всего произведения.
Качественная подготовка учителя – залог успеха учащихся, поэтому качество работы учащихся с текстом зависит от целей учителя, поставленных перед учащимися для данного вида работы.